Программа кружка "Умелые ручки"
рабочая программа (1 класс) на тему

Киевская Светлана Васильевна

Программа кружка для 1 класса с пояснительной запиской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx40.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное    образовательное    учреждение

«Средняя    общеобразовательная    школа    №7»

ПРОГРАММА  

КРУЖКА   «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

1 КЛАСС

2014/2015 учебный год

Составила С.В. Киевская,

учитель начальных классов,

вторая квалификационная категория

г. Новодвинск

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического  образования федеральных образовательных стандартов.Курс «Умелые ручки» реализует общекультурное  направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования второго поколения.

Содержание программы «Умелые ручки» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник  искусства. Программа учит детей работать с различным материалом (природный материал, бумага, тесто, пластилин, нитки, ткань и т.д.). Дети знакомятся с различными техниками выполнения работ (аппликация, лепка, бисероплетение, вязание и т.д.). Все виды искусства готовят обучающихся к пониманию художественных образов, знакомят их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности. Оно способствует изменению отношения  ребёнка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что является базовыми ориентирами в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Программа способствует:

  • развитию разносторонней личности ребёнка, воспитание воли и характера;
  • помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни – формированию  понятия о роли и месте декоративно-прикладного искусства в жизни;
  • освоению современных видов декоративно-прикладного искусства;
  • обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учётом возможных художественных средств;
  • созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
  • знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, народными традициями и праздниками в России;
  • проведению внеаудиторных занятий (экскурсии, фестивали, выставки).

Цель программы:

  • развитие  творческих  способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;
  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; 
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • расширить представления о многообразии видов декоративно-прикладного искусства;
  • познакомить обучающихся с разными  видами  искусства, с различными техниками выполнения работ;
  • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно-прикладным искусством;
  • вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
  • реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
  • воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

Содержание  программы определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие  имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой  поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по  изготовлению  поделок. Проявить фантазию, а также развить творческие способности. Курс занятий построен таким образом, что предоставляет  возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Программа «Умелые ручки» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной  деятельности.Основной формой работы являются аудиторные и внеаудиторные занятия. На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса«Умелые ручки»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернета;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать навыки работы с информацией.

На реализацию курса «Умелые ручки» в  1  классе  отводится  33 часа  в год  (1  час в  неделю).

Тематическое планирование

Раздел, тема

Общее количество часов

Часы внеаудиторных занятий

Часы аудиторных занятий

Поделки из природного материала.

6

3

3

Сбор природного материала (экскурсия)

2

2

0

Поделка «Ёжик» из семечек и пластилина

1

0

1

Поделка « Кораблик» из грецких орехов

1

0

1

Экскурсия «Наблюдение за природой, осенним пейзажем»

1

1

0

Аппликация из листьев «Природа осенью»

1

0

1

Работа с бумагой

8

4

4

Поделка «Цветы» из салфеток

1

0

1

Экскурсия «Наблюдение за природой, зимним пейзажем»

1

1

0

Отрывная аппликация «Природа зимой»

1

0

1

Поделка «Ёлочка» из салфеток

1

0

1

Поход в музей

3

3

0

Ёлочная игрушка «Ангел»

1

0

1

Лепка из солёного теста

11

5

6

Поделка из теста « Мышка и сыр»

1

0

1

Поделка из теста «Ёжик с яблоком»

1

0

1

Посещение выставки

3

3

0

Открытка к 8 марта

3

0

3

Праздник масленицы

2

2

0

«Пасхальное яйцо»

1

0

1

Поделки из коробок

8

3

5

Отрывная аппликация «Весна»

1

0

1

Аквариум из коробки

2

0

2

Экскурсия по городу

3

3

0

Изготовление города из коробок

1

0

1

Подставка под карандаши

1

0

1

Примерное содержание занятий

№ п/п

Дата

Тема

Содержание

Деятельность ученика

1

2

Сбор природ-ного материала (экскурсия).

Экскурсия в парк. Сбор различных природных мате-риалов(занятные веточки и корешки различных растений, еловые и сосновые шишки, мох, цветы, семена, листья и т.д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для поделок.

Сбор природного материала, наблюдение за природой осенью, анализировать и сравнивать объекты природы и природный материал с целью выделения у них существенных признаков.

3

Поделка «Ёжик» из семечек и пластилина.

Организация рабочего места. Технология выполнения животных из пластилина, приёмы лепки. Правила личной гигиены. Составление плана работы. Выполнение изделия.

Планирование последователь-ности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравне-ние изделий.

4

Поделка «Кораблик» из грецких орехов.

Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия.

Исследовать доступные материалы. Планирование последовательностипракти-ческих действий. Осуществ-ление самоконтроля, коррек-тировки хода работы и конечного результата.

5

Экскурсия «Наблюдение за природой, осенним пейзажем».

Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Беседа об осенней природе. Выявление характерных признаков для данного времени года. Наблюдение за природой осенью. Проведение игры «Угадай по описанию».

Наблюдение за природой осенью. Анализировать и сравнивать существенные признаки осени с другими временами года.

6

Аппликация из листьев «Природа осенью».

Понятие «аппликация». Анализ деталей будущего изделия.  Подбор материалов для изготовления изделия. Выпол-нение изделия. Выставка работ.

Создание композиции изделия. Осуществление самоконтроля и корректиров-ки хода работы. Сравнение и анализ изделий.

7

Поделка «Цветы» из салфеток.

Знакомство с разными видами бумаги и картона. Приёмы работы с бумагой. План изготовления изделий. Выполнение изделия.

Планирование последователь-ности практических действий. Отрабатывать приёмы работы с бумагой.

8

Экскурсия  

«Наблюдение за природой, зимним пейзажем».

Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Беседа о природе зимой. Выявление характерных признаков для данного времени года. Наблюдение за зимним пейзажем. Проведение различных игр.

Наблюдение за природой в зимний период. Анализиро-вать и сравнивать сущест-венные признаки осени с другими временами года. Находить отличия между осенней и зимней природой.

9

Отрывная аппликация «Природа зимой».

Описание зимнего пейзажа. Свойства бумаги.Знакомство с техникой отрывной апплика-ции. Выполнение изделий. Выставка готовых работ.

Освоение нового вида деятельности.Планировать практическую деятельность: подобрать материалы, сделать детали, расположить их на основе, приклеить детали. Сравнить и оценить результат деятельности.

10

Поделка «Ёлочка» из салфеток или бумаги.

Беседа о хвойных деревьях. Выделение характерных признаков ели. План изготовления изделий. Выполнение изделия.

Планирование последова-тельности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата.

11

12

13

Поход в музей.

Вводная беседа о правилах поведения в музее. Поход в музей. Беседа и анализ увиденного.

Участие в диалоге и анализе по увиденному.

14

Ёлочная игрушка          «Ангел».

Беседа на тему «История Нового года». Анализ деталей будущего изделия. Установление пространст-венных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия.

Планирование последова-тельности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение изделий.

15

Поделка из теста «Мышка и сыр».

Знакомство с новым матери-алом для лепки – солёное тесто. Техника приготовления теста и его окрашивания. Выделение частей изделия. Изготовление изделий. Выставка готовых изделий.

Планирование последова-тельности практических действий. Вылепливание деталей и их соединение.Сравнение и оценка результат деятельности.

16

Поделка из теста «Ёжик с яблоком».

Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление про-странственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия.

Создание композиции изделия. Осуществление самоконтроля и корректи-ровки хода работы. Сравнение и анализ изделий.

17

18

19

Посещение выставки.

Вводная беседа о правилах поведения на выставке. Посещение выставки. Беседа и анализ увиденного.

Участие в диалоге и анализе по увиденному.

20

21

22

Открытка к 8 марта.

Вводная беседа о празднике 8 марта.Изготовление деталей. Составление композиции для открытки. Сборка изделия. Выставка готовых изделий.

Планирование последова-тельности практических действий. Вылепливание деталей и их соединение. Создание композиции изделия. Осуществление самоконтроля и корректи-ровки хода работы. Сравнение и анализ изделий.

23

24

Праздник масленицы.

Знакомство учащихся с  праздником «Масленица», традициями своего народа, историей  славянских обрядов, развивать творческие способ-ности каждого ребёнка, воспитывать любовь и уважение к традициям, семье.

Коллективная деятельность, взаимопомощь,  обобщение нового.

25

Аппликация «Пасхальное яйцо» (вырезание из бумаги).

Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия.

Планирование последова-тельности практических действий. Вырезание деталей и их соединение. Создание композиции изделия.

26

Отрывная аппликация «Весна».

Вводная беседа о времени года. Особенности весны. Анализ деталей будущего изделия. Выполнение изделия.

Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата.

27

28

Аквариум из коробки.

Организация рабочего места. Правила работы с инструментами. Анализ деталей будущего изделия. Установле-ниепространственныхотноше-ний между деталями изделия. Выполнение изделия. Выставка готовых изделий.

Планирование последова-тельности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение и анализ изделий.

29

30

31

Экскурсия по городу.

Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Экскурс об истории города.

Ознакомление с историей возникновения города. Срав-нение города в разное время.

32

Изготовление города из коробок.

Вводная беседа о городе и его истории. Составление плана работы. Коллективное выполнение работы. Выставка городов.

Планирование последова-тельности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата.

33

Подставка под карандаши.

Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия.

Планирование последова-тельности практических действий. Сравнение и анализ изделий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В. Хоменко, Г. Никитюк. Аппликации, картины и панно из природных материалов /Клуб семейного досуга, 2010.
  2. Белякова О.В. Поделки из природных материалов/ACT МОСКВА, 2009.
  3. Рубцова Е.С. Фантазии из солёного теста / ЭКСМО, 2007.
  4. Романовская А.Л. Поделки из солёного теста / АСТ, 2009.

  5. Земцова М. Аппликация из бумаги: орнаменты, фигурки и сюжеты. Творческое, логическое и речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста / Феникс, 2010.

  6. Сейш В.Поделки из коробок / Мнемозина, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Умелые ручки"

Рабочая программа "Умелые ручки" составлена для внеурочной деятельности....

Рабочая программа "Умелые ручки"

Содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно - тематический планСпособствует обучению конкретным трудовым навыкам;   знакомит детей с терминологией, техниками работы по...

Дополнительная образовательная программа "Умные ручки"

    Данная прграмма может быть использована для занятий с детьми дошкольного возраста 5,5-6,5 лет на занятиях при подготовке к школе. Программа способствует развитию мотивации ребенка...

Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"

Программа рассчитана на 4 года обучения, возраст 6-11 лет, составлена в соответствии с требованиями фгос второго поколения...

Рабочая программа "Очумелые ручки"

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы Т,Н, Просняковой "Художественное творчество:станем волше...

Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"

Программа  «Умелые ручки»  предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрыть его личностные задатки, привить любовь к народному творчеству, ...