"Диагностика образовательных результатов"
методическая разработка

Ситникова Наталия Алексеевна

Диагностика образовательных результатов  ДОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_obrazovatelnyh_rezultatov.docx41.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Диагностика образовательных результатов».

МБУ ДО «Центр информационных технологий»

Педагог дополнительного образования

Ситникова Наталия Алексеевна

г. Волхов, 2019 г.


Введение.

Педагогическая диагностика и оценка качества образования. Это два неразрывно связанных понятия. В дополнительном образовании нет государственных стандартов. Это определено целевым предназначением учреждений дополнительного образования. Следовательно, стандартом для каждого педагога являются результаты освоения его воспитанниками образовательных программ, а диагностика результативности – методом оценки качества образования. В отличие от школы в дополнительном образовании нет классных журналов с отметками. Как же тогда определить качество образования? Для этого и существуют различные методики оценки качества образования и изменений личности ребенка. Имея диагностические карты на каждого обучающегося, можно проследить как индивидуальные успехи каждого ребенка, так и оценить уровень освоения образовательной программы и качество образования в целом всей группы. Существуют универсальные методики педагогической диагностики и оценки качества образования, а также специфические для отдельных направленностей. Оценка качества дополнительного образования сегодня стала неотъемлемой частью педагогической деятельности. Любой педагог хотел бы иметь возможность оценить эффективность тех или иных своих действий, чтобы сразу что-то подкорректировать или изменить. Но специфика педагогической деятельности такова, что ее результаты становятся видны через определенное время. Поэтому проблему измерения эффективности педагогической деятельности решают с помощью педагогической диагностики. Педагогическая диагностика является неотъемлемым компонентом педагогической деятельности, т.к. осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учёта результатов этих процессов.

Определение «педагогическая диагностика» было предложено в 1968 году К. Ингенкампом (эта дата считается официальной датой рождения понятия «педагогическая диагностика»). По его мнению, педагогическая диагностика обеспечивает изучение учебно-воспитательного процесса, способствует выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации и обоснования его результатов для развития общества. При этом под диагностической деятельностью он предлагает понимать процесс, в ходе которого, соблюдая необходимые научные критерии, педагог наблюдает за детьми и проводит 5 анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов и сообщает о полученных результатах с целью описать поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем. Педагогическая диагностика строится на изучении результативности учебно-воспитательного процесса, на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей. Отличительной особенностью педагогической диагностики является наличие специфического объекта диагностики – педагогического процесса. Педагогическая диагностика учитывает и прогнозирует те изменения педагогического процесса, которые обуславливают те или иные изменения в ученике. Иными словами, объектами педагогической диагностики являются: педагог, ученик, содержание педагогической деятельности, педагогические средства и методы, формы организации образовательного процесса, результаты педагогической деятельности. Педагогическая диагностика является и начальным и завершающим этапом профессиональной деятельности педагога, т.к. она имеет циклический характер и не исчерпывается решением одной педагогической задачи. Сведения, полученные в результате педагогической диагностики, могут стать мощным импульсом для инновационной деятельности педагога. Чем больше он будет узнавать об особенностях своих воспитанников, чем яснее увидит проблемы, требующие разрешения, тем эффективнее станет его работа. Конечно, при том условии, что педагог не просто примет к сведению полученные диагностические результаты, а всерьез проанализирует их и будет строить следующие этапы своей работы, развивая плюсы и минимизируя недостатки.

Педагогическая диагностика – это процесс распознавания различных педагогических явлений и определения их состояния в определенный момент на основе использования необходимых для этого параметров.

 Педагогическая диагностика отвечает на следующие вопросы:

  • что и зачем изучать;
  • по каким показателям; какими методами;
  • при каких условиях (самоконтроль, самопознание).

Диагностика

Диагностика – в переводе с греческого «способность распознавать», т.е. учение о методах и принципах распознавания особенностей состояния среды на основе всестороннего исследования с целью предсказания возможных отклонений.

Цель диагностики - управление личностным ростом ребенка.

Осуществляя диагностическую работу, педагог выполняет следующие функции:

  1. психотерапевтическую: различные диагностические технологии (рисунок, карты, игры, тесты) нравятся детям и способствуют позитивным отношениям с людьми, свободному самоопределению;
  2. коррекционную: исправление девиантного поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций;
  3. развивающую: в ходе выполнения заданий ребенок получает возможность творческого самовыражения личной активности.

Этапы педагогической диагностики:

Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения  начальной и промежуточной диагностики обучающихся.

  1. Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка

Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения.

Задачи:

- прогнозирование возможности  успешного обучения на данном этапе;

- выбор уровня сложности программы, темпа обучения;

- оценку дидактической и методической подготовленности.

Методы проведения:

- индивидуальная беседа;

- тестирование;

- наблюдение;

- анкетирование.

  1. Текущая (промежуточная) диагностика (проводится в конце года, чаще в январе) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенка, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.

Цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.

Задачи:

- оценка правильности  выбора технологии и методики;

- корректировка организации и содержания учебного процесса.

Методы проведения промежуточной диагностики, показатели, критерии оценки разрабатываются педагогами.

В начале учебного года рекомендуется составить календарный план по диагностике на весь учебный год

Основные методы педагогической диагностики

Важным профессиональным качеством педагога является умелое использование

разнообразных диагностических методов личностного роста ребёнка. Эти методы могут быть прямыми и косвенными:

к прямым методам относится опрос учащихся путем анкетирования, индивидуальная беседа, тесты и т.д.;

 к косвенным методам относится наблюдение,

1.Анкетирование.

Анкета как метод педагогической диагностики широко применяется при изучении и оценки результатов образовательного процесса. Для составления анкеты надо знать возрастные особенности учащихся, их  опыт. Иногда проводится анонимное анкетирование, где учащиеся убеждены, что авторство каждого не будет установлено, за любой ответ не придется отвечать. Это направлено на получение более объективных данных с помощью анкет.

2.Индивидуальная беседа.

Индивидуальная беседа с учеником предполагает прямые или косвенные вопросы о мотивах, смысле, цели учения. Лучше, если беседа проводится в профилактических целях, а не после выявления неблагополучия в мотивации.

Умело проведѐнная обучающая беседа с 5элементами проблемного изложения обладает большой диагностической ценностью. Для её усиления необходимо заранее заложить в структуру беседы комплексы диагностических заданий и вопросов, продумать формы и средства фиксации, обработки и анализа ответов учащихся.

3.Тесты.

Тест - краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс. Сам термин “тест” происходит от английского test -испытание, проверка, проба, мерило, критерий, опыт. Тестирование –наиболее подходящая измерительная технология –самая эффективная в ситуациях массового оценивания учебных достижений.

Существует три этапа тестирования:

- выбор теста;

- его проведение;

- подсчёт баллов с последующей интерпретацией результатов.

План создания тестов:

- определение набора знаний и умений, которые необходимо проверить

с помощью теста;

- подбор заданий, которые позволяют определить наличие изучаемых ЗУНов;

- экспериментальная проверка теста.

Составляя тест, необходимо определиться в форме представления задания и вариантов ответа.

Тесты должны быть:

-относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени;

-однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестового задания;

-стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования.

4. Наблюдение.

Наблюдение как метод педагогической диагностики необходимо для сбора фактов в естественной обстановке. Научно обоснованное наблюдение отличается от обычной фиксации фактов:

-оно сочетается с воздействием на ребёнка, с его воспитанием (фиксируется прежде всего реакция обучающего на различные воспитательные влияния);

-наблюдение осуществляется в определённой системе с учетом ведущей

педагогической задачи;

-в фиксации фактов нужна система, определенная последовательность в течение

длительного срока, поскольку разовые наблюдения могут оказаться случайными, не отражающими истинный уровень воспитанности ученика;

-наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают.

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не  только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. Поэтому её результаты целесообразно оценить по двум группам показателей:

1.личностные достижения (выражающие изменения личностных качеств ребѐнка под влиянием занятий в данном творческом объединении, студии, секции)  2.учебные достижения (фиксирующие предметные и общеучебные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения общеразвивающей программы )

Работая с диагностическими методиками, нужно придерживаться следующих правил:

1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

2.Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

3.Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам объединения.

4. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо обучающихся.

5. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в объединении.

6. Необходимость педагогической диагностики должна обучающимся разъясняться.


Формы представления результатов диагностики

 К числу эффективных технологий  относится мониторинг.  Мониторинг в УДОД является механизмом отслеживания эффективности практики сотрудничества педагога и ребенка по освоению им общеразвивающей программы и осознанию личностного роста.

Существуют различные формы фиксирования и обобщения достижений учащихся:

-дневник педагогических наблюдений;

-диагностические карты;

-зачетные и личные учебные книжки.

Рассмотрим некоторые формы, применяемые педагогами дополнительного

образования в своей практической деятельности.

Цветопись

–самая распространенная форма, рекомендуемая психологами, при работе с

обучающимися младших школьников. Для оценки работы обучающихся

можно использовать следующие цвета:

-красный - работает самостоятельно, в быстром режиме;

-желтый -выполняет задания, соблюдая все требования;

-зеленый-выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки;

-синий -постоянно обращается к помощи педагога и детей;

-фиолетовый -слабо справляется с заданием.

Табель развития.

Чаще всего используется для информирования родителей и включает

следующие разделы: число пропущенных занятий, прилежность в выполнении заданий, успевание или отставание, недостатки обучающегося, требующие особого внимания.

Диаграмма и график успеваемости

 На основании данных диагностики выстраивается график, диаграмма, изображающая при помощи кривых и столбиков количественные показатели состояния чего-нибудь. Каждый столбик имитирует влияние отдельного фактора,

сила (интенсивность) действия которого в данный момент отмечается точкой. Интенсивность  влияния можно оценить в процентах (100% -максимальный показатель), при помощи пяти или даже трехбалльной шкалы низкая, средняя, высокая.

Круговая диагностическая карта.

Хорошую информативность обеспечивает круговая диагностическая карта. Это круг, разделенный радиусами на столько частей, сколько диагностируемых параметров. На радиусах откладываются критерии оценки

–минимальная (низкий уровень) в центре, максимальная (высокий уровень) на дуге окружности.

Круглый, приятный глазу профиль сигнализирует –все в порядке. Количество

диагностируемых факторов обусловливаются потребностями и возможностями.

Папка достижений.

Заводится в объединении на каждого ребенка. В нее складываются

все работы учащегося: от самых первых, пусть еще неумелых, до работ последних дней занятий. Это своего рода история развития мастерства ребенка, которая позволяет педагогу проследить динамику его творческих способностей, найти индивидуальный подход к ребенку, приспособиться к его особенностям.

Творческие программы.

Такую “программу” получает каждый ребенок в начале учебного года. На ней изображены все изделия, которые ему предстоит сделать в течение года в рамках учебной программы. По мере их изготовления, ребенок закрашивает изображение изделий в своей программе. Если ребенок выполняет самостоятельную, внепрограммную работу, он дорисовывает в программе изображение этого изделия.

Личная творческая карта.

1 страница

-Фамилия, имя ребенка, дата рождения, наименование объединения, фамилия

руководителя, дата начала и окончания обучения.

2  страница

–данные диагностики, успехи, достижения в смотрах, выставках,

соревнованиях

Условия проведения диагностики.

Успешное проведение диагностики возможно при выполнении следующих условий:

  • Четко определить цель диагностики.
  • В соответствии с целью определить объекты диагностики.
  • В соответствии с выделенными объектами подобрать систему конкретных методик.
  • Определить условия их использования применительно к конкретному случаю. Как правило, диагностика должна проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.
  • Выделить направления анализа получаемых данных.
  • Изучать развитие всех обучающихся без исключения (желательно).
  • Проводить диагностику систематически по каждому из параметров развития обучающихся (в случае невозможности проведения диагностики какого-либо обучающегося, например из-за болезни или по другим причинам, провести ее в самое ближайшее время в максимально приближенных условиях, ни в коем случае не пропуская).
  • Исследовать каждого обучающегося на протяжении всех лет его обучения (желательно).
  • Учесть, что результаты диагностики и возможности ребенка могут не совпадать с диагностической нормой. Различные методики - лишь предварительная ориентировка в уровне развития.
  • Оценивать результаты диагностики того или иного обучающегося путем их сопоставления с результатам и предыдущих диагностических проверок того же учащегося, отслеживая характер и величину его продвижения в развитии.
  • Оценивать усилия самого обучающегося в учебной деятельности и самовоспитании.
  • У детей, выявленных к отставанию, опережению в развитии или соответствию своему возрасту по тем или иным параметрам, определить индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для развития каждого.
  • В ходе диагностики выявлять не только актуальный уровень развития той или иной индивидуальной особенности, но и учитывать возможную “зону ближайшего развития”.
  • Корректировать недостатки, опираясь на достоинства обучающегося.

Основные правила проведения диагностики

Необходимо установить контакт между педагогом и ребенком (детьми). Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная заинтересованность обеспечивают взаимопонимание.

Обследование проводится 15 -30 минут (в зависимости от возраста и задач исследования). Испытуемые должны быть поставлены в одинаковые условия.

Следует принимать ребенка таким, какой он есть. Не оценивать его, не комментировать его ответы, не выражать недоумения, радости или порицания.

Необходимо хорошо продумать диагностическое обследование, точно запомнить.

инструкцию, подготовить наглядный материал (если он необходим), продумать его расположение, подготовить протоколы-бланки.

Результаты обследования должны обязательно фиксироваться.

Завершается диагностика тщательным анализом результатов обследования, который позволит выстроить эффектную программу образовательного процесса.

Проблема оценки качества образования в учреждении дополнительного образования детей остается актуальной на сегодняшний день. Педагоги находятся в постоянном поиске содержания и структуры критериев, параметров и показателей качества образования обучающихся в зависимости от направленности общеобразовательной  программы.


Список литературы

  • 1.Каргина З.А. Об диагностики воспитанников детских объединений //
  • Внешкольник, 2003, No 4
  • 2.Левина, С.А. Организация методической работы
  • [Текст]
  • / С.А. Левина, Ю.Н. Суслов.Волгоград: 2008.
  • Сазонова М.В. Методические рекомендации по диагностике образовательного уровня
  • учащихся // Бюллетень, 2002, No 3. С. 18.
  • . Блинова Т.П. Роль диагностики как средства изучения уровня изучения ученика // Начальная школа, 2003, № 2
  • Битинас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функ- ции, перспективы, // Педагогика, 1993, -№2
  • Быкова В.Г. Диагностика и анализ учебного процесса //Завуч для админи- страции школ, 2004, №8
  • Диагностика как фактор развития образовательной системы. – СПб, 1995
  • Железнова Л.Б. Результативность образовательной деятельности в сфере ДО. Оренбург, 1998.
  • Зайцев В. Диагностико-технологическое управление процессом обучения //Народное образование, 2001, № 6
  • Калинина Н.В. Диагностика и анализ учебного процесса // Завуч началь- ной школы, 2003, № 5
  • Калмыкова З.И. Проблема диагностики умственного развития учащихся. М., 1975
  • Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских объедине- ний // Внешкольник, 2003, № 4.
  • Педагогическая диагностика образовательного процесса. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования — СПб.: ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества «У Вознесенского моста».


Приложение

Мониторинг развития личности ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы

       В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы.

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Количество баллов

Методы диагностики

1. Организационно – волевые качества

Терпение

Способность переносить известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности

- терпения хватает меньше, чем на ½ занятия;

- терпения хватает больше, чем на ½ занятия;

- терпения хватает на все занятие.

1

5

10

Наблюдение

Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

- волевые усилия ребенка побуждаются извне;

- иногда самим ребенком

- всегда самим ребенком

1

5

10

Наблюдение

Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)

- ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне;

- периодически контролирует себя сам;

- постоянно контролирует себя сам

1

5

10

Наблюдение

2. Ориентационные качества

Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

- завышенная;

- заниженная;

- нормальная

1

5

10

Анкетирование

Интерес к занятиям в детском объединении

Осознание участия ребенка в освоении образовательной программы

- интерес к занятиям продиктован ребенку извне;

- интерес периодически поддерживается самим ребенком;

- интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно

1

5

10

Тестирование

       Работа по данной технологии позволяет содействовать личностному росту ребенка, выявлять то, каким он пришел, чему научился, каким стал через некоторое время.

Диагностическая карта учета динамики личностного развития ребенка

(в баллах, соответствующих степени выраженности качества)

Ф. И. ребенка__________________________________________________ Дата рождения_________

Показатели

Дата поступления

Первичная диагностика

Дата______________

Заключительная диагностика

Дата_______________

1. Организационно-волевые качества:

* Терпение

* Воля

* Самоконтроль

2. Ориентационные качества:

* Самооценка

* Интерес к занятиям в детском объединении

3. Поведенческие качества:

* Конфликтность

* Тип сотрудничества

Начальная диагностика

Метод диагностики-наблюдение, собеседование

Ф.И.О.

Познавательная активность

Сформированность самостоятельности

Сформированность специальных ЗУНов

Коммуникативные умения

Критерии

Действия педагога

Критерии

Критерии

Критерии

Действия педагога

Низкий уровень – к выполнению ребенок приступает только после дополнительных побуждений, во время работы часто отвлекается, при встрече с трудностями не стремится их преодолеть, расстраивается, отказывается от работы.

Дети с низким уровнем требуют организации увлекательного учения, преобладания игровых технологий

Низко самостоятельный все время ждет помощи, одобрения, не видит своих ошибок

Критерии разрабатывает педагог в соответствии с образовательной программы

Низкий уровень: ребенок старается стоять «в сторонке», не вступает в контакт со сверстниками

Детям нужна поддержка, вселение удовлетворенности в свои силы. Их нельзя заставлять быть контактными, а нужно обращать внимание других детей на их достоинства и постепенно включать в коллектив, давая маленькие поручения и хваля за их выполнение

Средний уровень –ребенок активно включается в работу, но при первых же трудностях интерес угасает, вопросов задает немного, при помощи педагога способен к преодолению трудностей

Дети со средним уровнем нуждаются в постоянной помощи, им необходимо переживание успеха.

Средне самостоятельный выполняет задание сам, а при проверке ориентируется на других детей и делает так, как у них.

Средний уровень свидетельствует контактность с учителем и неконтактность со сверстниками. Дети не инициативны в общении, однако проявляют общительность в ответ на чужую инициативу.

При среднем уровне необходимы поощрения и поддержка

Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, сам задает вопросы, прилагает усилия – к преодолению трудностей.

Высокий уровень требует обучения на высоком уровне трудности, возможности показать себя и самоутвердиться.

Высоко самостоятельный ребенок сам берется на выполнение любого задания.

Высокий уровень: инициативен со всеми, указывает другим, как надо делать что-то.

Включать в групповые методы работы, не игнорировать их в процессе работы; нужно давать индивидуальные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение в практике средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов.

На основании педагогической диагностики и некоторого периода обучения, учитель знает уровень готовности к овладению школьными знаниями, уровень обучаемости своих учеников. Вы уже выявили группу ...

"Проектная деятельность и диагностика образовательных результатов"

Выступление на городском семинаре по теме: "Проектная деятельность и диагностика образовательных результатов"...

Аттестация-2017 г. 1.Результаты освоения обучающимися образовательных программ:динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся

1.Результаты освоения обучающимися образовательных программ:динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся...

Диагностика метапредметных образовательных результатов на завершающем этапе начального общего образования.

Разработанная диагностика предлагает многофункциональные задания, т.е. задания, сформулированные так, чтобы ответ ребенка давал возможность определить уровень овладения всеми УУД, которые он совершил,...