Роль и значение проектной деятельности для достижения нового образовательного результата начального образования в условиях реализации ФГОС НОО (из опыта работы)
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Мищенкова Татьяна Юрьевна

умениями   В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.

Актуальность данной темы заключается в потребности повсеместного внедрения проектной деятельности в программу начальной школы.

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_nachalnyh_klassah.docx41.94 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка стандартов второго поколения актуализирует вопросы, связанные с содержанием образования на разных ступенях обучения. При этом подчеркивается, что содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащегося. Важным фактором, влияющим на изменение содержания образования в начальной школе, является то, что современные дети сильно изменились. Во-первых, меняются информационные источники: дети мало читают классическую художественную литературу и отдают предпочтение Интернету, телевидению, фильмам, видео. Во-вторых, ограниченность общения со сверстниками препятствует развитию коммуникативных умений, эмоциональной отзывчивости, нравственных норм. В дошкольном возрасте происходит вымещение коммуникативно-игрового общения и сюжетно-ролевой игры учебными занятиями, направленными преимущественно на умственное развитие ребенка. Это означает, что в современной начальной школе должны быть организованы такие виды деятельности, которые позволяют развивать информационные, познавательные, коммуникативные умения в комплексе с предметными знаниями и умениями   В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.

Актуальность данной темы заключается в потребности повсеместного внедрения проектной деятельности в программу начальной школы.

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями».

На сегодняшний день метод проектов широко используется и в школах Российской Федерации на уроках и во внеурочной и внеклассной деятельности учащихся начальных классов и помогает выполнению ФГОС в обучении учащихся..

Проектная деятельность младших школьников имеет определённую методику осуществления, основанную на методе проектирования. Однако, с точки зрения разработчика ФГОС второго поколения А.Б. Воронцова, полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Поэтому в начальной школе проектная деятельность имеет свои специфические особенности.

Для этого введен курс внеурочной деятельности «Учусь создавать проекты».      Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа(1 час в неделю). Программа курса  «Учусь создавать проекты» изучается в течение всего обучения по 1 ч в неделю, всего — 135 ч. В 1 классе 33 ч, во 2, 3. 4 классах по 34 ч.

  1. Цель и задачи программы

     Цель:   Создание условий для активизации личностного потенциала  обучающихся через проектную деятельность.

Задачи:

  1. Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
  2. Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
  3. Обучить основам оформления работ.
  4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
  5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

      Программа курса позволяет решить все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект:

-    формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;

-   формирование и развитие обще учебных умений и навыков (умения самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, уменияе контролировать и оценивать свою работу).

-   формирование мировоззрения и мышления учащихся.

Развивающий  аспект:

-   развитие творческих способностей и активности учащихся;

-   развитие речи  и навыков научного и делового общения в группах;

Воспитывающий  аспект:

-воспитание системы нравственных и межличностных отношений

       Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

      Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.      

        Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться   самостоятельно, добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  -непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  -развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  -системность организации учебно-воспитательного процесса;

  -раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Все занятия проходят в формах игровой учебной деятельности, которые во многом способствуют развитию и совершенствованию всех интеллектуальных качеств личности и обеспечивают плавный переход ученика к самостоятельной деятельности.

Организационные формы, применяемые на занятиях:

-  групповые;

-  коллективные;

-  индивидуальные;

-  самостоятельное выполнение занятий.

Формы проведения занятий:

-  игры;

-  кроссворды;

-  презентации;

-  конкурсы проектной и исследовательской деятельности;

-  интервью;

-  знакомство с интересными людьми.

Программа  предусматривает    достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

  Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.

 Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.

Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта.

 Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса.

     Обучающийся будет знать: основы проведения исследовательской работы; что такое мини – проект и творческий проект; методы исследования: наблюдение, опыт; способы поиска необходимой для исследования информации; правила сотрудничества в процессе исследования; основные логические операции, их отличительные особенности; правила успешной презентации работы.

     Обучающийся будет уметь: определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; подбирать материал, необходимый для исследования; оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других; сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.

Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса.

     Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы; что такое информационный проект и практико– ориентированный проект; методы исследования: эксперимент, интервьюирование; правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов; правила осуществления самоконтроля; правила успешной презентации работы.

     Обучающийся будет уметь:  выбирать пути решения задачи исследования ;  классифицировать предметы, явления и события;  самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;  правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;  собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;  осуществлять сотрудничество со взрослыми;  презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; использовать разные источники информации. 

 Ожидаемый результат освоения программы 3 класса:

    Обучающийся будет знать:  основные особенности проведения исследовательской работы;  что такое информационный проект и практико– ориентированный проект;  методы исследования: эксперимент, анкетирование, моделирование интервьюирование; основы работы с компьютером, что такое социальный проект и его значимость для жизни окружающих; способы методы, стимулирующие саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в  работе,   правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов;  правила осуществления самоконтроля;  правила успешной презентации работы.

     Обучающийся будет уметь:  выбирать пути решения задачи исследования;   классифицировать предметы, явления и события;  самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;  правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;  собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;  осуществлять сотрудничество со взрослыми;  презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.

Ожидаемый результат освоения программы 4 класса:

    Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы; метод исследования: анкетирование, моделирование; основы работы с компьютером; что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих; способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе.

   Обучающийся будет уметь:  самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;  правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;  собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;  пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой; делать выводы и умозаключения; указывать пути дальнейшего изучения объекта;  осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;  презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; реализовывать право на свободный выбор.

4. Тематическое планирование

Тематическое планирование для 1 класса

Тема занятия

Кол-во часов

1 четверть (8 часов)

1

Кто я? Моя семья.

1

2

Чем я люблю заниматься Хобби.

1

3

О чем я больше всего хочу рассказать.  Выбор темы твоего проекта.

1

4

Как собирать материал. Твои помощники. Этап

1

5

Повторение. Давай вспомним.

1

6

Проблема.

1

7

Проблема. Решение проблемы.

1

8

Гипотеза. Предположение. Играем в предположения.

1

2 четверть (8 часов)

9

Цель проекта.

1

10

Задача проекта.

1

11

Выбор нужной информации.

1

12

Интересные люди - твои помощники.

1

13

Продукт проекта.

1

14

Виды продукта. Макет. Знакомство с понятием «макет», «поделка»

 1

15

Повторение пройденных проектных понятий.

1

16

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.

1

3 четверть (9 часов)

17

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.

1

18

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

2

19

20

Выступление перед знакомой аудиторией.

1

21

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета.

2

22

23

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

1

24

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

2

25

4 четверть (8часов)

1

26

Повторение. Давай вспомним.

1

27

Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно.

1

28

Играем в ученых. Поилка для цветов.

1

29

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.

1

30

Тест «Чему я научился?»

1

31

Памятка для учащегося-проектанта.

1

32

Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектанта. Твои советы им.

1

33

Советы на лето от Мудрого Дельфина.

1

Всего:

33

Тематическое планирование для 2 класса

    Тема занятия

Кол-во часов

1 четверть (8 часов)

1

Круг твоих   интересов. Хобби. Увлечения.

1

2

Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема».

1

3

Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями.

1

4

Выбор помощников в работе над проектом.

1

5

Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап».

6

Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность».

1

7

Проблема. Решение проблемы.

1

8

Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение».

1

2 четверть (8 часов)

9

Цель проекта

10

Задачи проекта

1

11

Сбор информации для проекта

1

12

Знакомство с интересными людьми. Интервью.

1

13

Обработка информации. Отбор значимой информации.

1

14

Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка»

1

15

Играем в ученых. Это интересно

 1

16

Тест «Чему ты научился?»

1

3 четверть (10часов)

17

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)

1

18

Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация».

Презентация.

1

19

Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP-Microsoft Power Point

Значимость компьютера в создании проектов.

1

20

Первые шаги составления презентации на компьютере.

1

21

Совмещение текста выступления с показом презентации.

1

22

Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией

1

23

Подготовка ответов н предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

1

24

Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина»

1

25

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

1

26

Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ»

1

4 четверть (8 часов)

27

Играем в ученых. Это интересно

1

28

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности

1

29

Памятка жюри конкурсов

1

30

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

1

31

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

1

32

Играем в ученых. Это интересно

1

33

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проектам. Пожелание будущим проектантам

1

34

Советы на лето от Мудрого Дельфина

1

Всего:

34

Тематическое планирование для 3 класса

Тема занятия

Кол-во часов

1 четверть (8 часов)

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом

1

2

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы

1

3

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи

1

4

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

2

5

6

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование

2

7

8

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере

1

2 четверть (8 часов)

9

Практическая работа. Создание мини-постера.

1

10

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

3

11

12

13

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

3

14

15

16

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР. Творческая работа.  Создание журнала

1

 3 четверть (10часов)

17

Программа МРР.   Дизайн.    Нахождение ошибок в готовой презентации и исправление их. Работа с командами «обрезка» и «границы рисунка»

2

18

19

Фотографии на слайдах.  Работа с фотографиями на слайдах.

2

20

21

22

Требования к компьютерной презентации Power Point

2

23

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР. Изучение и осваивание возможностей программы МРР

2

24

25

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту.

2

26

четверть (8 часов)

27

Составление первой презентации по заданному тексту.

1

28

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка.

2

29

30

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.

1

31

Твои впечатления от работы над проектом

1

32

Пожелания будущим проектантам

1

33

Страницы благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель, консультанты – родители; помощники- друзья)

 

1

34

Советы на лето от Мудрого дельфина.

1

Всего:

34

Тематическое планирование для 4 класса

    Тема занятия

Кол-во часов

1 четверть (8 часов)

1

Твои новые интересы и увлечения.

1

2

Виды проектов.

1

3

Исследовательски-творческий проект

1

4

Творческий проект

1

5

Ролево-игровой проект

2

6

7

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой

2

8

2 четверть (8 часов)

9

Информационно-исследовательский проект

2

10

11

Практико-ориентированный проект

1

12

Практико-ориентированный проект

1

13

Монопредметный проект

2

14

15

Межпредметный проект

1

16

Виды презентационных проектов

1

3 четверть (10часов)

17

Вид презентации проекта, как отчет участников исследовательской экспедиции

1

18

Вид презентации проекта, в рамках научной конференции

19

Правильная подготовка презентации к проекту

1

20

Работа с памяткой при подготовке публичного выступления

2

21

22

Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

1

23

Типичные ошибки проектантов

1

24

Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся

1

25

Программа МРР. Формирование умения работы с диаграммой.

26

Программа МРР. Формирование умения работы с таблицей.

1

4 четверть (8 часов)

27

Практическая работа

1

28

Тестирование. Самоанализ

29

Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации

1

30

Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев.

1

31

Твои впечатления от работы над проектом.

1

32

Пожелания будущим проектантам.

1

33

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году.

34

Советы мудрого Дельфина на лето.

1

Всего:

34

Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности.

И в заключении хочется обобщить выше сказанное, что основной целью современного образования является подготовка всесторонне развитой личности, в связи с чем одним из аспектов современного образования является вовлечение младших школьников в проектную деятельность. Проблема организации проектной деятельности  в начальной школе приобрела в настоящее время особую актуальность в связи с современным характером и содержанием трудовой деятельности человека, имеющей творческий характер и проектную направленность. Введение метода проектов уже на начальном этапе школьного обучения способствует формированию основ творческой и проектной деятельности, так как учит планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, дает необходимые знания, умения, навыки овладения способами и приемами создания оригинальных изделий, развивает творческие способности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Портфолио школьника и его роль в достижении нового образовательного результата

Портфолио ученика и его роль в достижении нового образовательного результата.    «Портфель достижений» - это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижен...

Портфолио школьника и его роль в достижении нового образовательного результата.

Портфолио ученика и его роль в достижении нового образовательного результата..  Что такое «Портфель достижений»?    «Портфель достижений» - это собрание работ и результатов, которы...

Курс "Мир деятельности"как средство достижения новых образовательных результатов. Актуальность надпредметного курса "Мир деятельности"

В статье ( выступлении) рассказывается об опыте работы по данному курсу, объясняется, почему курс актуален....

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования с требованиями ФГОС.

В чем отличие новых стандартов от ныне действующих? Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность с...

Надпредметный курс «Мир деятельности» как инструмент достижения новых образовательных результатов

Статья о курсе Л.Г. Петерсон "Мир деятельности" как инструменте формирования метапредметных умений...

Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении.«Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС»

Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении учителей начальных классов. Практикум «Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных р...

Содержательные аспекты достижения новых образовательных результатов в контексте ФГОС Развитие критического мышления: приемы и методы стадии "Вызов" (из опыта работы)

Содержательные аспекты достижения новых образовательных результатов в контексте ФГОС Развитие критического мышления: приемы и методы стадии "Вызов"(из опыта работы)...