ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_igra.docx | 50.98 КБ |
igrovye_tehnologii_na_urokah_lit-ry.pptx | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к чтению. Почему это происходит? Многие учителя думают о том, как разбудить у детей интерес к чтению. Среди прочих средств законное прочное место занимает игра. Она и название носит обнадёживающее – дидактическая, познавательная, интеллектуальная.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
Проблему игровой деятельности разрабатывали в России К.Д.Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, в зарубежной педагогике и психологии — 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. В их трудах исследована и обоснована роль игры в развитии личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, в усвоении и использовании человеком общественного опыта.
Цель: формировать устойчивый интерес к чтению через использование игровых технологий
В ходе данной деятельности будут сформированы следующие УУД.
Познавательные:
обучение построению высказываний в устной форме;
развитие монологической речи обучающихся;
обучение передачи своего настроения при выразительном чтении ;
Личностные:
воспитание учебно-познавательного интереса к учебному материалу;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей;
установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные:
развитие умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка от игровой к учебной. Но игра - это естественная форма обучения для ребёнка. Она часть его жизненного опыта. Я считаю, что передавая знания посредством игры, учитель не только удовлетворяет сегодняшние, но и учитывает будущие интересы школьника. Если учитель использует на своих уроках игру, то он организует учебную деятельность исходя из естественных потребностей ребёнка.
На уроках литературного чтения я использую самые различные игровые технологии, которые превращают мои уроки в незабываемое действие, сказку. Конечно, при использовании игровых технологий на своих уроках я соблюдаю правила обеспечивающие привлекательность игр.
- Игровая оболочка: должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.
- Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
- Возможность действия для каждого ученика.
- Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
- Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
- Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели
- Соответствие возрастным особенностям ребенка.
Игру и игровой момент можно использовать на различных типах уроков литературного чтения. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д.
В свое практике очень часто: вместо обычного вступления предлагаю, иное начало урока – например: определить тему урока, посредством решения загадки, ребуса, рисунки, карточки с заданием; игры - рифмовки, использую как при речевой разминке, так и при обобщении знаний о прочитанном произведении, особенно если это веселые рассказы или стихи; игра «брейн-ринг» по басням И. А. Крылова, произведениям К.И.Чуковского, как одна из форм закрепления пройденного материала; викторины по сказкам, произведениям о природе использую на этапе проверки знаний по литературному чтению; игра «Что? Где? Когда?» - при проверке домашнего задания; вопросы составляются по предложенному алгоритму. Иногда я предлагаю на уроке поработать «Шифровщиками», чтобы узнать, кто к нам пришел на урок, принес задания, или наоборот нужно этому герою помочь. А чтобы заинтересовать своих детей темой «Устное народное творчество», мы с ребятами отправлялись в виртуальное путешествие в загадочную страну, имя которой Фольклор, затем путешествовали по стране сказок. Я использовала на этом уроке ролевые игры. При знакомстве с стихотворениями про осень предлагала создать «живую картину» используя игру «Художник», «Фантазеры».
«Общее стихотворение» - на этапе рефлексии. «Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера) – на уроках внеклассного чтения.
Таким образом, использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальных классах способствуют созданию на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения. Эти технологии делают урок литературного чтения интересным, разнообразным, содержательным. Важно при этом помнить, что игра на уроке – это не забава, а труд, сложный, но интересный.
Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра, расширяя, интерес и знания становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно.
Использование игровых технологий на уроках литературного чтения влияет на уровень активности детей на уроке, индивидуальный рост и успеваемость. Я провела анализ успеваемости детей своего класса в рамках учебного предмета «Литературное чтение» за 2 последних года обучения. Результаты получились следующими:
Анализ успеваемости
Подводя итог выше изложенному можно отметить «плюсы» использования игровых технологий на уроках литературного чтения:
- способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- несут здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
- идет передача опыта старших поколений младшим;
- способствуют использованию знаний в новой ситуации;
- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:
- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
- невозможность использовать на любом материале;
- сложность в оценки учащихся.
Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересный урок способен захватить ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь.
К.Д.Ушинский говорил: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Игра учит. Следовательно, это средство обучения. «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к чтению. Почему это происходит? Многие учителя думают о том, как разбудить у детей интерес к чтению. Среди прочих средств законное прочное место занимает игра. Она и название носит обнадёживающее – дидактическая, познавательная, интеллектуальная.
АКТУАЛЬНОСТЬ игровых технологий Развитие познавательного интереса обучающегося Развитие самостоятельности Развитие творческого потенциала обучающегося
Цель игровых технологий на уроках литературного чтения – формировать устойчивый интерес к чтению через использование игровых технологий Задачи : формировать умение самостоятельно творчески мыслить, решать без посторонней помощи простейшие задачи через игру развивать коммуникабельность, память, внимание , мышление, воображение; сохранять физическое и психическое здоровье детей во время учебного процесса при использовании игровых технологий
В ходе данной деятельности будут сформированы следующие УУД. Познавательные: обучение построению высказываний в устной форме; развитие монологической речи обучающихся; обучение передачи своего настроения при выразительном чтении ; Личностные: воспитание учебно-познавательного интереса к учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей; установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные : развитие умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Разнообразие игровых технологий Интеллектуальные Обучающие Творческие Познавательные Развивающие Трудовые Спортивные Игры с применением ИКТ(компьютерные) Обобщающие Сюжетные Предметные Ролевые Игры-драматизации Игры-имитации Игры с предметами и без предметов
Игровая оболочка: должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей. Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично. Возможность действия для каждого ученика. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений). Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели Соответствие возрастным особенностям ребенка. Правила, обеспечивающие привлекательность игр
Результат использования игровых технологий в моей практике: Активизирует познавательную деятельности обучающихся; Тренировка памяти, которая помогает обучающимся выработать речевые умения и навыки Стимулирует умственную деятельность обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес Способствует преодолению пассивности Способствует усилению работоспособности; Создание на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал , проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения
Использование игровых технологий на уроках литературного чтения: Игра «Кто больше подберет рифм» Пирожок – рожок, горшок,… Даль – медаль, печаль.. Грач – мяч, циркач,..
Игра «Сочини последнюю строчку» Сел на ветку снегирек . Брызнул дождик – он промок, Ветерок, подуй слегка …………….. Игра «Шифровка » Мчребушоркалтвшкеащ Шифр: 2 4 5 6 9 11 15 16 18 Игра «Собери пословицу»
Игра «Шифровка» 1 вариант Игра «Шифровка» 2 вариант Расшифровав запись, узнаете автора произведения, с которым познакомимся на уроке. 17, 18, 10, 26, 3, 10,15. Ответ: Пришвин Ответ: сказка, рассказ
- В этом квадрате есть повторяющиеся буквы. Зачеркни их. Из оставшихся букв сложи слово и ты получишь свою оценку за урок. Х Т В А Н Ж З О З Х Ч И Л А Ж В отлично Этап подведения итогов
Игровые технологии Способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления; Несет здоровьесберегающий фактор в развитии обучения; Способствует использованию знаний в новой ситуации; Является естественной формой труда ребенка; Способствует объединению и формированию коллектива, ответственности. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной; Подготовка требует больших затрат времени; Увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание; Сложность в оценке обучающихся. «ЗА» «ПРОТИВ»
Анализ успеваемости детей своего класса в рамках учебного предмета «Литературное чтение» за 2 последних года обучения. Использование игровых технологий на уроках литературного чтения влияет на уровень активности детей на уроке, индивидуальный рост и успеваемость .
«Учитель и ученик растут вместе» Конфуций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе
Учитель – профессия творческая.Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятел...
«Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»
«Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»...
Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе
Учитель – профессия творческая.Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятел...
Использование ТРИЗ-технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.
Работа содержит описание некоторых приёмов решения изобретательских задач на уроке литературного чтения....
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Игра является одной из самых древних и наиболее целесообразных технологий обучения. Игровые технологии оказывают положительное влияние на формирование духового мира школьников, формирование их читател...
Статья "Использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальной школе"
Статья посвящена использованию игровых технологий на уроке литературного чтения в начальной школе....
Мастер-класс "Игровые технологии на уроках литературного чтения в начальной школе"
Мастер-класс "Игровые технологии на уроках литературного чтения в начальной школе"...