"Проектная деятельность и диагностика образовательных результатов"
статья
Выступление на городском семинаре по теме: "Проектная деятельность и диагностика образовательных результатов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по теме «Проектная деятельность и диагностика образовательных результатов».
Выступление на городском семинаре.
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Однако, при реализации метода проектов, начальная школа может повторить некоторые характерные ошибки, или впасть в крайности, такие как:
1. Механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы;
2. Простое присваивание названия «проект» всему, что только ни делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника – «проект» и т.д.
Итак, что же такое проектная деятельность?
Проектная деятельность – это уникальная деятельность, имеющая ограниченные временные рамки, четкую и однозначную постановку цели, направленная на достижение результата или создание конкретного продукта.
Учебно-исследовательская деятельность является специфическим видом проектной деятельности. Это деятельность, повторяющая основные этапы научного исследования, ориентированная на приобретение учениками навыков исследования как способа освоения новых знаний, развитие мотивации к познанию через исследование.
При реализации метода проектов в начальной школе, особенно важно учитывать возрастные возможности младших школьников. Учебно-исследовательская деятельность наряду с системой проектных задач для учащихся 1-2 классов является прообразом полноценной проектной деятельности учащихся 3-4 классов.
Организация проектной деятельности младших школьников возможна только в системообразующей среде. Этот процесс охватывает все сферы образовательного пространства начальной школы: урочную деятельность, внеурочный компонент и внеклассную работу.
В качестве практического примера организации проектной деятельности в рамках начального общего образования представим модель проектной и учебно-исследовательской деятельности в ГБОУ СОШ №421 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга.
За период 2009-2013 год школой был накоплен определенный опыт по организации образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода, разработаны способы реализации деятельностного подхода через разнообразные виды деятельности учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Образовательное пространство школы построено на основе учебно-методического комплекта «Школа России». Общей особенностью входящих в комплект учебников является:
1) соответствие внутрипредметного материала современным научным представлениям;
2)практическая направленность;
3)ключение механизмов формирования универсальных учебных действий (обучение работе с несколькими источниками информации, словарями и справочниками, периодическими изданиями, интернетом), которые помещены в сами учебники.
Предпосылки вовлечения учащихся начальной школы в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, возникают непосредственно на уроке. Каждый учебник представляет собой набор заданий, где целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»). Через опыт выполнения подобных заданий на протяжении всего времени обучения в начальной школе учащиеся осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.
Весомый вклад в организацию проектной деятельности учащихся начальной школы вносят занятия внеурочного компонента. На этих занятиях дети знакомятся с новой формой организации учебной деятельности – клубной деятельностью. Наполнение программы внеурочного компонента отражает специфику и возрастные особенности младших школьников.
В 3-4 классах учащиеся сообразно своим интересам выбирают направления дальнейшего развития. Клубы «Любители русской словесности», «Юные математики» поддерживают традиции инициирования проектной деятельности в среде младших школьников.
И наконец, третья составляющая образовательного пространства начальной школы – внеклассная работа, не менее полно предоставляет возможность для организации проектной деятельности. Например, с 2003 года в школе существует традиция организации научных ученических чтений, на которых создаются условия публичного представления результатов детской творческо-поисковой деятельности. Стоит только упомянуть некоторые названия детских конкурсных работ, чтобы понять глубину исследования, проведенного каждым ребенком: «Сколько весит наш рюкзак?», «Памятники культурного наследия Стрельны», «Великая Отечественная война в лирике современных поэтов», «Герои Бородино», «Суворов – великий полководец».
В сфере диагностики метапредметных результатов научные чтения предоставляют неограниченные возможности. Здесь может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно (или невозможно) проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Возможна диагностика уровня сформированности таких умений, как: владение монологической и диалогической формами речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение предвосхищать результат, концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений.
Таким образом, включение проектной деятельности в образовательный процесс начальной школы должно, с одной стороны, способствовать получению качественно новых результатов образования и дать возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, заложить основу для эффективной организации проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в основной школе.
В качестве иллюстративного материала прилагается технологическая карта урока Окружающего мира по теме «Работа над проектом создания книги «Стрельна глазами детей.»»
Список использованных источников
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, М.:, Просвещение, 2010.
- Планируемые результаты начального общего образования; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2011.
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя; под ред. А.Б. Воронцова. М.: Просвещение, 2011.
- Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. М.: Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение в практике средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов.
На основании педагогической диагностики и некоторого периода обучения, учитель знает уровень готовности к овладению школьными знаниями, уровень обучаемости своих учеников. Вы уже выявили группу ...
Свидетельство"Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXIвека"
IntelОбучение для будущегоСвидетельство Подковиной Елены Владимировны об успешном прохождении обучения по курсу Intel " Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века"...
Место проектной деятельности в достижении планируемых результатов ФГОС НОО(МО взято с сайта Занков.рф)
С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работ...
Внеклассная проектная деятельность в рамках образовательного пространства Санкт-Петербурга.
В публикации рассматривается вопрос об использовании культурного потенциала города в процессе воспитания и формирования личности младшего школьника. В качестве примера есть возможнос...
Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении.«Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС»
Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении учителей начальных классов. Практикум «Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных р...
Роль и значение проектной деятельности для достижения нового образовательного результата начального образования в условиях реализации ФГОС НОО(из опыта работы)
умениями В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвит...
"Диагностика образовательных результатов"
Диагностика образовательных результатов ДОД...
Комментарии
Спасибо за разработку.
Спасибо за разработку.