Программа кружка "Умелые ручки"
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
ПРОГРАММА
КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
1 КЛАСС
2014/2015 учебный год
Составила С.В. Киевская,
учитель начальных классов,
вторая квалификационная категория
г. Новодвинск
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического образования федеральных образовательных стандартов.Курс «Умелые ручки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Содержание программы «Умелые ручки» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа учит детей работать с различным материалом (природный материал, бумага, тесто, пластилин, нитки, ткань и т.д.). Дети знакомятся с различными техниками выполнения работ (аппликация, лепка, бисероплетение, вязание и т.д.). Все виды искусства готовят обучающихся к пониманию художественных образов, знакомят их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребёнка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что является базовыми ориентирами в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребёнка, воспитание воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни – формированию понятия о роли и месте декоративно-прикладного искусства в жизни;
- освоению современных видов декоративно-прикладного искусства;
- обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учётом возможных художественных средств;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
- знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, народными традициями и праздниками в России;
- проведению внеаудиторных занятий (экскурсии, фестивали, выставки).
Цель программы:
- развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- расширить представления о многообразии видов декоративно-прикладного искусства;
- познакомить обучающихся с разными видами искусства, с различными техниками выполнения работ;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно-прикладным искусством;
- вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
- реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
- воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
Содержание программы определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок. Проявить фантазию, а также развить творческие способности. Курс занятий построен таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Программа «Умелые ручки» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.Основной формой работы являются аудиторные и внеаудиторные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса«Умелые ручки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернета;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
На реализацию курса «Умелые ручки» в 1 классе отводится 33 часа в год (1 час в неделю).
Тематическое планирование
Раздел, тема | Общее количество часов | Часы внеаудиторных занятий | Часы аудиторных занятий |
Поделки из природного материала. | 6 | 3 | 3 |
Сбор природного материала (экскурсия) | 2 | 2 | 0 |
Поделка «Ёжик» из семечек и пластилина | 1 | 0 | 1 |
Поделка « Кораблик» из грецких орехов | 1 | 0 | 1 |
Экскурсия «Наблюдение за природой, осенним пейзажем» | 1 | 1 | 0 |
Аппликация из листьев «Природа осенью» | 1 | 0 | 1 |
Работа с бумагой | 8 | 4 | 4 |
Поделка «Цветы» из салфеток | 1 | 0 | 1 |
Экскурсия «Наблюдение за природой, зимним пейзажем» | 1 | 1 | 0 |
Отрывная аппликация «Природа зимой» | 1 | 0 | 1 |
Поделка «Ёлочка» из салфеток | 1 | 0 | 1 |
Поход в музей | 3 | 3 | 0 |
Ёлочная игрушка «Ангел» | 1 | 0 | 1 |
Лепка из солёного теста | 11 | 5 | 6 |
Поделка из теста « Мышка и сыр» | 1 | 0 | 1 |
Поделка из теста «Ёжик с яблоком» | 1 | 0 | 1 |
Посещение выставки | 3 | 3 | 0 |
Открытка к 8 марта | 3 | 0 | 3 |
Праздник масленицы | 2 | 2 | 0 |
«Пасхальное яйцо» | 1 | 0 | 1 |
Поделки из коробок | 8 | 3 | 5 |
Отрывная аппликация «Весна» | 1 | 0 | 1 |
Аквариум из коробки | 2 | 0 | 2 |
Экскурсия по городу | 3 | 3 | 0 |
Изготовление города из коробок | 1 | 0 | 1 |
Подставка под карандаши | 1 | 0 | 1 |
Примерное содержание занятий
№ п/п | Дата | Тема | Содержание | Деятельность ученика | |
1 2 | Сбор природ-ного материала (экскурсия). | Экскурсия в парк. Сбор различных природных мате-риалов(занятные веточки и корешки различных растений, еловые и сосновые шишки, мох, цветы, семена, листья и т.д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для поделок. | Сбор природного материала, наблюдение за природой осенью, анализировать и сравнивать объекты природы и природный материал с целью выделения у них существенных признаков. | ||
3 | Поделка «Ёжик» из семечек и пластилина. | Организация рабочего места. Технология выполнения животных из пластилина, приёмы лепки. Правила личной гигиены. Составление плана работы. Выполнение изделия. | Планирование последователь-ности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравне-ние изделий. | ||
4 | Поделка «Кораблик» из грецких орехов. | Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. | Исследовать доступные материалы. Планирование последовательностипракти-ческих действий. Осуществ-ление самоконтроля, коррек-тировки хода работы и конечного результата. | ||
5 | Экскурсия «Наблюдение за природой, осенним пейзажем». | Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Беседа об осенней природе. Выявление характерных признаков для данного времени года. Наблюдение за природой осенью. Проведение игры «Угадай по описанию». | Наблюдение за природой осенью. Анализировать и сравнивать существенные признаки осени с другими временами года. | ||
6 | Аппликация из листьев «Природа осенью». | Понятие «аппликация». Анализ деталей будущего изделия. Подбор материалов для изготовления изделия. Выпол-нение изделия. Выставка работ. | Создание композиции изделия. Осуществление самоконтроля и корректиров-ки хода работы. Сравнение и анализ изделий. | ||
7 | Поделка «Цветы» из салфеток. | Знакомство с разными видами бумаги и картона. Приёмы работы с бумагой. План изготовления изделий. Выполнение изделия. | Планирование последователь-ности практических действий. Отрабатывать приёмы работы с бумагой. | ||
8 | Экскурсия «Наблюдение за природой, зимним пейзажем». | Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Беседа о природе зимой. Выявление характерных признаков для данного времени года. Наблюдение за зимним пейзажем. Проведение различных игр. | Наблюдение за природой в зимний период. Анализиро-вать и сравнивать сущест-венные признаки осени с другими временами года. Находить отличия между осенней и зимней природой. | ||
9 | Отрывная аппликация «Природа зимой». | Описание зимнего пейзажа. Свойства бумаги.Знакомство с техникой отрывной апплика-ции. Выполнение изделий. Выставка готовых работ. | Освоение нового вида деятельности.Планировать практическую деятельность: подобрать материалы, сделать детали, расположить их на основе, приклеить детали. Сравнить и оценить результат деятельности. | ||
10 | Поделка «Ёлочка» из салфеток или бумаги. | Беседа о хвойных деревьях. Выделение характерных признаков ели. План изготовления изделий. Выполнение изделия. | Планирование последова-тельности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. | ||
11 12 13 | Поход в музей. | Вводная беседа о правилах поведения в музее. Поход в музей. Беседа и анализ увиденного. | Участие в диалоге и анализе по увиденному. | ||
14 | Ёлочная игрушка «Ангел». | Беседа на тему «История Нового года». Анализ деталей будущего изделия. Установление пространст-венных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. | Планирование последова-тельности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение изделий. | ||
15 | Поделка из теста «Мышка и сыр». | Знакомство с новым матери-алом для лепки – солёное тесто. Техника приготовления теста и его окрашивания. Выделение частей изделия. Изготовление изделий. Выставка готовых изделий. | Планирование последова-тельности практических действий. Вылепливание деталей и их соединение.Сравнение и оценка результат деятельности. | ||
16 | Поделка из теста «Ёжик с яблоком». | Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление про-странственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. | Создание композиции изделия. Осуществление самоконтроля и корректи-ровки хода работы. Сравнение и анализ изделий. | ||
17 18 19 | Посещение выставки. | Вводная беседа о правилах поведения на выставке. Посещение выставки. Беседа и анализ увиденного. | Участие в диалоге и анализе по увиденному. | ||
20 21 22 | Открытка к 8 марта. | Вводная беседа о празднике 8 марта.Изготовление деталей. Составление композиции для открытки. Сборка изделия. Выставка готовых изделий. | Планирование последова-тельности практических действий. Вылепливание деталей и их соединение. Создание композиции изделия. Осуществление самоконтроля и корректи-ровки хода работы. Сравнение и анализ изделий. | ||
23 24 | Праздник масленицы. | Знакомство учащихся с праздником «Масленица», традициями своего народа, историей славянских обрядов, развивать творческие способ-ности каждого ребёнка, воспитывать любовь и уважение к традициям, семье. | Коллективная деятельность, взаимопомощь, обобщение нового. | ||
25 | Аппликация «Пасхальное яйцо» (вырезание из бумаги). | Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. | Планирование последова-тельности практических действий. Вырезание деталей и их соединение. Создание композиции изделия. | ||
26 | Отрывная аппликация «Весна». | Вводная беседа о времени года. Особенности весны. Анализ деталей будущего изделия. Выполнение изделия. | Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. | ||
27 28 | Аквариум из коробки. | Организация рабочего места. Правила работы с инструментами. Анализ деталей будущего изделия. Установле-ниепространственныхотноше-ний между деталями изделия. Выполнение изделия. Выставка готовых изделий. | Планирование последова-тельности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение и анализ изделий. | ||
29 30 31 | Экскурсия по городу. | Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Экскурс об истории города. | Ознакомление с историей возникновения города. Срав-нение города в разное время. | ||
32 | Изготовление города из коробок. | Вводная беседа о городе и его истории. Составление плана работы. Коллективное выполнение работы. Выставка городов. | Планирование последова-тельности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. | ||
33 | Подставка под карандаши. | Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. | Планирование последова-тельности практических действий. Сравнение и анализ изделий. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- В. Хоменко, Г. Никитюк. Аппликации, картины и панно из природных материалов /Клуб семейного досуга, 2010.
- Белякова О.В. Поделки из природных материалов/ACT МОСКВА, 2009.
- Рубцова Е.С. Фантазии из солёного теста / ЭКСМО, 2007.
Романовская А.Л. Поделки из солёного теста / АСТ, 2009.
Земцова М. Аппликация из бумаги: орнаменты, фигурки и сюжеты. Творческое, логическое и речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста / Феникс, 2010.
Сейш В.Поделки из коробок / Мнемозина, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Умелые ручки"
Рабочая программа "Умелые ручки" составлена для внеурочной деятельности....
Рабочая программа "Умелые ручки"
Содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно - тематический планСпособствует обучению конкретным трудовым навыкам; знакомит детей с терминологией, техниками работы по...
Дополнительная образовательная программа "Умные ручки"
Данная прграмма может быть использована для занятий с детьми дошкольного возраста 5,5-6,5 лет на занятиях при подготовке к школе. Программа способствует развитию мотивации ребенка...
Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"
Программа рассчитана на 4 года обучения, возраст 6-11 лет, составлена в соответствии с требованиями фгос второго поколения...
Рабочая программа "Очумелые ручки"
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы Т,Н, Просняковой "Художественное творчество:станем волше...
рабочая программа "Умелые ручки"
рабочая программа...
Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"
Программа «Умелые ручки» предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрыть его личностные задатки, привить любовь к народному творчеству, ...