Проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов» (формирование экологической культуры)
проект на тему

Савченко Алла Ивановна

Предлагаю Вам проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов». Проект рассчитан на детей преимущественно младшего и среднего школьного возраста. Основным критерием эффективности экологического проекта является активное привлечение к участию детей в природоохранной деятельности, нетерпимое отношение к случаям неуважительного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.odt27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по экологическому воспитанию

«Юный помощник  экологов»

              (формирование экологической культуры)

Пояснительная записка

Актуальность проекта.

Очень актуальной стала такая проблема, как недостаточное внимание к окружающей среде. Поддерживая интерес ребенка к окружающему, взрослым следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Что для этого нужно?

Во-первых, взрослые сами должны любить природу.

Во-вторых, показывать пример бережного отношения к природе.

В-третьих, привлекать детей к природоохранной деятельности.

Нам необходимо  воспитать молодое поколение в духе бережного ответственного отношения к природе, охране природных богатств. Основываясь на приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром, необходимо формировать основы нравственно-экологической позиции воспитанников за счет наблюдений различных состояний окружающей среды, первоначальных оценок деятельности людей, выполнения предложенных педагогом правил поведения.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, желания и умения активнее защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Тема проекта: «Юный помощник  экологов», формирование экологической культуры.

Цель: формирование экологической  культуры; научить воспитанников  беречь и любить окружающую среду.

Задачи:

1.Формирование основ экологической культуры, системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.

2.Развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей  среды.

3.Расширение знаний об окружающей среде.

4.Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

5.Формирование положительного отношения к окружающей среде.

Срок реализации  краткосрочного проекта: краткосрочный   (6 месяцев, по полугодиям).

Гипотеза (способ реализации идеи и замысла проекта).

Мы предполагаем, что зная экологические проблемы, дети будут бережно относиться и любить окружающую среду, научатся быть заботливыми и ответственными гражданами своей земли.

Задачи экологического воспитания в условиях центра:

Все мероприятия направлены на то, чтобы воспитанники были твердо убеждены, что человек и природа — живой  единый организм, и если уничтожить хоть одну его часть, то погибнет все остальное.

Формы и методы реализации проекта:

а) традиционные;

б) активные; 

в) инновационные. 

Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность воспитанников (образовательная, познавательная, художественная, творческая, игровая).

Особую роль играет природоохранительная деятельность воспитанников:

1.По защите окружающей среды: борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц, кормление птиц прилетающих на зимовку на побережье.

2.По улучшению природной среды: уход за цветами в группе, клумбовые растения на прилегающей территории центра (дизайн и оформление).

3.По сохранению и использованию эстетических ценностей природы:

сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала на творческих занятиях декоративно - прикладного творчества.

Формы  работы:

  • Воспитательные (информационно-познавательные) часы на экологические темы. 
  • Наблюдения, целевые экологические экскурсии. 
  • Природоохранные акции.
  • Конкурсы, викторины, игры экологической направленности. 

Ожидаемый результат:

В результате реализации проекта по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов» воспитанники должны знать:

1.Основы экологической культуры.

2. Особенности природы своего края, города, поселка.

3. Значение природы для человека.

4. Охраняемые растения и животные своего края, страны.

5. Правила поведения в природе.

Воспитанники должны уметь:

1. Пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания.

2.Формирование  бережного, ответственного, эмоционально-доброжелательного отношения к миру  природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

3.Желание защищать природу и бороться за ее сохранение (через практическую общественную деятельность).

4.Основным критерием эффективности экологического проекта явится широкое участие воспитанников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, нетерпимое отношение к случаям неуважительного отношения к природе.

Этапы реализации проекта:

1 этап - Подготовительный

2 этап - Основной

3 этап - Заключительный

Подготовительный этап:

1.Сбор и анализ литературы (методического материала) по данной теме.

2.Определение цели и задач, исходя из интересов и потребностей воспитанников.

3.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию экологического проекта.

Основной этап:

1.Проведение воспитательных часов, викторин, конкурсов, игр  на экологическую тематику.

2.Экскурсии в парк живой природы «До-до», в  Новороссийский исторический  музей - заповедник.

3.Приобщение воспитанников к активной деятельности по охране природы (сбор мусора; изготовление кормушек для птиц; кормление птиц,   ухаживание за живым уголком; озеленение группы, оформление  клумб)

4.Сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала.

Заключительный этап:

1. Мини-выставка детской деятельности (изготовление поделок из природного материала), конкурс рисунков, выпуск стенгазет.

2. Создания буклета «Берегите природу!».

3. Подведение итогов.

4. Презентация проекта.

Календарно – тематический план реализации проекта:

п/п

Дата проведения

Название планируемого мероприятия

Деятельность воспитанников

1.

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию экологического проекта.

Сбор и анализ литературы по данной теме. Определение цели и задачи проекта.

2.

1.Экскурсия в парк живой природы «До-до».

2.Новороссийский музей-заповедник.

1.Наблюдение за животными и птицами, обитающих в естественных для них условиях.

2.Знакомство с живой природой края. Пополнить свои знания о природе и животных родного края.

3.

Конкурс рисунков и поделок из природного материала  «Красная книга» (животные, птицы и растения из Красной книги).

Представление творческих работ

4.

Цикл воспитательных и познавательных бесед с просмотром и обсуждением видеоматериала

1.«Как вести себя в природе». 2.«Экология нашего края».

1.Активное участие, показать сои знания и умения вести себя в природе. 2.Самостоятельно подготовить сообщение по экологической теме и высказывать свою точку зрения, знать экологические проблемы своего края.

5.

Экологический Брейн - ринг:

«Хочу сказать».

Показать интеллектуальные способности в области экологии.

6.

Озеленение прилегающей территории центра «Чистый двор».

Оформление клумб, уборка территории.

7.

4 октября – День защиты животных. Акция «Помоги птицам» (целевые экскурсии)

Изготовление кормушек, кормление птиц.

8.

«Наш живой уголок».

Ухаживание за аквариумом с черепахами, посадка и уход за комнатными растениями.

9.

Конкурс поделок из бытовых отходов  «Вторая жизнь»

Предоставление творческих работ

10

«Чистый берег»

Сбор мусора на пляжах города.

11

Кормление птиц, прилетающих на зимовку на море.

Кормление лебедей, диких уток, пеликанов.

12

Конкурс «Моя группа самая-самая».

Озеленение групп: посадка и уход за комнатными цветами.

13

Викторина «Знай и люби родную природу».

Активное участие.

14

Праздник «Береги природу!».

Активное участие в празднике. Мини-выставка продуктов детской деятельности

15

Создание буклета «Берегите природу!»

Подбор информации, составление памятки «Берегите природу».

16

Презентация проекта.

Подведение итогов.

План работы по озеленению прилегающей территории центра

«Чистый двор».        Оформление клумб, уборка территории.

Первый этап

- разработка проекта благоустройства   территории, озеленения и рационального использования.

Второй этап

- подготовка посадочного материала (цветочные растения: петуния, астра, бархатцы,  георгины однолетние, хризантема, календула, гладиолусы, пионы, тюль-паны, нарциссы, лилии, ирисы, ландыш,  флокс);

- подготовка инвентаря;

- обработка почвы.

Третий этап

- уход за посадками на территории: полив, прополка

- систематическая уборка сорняков.

Четвертый этап

- сбор семян, природного материала для изготовления работ декоративно-прикладного творчества;

- осенняя обработка почвы;

- подготовка отчетов (выставка даров природы, цветов, поделок из природного материала).

Работая с  растениями, воспитанники знакомятся с условиями роста и развития  растений, учатся правильно выращивать их, а также проводят  наблюдения, закрепляют, углубляют и расширяют   знания по биологии, полученные в школе. В процессе   у детей воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают доводить начатое дело до конца. Процесс выращивания занимает важное место у ребенка в познании  природы, в воспитании у них интереса к природе родного края и формировании любви и бережного отношения к ней.        

Красивый, ухоженный двор (участок, клумба) воспитывает в ребенке эстетические чувства, любовь к родной природе, потребность к трудовой деятельности. Это место, где воспитанники приобретают основы экологических знаний, знания дизайнерского искусства, трудолюбия. Правильно спланированный  участок обеспечит большую часть работы на открытом воздухе.

Круглый год ведется работа:

1.обеспечение  комнатными цветами для  озеленения кабинетов, жилых комнат, рекреаций;

2.проведение бесед по  природоведению;

3.вовлечение воспитанников в практическую деятельность по выращиванию растений.

Живые растения создают уют, радуют глаз своим вечнозеленым нарядом, ярким разнообразием цветов. Цветы украшают наш быт, создают радостное настроение, формируют эстетические вкусы.

Важное место в озеленении территории занимает дендрарий. Он насчитывает больше десятка пород деревьев и кустарников и дает представление о разнообразии древесно-кустарниковой флоры: полив, обрезка, побелка деревьев: каштан конский, ель голубая, ель обыкновенная, липа, береза, клен, сосна, платан, самшит, лаванда, тополь серебристый, акация, сирень, рябинолистник.

Тема занятий:

1. Ознакомление с планом работы.

2. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. Презентация к теме.

3. Знакомство с многообразием форм клумб.

4. Ознакомление с грунтовыми и комнатными цветочно-декоративными растениями, деревьями, кустарниками, используемыми для озеленения.

5. Уход за за цветочно-декоративными растениями.

6. Посев семян. Уход за посевами.

7. Проведение Праздника Цветов.

Уголок живой природы

Уголок живой природы: комнатные растения, аквариум  с   рыбками, аквариум с черепашками (развитие познавательного интереса у воспитанников: кормление и уход, среда обитания, размножение, поведение).

Охрана труда

  Запрещается привлечение воспитанников к работам, противопоказанным их возрасту, опасным в эпидемиологическом отношении, связанным с применением ядохимикатов, а также с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для определенной возрастной группы детей.

 Дети и подростки допускаются к участию в общественно-полезном труде после обучения безопасным приемам труда, проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы. Воспитанники привлекаются к трудовой практике с их согласия.  

Правила техники безопасности при работе на  участке.

1. Категорически запрещается посадка колючих кустарников и ядовитых растений.

2. Воспитанники работают в халатах и перчатках.

3.При переносе заостренных  орудий (лопат, грабель, вил) воспитанники должны держать их вертикально, рабочей  частью вниз, во избежание нанесения травм другим ученикам.

4. Сельскохозяйственные орудия должны соответствовать росту и возрасту детей. Рабочая часть лопат должна быть небольшой, ручки их следует делать легкими; длина ручек лопат должна быть различной с учетом роста детей различных возрастных групп.

5.Продолжительность работы воспитанников  устанавливается в соответствии с их возрастом (2 часа, с 10-ти минутными перерывами через каждые 20 минут).

6. Воспитанникам до 15 лет запрещается подъем и переноска тяжестей с помощью носилок, ведер и т.д.

Требования безопасности перед началом работы

1. Надеть рабочую одежду, защитные перчатки.

2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при работе.

3. Получить учебное задание у руководителя и инвентарь по росту.

Требования безопасности во время работы

1. Выполнять все действия только по указанию воспитателя (ответственного).

2. Соблюдайте личную гигиену.

3. Выполнять следует только работу, определённую  заданием.

4. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов.

5. Соблюдать  порядок  и дисциплину.

6. Без разрешения воспитателя никуда не отлучаться.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При плохом самочувствии  сообщить об этом воспитателю (медсестре).

2.  В случае резкого ухудшения погоды, не выходить из  помещения.

Требования безопасности по окончании работы

1. Проверьте  исправность рабочих инструментов и инвентаря.

2. Снимите рабочую одежду, приведите её в порядок.

3. Тщательно вымойте лицо и руки с мылом.

4. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите руководителю.

Литература:

  1. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991.
  2. Захлебный А. Н. На экологической тропе.- М.: Знание,1986.
  3. Зверев И. Д., Суравегина И. Т. и др. Экологическое воспитание

    школьников.- М., 1983.

  1. Деревянко В. А., Савельева С. С., Бабанский И. Т. Уроки экологического

    творчества.// Начальная школа.-1989,№12, с.;0-44.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы формирования экологического воспитания детей младшего школьного возраста

•Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей  среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное  целое•Учить классифицировать объ...

Система работы по формированию экологического воспитания младших школьников

Представлен опыт работы по зкологическому воспитанию на уроках и внеклассной деятельности в начальной школе....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ВОСПИТАННОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В  статье раскрываются подходы к решению задач экологического образования младших школьников в курсе «Окружающий мир» в условиях реализации Федерального образовательного государственного стандарт...

мастер-класс "Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников "

Технология ознакомления детей с элементарными экологическими понятиями через экологические сказки....

Статья " Формирование экологического воспитания учащихся в условиях ФГОС НОО".

История человечества неразрывно связана с историей природы.Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимание ...

Формирование экологического воспитания в начальной школе

Ученики начальной школы довольно часто проходят материал, полноценно отражающий различные аспекты экологического воспитания. Это и предмет окружающий мир ,и внеурочные встречи позволяющие ближе узнать...

Экологическое воспитание как средство формирования основ экологической культуры

Цели и задачи экологического воспитания. Возможности школы в формировании экологической культуры. Практическая деятельность детей. Работа с родителями....