Дифференцированный подход к младшим школьникам с ЗПР в организации обучения в коррекционном классе VII вида
статья на тему
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения. Критерии эффективности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход к младшим школьникам с ЗПР в организации обучения в коррекционном классе VII вида
Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, достигло более 30%.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. В медицине задержку психического развития относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности, которые характеризуются замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности.
Понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка. Причины такого отставания можно разбить на 2 группы: медико-биологические и социально-психологические причины.
Как уже было отмечено, под термином "задержка развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).
В целом же ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах:
- конституционального происхождения,
- соматогенного происхождения,
- психогенного происхождения
- церебрально-органического генеза.
Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка. Остановимся более подробно на каждой из этих форм.
В нашей школе на протяжении многих лет существуют классы коррекции.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
- Активизация познавательной деятельности учащихся;
- Повышение уровня их умственного развития;
- Нормализация учебной деятельности;
- Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;
- Социально-трудовая адаптация.
Говоря о дифференцированном подходе в обучении детей с ЗПР, важно обозначить критерии эффективности его осуществления:
- Создание для ученика ситуации успеха и уверенности;
- Сотрудничество учителя и ученика;
- Создание ситуации, в которой ученик сам выбирает задания различного уровня трудности;
- Возможность выбора учителем форм контрольной процедуры;
- Учет временного фактора в зависимости от индивидуальных особенностей ученика;
- Тематический учет знаний;
- Использование метода малых групп;
- Логическая обусловленность и своевременность контроля;
- Гарантирование ученику права на повышение оценки;
- Соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля;
- Поощрение ученика;
- Соответствие целей контроля целям образовательного процесса.
С психолого-педагогической точки зрения такая форма работы эффективна тем, что для каждого ученика существует возможность самореализации на различных уровнях обучения, его самооценка строится на основании реального осознания успехов и возможностей.
Единое домашнее задание не способствует продвижению младших школьников с ЗПР. Домашняя работа является органическим продолжением классной работы и осуществляет адресную функцию. Такое задание способствует выработке самоконтроля, ответственности, трудолюбия и других личностных качеств, которые в свою очередь влияют на формирование познавательных качеств учащихся.
Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. При работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуальности и ближайшего развития. Дифференцированный подход необходим на всех этапах усвоения знаний и умений.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что осуществление дифференцированного подхода – одна из наиболее продуктивных форм педагогической деятельности. Это даёт возможность повысить эффективность педагогического воздействия на детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/04/picture-261617-1370291426.jpg)
Рабочая программа «Обучение грамоте» для коррекционных классов VII вида 1 класс
Рабочая программа учебного предмета «Обучение грамоте» для специальных (коррекционных) классов VII вида разработана на основе Примерной программы по русскому языку (2004г.), авторской программы В.Г.Го...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-303598-1412526866.jpg)
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида
Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/23/picture-459816-1403537564.png)
Элементы дифференцированного подхода к учащимся в начальной школе в процессе обучения.
Эта статья поможет обратить внимание на вопросы дифференцированного подхода в обучении, особенно со слабоуспевающими учащимися....
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.
ЭТА РАБОТА ПОЗНАКОМИТ С НЕКОТОРЫМИ АСПЕКТАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ,С ВИДАМИ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ, КОТОРЫЕ ЗАТРУДНЯЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СО СЛАБОЙ НЕРВНО...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/13/picture-790338-1463140846.jpg)
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/13/picture-790338-1463140846.jpg)
Рабочая программа по трудовому обучению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Применение дифференцированного подхода к младшим школьникам в учебной деятельности
Применение дифференцированного подхода к младшим школьникам в учебной деятельности....