Статья "Роль экскурсии в воспитании юного перербуржца"
статья по теме

Кулагина Ирина Михайловна

Санкт-Петербург – это уникальный уголок нашей Родины, а рассказ экскурсовода помогает «оживить» страницы учебников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль экскурсии в воспитании юного перербуржца

    История не сохранила воспоминаний о том, когда и кем была проведена самая первая экскурсия вообще, но мы точно знаем, что в качестве учебного метода экскурсии стали внедряться в образовательный процесс педагогами Западной Европы и России в конце 18 - начале 19 вв. Само название этого интереснейшего способа обучения происходит от латинского «экскурсио». В русском языке оно первоначально означало «выбегание, военный набег».

    Интересно, что еще в начале XX в. видные педагоги, методисты: Д.Н. Кайгородов. В.В. Половцев, Е.А. Звягинцев, Н.Г. Тарасов, С.П. Аржанов, Н.П. Анциферов, И.М. Гревс, Б.Е. Райков и другие – основываясь на экскурсионной практике, начали заниматься разработкой вопросов школьной экскурсионной методики. Они внесли большой вклад в теорию развития экскурсионного дела. В 1910 г. вышла книга под редакцией Б.Е. Райкова и Г.Н. Боча «Школьные экскурсии, их значение и организация».

    В наше время экскурсионная практика претерпела значительные изменения, но неизменными остались цели –  расширение культурного кругозора детей и подростков,  воспитание их в духе патриотизма, высокой морали, любви и уважения к труду.

    При составлении экскурсионной программы необходимо  охватить  темы, связанные с историей родного края, патриотическим подвигом народа в годы Великой Отечественной войны, эстетическим  восприятием окружающего мира, подготовкой к выбору своей будущей профессии. Когда ученик непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий,  воспитывается любовь к Родине, её культуре, её природе, истории,  людям.

    Санкт-Петербург – это уникальный уголок нашей Родины, и рассказ экскурсовода помогает «оживить» страницы учебников. Так, экскурсии на темы «Белые ночи», «История С-Петербурга», «Исторические пригороды», пешие экскурсии и прогулки по Санкт-Петербургу позволяют ребятам своими глазами увидеть шедевры русской архитектуры прошлых веков, уникальные памятники, старейшие улицы С-Петербурга, где каждый дом имеет свою интереснейшую историю, памятники жителям нашего города, внесшим вклад в историю города и страны, познакомиться не только с вчерашним,  сегодняшним, но и завтрашним днём. Это способствует вдумчивому отношению детей к городу, осознанию ими важности своей заботы о своем городе.

         Грех не использовать гигантский потенциал экскурсии. Ведь она может применяться и как самостоятельная форма воспитания и обучения, и как составная часть других форм, и в качестве формы организации культурного досуга, воспитательной работы.

        В учебных программах по каждому предмету должен устанавливаться обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов.

        К первому виду относятся производственные экскурсии. Эти экскурсии планируются в курсах физики, химии, математики, экономической географии. Они предполагают посещение учащимися предприятий и сельскохозяйственных объектов, новостроек т.д. Производственные экскурсии помогают изучению основ современного производства и способствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.

        Вторым видом являются естественно-научные экскурсии. Они проводятся для углубления знаний по таким предметам, как ботаника, зоология, география, и др. Это экскурсии в поле, в лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк и т.д.

        К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экскурсии, которые проводятся по литературе и истории и предполагают выходы в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов и т.д.

       Особый, четвертый, вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

        Методика требует, чтобы интерес к экскурсии, её теме и содержанию формировался педагогом, собирающимся использовать эту великолепную форму работы в своей практике, заранее, перед мероприятием. Роль педагога в том, что он должен создать у группы детей интерес к ожидающему их экскурсионному материалу, обеспечить организацию внимания и направление психической деятельности экскурсантов. Любая экскурсия предполагает усилия её участников для сохранения внимания, работы памяти. 

         Важно, чтобы педагог и все участники экскурсии уже перед её началом понимали: то, как она пройдёт, понравится ли им, зависит не только от выбора объекта осмотра, уровня профессионального мастерства экскурсовода, но и от того, какой вид поведения группа и отдельные её члены выберут для данного мероприятия. Дети (и воспитатели!) должны понимать: если экскурсовод будет большую часть своих усилий прикладывать к тому, чтобы сохранить дисциплину в рядах группы экскурсантов (особенно соблюдение техники безопасности важно на экскурсиях по производству), он будет вынужден делать это за счёт информационной части экскурсии. 

        К сожалению, иногда педагоги забывают о том, что это мероприятие — не развлекательная прогулка для взрослого, что в первую очередь, они должны заботиться о дисциплине во вверенном ему коллективе детей. Особенно, если группа не без проблем. Рекомендация: не забывать в ходе экскурсии о детях с девиантным поведением и во избежание эксцессов держать их под своим строгим контролем. Бывает очень жаль детей, которые из-за неадекватного поведения своих товарищей не могут в полной мере насладиться содержанием предлагаемого им материала.

        Мотивировать детей на правильное восприятие экскурсии можно разными способами, но делать это нужно обязательно. Предупредив детей о том, что после посещения предприятия им предстоит осмыслить ещё раз все то, что они увидели и узнали на экскурсии, педагог тем самым активизирует их внимание во время процесса. В каких формам это сделать? Можно провести конкурс рисунка, рассказов, стихов по теме экскурсии. Сделать с помощью родителей компьютерную презентацию. 

        Уже в дошкольном возрасте, лет с шести, детей обязательно надо водить на производственные экскурсии. Чем раньше мы сформируем у ребёнка интерес к различным профессиям, уважение к труду работников фабрик, разных других учреждений, тем больше вероятность, что окончив основное обучение, ребёнок выберет для себя рабочую профессию. 

        Так, в процессе производственной экскурсии, например, на  фабрику игрушек , дети могут запомнить названия профессий работников фабрики, уточнив, кто из них какой вклад вносит в создание кукол. Таким образом, решается задача профессиональной ориентации. Производство куклы — процесс очень сложный. Чтобы кукла принесла ребёнку радость, в создании этой радости участвуют люди 95 профессий: художники, дизайнеры, химики-технологи, литейщики, прессовщики, швеи, разрисовщики, лакировщики, оформители, сборщики, упаковщики... 

         Производственная экскурсия на фабрику игрушек важна не только в профориентационном, но и в эмоциональном плане, в процессе посещения фабрики у детей развивается эмпатия, формируется чувство прекрасного, уважение к труду людей, создающих красивые, яркие, качественные изделия. Дети знакомятся не только с процессом производства игрушек, но с тем, как достигается качество продукции. Рассказ экскурсовода об ответственности производителя за качество выпускаемых для маленьких потребителей изделий, о социальной ответственности бизнеса помогает формированию этого важного качества и в юных экскурсантах. 

         Проведение производственных экскурсий важно и в краеведческом плане. В частности, побывав на фабрике игрушек, дети проникаются гордостью за свой город, за свою страну: фабрика начала свою работу в военном 1942 году, когда в город были эвакуированы дети из блокадного Ленинграда. В тяжелейшее время взрослые думали о детях, о том, чтобы их детство стало немного счастливее. Предприятие росло и развивалось, менялись технологии, но всегда оставалась основная идея: дарить радость детям своей качественной продукцией. Современные успехи предприятия также формируют в детях гордость за свою малую родину, желание продолжать образование и дальнейшую трудовую деятельность в родном регионе. 

         Помимо формирования и развития таких необходимых ребёнку качеств, экскурсия на фабрику игрушек - ещё и пример позитивного в нашей жизни, это, по-настоящему, встреча с красотой и добром. Фабрика — уже само по себе волшебное место. В день с конвейера сходит примерно три тысячи кукол 40-50 наименований. А теперь представьте, что вы — ребёнок, который попал в эту сказку - в цех, где одновременно собрались все эти куклы!  

 

http://festival.1september.ru/articles/518333/

http://dop-obrazovanie.com/dopolnitelnoe-obrazovanie-i-vospitanie/817-rol-ekskursii-v-razvitii-lichnosti-rebjonka

http://www.i-gnom.ru/stati/konspekty-zanyatiy-i-metodicheskie-razrabotki/rol-ekskursii-v-poznavatelnom-razvitii-rebenka.html

http://uchebnikfree.com/osnovyi-pedagogiki/uchebnyie-ekskursii-20640.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсии в воспитании младших школьников.

Экскурсии имеют огромное влияние на развитие наблюдательности, воображения, чувств ребёнка. Экскурсии проводятся в течение всего учебного года. Можно проводить экскурсии в игровой форме, использовать ...

Программа воспитательной работы "Воспитание юного кинешемца - гражданина и патриота"

Программа воспитаельной работы в начальных классах рассчитана  на детй 6-10 лет. В программе четко обозначены цели и задачи, пути реализации, приведен примерный  план  работы....

Духовно- нравственное воспитание юного петербуржца.

Духовно-нравственное воспитание в системе  дошкольного образования....

Проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов» (формирование экологической культуры)

Предлагаю Вам проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов». Проект рассчитан на детей преимущественно младшего и среднего школьного возраста. Основным критерием эффективности экологиче...

Внеурочная деятельность "Воспитание юного кузбассовца"

Реализация внеурочной деятельности младших школьников через социальное партнерство с учреждениями дополнительного образования....

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию "Юные россияне"

Дети, особенно с интеллектуальными нарушениями, живущие в стационарных учреждениях, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях родных традиций, мало знают о подвиге родного народа в...

Методическая разработка «Особенности развития и воспитания юных шахматистов»

Воспитательная система образовательного учреждения позволяет обеспечить ценностно-смысловую, деятельную направленность и целостность, рефлексивность воспитательного процесса, когда в центре внимания р...