Дифференцированный подход к младшим школьникам с ЗПР в организации обучения в коррекционном классе VII вида
статья на тему

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения. Критерии эффективности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход к младшим школьникам с ЗПР в организации обучения в коррекционном классе VII вида

Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями  стандартной школьной программы, достигло более 30%.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. В медицине задержку психического развития относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности, которые характеризуются замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности.

Понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка. Причины такого отставания можно разбить на 2 группы: медико-биологические и социально-психологические причины.

Как уже было отмечено, под термином "задержка развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).

В целом же ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах:

  • конституционального происхождения,
  • соматогенного происхождения,
  • психогенного происхождения
  • церебрально-органического генеза.

 Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка. Остановимся более подробно на каждой из этих форм.

В нашей школе на протяжении многих лет существуют классы коррекции.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются: 

  • Активизация познавательной деятельности учащихся;
  • Повышение уровня их умственного развития;
  • Нормализация учебной деятельности;
  • Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;
  • Социально-трудовая адаптация.

Говоря о дифференцированном подходе в обучении детей с ЗПР, важно обозначить критерии эффективности его осуществления:

  1. Создание для ученика ситуации успеха и уверенности;
  2. Сотрудничество учителя и ученика;
  3. Создание ситуации, в которой ученик сам выбирает задания различного уровня трудности;
  4. Возможность выбора учителем форм контрольной процедуры;
  5. Учет временного фактора в зависимости от индивидуальных особенностей ученика;
  6. Тематический учет знаний;
  7. Использование метода малых групп;
  8. Логическая обусловленность и своевременность контроля;
  9. Гарантирование ученику права на повышение оценки;
  10. Соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля;
  11. Поощрение ученика;
  12. Соответствие целей контроля целям образовательного процесса.

С психолого-педагогической точки зрения такая форма работы эффективна тем, что для каждого ученика существует возможность самореализации на различных уровнях обучения, его самооценка строится на основании реального осознания успехов и возможностей.

Единое домашнее задание не способствует продвижению младших школьников с ЗПР. Домашняя работа является органическим продолжением классной работы и осуществляет адресную функцию. Такое задание способствует выработке самоконтроля, ответственности, трудолюбия и других личностных качеств, которые в свою очередь влияют на формирование познавательных качеств учащихся.

 Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. При работе  с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуальности и ближайшего развития. Дифференцированный подход необходим на всех этапах усвоения знаний и умений.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что осуществление дифференцированного подхода – одна из наиболее продуктивных форм педагогической деятельности. Это даёт возможность повысить эффективность педагогического воздействия на детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Обучение грамоте» для коррекционных классов VII вида 1 класс

Рабочая программа учебного предмета «Обучение грамоте» для специальных (коррекционных) классов VII вида разработана на основе Примерной программы по русскому языку (2004г.), авторской программы В.Г.Го...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида

Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...

Элементы дифференцированного подхода к учащимся в начальной школе в процессе обучения.

Эта статья поможет обратить внимание на вопросы дифференцированного подхода в обучении, особенно со слабоуспевающими учащимися....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

ЭТА РАБОТА ПОЗНАКОМИТ С НЕКОТОРЫМИ АСПЕКТАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ  В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ,С ВИДАМИ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ, КОТОРЫЕ ЗАТРУДНЯЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СО СЛАБОЙ НЕРВНО...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Применение дифференцированного подхода к младшим школьникам в учебной деятельности

Применение дифференцированного подхода к младшим школьникам в учебной деятельности....