Рабочая программа кружка "Азбука морали и нравственности"
рабочая программа на тему

Чешегорова Елена Владимировна

Рабочая программа кружка "Азбука морали и нравственности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azb_mor_i_nr.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Азбука морали и нравственности»

2011 год



Пояснительная записка

 Программа «Азбука морали и нравственности»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373), основной образовательной программы начальной школы общего образования МОУ «Гимназия №139», с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа разработана педагогическим коллективом в составе: Левицкая А.Г., Васильченко Е.А. – заместители директора по УВР, Петрина Н.Н. – психолог, Карбаинова Ю.И, Чешегорова Е.В., Трофименко Л.И., Чупахина  С.В. – учителя начальных классов.

Личностное становление  младшего школьника – сложный процесс, особенно с точки зрения управления им. Во многом личность определяется общим социальным фоном, что контролю со стороны школы не подлежит; в еще большей мере личность ребенка определяется эмоциональным, когнитивным, нравственным фоном семьи. В своих базовых личностных проявлениях первоклассники приходят в школу уже сформированными. Поэтому любой класс в личностном отношении не может быть гомогенным, а по большому счету у каждого школьника личность развивается по собственной, т.е. индивидуальной траектории.

Если относительно изучения конкретных предметов еще можно говорить о некоем одновременном для всех знакомстве с темой, то относительно развития личности школьники любой возрастной группы значительно отличаются друг от друга и, вероятно, было бы ошибочным стремление сделать их похожими, т.к. это означало бы кого-то из них задерживать в развитии. Поэтому программа личностного развития будет носить ориентировочный характер и уточняться с учетом особенностей класса. Задача школы в данном случае: расширить когнитивный кругозор школьников, сделать его максимально полным так, чтобы он включал разные мнения, взгляды, суждения, выводы, в этом случае в результате длительной работы возможно, спонтанно-интуитивной, в старших классах состоится выбор собственного жизненного пути, отношения к людям, определения для себя ценностей, коммуникативных установок,  жизненных смыслов и др.

Для первичного изучения особенностей класса используются анкеты (в т.ч. родителей), наблюдения. В соответствии с полученной статистической картиной уточняются цели, задачи, педагогические средства (игры, беседы, рассказы, фильмы и другое), наиболее адекватные для развития личности данных детей. В связи с этим в одном классе работа по развитию личности может быть совершенно не похожа на работу в другом классе.

Параллельно проводится родительский лекторий, где объясняются основные смыслы, цели, понятия; и где может соотноситься конструктивный разговор о желаниях, планах родителей, о возможностях поддержки с их стороны классных начинаний.

Практический опыт коммуникации дети получают в детском саду, на улице и в семье при минимальном руководстве и контроле со стороны взрослых, поэтому коммуникативные умения формируются совершенно спонтанно. Этот первичный опыт также есть смысл исследовать и в дальнейшей работе, опираться на его положительные стороны.

В условиях начальной школы, т.е. априорно, сложно утверждать, что у каждого школьника сложится реальная (практическая, используемая в жизни), позитивная, прочная структура универсальных личностных и коммуникативных действий, но школа может взять на себя ответственность за когнитивное усвоение детьми базовых понятий. Теоретические знания могут быть той опорой,  на которой можно сформировать умений и навыки и в случае необходимости их актуализировать. Другими словами, в свободном уличном общении требуются сниженные коммуникативные нормы, но в случае попадания ребенка в другую среду, он может актуализировать коммуникативные умения и навыки другого порядка, стиля. Теоретические знания  необходимо использовать в играх, при анализе ситуаций, фильмов, рассказов, спонтанном школьном поведении. В этом случае можно надеяться, что коммуникативные умения и навыки обретут известную социальную прочность.

Общественно положительная личность  с различными позитивными и универсальными коммуникативными умениями может быть способна к диалогу и консенсусу, что необходимо в современном российском обществе.

В настоящей программе представлены 8 направлений внеурочной деятельности в классе, что будет реализовано в течение обучения ребенка в 1-4 кл. Программа «Азбука морали и нравственности» для 1-4 классов рассчитана на 135 часов (1 класс – 33ч, 2-4 класс по 34).

Цель: Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему морально-нравственными установками, ценностями, взглядами, ориентациями, позитивными мотивами деятельности и поведения.

ЗАДАЧИ:

 1. Воспитывать в детях:

  • чувство самоуважения, уважение к членам своей семьи
  • эстетического, нравственного и практического отношения к окружающей среде.
  • любви к Родине, своему городу, родному дому.
  • в детях потребность в здоровом образе жизни.

2. Знакомить учащихся с прошлым и настоящим своей малой родины.

3. Развивать творческие способности младших школьников.

4. Развивать способности к длительному позитивному общению на основе симпатии.

1 направление: «Я и школа»

Цель:  формирование гражданского отношения к школе

Задачи:

  1. Формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
  2. Воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии.
  3. Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения.
  4. Вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья.
  5. Воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

1.        Торжественная линейка.  Праздник первого звонка.        

2.        Экскурсия по школе  «Мой школьный дом».                

3.        Беседа «Правила поведения в школе».

4.        Конкурс рисунков  «Моя школа», «Мой учитель».                

5.        «Наши школьные обязанности» Организация дежурств, распределение поручений.        

6. «Библиотеке – нашу помощь».

7. «Уютный класс»        Смотр классных комнат.        

8. Утренник «Мы гимназистами».

2 направление: «Я и семья»

Цель:  воспитание в детях самоуважение, уважение к членам своей семьи.

Задачи:

  1. Воспитание эмпатийного отношения к самым близким людям.
  2. Воспитывать чувство сплочённости (на основе представлений о семье, её составе, истории, взаимоотношениях).
  3. Показать важность внимательных и заботливых отношений между членами семьи.
  4. Уточнить представления учащихся о семье, о домашних делах взрослых и детей.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

  1. Беседа «Уважай старость».
  2. Классный час «Моя семья».
  3. Классный час «Мамин день».
  4. Классный час «Мой дом – наведу порядок в нём».
  5. Классный час, посвящённый дню 8 марта.
  6. Конкурс «Вот какие бабушки у нас!».
  7. Классный час «Твоя родословная».
  8. Беседа «Труд моих родителей».
  9. Беседа «Что означает моя фамилия».

3 направление: «Я и друзья»

Цель:  показать ценность и необходимость дружбы.

Задачи:

1. Формировать у детей понятие о дружбе.

2. Воспитывать чувство сплочённости в коллективе.

3. Учить детей соблюдать правила вежливости во взаимоотношениях между собой и взрослыми.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

  1. Классный час «Настоящий друг».
  2. Классный час «Приветствия».
  3. Практическое занятие «Мимика и жесты».
  4. Беседа «Внешний вид человека».
  5. Практическое занятие «Доброта».
  6. Классный час «Знакомство».
  7. Беседа «Человек среди людей».

4 направление: «Я и мораль»

Цель:  формировать поведенческие установки школьников с ориентации на социальные нормы и правила.

Задачи:

  1. Формировать самому простые правила поведения.
  2. Выбирать адекватный поступок на основе правил и ценностей.
  3. Учить анализировать собственные поступки.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

  1. Классный час «Поступки красивые и  безобразные».
  2. Выставка рисунков на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  3. Классный час «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
  4. Цикл бесед на темы:
  • «Как научиться жить в мире людей?».
  • «Добро -  это то, чего все желают».
  • «Кто скоро помог, тот дважды помог».
  1. Диспут на тему «Как побороть свою злость?».
  2. Практическое занятие «Как правильно себя вести?».
  3. Классный час «Учусь понимать людей».

5направление: «Я и здоровый образ жизни»

 Цель:  показать важность бережного отношения к здоровью человека.

Задачи:

1. Довести до сознания детей важность и необходимость соблюдения правил личной гигиены.

2. Закрепить знания и умения пользоваться средствами личной гигиены.

3. Приобщать к активному отдыху.

Мероприятия по реализации воспитательной программы 

  1. Операция «Здоровье».
  2. Уроки Мойдодыра.
  3. Классный час «Учись быть здоровым».
  4. День здоровья.
  5. Весёлые старты.
  6. Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».
  7. Посещение спортивных секций.
  8. Викторина «Мы и наше здоровье».
  9. Беседа «Кожа человека и её здоровье».
  10. Мероприятие «Новые приключения бобра Суперзуба».

6 направление: «Я и Отечество»

Цель:  воспитание российских гражданских ценностей.

Задачи:

  1. Приобщать учеников к обычаям русской культуры.
  2. Воспитывать любовь к родному языку.
  3. Приобщать учеников к духовным ценностям своего отечества.

Мероприятия по реализации воспитательной программы 

  1. Беседа « Символ моей Родины».
  2. Матрешка (экскурсия в с. Подгородка).
  3. Классный час, посвященный Великой Отечественной Войне «Это не должно повториться».
  4. Классный час, посвящённый Дню славянской письменности и культуры, в память Кирилла и Мефодия.
  5. Конкурс русских пословиц и поговорок.
  6. Беседа «Народные традиции, обычаи и обряды».
  7. Праздник «Масленица».
  8. Конкурс стихов русских поэтов.
  9. Беседа «Знаменитые люди города Омска».
  10. Мероприятие «История моего города».
  11. Беседа «Символика города Омска».
  12. Экскурсия в «краеведческий музей».
  13. Викторина «Животные Омской области».
  14. Беседа «Красная книга Омской области».
  15. Практическое занятие «Изготовление предметов русского обихода».

7 направление: «Я и нравственность»

Цель:  оценивать общепринятые нравственные правила, регулирующие жизнь общества.

Задачи:

  1. Формировать способность ребенка к оценке неоднозначных поступках, жизненных ситуаций.
  2. Учить замечать и признавать расхождение реального поступка с заявленной ребенком позиции.
  3. Познакомить с базовыми правилами нравственного поведения в обществе.

Мероприятия по реализации воспитательной программы 

  1. Праздник «Подари свое сердце людям».
  2. День Матери.
  3. Беседа «Как я могу порадовать маму?».
  4. День пожилого человека.
  5. Классный час «В дружбе сила».
  6. Письмо заболевшему товарищу.
  7. Цикл бесед на темы:
  •  «О жадности и жадинах».
  •  «Забота не в словах живет, а в делах».
  •  «Стыд и вина, что общего между ними?».
  1. Классный час  «Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?».
  2. Конкурс для девочек «Истинные леди».
  3.  Игра «Тайный друг».

8 направление: «Я и труд»

Цель: воспитание трудолюбия.

Задачи:

  1. Определить основные обязанности ребёнка дома, в школе.
  2. Развитие и формирование навыков самообслуживания.

Мероприятия по реализации воспитательной программы 

  1. Дежурство в классе.
  2. Генеральные уборки.
  3. БУНТ (большая уборка на территории).
  4. Праздник труда.
  5. Выставки работ.
  6. Беседа «Мои обязанности в семье».

Предполагаемые результаты реализации программы

Выпускник начальной школы должен уметь:

  1. доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;
  2. понимать другие позиции (взгляды, интересы);
  3. объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей:
  4. оценивать ситуации и поступки;
  5. договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;
  6. самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки.

Календарно-тематическое планирование для 1 класса на 2011-2012 учебный год представлено в приложении 1.


Приложение 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НА 2011 – 2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

Название темы

Количество часов

Дата

  1. направление «Я и школа»

Торжественная линейка.  Праздник первого звонка

Экскурсия по школе  «Мой школьный дом»

Беседа «Правила поведения в школе»

3

1

1

1

  1. направление: «Я и семья»

Классный час «Моя семья»

Беседа «Труд моих родителей»

Классный час «Мой дом – наведу порядок в нём»

Конкурс «Вот какие бабушки у нас!»

4

1

1

1

1

3 направление: «Я и друзья»

Практическое занятие «Доброта»

Практическое занятие «Мимика и жесты»

Классный час «Настоящий друг»

Классный час «Знакомство»

4

1

1

1

1

4 направление: «Я и мораль»

Выставка рисунков на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Беседы «Добро -  это то, чего все желают»

Практическое занятие «Как правильно себя вести?»

Классный час «Учусь понимать людей»

4

1

1

1

1

5направление: «Я и здоровый образ жизни»

День здоровья

Весёлые старты

Викторина «Мы и наше здоровье»

Мероприятие «Новые приключения бобра Суперзуба»

4

1

1

1

1

6 направление: «Я и Отечество»

Беседа « Символ моей Родины»

Конкурс русских пословиц и поговорок.

Беседа «Знаменитые люди города Омска»

Беседа «Символика города Омска»

Экскурсия в «краеведческий музей»

5

1

1

1

1

1

7 направление: «Я и нравственность»

Классный час «В дружбе сила»

Классный час  «Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?»

Беседа «О жадности и жадинах»

Игра «Тайный друг»

Праздник «Подари свое сердце людям»

5

1

1

1

1

1

8 направление: «Я и труд»

Дежурство в классе

Беседа «Мои обязанности в семье»

Праздник труда

БУНТ (большая уборка на территории)

4

1

1

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России

программа расчитана на 1 час в неделю.Авторы учебникаА.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров. модуль основы светской этики автор М.Т. Студеникин...

Рабочая программа математика Моро 1 класс ФГОС

Рабочая программа математика Моро 1 клас...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .

       «Краеведение – это радость подробного узнавания  жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....

рабочая программа поматематике моро 3 класс фгос

В данной программе имеется пояснительная записка, календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...

Рабочая программа по курсу «Воспитание нравственных качеств» Уроки нравственности или «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

Программа по курсу "Воспитание нравственных качеств" поможет воспитывать у младших школьников нравственные чувства и знание этики....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности» (духовно-нравственное направление) 1 – 4 классы

Рабочая программа  внеурочной деятельности«Азбука нравственности»(духовно-нравственное направление)1 – 4 классы...