ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
опыты и эксперименты по иностранному языку (2, 3, 4 класс) по теме
В данном материале рассматриваются основные виды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
health_on_the_lessons.doc | 623.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье – это еще не все,
но без здоровья все – ничто.
Сократ
Что мы в нашей жизни ценим больше всего? Задумываясь над этим вопросом, многие ответят: «Здоровье». Артур Шопенгауэр однажды сказал: «Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия, даже субъективные блага: качества ума, души», что «постине здоровый нищий счастливее больного короля» и с этим высказыванием нельзя не согласиться, потому что в жизни мы наблюдаем такой парадокс: люди теряют здоровье, зарабатывая деньги, а потом теряют деньги, восстанавливая здоровье.
Причем потеря здоровья начинается не во взрослом периоде жизни человека, а как бы это ни печально звучало, со школьной скамьи. Поэтому нам, педагогам, нужно заботиться не только о метапредметных и предметных результатах обучающихся, но и личностных, включающих формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Данные требования прописаны в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, причем это полностью соответствует определению термина «Здоровье» Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): "Здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Существует множество классификаций видов здоровья, но в большинстве из них выделяется четыре типа: физическое, психическое, нравственное и социальное. В соответствии с этим, на своих уроках пытаюсь строить свою деятельность так, чтобы дети не теряли свое здоровье во всех его проявлениях.
Существует множество способов для достижения данной цели и одним из них является такая разновидность педагогической технологии как здоровьесберегающая. Работая в разных классах и учитывая индивидуальные особенности учащихся, на своих уроках для эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых, использую элементы здоровьесберегающих технологий. Цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.
По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), то есть, иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания. Учебный процесс необходимо организовывать так, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной нагрузки.
Всему этому способствует такой эффективный инструмент здоровьесберегающего обучения, как игра. Помимо того, что игра является большим стимулом в обучении, она помогает сохранить и укрепить у младших школьников:
- психическое здоровье (ситуация успеха, победы, словом, атмосфера соревнования формируют у детей умение владеть своими эмоциями, умение проигрывать и анализировать ошибки);
- физическое здоровье (смена деятельности, физ.минутки, снимают физическую усталость, помогают детям расслабиться и взбодриться);
- нравственное здоровье (воспитываются такие качества личности, как: целеустремленность, терпеливость, усидчивость в достижении поставленных целей, уважение к сопернику);
- социальное здоровье (находить средства преодоления и разрешения различного рода проблем, умение работать в команде, находить общий язык с людьми для достижения одной цели).
Я работаю в основном в начальном звене, где дети по своим возрастным особенностям не в силах заниматься долго одной деятельностью, поэтому ни один урок не проходит без здоровьесберегающих технологий: физ.минуток, игр, соревнований и т.д. Для снятия усталости у детей, повышения их работоспособности на уроке, использую физ.минутки. По времени это занимает 3-5 минут. Цель – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Одна из них:
Hands up, hands down Hands on hips Please, sit down Stand up! Jump high Bend left, bend right | Руки вверх, руки вниз Руки на бедра\ бока Садитесь Встаньте! Прыгните высоко Наклонитесь влево, наклонитесь вправо |
Когда только стихотворение вводится (2класс) можно делать так: первый раз говорю и показываю – дети повторяют, второй раз – только говорю, а дети показывают, в третий раз говорю: close your eyes (закройте глаза) и диктую стихотворение, а дети выполняют с закрытыми глазами, выигрывает тот, кто выполнил без ошибки. После того как дети достаточно хорошо выучат стихотворение, физ.минутку может проводить дежурный.
Имитационные игры (для второго класса)
- Раздаю детям транскрипционные значки согласных букв. Они должны найти пару по принципу: глухой – звонкий;
- Игра «Печатная машинка». Раздаю детям карточки с буквами, они становятся клавишами на печатной машинке. Мы проверяем работу машинки, я называю букву, тот ребенок, чью букву я назвала, встает и садится. Впоследствии можно печатать слова, словосочетания, маленькие предложения;
- Игра «Паровозик». Раздаю буквы алфавита, дети должны построиться в алфавитном порядке. После построения, делаем несколько кругов по классу под песню алфавита. В этой игре есть недочет: мы ни разу не собирали весь алфавит, так как полная группа не превышает 18-19 человек, в то время как букв 26;
- Игра «Комарики». Пишу на доске произвольное количество букв и обвожу каждую в кружок, пририсовываю жало, крылышки и объясняю, что это комар, прошу одного ученика выйти к доске, которому даю свернутый лист бумаги. Остальные учащиеся называют буквы, которые должен прихлопнуть ведущий. Пока он ищет «нужного комара», остальные имитируют комариное жужжание и замолкают, когда комар обезврежен.
- Игра «Морской бой». Раздаю карточки, в которых дети по принципу морского боя должны отгадать зашифрованную букву. Та пара, которая сделала задание вперед, считается победителем.
Игры – пантомимы (не только для второго класса)
При изучении темы «Животные», один учащийся выходит к доске и изображает животное, остальные должны угадать и правильно назвать по-английски, тот, кто все сделал правильно выходит следующим, эту же игру можно применить при изучении темы «Глаголы, мой распорядок дня».
Лексические игры (2-4 классы)
- Повторение изученной лексики: под музыку пускаю конверт по рядам, внезапно останавливаю музыку, у кого в руках остался конверт, вытаскивает карточку со словом, читает и переводит;
- Игра «Угадай!» При введении новой лексики, повторении изученной, детям нравится угадывать слова таким образом: отрабатываем лексику по теме «Мебель» по картинкам. Переворачиваю картинки лицом вниз и беру одну из них, показываю детям, сама не вижу и пытаюсь отгадать: is it a chair? (это стул?), дети говорят: либо “yes, it is”, либо “no, it isn’t”(да\нет). Другой вариант, когда ребенок выходит к доске, вытаскивает карточку, прячет ее за спину, остальные угадывают, тот, кто правильно угадал и назвал, выходит следующим к доске.
- Игра «Draw a monster» (нарисуй монстра). Желающий выходит к доске, которому я завязываю глаза шарфиком, начинает рисовать, слушая сначала мою команду, а потом остальных: я – draw ten legs (нарисуй 10 ног), следующий – draw two heads (нарисуй 2 головы) и т.д.
Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого ученика, позволяет легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на уроке, преодолевать трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку. Итак, здоровьесберегающая организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на психолого-педагогических и санитарно-гигиенических основах, направленных на сохранении духовного и физического благополучия школьников.
Источники
- ФГОС НОО;
- Ю. А. Комарова, И.В. Ларионова, Ж. Перетт «Книга для учителя»;
- http://dou24.ru/mkdou70/index.php?id=215&Itemid=73&option=com_content&view=article;
- http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/03/27/kak-sokhranit-zdorove-uchenikov-na;
- http://icite.ru/1745/citory/shop
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Арыштаева Наталья Владимировна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Копьевская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Для снятия усталости и повышения работоспособности я провожу короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен и танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряж...
Презентация Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе
Данная презентация раскрывает понятие "здоровьесберегающие технологии", перечисляет виды и послужит пособием для учителей английского языка....
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе.
Забота о сохранении здоровья наших учеников в процессе обучения, применение здоровьесберегающих технологий на уроках, одна из приоритетных задач учителя, которая помогает учащимся усваивать знания...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.
Опыт работы учителя начальных классов МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым Довбня Светланы Владимировны...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе
Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии....
"ФГОС начального общего образования. Использование проектной технологии на уроках английского языка в начальной школе"
Статья об использовании проектной технологии на уроках английского языка...
"ФГОС начального общего образования. Использование проектной технологии на уроках английского языка в начальной школе".
Статья об использовании проектной технологии на уроках английского языка....