Образовательные технологии в рамках системно-деятельностного подхода
презентация к уроку на тему

В работе говорится о системно-деятельностном методе и его образовательных технологиях.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательные технологии в рамках системно-деятельностного подхода Выполнила работу учитель начальных классов МБОУ СОШ № 21 Пантеева С. В.

Слайд 2

Основные задачи современного образования: не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь; работать в команде; способность к самоизменению и самореализации .

Слайд 3

Системно- деятельностный подход обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания

Слайд 4

Системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие

Слайд 5

метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности Деятельностный метод обучения

Слайд 6

Характерная черта технологии деятельностного метода обучения - способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Слайд 7

Реализовать основные принципы системно- деятельностного подхода на данных уроках помогает использование следующих педагогических технологий . Технология проблемного обучения. Технология развивающего обучения. Технология личностно-ориентированного обучения. Информационная технология. Технология «критического мышления». Игровые технологии. Проектное обучение.

Слайд 8

Технология проектного обучения Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей.

Слайд 9

Технология развивающего обучения. « Учение не должно сводится к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти… хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». В.А.Сухомлинский

Слайд 10

В системе развивающего обучения главная методическая цель урока – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается следующими путями : Ход познания Преобразующий характер деятельности учащихся Интенсивная самостоятельная деятельность Коллективный поиск Создание педагогических ситуаций

Слайд 11

Личностно - ориентированное обучение Основным замыслом личностно – ориентированного обучения является необходимость раскрыть содержание индивидуального опыта учеников и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания . Учить детей осознавать свою жизнь, рефлексировать, обдумывать, искать смысл, выявлять ошибки, пытаться найти другое решение, не бояться своих чувств и эмоций, принимать их, и видеть причины их появления.

Слайд 12

Информационные (компьютерные) технологии Компьютер – это простой инструмент, который призван освободить учителя от рутинной работы по подбору дидактического материала, составления заданий, тестов, списков, отчетов, привнести в работу новые творческие возможности, удобство и комфорт.

Слайд 13

Игровые технологии обучения Игра - активнейшая форма человеческой деятельности. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна.

Слайд 14

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ = проблемное обучение + психология творчества

Слайд 15

Проблемно - диалогическое обучение Одним из эффективных средств, способствующих развитию познавательной активности является проблемное обучение . Используя проблемные методы обучения, можно убедиться, что данные методы обучения эффективнее традиционных, поскольку постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством класса.

Слайд 16

Проблемно-диалогическая технология Регулятивные УУД Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Составлять план. Работая по плану, сверять свои действия с целью. Определять степень успешности выполнения своей работы. Проблемно-диалогический урок Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками Актуализация учениками своих знаний Поиск решения проблемы учениками Выражение решения, Применение знаний у чениками

Слайд 17

Диалогические методы Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности обучающихся. Подводящий диалог развивает речь обучающихся и логическое мышление .

Слайд 18

ДИАЛОГ ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОБУЖДАЮЩИЙ ПОДВОДЯЩИЙ ученики осознают противоречие и формулируют проблему учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы отдельные стимулирующие реплики система вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят учеников к формулированию нового знан ия

Слайд 19

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных» Учитель Ученики - Прочитайте слова на доске. - Чем все эти слова похожи? - А чем слова отличаются? - Над какой темой будем работать? Читают: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ. - Это существительные с шипящими на конце. - В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет. - Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (тема).

Слайд 20

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Склонение имен существительных» Учитель Ученики - Прочитайте предложение. - Найдите однородные члены в этом предложении. - К какой части речи они относятся? - Определите их род и падеж (предъявление первого факта). - Выделите их окончания ( предъявление второго факта). - Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) - Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) - Старая женщина волновалась о сестре и дочери. - Сестре, дочери. - Это существительные. - Женский род, предложный падеж. Выделяют окончания, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации). Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные ( осознание противоречия). Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (Учебная проблема как вопрос.)

Слайд 21

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Предложения с прямой речью перед словами автора» Учитель Ученики - Составьте схему предложения. Диктует: «Каникулы уже закончились?» - спросил Олег (практическое задание, сходное с предыдущими). - Теперь посмотрите на мою схему (открывает схему на доске, доказывая, что задание не выполнено). - Итак, какое вам было дано задание? Какое правило вы пытались применить? - А почему вам не удалось выполнить задание верно? ( Побуждение к осознанию противоречия.) - Какая будет сегодня тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) - Ученица у доски составляет схему: «П?» - А. - Ученики видят схему : «П?» - а. - Составить схему предложения с прямой речью. О знаках препинания в предложениях с прямой речью после слов автора. - Потому что в нашем предложении прямая речь стоит перед словами автора (осознание противоречия). - Предложения с прямой речью перед словами автора (учебная проблема как тема урока).

Слайд 22

22 Каких метапредметных и личностных результатов позволяет достичь проблемный диалог? Регулятивные – умение решать проблемы Коммуникативные – вести диалог Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора

Слайд 23

Технология проблемно-диалогического обучения является результативной здоровьесберегающей общепедагогической обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний; реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Слайд 24

Технология развития критического мышления. Критическое мышление -- это способность ставить осмысленные вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Слайд 25

Цель данной технологии - Развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.)

Слайд 26

Технология развития критического мышления позволяет развить у учащихся: способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях .

Слайд 27

Актуальностью технологии является: проводить уроки в оптимальном режиме; высокий уровень работоспособности обучающихся; усвоение знаний в процессе постоянного поиска.

Слайд 28

В чём же различия? Что принципиально нового несёт технология критического мышления? Элементы новизны содержатся в методических приёмах , которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности .

Слайд 29

«Ключевые слова»- запишите всё, что вы знаете о познавательном объекте. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

Слайд 30

«Перепутанные логические цепочки». Пронумеровать планеты в зависимости от удалённости от Солнца . Венера Земля Юпитер Меркурий Марс Сатурн Нептун Уран Плутон

Слайд 31

« V » «+» «-» «?» «!» - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете - если то, что вы читаете, является для вас новым - если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу - если то, что вы читаете, вас удивило Прием РКМ « Инсерт »

Слайд 32

«V» - уже знал « + » - новое для меня « - » - думал иначе « ? » - не понял, есть вопрос Имя существительное -это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Имена Существительные бывают мужского, женского или среднего рода. В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Есть имена существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. Имена существительные изменяются по падежам.

Слайд 33

Прием РКМ «Кластер» Имеет вес Свойства воздуха Без вкуса Без запаха Без цвета Неосязаемый Сжимается Без формы Проводит звуки Упругий Сохраняет тепло

Слайд 34

«Корзина» фактов

Слайд 35

Прием РКМ « Синквейн » - это малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. –это короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану

Слайд 36

Цели проведения « Синквейна » Обогащает словарный запас. Подготавливает к краткому пересказу. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех.

Слайд 37

Правила составления синквейна Имя прилагательное Имя прилагательное Глагол Глагол Глагол Имя существительное Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы

Слайд 38

Прием РКМ « Синквейн » Воздух. Прозрачный, упругий, неосязаемый. Проводит, сжимается, сохраняет. Воздух необходим всем! Это жизнь.

Слайд 39

На уроках окружающего мира Земля. Голубая, третья. Вращается, освещается, защищается. Единственная обитаемая планета. Жизнь. Колумб. Смелый, настойчивый. Путешествовал, открывал, рассказывал. Он открыл Америку. Герой.

Слайд 40

На уроках развития речи Зима. Снежная, пушистая. Морозит, радует, восхищает. К нам пришла настоящая зима! Время года. Снежинки. Причудливые, танцующие. Искрятся, украшают, кружатся. Белоснежный дар небес. Мотыльки.

Слайд 41

В работе со словарными словами Ученик. Умный, воспитанный. Читает, узнает, умнеет. Я хочу хорошо учиться. Школьник. Товарищ. Добрый, умный. Дружит, выручает, советует. Он в беде поможет. Друг.

Слайд 42

Попробуйте составить синквейн Семинар

Слайд 43

Синквейн Семинар Городской, обобщающий, познавательный. Делимся, анализируем, повышаем. Нет предела совершенству! Идеи.

Слайд 44

Технология РКМ делает обучение увлекательным и осмысленным! Каждый ученик может самостоятельно работать с информацией, воспринимать её, ранжировать по новизне и значению, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы, обобщения.

Слайд 45

Важно учить детей самостоятельно «открывать» знания на каждом уроке Современные технологии помогют подлинному пониманию материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично. Я не волшебник, я только учусь!

Слайд 46

Синквейн Каким должен быть учитель? Учитель. Душевный, открытый. Развивает, претворяет, думает. Много идей- мало времени. Призвание. Каким не должен быть учитель? Учитель. Суетливый, крикливый. Объясняет, объясняет, ждет. Когда же закончится урок? Бедолага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выстраивание уроков в рамках системно-деятельностного подхода

Материал поможет  использовать системно-деятельностный подход в работе...

Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...

Применение образовательных технологий на основе системно-деятельностного подхода в обучении.

В данном материале раскрывается понятие "системно-деятельностного подхода" в условиях реализации ФГОС. А также рассказывается о том,какие технологии  в условиях реализации системно...

Открытый урок литературного чтения в 1 классе в рамках школьной методической недели по теме «Эффективные практики реализации технологии оценивания образовательных достижений, обучающихся при системно-деятельностном подходе»

Тема урока. «Что? Где? Когда? Почему?» Цель урока. На основе произведений Б.Заходера и Н.Сладкова обучать детей плавному выразительному чтению целыми словами, чтению по ролям....