Организация оздоровительных минуток на уроках информатики как условие здоровьесбережения младших школьников
материал по информатике
Предварительный просмотр:
Оглавление
1. Организация здоровьесбережения младших школьников 3
1.1. Сущность и роль здоровьесбережения 3
1.2 Основы здоровьесбережения младших школьников 6
1.3 Некоторые аспекты диагностического обеспечения здоровьесберегающего учебного занятия 8
1. 4 Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников 10
2. Организация оздоровительных минуток на уроках информатики 12
2.1. Основные вредные факторы на уроках информатики 12
2.2. Роль оздоровительных минуток на уроках 19
2.3 Видовое разнообразие оздоровительных минуток 21
Введение
«Организация оздоровительных минуток на уроках информатики как условие здоровьесбережения младших школьников»
Прежде всего, стоит отметить, информатика – это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации. Под понятием информатики объединяют ряд научных направлений, исследующих разные стороны одного и того же объекта – информации.
Сегодня, когда объем информации растет с каждым днем, невозможно представить специалиста в любой профессиональной деятельности без знаний технологии обработки текстовой, графической и числовой информации.
Информатика как учебный предмет была введена во все типы средних школ бывшего СССР с 1 сентября 1985 года. Новая учебная дисциплина получила название «Основы информатики и вычислительной техники». В общеобразовательной школе предмет преподавался в двух старших классах (тогда это были 9 и 10 классы). [2, 8]
С недавних пор информатику стали изучать и в начальной школе. Применение компьютера в начальной школе необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Компьютерные технологии позволяют ставить перед учащимся начальной школы и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Несмотря на долголетние исследования и усовершенствование компьютерных технологий, остаётся не до конца решенной проблема – влияние занятий с компьютером на психическое и физическое здоровье школьников. При неправильном использовании компьютерного оборудования могут проявиться следующие симптомы: ухудшение зрения, нарушения осанки, психические расстройства и т.д.
Актуальность данной исследовательской работы обосновывается требованиями ФГОС, которые предусматривают оздоровительные минутки на уроках информатики. С помощью оздоровительных минуток учитель способствует восстановлению сил у учащихся, помогает снять напряжение с различных мышц тела и обеспечивает их комфорт на уроке.
Цель исследовательской работы: выявить различные виды оздоровительных минуток, соответствующих урокам информатики в начальных классах.
Задачи:
1) раскрыть понятие «здоровьесбережение»;
2) выяснить причины утомлений детей на уроках информатики;
3) изучить виды оздоровительных минуток;
4) обозначить особенности оздоровительных минуток на уроке информатики.
Объект изучения: здоровьесбережение младших школьников
Предмет изучения: Организация оздоровительных минуток на уроках информатики
1. Организация здоровьесбережения младших школьников
1.1. Сущность и роль здоровьесбережения
В формулировке Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
Выделяют три аспекта здоровья или благополучия. Это физическое, душевное (психоэмоциональное) и социальное здоровье.
Физическое — определяется состоянием и функционированием организма, если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности свободно. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.
Душевное — определяется тем, насколько человек доволен собой и как успешно справляется со своими ежедневными функциями. Если человек душевно здоров, он обычно нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворён своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо уделять достаточное время отдыху и увлечениям, это возможность получать новый опыт и делиться своими чувствами и переживаниями с другими людьми, которые могут тебя понять,
Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает их права, умеет оказывать помощь и способен сам принять её, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, выразить свои потребности так, чтобы они стали понятны окружающим. [12, 81]
Здоровьесбережение – общее понятие «образа жизни», содержащее уровень его культуры, благоприятные условия жизнедеятельности человека, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.
Здоровьесбережение содержит такие части, как:
1. Культура планирования семьи, оказывающая существенное влияние на здоровье будущих поколений.
2. Гигиеническая и физическая культура определяет двигательную активность, физкультуру и спорт, культуру питания, труда и отдыха.
3. Психогигиеническая культура, обеспечивающая защиту человека от интеллектуальных и эмоциональных отрицательно-экстремальных факторов социума.
4. Духовная культура, нужная для психосоциального развития личности и формирующаяся на основе совести, долга, доброты и отрицания злобности, зависти и корысти.
5. Культура воспитания у детей и молодёжи здорового образа жизни.
6. Индивидуальная культура, обеспечивающая воспитание у человека культуры здоровья как ценности личности. Индивидуальная культура образуется в процессе образования и самообразования и предполагает организацию, а также развитие системы преподавания и информации о здоровье и здоровом образе жизни.
7. Социальная культура здоровья, определяющая эффективность социальной политики государства и основанная на выборе социумом здоровья населения как ценности, как первого приоритета общественной безопасности и благополучия, как ведущего критерия качества жизни каждого члена общества.
Здоровьесбережение – основа профилактики заболеваний. Человек, определяя для себя образ жизни, сам регулирует уровень вероятности любого заболевания. Здоровьесбережение на уровне личности предполагает выбор таких форм активности, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья человека. Выбор определяется уровнем культуры человека, освоенных знаний и жизненных установок, определенный комплекс норм поведения, которое предусматривает здоровьесбережение. [14]
1.2 Основы здоровьесбережения младших школьников
Состояние здоровья подрастающего поколения важнейший показатель благополучия общества и государства. Одним из ведущих факторов, обеспечивающих эффективность образовательного процесса в современных условиях, рассматривается исследователями состояние здоровья школьников, уровень сформированности культуры здорового образа жизни. В современной научной литературе нет единого, общепринятого понятия «здоровье», раскрывающего его сущность.
В разные исторические эпохи на сохранение здоровья населения и подрастающего поколения обращали внимание мыслители, философы, педагоги и связывали ухудшение здоровья детей с началом школьного обучения. Среди комплекса факторов, способствующих снижению уровня здоровья школьников, ведущая роль традиционно отводилась, с одной стороны, несоблюдению физиолого-гигиенических требований к условиям обучения (Е.М. Белостоцкая, И.И. Бецкой, К.И. Грум-Гржимайло, Ф.Ф. Эрисман, В.И. Формаковский и др.), с другой стороны – большому объему учебной нагрузки (М.В. Антропова, Н.И. Быстров, А.В. Беляев, С.М. Громбах, В.М. Зубкова, В.Г. Нестеров, Ф.К. Телятник, А.А. Сычев и др.).
С точки зрения В.Р. Кучмы с соавт. (1999), состояние здоровья детей и подростков определяются уровнем достигнутого физического развития и его гармоничностью, функциональным состоянием органов и систем, наличием или отсутствием функциональных отклонений и заболеваний, резистентностью организма. [8, 58]
Поскольку понятие здоровье отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет тесную взаимосвязь всех составляющих здоровья (соматическое, физическое, психическое и нравственное) в контексте целостности человека, то и само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность пол, возраст) факторов.
В основе обучения и формирования здорового образа жизни в условиях общеобразовательных учебных заведений должен лежать учет взаимовлияний наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей развития человека.
Проблема сохранения здоровья в системе образования отражена в исследованиях Р.И. Айзмана, М.М. Безруких, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского, Е .Н.дзятковской, И.В. дубровиной, В .Н. Ирхина, Н.Н.Куинджи, Ю.П. Лисицина, Н.К. Смирнова, А.Г. Щедриной, и др. На основе проведенных исследований разработана теоретическая основа создания проектов учебных заведений, целью деятельности которых является обучение, развитие, воспитание здорового ребенка, рассмотрены основные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, даны определения, сущностная характеристика и классификация здоровьесберегающих образовательных технологий. Рассматривая здоровьесберегающие технологии, модели организации Школ здоровья в России и за рубежом, анализируя отдельные компоненты здоровьесберегающей деятельности, авторы отмечают, что в настоящее время усилия системы образования сконцентрировались на влиянии школы на здоровье учащихся, ее возможностях организовать качественное обучение, развитие и воспитание детей без ущерба для физического и душевного здоровья, предупреждении безнадзорности и расширении школьных дополнительных образовательных услуг. [1, 21-27]
1.3 Некоторые аспекты диагностического обеспечения здоровьесберегающего учебного занятия
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года важной задачей перспективного развития школы определила сбережение и поддержание здоровья обучающихся. Поэтому, в настоящее время, актуален здоровьесберегающий педагогический подход в процессе обучения, который предполагает создание условий для нормального протекания учебного процесса и сохранение здоровья учащихся в процессе учебной деятельности, в том числе приспособление дидактических и воспитательных методов к индивидуальным особенностям обучающихся (личностным, психофизиологическим). Управляемость этим процессом в значительной мере зависит от разработанности диагностического обеспечения учебного занятия с позиций сбережения здоровья. Осуществляя диагностическую деятельность при подготовке и проведении учебного занятия, педагог имеет возможность выбирать направления и способы обновления организационно-методических аспектов своей деятельности, способствующих сохранению здоровья обучающихся.
Однако в имеющейся педагогической и психологической литературе содержится разобщенная информация о том, какие педагогические обследования необходимо провести при подготовке и проведении учебного занятия, как правильно читать педагогический диагноз, как использовать полученную информацию при выборе конкретных учебно-воспитательных воздействий, сохраняющих при этом здоровье участников учебного процесса.
В современной школе чаще всего условия сохранения здоровья понимаются и соблюдаются лишь в отношении "физического благополучия" участников образовательного процесса (организационно-педагогический аспект), то есть связываются с созданием внешних условий, соответствующих санитарным правилам (СП 2.4.2. 782-99 г.), с организацией обучения здоровому образу жизни. При этом крайне мало внимания уделяется "состоянию психического и социального благополучия". Поэтому, при организации учебного процесса, необходимо учитывать и дидактический аспект сохранения здоровья - применение "здоровьесберегающих педагогических технологий". Данные технологии предполагают построение учебного процесса, в котором наряду с достижением запланированного результата обучения сохраняется и восстанавливается физическое, психическое и социальное здоровье участников этого процесса. Сегодня актуальна проблема определения основных показателей сохраняющих здоровье педагогических технологий.[2, 39-43]
1. 4 Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников
Цвето-рисуночный тест разработан А.О.Прохоровым и Г.Н.Ге-нинг. Он предназначен для диагностики психических состояний младших школьников в ходе учебной деятельности. Он создан на основе обследования около 1000 младших школьников и апробирован в разных школах. Тест имеет высокие корреляты с референтными методиками диагностики психических состояний: тестом Люшера, методикой Лутошкина. Он доступен и удобен в применении как учителем в процессе обучения, так и психологом в условиях психологического консультирования. В рисунках и цвете дети выражают то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания, эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.
Для проведения теста необходимо иметь лист белой бумаги и цветные карандаши: красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50x50 мм (правая сторона листа предназначена для рисунка).
Инструкция: «Ребята! Перед каждым из вас лежат листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вы должны будете в этом квадрате цветом нарисовать ваше состояние, т.е. то состояние, которое вы в данный момент испытываете (для учащихся 1-х классов термин "состояние" можно заменить словом "настроение"). Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его различными цветами». При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярами на четыре части, горизонталью и перпендикуляром к ней на три части и т.д.)
Если у детей возникнут вопросы, то инструкцию следует объяснить индивидуально.
После того как школьники справятся с заданием, экспериментатор дает инструкцию 2: «Ребята! Сейчас каждый из вас нарисовал свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы: парта, доска, наш класс, а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например: цветок, мяч, солнце, дождь и т.д. Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок). Рисовать нужно на правой стороне листа».
Время для проверки теста не должно ограничиваться. (Приложение 1) [9, 187]
2. Организация оздоровительных минуток на уроках информатики
2.1. Основные вредные факторы на уроках информатики
Содержание уроков информатики составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако, их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю я.
Основные вредные факторы при работе на уроках информатики:
• Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени.
Дли тельное неизменное положение тела у пользователя ПК, вызывает мышечно-скелетные нарушения.
• Воздействие электромагнитного излучения.
• Утомление глаз, нагрузка на зрение.
Пользователь ПК читает не отраженные тексты, как при обычной работе с бумагой, а смотрит на источник света — монитор. Его глаза перебегают с листа на экран и обратно. Тысячи раз в день наше зрение должно перестраиваться с одного способа чтения на другой.
• Перегрузка суставов кистей.
• Стресс при потере информации.
• Психические расстройства.
При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми ребенок ищет то, что ему не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере...
Одной из моих основных задач является сохранение здоровья учащихся. На уроках информатики это соблюдение санитарно-гигиенических норм: организация рабочего места, гигиенические требования к правильной посадке учащихся организация режима работы.
1. Требования к монитору:
- количество цветов не менее 256;
- размер зерна не более 0,28 мм;
- возможность регулировки яркости и контраста изображения.
2. Монитор должен находиться на расстоянии не менее 60 см от глаз.
3. Освещение рабочего места не должно вызывать блики на экране монитора. В тоже время оно должно быть достаточным, для того чтобы хорошо видеть остальные предметы, с которыми работаем.
4. Чаще протирать экран монитора.
Кроме этого, для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются:
- упражнения для глаз и пальцев рук через каждые 20-25 минут работы;
- сквозное проветривание помещений во время перерывов (при отсутствии в нем учащихся);
- оптимальный тепловой режим;
- физкультурные паузы в течение 3-4 минут во время перерывов;
- физкультминутки в течение 1-2 минут для снятия локального утомления выполняются индивидуально при появлении начальных признаков усталости.
Здоровьесберегающие технологии находят отражение и в проектной деятельности учащихся. На уроках информатики учащиеся создают проекты на темы:
- «Вредные привычки»
- «Режим дня»
- «Спорт и здоровый образ жизни» и т.д.
Центр экрана должен быть установлен на высоте 15-20 см ниже уровня глаз. Угол наклона монитора не должен быть более 150. Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы. Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см. Расстояние надо выбирать с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.
Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.
Нужно беречь глаза от ультрафиолетового воздействия солнечных лучей. Хорошее влияние на циркуляцию крови и на нервы оказывает поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами - указательным и средним - в виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза движение к носу, по верхнему краю глаза - над бровями. Такое движение повторяется 8-16 раз.
Поэтому на каждом уроке проводятся физкультминутки, на которых контролируется состояние глаз, мышц шеи и рук, позвоночника. Эти занятия тоже проводятся в виде игры и очень нравятся детям.
Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе.
Снижение двигательной активности современного ученика является фактором, способствующим росту заболеваемости. Поэтому важна профилактика и коррекция так называемых «школьных» болезней. Данный урок ориентирован на создание такой здоровьесберегающей среды, которая продуктивно «работает» на физическое, психическое и социальное здоровье ребенка. В основу разработки легло использование здоровьесберегающих технологий способом «подвижного» обучения:
урок построен в режиме «динамических поз», пособия размещались поочередно на всех классных стенах, учитель систематически перемещался по классу, все дети смотрели на отвечающего ученика со своего места, ученики сидели на стульчиках, на «корточках», стояли, сидели за партами, проводились микропаузы при утомлении глаз и т. д.
Кроме всех вышеперечисленных вредных факторов при работе за компьютером в настоящее время появился термин «компьютерная зависимость». Что же это такое?
К первым признакам развития компьютерной зависимости у ребенка относятся следующие:
ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
прогулял школу – сидел за компьютером;
приходит домой и сразу садится за компьютер;
забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводят за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических. В результате стресса, вызванного потерей важной информации, случаются и нервные заболевания.
Длительная работа за компьютером приводит к изменениям в высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах. Длительные и устойчивые изменения, как правило, приносят вред организму.
Школьникам, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, неудовлетворенность, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни, закомплексованность, застенчивость и т.п. Вот какие психологические симптомы характерны для человека, если он относится к группе риска Интернет-зависимых людей:
– увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
– ощущение пустоты, раздражение, депрессия при невозможности сидеть за компьютером;
– ложь членам семьи о своей деятельности, проблемы с учебой;
– хорошее самочувствие или эйфория от предвкушения «общения» с компьютером;
– нежелание и даже невозможность «оторваться» от него ни на минуту.
Всем хорошо известно о пагубном воздействии на психику подростков компьютерных игр. Состояние эмоционального напряжения, стресса, в котором пребывает играющий на компьютере, не находит разрядки в физической активности. А это со временем приводит к сосудистым нарушениям, гипертонической болезни. Нарастает и потенциал агрессивности (т.к. к этому располагает тематика игр).
Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия.
Дети очень любят этот предмет и от того, как я буду использовать все доступные для меня методы преподавания, зависит их дальнейшее отношение ко мне как преподавателю и уроку.
Очень интересными, на мой взгляд, являются проблемный метод и метод проектов. Они всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы. Ученик, анализируя фактический материал и оперируя им, расширяет и углубляет знания при помощи ранее усвоенной информации. А поэтапная смена деятельности данных методов не дает ребенку утомить свой организм.
При составлении программ, используя такие формы работы, у ребят увеличивается количество шансов выполнить ее успешно, да и к тому же появляется больше уверенности, если рядом друг, с которым можно посоветоваться. Во время их совместной работы оказание дозированной помощи при затруднениях создает дополнительную ситуацию успеха.
Такие формы работы с учащимися помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности.
Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке я, провожу динамические паузы, после объяснения нового материала.
Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером я рекомендую учащимся в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.
Хочу отметить, что структуру урока можно изменять в зависимости от вида и темы урока, этапов может быть различное количество, методов проведения может быть несколько, но приоритетным, для меня, остается выполнение таких условий: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше установленного времени и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным для здоровья.[6, 4-8]
2.2. Роль оздоровительных минуток на уроках
Современные дети относятся к классу гиперактивных, они не могут долгое время заниматься одним делом, а тем более усидеть на месте. Поэтому вчерашним дошколятам очень сложно адаптироваться к урочной системе. Психологами рекомендовано проводить оздоровительные минутки для начальной школы. Такие перерывы способствуют отдыху детей и поддержанию внимания на протяжении учебного процесса. Легкие упражнения способствуют быстрому усвоению материала. Кроме того, любое отклонение от рабочего процесса вызывает интерес у ребят. Оздоровительная минутка - это положительные эмоции учащихся.
Снять физическое напряжение позволяют упражнения двигательного характера. Необходимо дать ребенку возможность встать, попрыгать на месте, промаршировать, выполнить приседания. Упражнения должны быть действенными, но простыми. Оздоровительные минутки помогают малышу вернуться к образовательному процессу с новыми силами.
Начальная школа – это этап закладки образовательных умений и навыков у детей 7-10 лет. И от того, насколько успешно он пройдет, зависит дальнейший успех ребенка в области науки. Принято считать, что все методы для достижения главной цели хороши. В данном случае роль оздоровительных минуток на уроках в начальной школе имеет незаменимый характер, поскольку такие занятия позволяют: проводить уроки, не допуская умственного и физического переутомления; активизировать внимание детей в нужный момент времени; поднять настроение; действовать коллективно; правильно выполнять команды и просьбы педагога-организатора. [4, 201-202]
2.3 Видовое разнообразие оздоровительных минуток
У каждого учителя начальной школы имеется педагогическая копилка с большим количеством физминуток. Все дело в том, что они должны быть направлены на активизацию различных видов деятельности у детей. Виды физминуток в начальной школе: для физической активности; для снятия перенапряжения со зрительного аппарата; для гимнастики пальцев рук; для устранения искривления осанки; для снятия общего переутомления.
Все эти виды упражнений должны присутствовать в жизни младшего школьника на ежедневной основе. Потребность ребенка в двигательной активности, по мнению психологов, должна составлять не менее 240 минут в день. Нарушение этой рекомендации может повлечь за собой необратимые последствия как в физическом, так и в психическом развитии.[5]
Чаще всего на уроках информатики у детей устают глаза. Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зеленый цвет. Поэтому очень хорошо иметь в классе зеленый круг из картона или пластмассы и выполнять упражнения для глаз с его помощью.
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом. (Приложение 2)
Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, большой труд составляет долгая работа пальцами – держать ручку или карандаш, работа с клавиатурой. Дети считают, чем усерднее они будут оказывать силу на предмет, тем продуктивней будет их работа. От этого мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. В этом случае поможет пальчиковая гимнастика (Приложение 3) [5]
Особую роль во время урока может сыграть дыхательная гимнастика. Все люди дышат, но мало кто знает, как нужно дышать правильно. А между тем – это очень важный навык, потому что благодаря сознательной работе с дыханием можно изменить свое настроение, здоровье и состояние ума. В кислороде нуждаются все клеточки нашего тела, поэтому с помощью дыхательной гимнастики можно улучшить функционирование практически каждого нашего органа. Упражнения нужно делать не реже двух раз в день. Перед выполнением дыхательной гимнастики расслабьте мышцы в области шеи. Для этого в произвольном виде несколько раз поворачивайте голову в разные стороны. Во время упражнений руки и плечи должны быть полностью расслабленными (не поднимайте плечевой сустав вверх). Также не нужно наклонять голову назад. Наоборот, она должны быть слегка согнута вперед. Не набирайте полные легкие воздуха. Существует несколько методик дыхательной гимнастики, каждая из которых имеет свои цели и особенности проведения. (Приложение 4) [15].
Заключение
Если соотнести содержание и задачи исследовательской работы, то можно сделать вывод, что поставленная цель достигнута через решение данных задач.
Раскрыв понятие «Здоровьесбережение», мы определили, что условием для сохранения здоровья учащихся на уроках информатики являются не только физические минутки, а целый комплекс оздоровительных минуток, включающий в себя вышесказанные.
Правильно обозначенная причина утомления ребенка позволяет грамотно подобрать оздоровительную минутку и привести учащихся к работоспособности на уроке.
Использование системы мер здоровьесбережения, касающихся преподавания информатики, определяется спецификой данной дисциплины, связанной с практически постоянным использованием современной компьютерной техники, которая, как известно, является существенным источником негативных факторов, сказывающихся на здоровье школьников, поэтому учителю необходимо предусматривать все вредоносные факторы и по возможности предотвращать их.
Список литературы
1. Ахутина Т. В. «Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход» Школа здоровья. - 2000. - Т. 7.- № 2. - С. 21-27.
2. Базарный В. Ф. «Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса» часть III. - Сергиев Посад, 1995. с. 39-43
3. Безруких М. М., Сонькина В. Д. «Организация и оценка здоровьесберегающй деятельности образовательных учреждений» //– М., 2004.
4. Григорьева Т. "Пути формирования здоровья школьников младшего возраста" стр. 201-202
5. Кирсанова Г. А. «Физминутка – это важно!» http//festival.1september.ru
6. Кувардин А. Н. « Авторская программа здоровьесберегающие технологии на уроках информатики и ИКТ» стр.4-8
7. Куинджи Н. Н., Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000.
8. Кучма В. Р., Куинджи Н. Н., Степанова М. И., «Здоровьесберегающие технологии в школе», 2001 стр. 58
9. Лившиц О. Д. «Диагностика умственной работоспособности и утомления детей и подростков в процессе учебной деятельности: Методическое пособие» / Лившиц О. Д., Лядова Н. В. - Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 1998. Стр.187
10. Маркова А. К. «Формирование мотивации учения: Книга Для учителя» / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990.
11. Свиренко А. А. «Сущность и роль здоровьясбережения и медико-социальные проблемы физиологического старения населения России» http://www.scienceforum.ru/2014/583/1353,
12. Селевко Г. К. «Энциклопедия образовательных технологий»
13. Сиротюк А. Л. «Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей». - М.: ТЦ "Сфера", 2000.
15 http://timelady.ru/881-dyhatelnaya-gimnastika.html
Приложения
Приложение 1
Таблица 1 - Ключ к обработке результатов
Цвет (в квадрате) | Рисунок | Состояние |
Красный | Тетрадь Парта Класс Доска и др. Школьные атрибуты | Активность (активация) |
Красный, сочетание красного и желтого | Радуга Новый Год, елка Торт, мороженое Конфеты Подарок Горка «5» Солнце Воздушные шары | Радость |
Зеленый | Светофор Машина Телевизор Беговая дорожка Жонглер в цирке Классная доска | Внимание, сосредоточение* |
Розовый | Робот Компьютер Машина Принцесса Кукла | Мечтание, фантазирование |
Черный | Дождь Клякса Ребенок спит за партой | Утомление, усталость |
Оранжевый | Цветы Дети играют Животные Ребенок помогает старушке | Дружелюбие, доброжелательность |
Желтый | Разбитая ваза Ребенок с учительницей, Мамой | Искренность |
Голубой | Душ Бассейн Море | Бодрость |
Синий | Скакалка Волейбол Футбол Поднятая рука | Азарт |
Синий | Дети с учительницей, со старшими | Уважение |
Коричневый | Поле Скорая помощь Могилка Ребенок упал Мама гладит по голове Ребенка | Сочувствие, сострадание |
* В 1-м классе это состояние может быть изображено красным цветом.
Примечание. В таблице представлены не все, а только основные психические состояния детей младшего школьного возраста, отмеченные как наиболее часто встречающиеся в учебной деятельности.
При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры часто говорят об обратном.
Пользуясь данной методикой, экспериментатор должен помнить, что динамическая структура психического состояния может и не иметь «монохарактеристики», так как доминирующее значение на какое-то время может приобрести не один, а несколько компонентов психики. Например, в 1-м классе состояние интереса, активации, радости и внимания чаще всего объединены в одно «полисостояние», где ведущим является состояние интереса. Поэтому дети изображают эти состояния одним цветом — красным.
Приложение 2
1 .Физминутка. «Ах, как долго мы писали»
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
Посмотрите все в окно,
Ах, как солнце высоко.
Мы глаза сейчас закроем,
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
Жмурься сильно, но держись.
2.Физминутка «Бабочка»
Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Встрепенулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
3.Физминутка «Руки за спину, головки назад»
Руки за спину, головки назад.
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим - на парту гляди.
И снова наверх - где там муха летит?
Глазами повертим, поищем ее.
И снова читаем. Немного еще.
4.Физминутка «Буратино»
Буратино своим длинным любопытным носом рисует.
Все упражнения сопровождаются движениями глаз.
5.Физминутка «Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
6.Физминутка «Это я»
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка, тут живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.
Это ножки. Топ, топ.
Ой, устали! Вытрем лоб.
7.Физминутки «Мы ладонь к глазам приставим»
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
8.Физминутка «СТРЕКОЗА»
Вот какая стрекоза,
Как горошины глаза.
Влево — вправо, назад — вперед.
Ну, совсем как вертолет.
9.Физминутка «СОВА»
В лесу темно,
Все спят давно.
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
Совушка - сова,
Большая голова.
На суку сидит,
Головой вертит.
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.
Приложение 3
1.Физминутка «Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту мнём-мнём,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмём-жмём.
2.Физминутка «Теремок»
Стоит в поле теремок.
На двери висит замок.
Открывает его волк-
Дёрг-дёрг, дёрг-дёрг.
Пришёл Петя-петушок
И ключом открыл замок.
Приложение 4
Солнечно-лунное дыхание
Ежедневно дыхательный цикл человека зависит от влияния солнца, луны и звезд. Современные исследования показали, что существует определенная ритмическая система дыхания через левую и правую ноздрю, которая изо дня в день меняется у одного и того же человека. В частности, дыхание влияет на функционирование центральной нервной системы. Воздушные потоки, проходящие через правую ноздрю, воздействуют на процессы стимуляции, а через левую ноздрю – на тормозные процессы.
Например, если левая ноздря по какой-то причине забита, и человек может дышать только через правое отверстие, он находится в состоянии нервного напряжения и страдает от бессонницы. Напротив, если забито правое отверстие, и дыхание происходит только через левую ноздрю, наше тело находится в постоянном состоянии усталости. Чтобы уравновесить и гармонизировать организм, применяется солнечно-лунное дыхание.
Упражнение выполняется следующим образом: большим пальцем правой руки нужно зажать правую ноздрю, втягивать воздух через левую ноздрю в течение 2 секунд, затем сделать двухсекундную паузу и выдохнуть воздух за 4 секунды. Далее, большим пальцем левой руки нужно зажать левую ноздрю и сделать то же самое.
Это упражнение следует повторять поочередно 10-12 раз для каждой ноздри. Такая гимнастика успокаивает нервную систему, улучшает общее самочувствие, снимает усталость, помогает при простуде, ревматизме и головных болях.
Дыхание «Здоровье»
В идеале эти упражнения выполняются в положении лежа на спине, но вы также можете делать их сидя или стоя.
Вдыхайте воздух носом в течение 2 секунд, затем задержите дыхание на 8 секунд, после чего плавно выдыхайте воздух через нос в течение четырех секунд. Полный цикл дыхания должен выполняться по шаблону 1: 4: 2, где 1 – это вдох, 4 - приостановка или задержка дыхания, 2 - выдох.
Примечание: при здоровом дыхании вдох должен быть в два раза короче выдоха, а пауза в 4 раза дольше вдоха. Делайте такое упражнение в течение 2 минут утром и вечером.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за пе...
Оздоровительные двигательные минутки на уроке как часть системы здоровьесбережения младших школьников
Оздоровительные двигательные минутки на урокекак часть системы здоровьесбережения младших школьников...
Игра как способ обучения и здоровьесбережения младших школьников на уроках английского языка.
Важно учитывать психологические особенности детей в процессе обучения. Младшие школьники обращают внимание на то, что вызывает их непосредственный интерес. Психологи выяснили, что наиболее распростран...
Организация целостной жизнедеятельности класса как условие приобретения младшими школьниками опыта социальных явлений
Условия для развития многих социальных умений, уже должны создаваться в начальной школе с тем, чтобы в процессе взросления ребенок их наращивал.Чтобы обеспечить решение поставленных задач необходим от...
Особенности организации коррекционной работы по формированию внятной выразительной устной речи младших школьников в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)
Главной целью ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружел...