Рабочая программа кружка "Азбука морали и нравственности"
рабочая программа на тему
Рабочая программа кружка "Азбука морали и нравственности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azb_mor_i_nr.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Азбука морали и нравственности»
2011 год
Пояснительная записка
Программа «Азбука морали и нравственности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373), основной образовательной программы начальной школы общего образования МОУ «Гимназия №139», с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа разработана педагогическим коллективом в составе: Левицкая А.Г., Васильченко Е.А. – заместители директора по УВР, Петрина Н.Н. – психолог, Карбаинова Ю.И, Чешегорова Е.В., Трофименко Л.И., Чупахина С.В. – учителя начальных классов.
Личностное становление младшего школьника – сложный процесс, особенно с точки зрения управления им. Во многом личность определяется общим социальным фоном, что контролю со стороны школы не подлежит; в еще большей мере личность ребенка определяется эмоциональным, когнитивным, нравственным фоном семьи. В своих базовых личностных проявлениях первоклассники приходят в школу уже сформированными. Поэтому любой класс в личностном отношении не может быть гомогенным, а по большому счету у каждого школьника личность развивается по собственной, т.е. индивидуальной траектории.
Если относительно изучения конкретных предметов еще можно говорить о некоем одновременном для всех знакомстве с темой, то относительно развития личности школьники любой возрастной группы значительно отличаются друг от друга и, вероятно, было бы ошибочным стремление сделать их похожими, т.к. это означало бы кого-то из них задерживать в развитии. Поэтому программа личностного развития будет носить ориентировочный характер и уточняться с учетом особенностей класса. Задача школы в данном случае: расширить когнитивный кругозор школьников, сделать его максимально полным так, чтобы он включал разные мнения, взгляды, суждения, выводы, в этом случае в результате длительной работы возможно, спонтанно-интуитивной, в старших классах состоится выбор собственного жизненного пути, отношения к людям, определения для себя ценностей, коммуникативных установок, жизненных смыслов и др.
Для первичного изучения особенностей класса используются анкеты (в т.ч. родителей), наблюдения. В соответствии с полученной статистической картиной уточняются цели, задачи, педагогические средства (игры, беседы, рассказы, фильмы и другое), наиболее адекватные для развития личности данных детей. В связи с этим в одном классе работа по развитию личности может быть совершенно не похожа на работу в другом классе.
Параллельно проводится родительский лекторий, где объясняются основные смыслы, цели, понятия; и где может соотноситься конструктивный разговор о желаниях, планах родителей, о возможностях поддержки с их стороны классных начинаний.
Практический опыт коммуникации дети получают в детском саду, на улице и в семье при минимальном руководстве и контроле со стороны взрослых, поэтому коммуникативные умения формируются совершенно спонтанно. Этот первичный опыт также есть смысл исследовать и в дальнейшей работе, опираться на его положительные стороны.
В условиях начальной школы, т.е. априорно, сложно утверждать, что у каждого школьника сложится реальная (практическая, используемая в жизни), позитивная, прочная структура универсальных личностных и коммуникативных действий, но школа может взять на себя ответственность за когнитивное усвоение детьми базовых понятий. Теоретические знания могут быть той опорой, на которой можно сформировать умений и навыки и в случае необходимости их актуализировать. Другими словами, в свободном уличном общении требуются сниженные коммуникативные нормы, но в случае попадания ребенка в другую среду, он может актуализировать коммуникативные умения и навыки другого порядка, стиля. Теоретические знания необходимо использовать в играх, при анализе ситуаций, фильмов, рассказов, спонтанном школьном поведении. В этом случае можно надеяться, что коммуникативные умения и навыки обретут известную социальную прочность.
Общественно положительная личность с различными позитивными и универсальными коммуникативными умениями может быть способна к диалогу и консенсусу, что необходимо в современном российском обществе.
В настоящей программе представлены 8 направлений внеурочной деятельности в классе, что будет реализовано в течение обучения ребенка в 1-4 кл. Программа «Азбука морали и нравственности» для 1-4 классов рассчитана на 135 часов (1 класс – 33ч, 2-4 класс по 34).
Цель: Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему морально-нравственными установками, ценностями, взглядами, ориентациями, позитивными мотивами деятельности и поведения.
ЗАДАЧИ:
1. Воспитывать в детях:
- чувство самоуважения, уважение к членам своей семьи
- эстетического, нравственного и практического отношения к окружающей среде.
- любви к Родине, своему городу, родному дому.
- в детях потребность в здоровом образе жизни.
2. Знакомить учащихся с прошлым и настоящим своей малой родины.
3. Развивать творческие способности младших школьников.
4. Развивать способности к длительному позитивному общению на основе симпатии.
1 направление: «Я и школа»
Цель: формирование гражданского отношения к школе
Задачи:
- Формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
- Воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии.
- Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения.
- Вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья.
- Воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
1. Торжественная линейка. Праздник первого звонка.
2. Экскурсия по школе «Мой школьный дом».
3. Беседа «Правила поведения в школе».
4. Конкурс рисунков «Моя школа», «Мой учитель».
5. «Наши школьные обязанности» Организация дежурств, распределение поручений.
6. «Библиотеке – нашу помощь».
7. «Уютный класс» Смотр классных комнат.
8. Утренник «Мы гимназистами».
2 направление: «Я и семья»
Цель: воспитание в детях самоуважение, уважение к членам своей семьи.
Задачи:
- Воспитание эмпатийного отношения к самым близким людям.
- Воспитывать чувство сплочённости (на основе представлений о семье, её составе, истории, взаимоотношениях).
- Показать важность внимательных и заботливых отношений между членами семьи.
- Уточнить представления учащихся о семье, о домашних делах взрослых и детей.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
- Беседа «Уважай старость».
- Классный час «Моя семья».
- Классный час «Мамин день».
- Классный час «Мой дом – наведу порядок в нём».
- Классный час, посвящённый дню 8 марта.
- Конкурс «Вот какие бабушки у нас!».
- Классный час «Твоя родословная».
- Беседа «Труд моих родителей».
- Беседа «Что означает моя фамилия».
3 направление: «Я и друзья»
Цель: показать ценность и необходимость дружбы.
Задачи:
1. Формировать у детей понятие о дружбе.
2. Воспитывать чувство сплочённости в коллективе.
3. Учить детей соблюдать правила вежливости во взаимоотношениях между собой и взрослыми.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
- Классный час «Настоящий друг».
- Классный час «Приветствия».
- Практическое занятие «Мимика и жесты».
- Беседа «Внешний вид человека».
- Практическое занятие «Доброта».
- Классный час «Знакомство».
- Беседа «Человек среди людей».
4 направление: «Я и мораль»
Цель: формировать поведенческие установки школьников с ориентации на социальные нормы и правила.
Задачи:
- Формировать самому простые правила поведения.
- Выбирать адекватный поступок на основе правил и ценностей.
- Учить анализировать собственные поступки.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
- Классный час «Поступки красивые и безобразные».
- Выставка рисунков на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?».
- Классный час «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
- Цикл бесед на темы:
- «Как научиться жить в мире людей?».
- «Добро - это то, чего все желают».
- «Кто скоро помог, тот дважды помог».
- Диспут на тему «Как побороть свою злость?».
- Практическое занятие «Как правильно себя вести?».
- Классный час «Учусь понимать людей».
5направление: «Я и здоровый образ жизни»
Цель: показать важность бережного отношения к здоровью человека.
Задачи:
1. Довести до сознания детей важность и необходимость соблюдения правил личной гигиены.
2. Закрепить знания и умения пользоваться средствами личной гигиены.
3. Приобщать к активному отдыху.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
- Операция «Здоровье».
- Уроки Мойдодыра.
- Классный час «Учись быть здоровым».
- День здоровья.
- Весёлые старты.
- Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».
- Посещение спортивных секций.
- Викторина «Мы и наше здоровье».
- Беседа «Кожа человека и её здоровье».
- Мероприятие «Новые приключения бобра Суперзуба».
6 направление: «Я и Отечество»
Цель: воспитание российских гражданских ценностей.
Задачи:
- Приобщать учеников к обычаям русской культуры.
- Воспитывать любовь к родному языку.
- Приобщать учеников к духовным ценностям своего отечества.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
- Беседа « Символ моей Родины».
- Матрешка (экскурсия в с. Подгородка).
- Классный час, посвященный Великой Отечественной Войне «Это не должно повториться».
- Классный час, посвящённый Дню славянской письменности и культуры, в память Кирилла и Мефодия.
- Конкурс русских пословиц и поговорок.
- Беседа «Народные традиции, обычаи и обряды».
- Праздник «Масленица».
- Конкурс стихов русских поэтов.
- Беседа «Знаменитые люди города Омска».
- Мероприятие «История моего города».
- Беседа «Символика города Омска».
- Экскурсия в «краеведческий музей».
- Викторина «Животные Омской области».
- Беседа «Красная книга Омской области».
- Практическое занятие «Изготовление предметов русского обихода».
7 направление: «Я и нравственность»
Цель: оценивать общепринятые нравственные правила, регулирующие жизнь общества.
Задачи:
- Формировать способность ребенка к оценке неоднозначных поступках, жизненных ситуаций.
- Учить замечать и признавать расхождение реального поступка с заявленной ребенком позиции.
- Познакомить с базовыми правилами нравственного поведения в обществе.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
- Праздник «Подари свое сердце людям».
- День Матери.
- Беседа «Как я могу порадовать маму?».
- День пожилого человека.
- Классный час «В дружбе сила».
- Письмо заболевшему товарищу.
- Цикл бесед на темы:
- «О жадности и жадинах».
- «Забота не в словах живет, а в делах».
- «Стыд и вина, что общего между ними?».
- Классный час «Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?».
- Конкурс для девочек «Истинные леди».
- Игра «Тайный друг».
8 направление: «Я и труд»
Цель: воспитание трудолюбия.
Задачи:
- Определить основные обязанности ребёнка дома, в школе.
- Развитие и формирование навыков самообслуживания.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
- Дежурство в классе.
- Генеральные уборки.
- БУНТ (большая уборка на территории).
- Праздник труда.
- Выставки работ.
- Беседа «Мои обязанности в семье».
Предполагаемые результаты реализации программы
Выпускник начальной школы должен уметь:
- доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;
- понимать другие позиции (взгляды, интересы);
- объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей:
- оценивать ситуации и поступки;
- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;
- самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки.
Календарно-тематическое планирование для 1 класса на 2011-2012 учебный год представлено в приложении 1.
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2011 – 2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
Название темы | Количество часов | Дата |
Торжественная линейка. Праздник первого звонка Экскурсия по школе «Мой школьный дом» Беседа «Правила поведения в школе» | 3 1 1 1 | |
Классный час «Моя семья» Беседа «Труд моих родителей» Классный час «Мой дом – наведу порядок в нём» Конкурс «Вот какие бабушки у нас!» | 4 1 1 1 1 | |
3 направление: «Я и друзья» Практическое занятие «Доброта» Практическое занятие «Мимика и жесты» Классный час «Настоящий друг» Классный час «Знакомство» | 4 1 1 1 1 | |
4 направление: «Я и мораль» Выставка рисунков на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?» Беседы «Добро - это то, чего все желают» Практическое занятие «Как правильно себя вести?» Классный час «Учусь понимать людей» | 4 1 1 1 1 | |
5направление: «Я и здоровый образ жизни» День здоровья Весёлые старты Викторина «Мы и наше здоровье» Мероприятие «Новые приключения бобра Суперзуба» | 4 1 1 1 1 | |
6 направление: «Я и Отечество» Беседа « Символ моей Родины» Конкурс русских пословиц и поговорок. Беседа «Знаменитые люди города Омска» Беседа «Символика города Омска» Экскурсия в «краеведческий музей» | 5 1 1 1 1 1 | |
7 направление: «Я и нравственность» Классный час «В дружбе сила» Классный час «Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?» Беседа «О жадности и жадинах» Игра «Тайный друг» Праздник «Подари свое сердце людям» | 5 1 1 1 1 1 | |
8 направление: «Я и труд» Дежурство в классе Беседа «Мои обязанности в семье» Праздник труда БУНТ (большая уборка на территории) | 4 1 1 1 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России
программа расчитана на 1 час в неделю.Авторы учебникаА.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров. модуль основы светской этики автор М.Т. Студеникин...
Рабочая программа математика Моро 1 класс ФГОС
Рабочая программа математика Моро 1 клас...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .
«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....
рабочая программа поматематике моро 3 класс фгос
В данной программе имеется пояснительная записка, календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)
Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...
Рабочая программа по курсу «Воспитание нравственных качеств» Уроки нравственности или «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»
Программа по курсу "Воспитание нравственных качеств" поможет воспитывать у младших школьников нравственные чувства и знание этики....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности» (духовно-нравственное направление) 1 – 4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности«Азбука нравственности»(духовно-нравственное направление)1 – 4 классы...