Роль и значение проектной деятельности для достижения нового образовательного результата начального образования в условиях реализации ФГОС НОО(из опыта работы)
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме
умениями В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.
Актуальность данной темы заключается в потребности повсеместного внедрения проектной деятельности в программу начальной школы.
Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_nachalnyh_klassah.docx | 41.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка стандартов второго поколения актуализирует вопросы, связанные с содержанием образования на разных ступенях обучения. При этом подчеркивается, что содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащегося. Важным фактором, влияющим на изменение содержания образования в начальной школе, является то, что современные дети сильно изменились. Во-первых, меняются информационные источники: дети мало читают классическую художественную литературу и отдают предпочтение Интернету, телевидению, фильмам, видео. Во-вторых, ограниченность общения со сверстниками препятствует развитию коммуникативных умений, эмоциональной отзывчивости, нравственных норм. В дошкольном возрасте происходит вымещение коммуникативно-игрового общения и сюжетно-ролевой игры учебными занятиями, направленными преимущественно на умственное развитие ребенка. Это означает, что в современной начальной школе должны быть организованы такие виды деятельности, которые позволяют развивать информационные, познавательные, коммуникативные умения в комплексе с предметными знаниями и умениями В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.
Актуальность данной темы заключается в потребности повсеместного внедрения проектной деятельности в программу начальной школы.
Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями».
На сегодняшний день метод проектов широко используется и в школах Российской Федерации на уроках и во внеурочной и внеклассной деятельности учащихся начальных классов и помогает выполнению ФГОС в обучении учащихся..
Проектная деятельность младших школьников имеет определённую методику осуществления, основанную на методе проектирования. Однако, с точки зрения разработчика ФГОС второго поколения А.Б. Воронцова, полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Поэтому в начальной школе проектная деятельность имеет свои специфические особенности.
Для этого введен курс внеурочной деятельности «Учусь создавать проекты». Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа(1 час в неделю). Программа курса «Учусь создавать проекты» изучается в течение всего обучения по 1 ч в неделю, всего — 135 ч. В 1 классе 33 ч, во 2, 3. 4 классах по 34 ч.
- Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся через проектную деятельность.
Задачи:
- Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
- Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
- Обучить основам оформления работ.
- Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
- Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Программа курса позволяет решить все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
- формирование и развитие обще учебных умений и навыков (умения самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, уменияе контролировать и оценивать свою работу).
- формирование мировоззрения и мышления учащихся.
Развивающий аспект:
- развитие творческих способностей и активности учащихся;
- развитие речи и навыков научного и делового общения в группах;
Воспитывающий аспект:
-воспитание системы нравственных и межличностных отношений
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться самостоятельно, добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
-непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
-развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
-системность организации учебно-воспитательного процесса;
-раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Все занятия проходят в формах игровой учебной деятельности, которые во многом способствуют развитию и совершенствованию всех интеллектуальных качеств личности и обеспечивают плавный переход ученика к самостоятельной деятельности.
Организационные формы, применяемые на занятиях:
- групповые;
- коллективные;
- индивидуальные;
- самостоятельное выполнение занятий.
Формы проведения занятий:
- игры;
- кроссворды;
- презентации;
- конкурсы проектной и исследовательской деятельности;
- интервью;
- знакомство с интересными людьми.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции. |
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса.
Обучающийся будет знать: основы проведения исследовательской работы; что такое мини – проект и творческий проект; методы исследования: наблюдение, опыт; способы поиска необходимой для исследования информации; правила сотрудничества в процессе исследования; основные логические операции, их отличительные особенности; правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь: определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; подбирать материал, необходимый для исследования; оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других; сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.
Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса.
Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы; что такое информационный проект и практико– ориентированный проект; методы исследования: эксперимент, интервьюирование; правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов; правила осуществления самоконтроля; правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь: выбирать пути решения задачи исследования ; классифицировать предметы, явления и события; самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; осуществлять сотрудничество со взрослыми; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; использовать разные источники информации.
Ожидаемый результат освоения программы 3 класса:
Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы; что такое информационный проект и практико– ориентированный проект; методы исследования: эксперимент, анкетирование, моделирование интервьюирование; основы работы с компьютером, что такое социальный проект и его значимость для жизни окружающих; способы методы, стимулирующие саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе, правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов; правила осуществления самоконтроля; правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь: выбирать пути решения задачи исследования; классифицировать предметы, явления и события; самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой; осуществлять сотрудничество со взрослыми; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.
Ожидаемый результат освоения программы 4 класса:
Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы; метод исследования: анкетирование, моделирование; основы работы с компьютером; что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих; способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе.
Обучающийся будет уметь: самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой; делать выводы и умозаключения; указывать пути дальнейшего изучения объекта; осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; реализовывать право на свободный выбор.
4. Тематическое планирование
Тематическое планирование для 1 класса
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 четверть (8 часов) | ||
1 | Кто я? Моя семья. | 1 |
2 | Чем я люблю заниматься Хобби. | 1 |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы твоего проекта. | 1 |
4 | Как собирать материал. Твои помощники. Этап | 1 |
5 | Повторение. Давай вспомним. | 1 |
6 | Проблема. | 1 |
7 | Проблема. Решение проблемы. | 1 |
8 | Гипотеза. Предположение. Играем в предположения. | 1 |
2 четверть (8 часов) | ||
9 | Цель проекта. | 1 |
10 | Задача проекта. | 1 |
11 | Выбор нужной информации. | 1 |
12 | Интересные люди - твои помощники. | 1 |
13 | Продукт проекта. | 1 |
14 | Виды продукта. Макет. Знакомство с понятием «макет», «поделка» | 1 |
15 | Повторение пройденных проектных понятий. | 1 |
16 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. | 1 |
3 четверть (9 часов) | ||
17 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. | 1 |
18 | Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | 2 |
19 | ||
20 | Выступление перед знакомой аудиторией. | 1 |
21 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. | 2 |
22 | ||
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | 1 |
24 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. | 2 |
25 | ||
4 четверть (8часов) | 1 | |
26 | Повторение. Давай вспомним. | 1 |
27 | Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. | 1 |
28 | Играем в ученых. Поилка для цветов. | 1 |
29 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. | 1 |
30 | Тест «Чему я научился?» | 1 |
31 | Памятка для учащегося-проектанта. | 1 |
32 | Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектанта. Твои советы им. | 1 |
33 | Советы на лето от Мудрого Дельфина. | 1 |
Всего: | 33 |
Тематическое планирование для 2 класса
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 четверть (8 часов) | ||
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | 1 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». | 1 |
3 | Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями. | 1 |
4 | Выбор помощников в работе над проектом. | 1 |
5 | Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап». | |
6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». | 1 |
7 | Проблема. Решение проблемы. | 1 |
8 | Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение». | 1 |
2 четверть (8 часов) | ||
9 | Цель проекта | |
10 | Задачи проекта | 1 |
11 | Сбор информации для проекта | 1 |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью. | 1 |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации. | 1 |
14 | Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка» | 1 |
15 | Играем в ученых. Это интересно | 1 |
16 | Тест «Чему ты научился?» | 1 |
3 четверть (10часов) | ||
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | 1 |
18 | Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация». Презентация. | 1 |
19 | Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP-Microsoft Power Point Значимость компьютера в создании проектов. | 1 |
20 | Первые шаги составления презентации на компьютере. | 1 |
21 | Совмещение текста выступления с показом презентации. | 1 |
22 | Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией | 1 |
23 | Подготовка ответов н предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 1 |
24 | Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» | 1 |
25 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 1 |
26 | Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ» | 1 |
4 четверть (8 часов) | ||
27 | Играем в ученых. Это интересно | 1 |
28 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | 1 |
29 | Памятка жюри конкурсов | 1 |
30 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 1 |
31 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 1 |
32 | Играем в ученых. Это интересно | 1 |
33 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проектам. Пожелание будущим проектантам | 1 |
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | 1 |
Всего: | 34 |
Тематическое планирование для 3 класса
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 четверть (8 часов) | ||
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | 1 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | 1 |
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи | 1 |
4 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | 2 |
5 | ||
6 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование | 2 |
7 | ||
8 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | 1 |
2 четверть (8 часов) | ||
9 | Практическая работа. Создание мини-постера. | 1 |
10 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | 3 |
11 | ||
12 | ||
13 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | 3 |
14 | ||
15 | ||
16 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР. Творческая работа. Создание журнала | 1 |
3 четверть (10часов) | ||
17 | Программа МРР. Дизайн. Нахождение ошибок в готовой презентации и исправление их. Работа с командами «обрезка» и «границы рисунка» | 2 |
18 | ||
19 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями на слайдах. | 2 |
20 | ||
21 22 | Требования к компьютерной презентации Power Point | 2 |
23 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР. Изучение и осваивание возможностей программы МРР | 2 |
24 | ||
25 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. | 2 |
26 | ||
четверть (8 часов) | ||
27 | Составление первой презентации по заданному тексту. | 1 |
28 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. | 2 |
29 | ||
30 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. | 1 |
31 | Твои впечатления от работы над проектом | 1 |
32 | Пожелания будущим проектантам | 1 |
33 | Страницы благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель, консультанты – родители; помощники- друзья)
| 1 |
34 | Советы на лето от Мудрого дельфина. | 1 |
Всего: | 34 |
Тематическое планирование для 4 класса
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 четверть (8 часов) | ||
1 | Твои новые интересы и увлечения. | 1 |
2 | Виды проектов. | 1 |
3 | Исследовательски-творческий проект | 1 |
4 | Творческий проект | 1 |
5 | Ролево-игровой проект | 2 |
6 | ||
7 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой | 2 |
8 | ||
2 четверть (8 часов) | ||
9 | Информационно-исследовательский проект | 2 |
10 | ||
11 | Практико-ориентированный проект | 1 |
12 | Практико-ориентированный проект | 1 |
13 | Монопредметный проект | 2 |
14 | ||
15 | Межпредметный проект | 1 |
16 | Виды презентационных проектов | 1 |
3 четверть (10часов) | ||
17 | Вид презентации проекта, как отчет участников исследовательской экспедиции | 1 |
18 | Вид презентации проекта, в рамках научной конференции | |
19 | Правильная подготовка презентации к проекту | 1 |
20 | Работа с памяткой при подготовке публичного выступления | 2 |
21 | ||
22 | Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом | 1 |
23 | Типичные ошибки проектантов | 1 |
24 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся | 1 |
25 | Программа МРР. Формирование умения работы с диаграммой. | |
26 | Программа МРР. Формирование умения работы с таблицей. | 1 |
4 четверть (8 часов) | ||
27 | Практическая работа | 1 |
28 | Тестирование. Самоанализ | |
29 | Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации | 1 |
30 | Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. | 1 |
31 | Твои впечатления от работы над проектом. | 1 |
32 | Пожелания будущим проектантам. | 1 |
33 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. | |
34 | Советы мудрого Дельфина на лето. | 1 |
Всего: | 34 |
Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности.
И в заключении хочется обобщить выше сказанное, что основной целью современного образования является подготовка всесторонне развитой личности, в связи с чем одним из аспектов современного образования является вовлечение младших школьников в проектную деятельность. Проблема организации проектной деятельности в начальной школе приобрела в настоящее время особую актуальность в связи с современным характером и содержанием трудовой деятельности человека, имеющей творческий характер и проектную направленность. Введение метода проектов уже на начальном этапе школьного обучения способствует формированию основ творческой и проектной деятельности, так как учит планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, дает необходимые знания, умения, навыки овладения способами и приемами создания оригинальных изделий, развивает творческие способности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Портфолио школьника и его роль в достижении нового образовательного результата
Портфолио ученика и его роль в достижении нового образовательного результата. «Портфель достижений» - это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижен...
Портфолио школьника и его роль в достижении нового образовательного результата.
Портфолио ученика и его роль в достижении нового образовательного результата.. Что такое «Портфель достижений»? «Портфель достижений» - это собрание работ и результатов, которы...
Курс "Мир деятельности"как средство достижения новых образовательных результатов. Актуальность надпредметного курса "Мир деятельности"
В статье ( выступлении) рассказывается об опыте работы по данному курсу, объясняется, почему курс актуален....
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования с требованиями ФГОС.
В чем отличие новых стандартов от ныне действующих? Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность с...
Надпредметный курс «Мир деятельности» как инструмент достижения новых образовательных результатов
Статья о курсе Л.Г. Петерсон "Мир деятельности" как инструменте формирования метапредметных умений...
Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении.«Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС»
Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении учителей начальных классов. Практикум «Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных р...
Содержательные аспекты достижения новых образовательных результатов в контексте ФГОС Развитие критического мышления: приемы и методы стадии "Вызов" (из опыта работы)
Содержательные аспекты достижения новых образовательных результатов в контексте ФГОС Развитие критического мышления: приемы и методы стадии "Вызов"(из опыта работы)...