Использование цифровых образовательных ресурсов при подготовке учащихся начальных классов к ВПР.
электронный образовательный ресурс (3, 4 класс)
Выступление на заседании Круглого стола «Подготовка младших школьников к ВПР:трудности и пути их преодоления» 26 февраля 2021 года, Смоленск
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ермакова Наталья Владимировна,
учитель начальных классов МБОУ «СШ №4» г. Десногорска Смоленской области
Использование цифровых образовательных ресурсов при подготовке учащихся начальных классов к ВПР.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) — практика, призванная наладить регулярную проверку уровня знаний школьников на соответствие Федеральным государственным образовательным стандартам. Подготовка к ВПР – это не отдельное мероприятие, не натаскивание на тот или иной вид задания, а систематическая и целенаправленная работа по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов в течение всего периода обучения в начальной школе. Обобщить и систематизировать знания, полученные за годы обучения в начальной школе возможно с использованием цифровых образовательных ресурсов. Кроме этого важно показать ребенку, что компьютер и интернет – замечательное и интересное средство получения знаний, новых открытий, полезных и нужных сведений. Кто, как не учитель, должен и может познакомить ребенка с образовательными ресурсами. Благодаря знакомству с данными ресурсами дети научатся работать с компьютером и решать разнообразные задачи, приобретут способность применять школьные знания в жизни, что является важнейшим аспектом функциональной грамотности в международной программе по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment).
С цифровыми образовательными ресурсами я работаю на протяжении нескольких лет. Из ресурсов наиболее отвечающих, на мой взгляд, требованиям к содержанию и оформлению материала, выделю платформы Яндекс.Учебник и РешуВПР, а также официальный сайт ВПР СтатГрад https://ru-vpr.ru
Образовательный портал РешуВПР ежемесячно представляет варианты для самопроверки. По окончании работы система проверяет ответы, показывает правильные решения и выставляет оценку по пятибалльной или стобалльной шкале. Есть возможность учителю составить варианты заданий.
Сайт ВПР СтатГрад размещает последние новости, инструкции и примеры тестовых заданий. Для подготовки к тестированию, можно посмотреть работы предыдущих лет.
Не могу не отметить очень интересный проект "Образовательные тесты" https://testedu.ru/, который позволяет учителю любой тест, находящийся на сайте, загрузить и отредактировать. А можно, скачав программу, самостоятельно составить новый тест (это проще, чем кажется)
Подробнее остановлюсь на платформах Яндекс.Учебник и РешуВПР.
На платформе Яндекс.Учебник можно создавать уроки с заданиями, если на своей странице, выбрать предмет (русский язык, математику, окружающий мир), создать занятие и выдать ученикам. В копилке тематических подборок есть задания по подготовке к ВПР: «Веселая проверочная работа» во вкладке «Готовимся к ВПР».
Рассмотрим по блокам возможности Яндекс.Учебника:
1 Диктант. Аудиодиктанты на данный момент отсутствуют, но во вкладке «Правописание» находятся разделы, которые содержат задания по орфографии.
Например: Одна из самых сложных орфограмм «Безударные гласные, проверяемые ударением» имеет в разделе около 70 видов заданий по 5 видов упражнений. Содержание текстов заданий расширяет кругозор обучающихся, является тренировочной площадкой для работы по развитию речи.
2. К диктанту даются 2 грамматических задания:
1. Выписать предложение с однородными членами и подчеркнуть либо однородные сказуемые, либо однородные подлежащие.
2. Определить части речи.
На платформе Яндекс.Учебник присутствуют разделы «Синтаксис» и «Морфология», а также тематические подборки. Есть готовые диагностические работы по данным темам.
Вторая часть ВПР по русскому языку состоит из блоков, каждый из которых возможно отработать в Яндекс.Учебнике.
Например, ударение отрабатывается в разделе «Фонетика и графика» в теме «Орфоэпия». Слова использованы часто встречающиеся в ВПР. Довольно интересные задания на постановку ударений есть в разделе «Обобщающие занятия по фонетике и орфоэпии».
Классификация согласных звуков отрабатывается в этом же разделе «Фонетика и графика». Для работы я использовала в разделе темы «Согласные звуки» и «Орфоэпия», где есть задания на определение твердости/мягкости согласного, глухой он или звонкий, парный или непарный.
Работу по определению основной мысли текста, составлению плана текста, построение речевого высказывания, распознаванию значения слова, подбору синонимов, интерпретации содержащейся в тексте информации можно проводить в разделе «Тематические подборки» в темах «Работаем с текстом», «Города России», «Готовимся к ВПР. Работаем с текстом» и в отдельном разделе «Текст». Задания предлагают ребенку и в том числе оценить ситуацию и соотнести с готовыми высказываниями, подискутировать на уроке.
Названия разделов в библиотеке заданий Яндекс.Учебника («Морфемика» «Морфология»), помогают учителю ориентироваться в выборе упражнений. Для проверки знаний подходят задания из подраздела «Морфологический разбор части речи».
Платформа Яндекс.Учебник предлагает педагогам помощь и в подготовке к ВПР по математике. Например, в разделе «Тематические подборки» есть подраздел «Готовимся к ВПР».
На основе анализа работы с платформой Яндекс.Учебник классов 4-6(25 обучающихся, классный руководитель Ермакова Наталья Владимировна), 4-в (22 обучающихся, классный руководитель Руденко Ирина Леонидовна) можно отметить несомненные следующие плюсы:
1) легкость и простота регистрации;
2) возможность заинтересовать родителей и вовлечь в совместную деятельность;
3) информационная и методологическая составляющая заданий позволяет формировать метапредметные и предметные компетентности обучающихся;
4) система нескольких попыток выполения заданий активизирует познавательный интерес и способность к самообучению;
5) различная форма заданий поддерживает учебную мотивацию;
6) Яндекс.Учебник оформлен как учебник (нет рекламы, нет лишнего отвлекающего контента, лаконичность содержания);
7) удобный журнал с аналитикой, позволяющей оценить освоение детьми той или иной темы и скорректировать дальнейшую работу;
8) возможность осуществлять индивидуальный подход;
9) возможность проводить уроки в дистанционном режиме с использованием материала заданий платформы;
10) возможность использовать материалы платформы на уроках;
11) отсутствие платы за использование платформы.
Из бесед с родителями обучающихся известно о положительном отношении к платформе Яндекс.Учебник, так же с удовольствием занимаются в нем и дети.
Считаю, что возможности сервиса «Яндекс.Учебник» могут помочь и помогают в подготовке детей к ВПР.
На примере подготовки к ВПР по математике рассмотрим возможности образовательного портала РешуВПР. На главной странице можно выбрать предмет, класс и форму выполнения работы. Здесь представлены как тренировочные варианты ВПР, так и каталог заданий по темам. Тренировочные варианты ВПР составлены для самопроверки. Выбрав вариант работы, обучающийся выполняет ее всю. Причем работает секундомер, с помощью которого можно определить, укладывается ли ребенок по времени, выполняя работу. По окончанию работы система проверит ответы обучающегося, покажет правильные решения и выставит оценку. В отличии от платформы Яндекс.Учебник, где задания выбирает для обучающихся учитель, портал Решу ВПР доступен для самостоятельного выбора заданий и вариантов обучающимися. Задача учителя, я считаю, при работе с данным порталом показать ребятам его возможности и составлять варианты заданий с учетом особенностей того или иного УМК. Из каталога заданий, который находится на главной странице сайта, можно выбрать те задания, над совершенствованием которых необходимо поработать ученику. Выбрав задания, соответствующие формированию того или иного умения, можно выполнить столько заданий, сколько необходимо для усвоения материала каждому ребенку индивидуально, а можно работать в классе, используя мультимедийный проектор и доску. Выполненное задание при самостоятельной работе легко может проверить сам ребенок, нажав на ссылку «Пояснение».
Вся, указанная выше работа с обучающимися, позволила повысить качество знаний по русскому языку с 78% до 84%, по математике с 76% до 82% в 4-б классе и качество знаний по русскому языку с 63% до 73%, по математике с 68% до 73% в 4-в классе. Результаты ВПР позволяют рекомендовать использование платформы Яндекс.Учебник и образовательного портала Решу ВПР при подготовке обучающихся к Всероссийским проверочным работам.
Используемые ресурсы
Официальный сайт Яндекс.Учебник
Официальный сайт ВПР СтатГрад
Образовательный портал РешуВПР
"Образовательные тесты" https://testedu.ru/
P.S. Компания Яндекс проводила серию бесплатных вебинаров по теме «ВПР: формируем, оцениваемые умения (по математике и русскому языку) с помощью сервиса Яндекс.Учебник». Можно посмотреть в записи
https://www.youtube.com/watch?v=fzUnpbwt50w&feature=youtu.be
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Всероссийские проверочные работы (ВПР) — практика, призванная наладить регулярную проверку уровня знаний школьников на соответствие Федеральным государственным образовательным стандартам
С цифровыми образовательными ресурсами я работаю на протяжении нескольких лет. Из ресурсов наиболее отвечающих, на мой взгляд, требованиям к содержанию и оформлению материала, выделю платформы Яндекс.Учебник и РешуВПР , а также официальный сайт ВПР СтатГрад https://ru-vpr.ru Образовательный портал РешуВПР ежемесячно представляет варианты для самопроверки. По окончании работы система проверяет ответы Сайт ВПР СтатГрад размещает последние новости, инструкции и примеры тестовых заданий На платформе Яндекс.Учебник можно создавать уроки с заданиями
Не могу не отметить очень интересный проект "Образовательные тесты" https://testedu.ru/, который позволяет учителю любой тест, находящийся на сайте, загрузить и отредактировать. А можно, скачав программу, самостоятельно составить новый тест (это проще, чем кажется)
На платформе Яндекс.Учебник можно создавать уроки с заданиями, если на своей странице, выбрать предмет (русский язык, математику, окружающий мир), создать занятие и выдать ученикам. В копилке тематических подборок есть задания по подготовке к ВПР: «Веселая проверочная работа» во вкладке «Готовимся к ВПР» и др.
Рассмотрим по блокам возможности Яндекс.Учебника : Диктант. Аудиодиктанты на данный момент отсутствуют, но во вкладке «Правописание» находятся разделы, которые содержат задания по орфографии. Например: Одна из самых сложных орфограмм «Безударные гласные, проверяемые ударением» имеет в разделе около 70 видов заданий по 5 видов упражнений. Содержание текстов заданий расширяет кругозор обучающихся, является тренировочной площадкой для работы по развитию речи.
К диктанту даются 2 грамматических задания: 1. Выписать предложение с однородными членами и подчеркнуть либо однородные сказуемые, либо однородные подлежащие. 2. Определить части речи. На платформе Яндекс.Учебник присутствуют разделы «Синтаксис» и «Морфология», а также тематические подборки. Есть готовые диагностические работы по данным темам. Вторая часть ВПР по русскому языку состоит из блоков, каждый из которых возможно отработать в Яндекс.Учебнике .
На примере подготовки к ВПР по математике рассмотрим возможности образовательного портала РешуВПР . На главной странице можно выбрать предмет, класс и форму выполнения работы. Здесь представлены как тренировочные варианты ВПР, так и каталог заданий по темам.
Вся, указанная выше работа с обучающимися, позволила повысить качество знаний по русскому языку с 78% до 84%, по математике с 76% до 82% в 4-б классе и качество знаний по русскому языку с 63% до 73%, по математике с 68% до 73% в 4-в классе. Результаты ВПР позволяют рекомендовать использование платформы Яндекс.Учебник и образовательного портала Решу ВПР при подготовке обучающихся к Всероссийским проверочным работам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Использование новых информационных технологий в современной начальной школе является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса. Эффективное испол...
Отчёт о применении цифровых образовательных ресурсов на уроках в начальных классах
Комплекс интерактивных и аудиовизуальных средств вступает как стимулятор, побуждающий к познанию, развитию интереса, воображения, создающий эмоциональную сферу обучения....
Статья "Возможности использования цифровых образовательных ресурсов в начальной школе".
ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержан...
Образовательный проект по теме: «Использование цифровых образовательных ресурсов и создание среды, развивающей собственную мотивацию учащихся к изучению предмета»
Цель проекта – отобрать, структурировать и экспериментально проверить эффективность использования комплекса методов интерактивного обучения младших школьников на уроках в начальной школе.Задача ...
Использование Цифровых Образовательных Ресурсов как средство повышения мотивации учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС
Использование Цифровых Образовательных Ресурсов как средство повышения мотивации учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС...
Мастер-класс_Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы Яндекс.Учебник.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПРИМЕРЕ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ: «ЯНДЕКС. УЧЕБНИК» «РЭШ» «GLOBALLAB&ra...
Мастер-класс_Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы Яндекс.Учебник.
Мастер-класс_Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы Яндекс.Учебник....