"Проектная деятельность и диагностика образовательных результатов"
статья

Сизова Светлана Владимировна

Выступление на городском семинаре по теме: "Проектная деятельность и диагностика образовательных результатов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по теме «Проектная деятельность и диагностика образовательных результатов».

Выступление на городском семинаре.

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Однако, при реализации метода проектов, начальная школа может повторить некоторые характерные ошибки, или впасть в крайности, такие как:

1.     Механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы;

2.     Простое присваивание названия «проект» всему, что только ни делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника – «проект» и т.д.

         Итак, что же такое проектная деятельность?

         Проектная деятельность – это уникальная деятельность, имеющая ограниченные временные рамки, четкую и однозначную постановку цели, направленная на  достижение результата или создание конкретного продукта.

         Учебно-исследовательская деятельность является специфическим видом проектной деятельности. Это деятельность, повторяющая основные этапы научного исследования, ориентированная на приобретение учениками навыков исследования как способа освоения новых знаний, развитие мотивации к познанию через исследование.

         При реализации метода проектов в начальной школе, особенно важно учитывать возрастные возможности младших школьников. Учебно-исследовательская деятельность наряду с системой проектных задач для учащихся 1-2 классов является прообразом полноценной проектной деятельности учащихся 3-4 классов.

         Организация проектной деятельности младших школьников возможна только в системообразующей среде. Этот процесс охватывает все сферы образовательного пространства начальной школы: урочную деятельность, внеурочный компонент и внеклассную работу.

         В качестве практического примера организации проектной деятельности в рамках начального общего образования представим модель проектной и учебно-исследовательской деятельности в ГБОУ СОШ №421 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга.

За период 2009-2013 год школой был накоплен определенный опыт по организации образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода, разработаны способы реализации деятельностного подхода  через разнообразные виды деятельности учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

         Образовательное пространство школы построено на основе учебно-методического комплекта «Школа России». Общей особенностью входящих в комплект учебников является:

1) соответствие внутрипредметного материала современным научным представлениям;

2)практическая направленность;

3)ключение механизмов формирования универсальных учебных действий (обучение работе с несколькими источниками информации, словарями и справочниками, периодическими изданиями, интернетом), которые помещены в сами учебники.

Предпосылки вовлечения учащихся начальной школы в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, возникают непосредственно на уроке. Каждый учебник представляет собой набор заданий, где целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»). Через опыт выполнения подобных заданий на протяжении всего времени обучения в начальной школе учащиеся осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.

Весомый вклад в организацию проектной деятельности учащихся начальной школы вносят занятия внеурочного компонента. На этих занятиях дети знакомятся с новой формой организации учебной деятельности – клубной деятельностью. Наполнение программы внеурочного компонента отражает специфику и возрастные особенности младших школьников.

В 3-4 классах учащиеся сообразно своим интересам выбирают направления дальнейшего развития. Клубы «Любители русской словесности», «Юные математики» поддерживают традиции инициирования проектной деятельности в среде младших школьников. 

И наконец, третья составляющая образовательного пространства начальной школы – внеклассная работа, не менее полно предоставляет возможность для  организации проектной деятельности. Например, с 2003 года в школе существует традиция организации научных ученических чтений, на которых создаются условия публичного представления результатов детской творческо-поисковой деятельности. Стоит только упомянуть некоторые названия детских конкурсных работ, чтобы понять глубину исследования, проведенного каждым ребенком: «Сколько весит наш рюкзак?», «Памятники культурного наследия Стрельны», «Великая Отечественная  война в лирике современных поэтов», «Герои Бородино», «Суворов – великий полководец».

В сфере диагностики метапредметных результатов научные чтения предоставляют неограниченные возможности. Здесь может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно (или невозможно) проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Возможна диагностика уровня сформированности таких умений, как: владение монологической и диалогической формами речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение предвосхищать результат, концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений.

Таким образом, включение проектной деятельности  в образовательный процесс начальной школы  должно, с одной стороны, способствовать получению качественно новых результатов образования и дать возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, заложить основу для эффективной организации проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в основной школе.

В качестве иллюстративного материала прилагается технологическая карта урока Окружающего мира по теме «Работа над проектом создания книги «Стрельна глазами детей.»»

Список использованных источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, М.:, Просвещение, 2010.
  2. Планируемые результаты начального общего образования; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2011.
  3.  Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя; под ред. А.Б. Воронцова. М.: Просвещение, 2011.
  4. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. М.: Просвещение, 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение в практике средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов.

На основании педагогической диагностики и некоторого периода обучения, учитель знает уровень готовности к овладению школьными знаниями, уровень обучаемости своих учеников. Вы уже выявили группу ...

Свидетельство"Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXIвека"

IntelОбучение для будущегоСвидетельство Подковиной Елены Владимировны об успешном прохождении обучения по курсу Intel " Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века"...

Место проектной деятельности в достижении планируемых результатов ФГОС НОО(МО взято с сайта Занков.рф)

С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работ...

Внеклассная проектная деятельность в рамках образовательного пространства Санкт-Петербурга.

В публикации рассматривается вопрос об использовании культурного потенциала  города   в процессе воспитания и формирования личности младшего школьника. В качестве примера есть возможнос...

Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении.«Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС»

Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении учителей начальных классов. Практикум «Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных р...

Роль и значение проектной деятельности для достижения нового образовательного результата начального образования в условиях реализации ФГОС НОО (из опыта работы)

умениями   В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвит...

"Диагностика образовательных результатов"

Диагностика образовательных результатов  ДОД...


 

Комментарии

Абанина Диана Петровна

Спасибо за разработку.