Проект по гражданско-патриотическому воспитанию "Юные россияне"
проект

Бекенеева Наталья Анатольевна

Дети, особенно с интеллектуальными нарушениями, живущие в стационарных учреждениях, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях родных традиций, мало знают о подвиге родного народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной.

    Проект «Юные россияне» направлен на формирование у несовершеннолетних   активной гражданской позиции, воспитания патриотизма   в условиях детского дома-интерната для умственно отсталых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bekeneeva_yunye_rossiyane.docx101.82 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Кемеровской области «Юргинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» департамента социальной защиты населения Кемеровской области

Согласовано:                                                      Утверждаю:

Заместитель директора по УВР                                      Директор

    ГБУ КО «Юргинский                                          ГБУ КО «Юргинский

    детский дом-интернат                                         детский дом-интернат

для умственно отсталых детей»                       для умственно отсталых детей»

_____________ О.Н. Некрасова                       _____________С.Н.Кузмичева

ПРОЕКТ

по гражданско-патриотическому

воспитанию

«Юные россияне»

https://lubds68romashka.edumsko.ru/uploads/2000/1991/section/223725/14456_html_399be44a.jpg

                   

Составила  Н.А.Бекенеева,

                                                                                                    воспитатель

2019 г.

Наименование проекта: «Юные россияне».

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Тип проекта: информационно-творческий, познавательный.

Срок реализации: с января 2019 года по декабрь 2021 год.

Участники проекта: 10 детей дома-интерната для умственно отсталых в возрасте 10-17 лет, воспитатель, музыкальный руководитель.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Д.С.Лихачёв

1. Актуальность Проекта. Описание проблемы.

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, в системе государственного и местного управления. Можно заметить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому в настоящее время так актуальна проблема гражданско-патриотического воспитания детей. С началом демократизации общества в целом из воспитания и обучения подрастающего поколения стали исчезать многие славные традиции военной истории, героического прошлого нашей страны. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у детей уважительное отношение к Родине. Особенно вышесказанное относится к воспитанникам детских домов.

Дети, особенно с интеллектуальными нарушениями, живущие в стационарных учреждениях, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях родных традиций, мало знают о подвиге родного народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной.

    Проект «Юные россияне» направлен на формирование у несовершеннолетних   активной гражданской позиции, воспитания патриотизма   в условиях детского дома-интерната для умственно отсталых детей.

2. Цель и задачи Проекта

Главная цель проекта:

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию. Формирование нравственно-патриотических качеств: храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину, интереса к истории своего народа.

Поставлены такие задачи:

- сформировать у детей духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к семье, детскому дому, городу;

- развивать интерес к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;

- расширить представления о родной стране, ее столице, городах;

- познакомить детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;

- ознакомить с историческим прошлым России;

- развивать элементарные знания о правах человека;

- развивать чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

- формировать толерантность, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, ветеранам Великой Отечественной войны, защитникам блокадного Ленинграда;

- воспитывать эстетически-нравственные нормы поведения и моральные качества ребенка.

3. Участники Проекта

     Проект ориентирован на группу воспитанников с интеллектуальными нарушениями 10 – 17 лет, с учетом ведущей роли педагога.

     Формы работы с детьми -  беседы, экскурсии, праздники, чтение художественной литературы, игры (подвижные, дидактические), художественное творчество.

Участники

Функции

Воспитатель Бекенеева Наталья Анатольевна

Разрабатывает

Реализует проект

Ведет мониторинг

Воспитанники

Активно участвуют в проекте

Муз. руководитель

Помогает с музыкальным сопровождением  различных мероприятий.

4. Основные этапы реализации Проекта

I этап, подготовительный: январь 2019 г.

Основная задача этого этапа – создать условия для успешной реализации проекта.

Первый этап включает в себя следующие шаги:

■ изучение нормативно-правовой базы;

■ подбор необходимой литературы, иллюстрационного материала, материала для игровой деятельности детей;

■ создание развивающей среды для познавательной, продуктивной и творческой деятельности детей;

■ сбор информации и написание проекта.

II этап, основной: февраль 2019г. – ноябрь 2021г.

На этом этапе организуется деятельность по реализации целей и задач проекта. Проводятся занятия познавательного цикла по ознакомлению детей с окружающим, экскурсии; организовывается творческая деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т. д.

III этап, заключительный: декабрь 2021г.

На данном этапе будет проведен анализ деятельности по реализации проекта:

■ создание фотоальбома «Юные россияне»;

■ презентация проекта;

■ мониторинг;

■ подведение итогов.

5. План мероприятий

Проект охватывает следующие направления по годам:

«Моя малая Родина» - 2019 год

«Россия – Родина моя» - 2020 год

«Я – гражданин» - 2021 год

Проект предполагает развитие творческих и познавательных способностей детей.

«Моя малая Родина» - 2019 год

мероприятия

срок

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

январь

  • БЕСЕДЫ: «Моя группа – моя семья», «С чего начинается Родина?»;
  • ВЫСТАВКА рисунков «Мой любимый детский дом»;
  • БЕСЕДА: «Защитники Отечества – кто это?»;
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: «Доставь донесение»,  «Флажки»«Перейди болото»

февраль

  • ЧАС ТВОРЧЕСТВА «Открытка для мамочки»;
  • БЕСЕДА «Что такое праздник Маслениц?»;
  • РАЗУЧИВАНИЕ народных хороводных игр, обрядовых песен;

март

  • БЕСЕДА «12 апреля – День космонавтики»;
  • АППЛИКАЦИЯ «Планета Земля. Вид из космоса»;
  • ЧТЕНИЕ ХУД. ЛИТЕРАТУРЫ: А.Барто «На заставе», А.Метяев «Землянка»
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: «Доставь донесение»,  «Флажки»«Перейди болото»

апрель

  • БЕСЕДА  «Юргинцы – герои ВОВ»;
  •  ЭКСКУРСИЯ к мемориалу боевой славы;
  • ВЫСТАВКА детского творчества «Праздничный салют»;
  • ОБЩЕШКОЛЬНАЯ ЛИНЕЙКА, посвященная Дню Победы

май

  • БЕСЕДА «Мой город Юрга»;
  • ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Узнай герб Юрги»;
  • ЭКСКУРСИЯ в краеведческий музей 

июнь

  • БЕСЕДА «Кузбасс. Города Кузбасса»;
  • ВИКТОРИНА «Что я знаю о Кузбассе?»;
  • ВЫСТАВКА РИСУНКОВ «Я люблю Кузбасс»

июль

  • БЕСЕДА «Наш край Сибирь»;
  • РИСОВАНИЕ «Тайга и ее обитатели»;
  • ЛЕПКА «Моё любимое животное»;
  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

 «С какого дерева листок»;

«Чей хвост, чья голова»

август

  • ВЫСТАВКА «Праздник урожая»;
  • УБОРКА ТЕРРИТОРИИ «Уберем свой дом родной»;
  • БЕСЕДА «Птицы нашего края»;
  • РИСОВАНИЕ «Пернатые друзья»

сентябрь

  • БЕСЕДА «Народы Сибири»; 
  • АКЦИЯ «Честь и хвала старшему поколению»;
  • ЭКСКУРСИЯ В ДОМ ВЕТЕРАНОВ

октябрь

  • БЕСЕДА «Труд в почете любой! Мир профессий большой»;
  • РИСОВАНИЕ «Кем я хочу стать?»

ноябрь

  • БЕСЕДА «Когда начали отмечать Новый год?»;
  • ЧАС ТВОРЧЕСТВА «Подарки для елочки»;
  • МОНИТОРИНГ на конец года

декабрь

«Россия – Родина моя» - 2020 год

мероприятия

срок

  • БЕСЕДА «Страна, в которой мы живем. Природа России»;
  • ВИКТОРИНА «Знатоки России»

январь

  • БЕСЕДА «Овеянные славою флаг наш и герб»;
  • РИСОВАНИЕ «Флаг России»;
  • БЕСЕДА «Есть такая профессия – Родину защищать»

февраль

  • БЕСЕДА «Женщина – это святое»;
  • ЧАС ТВОРЧЕСТВА «Открытка для мамочки»;
  • БЕСЕДА «Главный город нашей страны»;
  • РИСОВАНИЕ «Звезды Кремля»

март

  • БЕСЕДА «Полет в космос первого космонавта Земли Ю. А. Гагарина»;
  • ЛЕПКА «Ракета для космодрома»;
  • ЧТЕНИЕ ХУД. ЛИТЕРАТУРЫ: Е.Благинина «Шинель», С.Летова «Маленький разведчик»;

апрель

  • ВЫСТАВКА РИСУНКОВ «Никто не забыт, ни что не забыто»; 
  • ОБЩЕШКОЛЬНАЯ ЛИНЕЙКА, посвященная Дню Победы;
  • ЭКСКУРСИЯ к мемориалу боевой славы и возложение цветов

май

  • БЕСЕДА «История Московского Кремля»;
  • СТИХИ С.Михалков «Кремлёвские звёзды»
  • ЭКСКУРСИЯ по улицам родного города

июнь

  • БЕСЕДА «У нас в России все равны»;
  • АППЛИКАЦИЯ «Хоровод дружбы»;
  • РИСУНКИ НА АСФАЛЬТЕ «Этот разноцветный мир»

июль

  • БЕСЕДА «Русская народная игрушка»;
  • ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ:

    «Русская матрёшка»,

    «Дымково» - роспись глиняных игрушек

август

  • БЕСЕДА «Русские народные сказки»;
  • РИСОВАНИЕ «Герои любимых сказок»;
  • ЛЕПКА «В гостях у сказки»

сентябрь

  • БЕСЕДА «Сказки народов России»;
  • ЧТЕНИЕ СКАЗОК:

 - «Зилян» - татарская народная сказка;

- «По щучьему веленью» - русская народная сказка;

- «Язык змей» - марийская народная сказка;

- «Девушка на луне» - чувашская народная сказка;

- «Красавица берёза» - удмуртская народная сказка;

- «Бедняк, волк и лиса» - осетинская народная сказка

октябрь

  • БЕСЕДА «День народного единства»;
  • БЕСЕДА «Мама - первое слово – главное слово»;
  • ЧАС ТВОРЧЕСТВА «Подарок мамочке»

ноябрь

  • БЕСЕДА  о народных умельцах «Наши руки не для скуки»;
  • ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДЕЛОК на городскую выставку «Зимушка-зима»;
  • МОНИТОРИНГ на конец года 

декабрь

«Я – гражданин» - 2021 год

мероприятия

срок

  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДОСУГ «Коляда, открывай ворота»;
  • БЕСЕДА «Культура и традиции русского народа»

январь

  • БЕСЕДА «Военнослужащий - защитник своего Отечества»;
  • МАКЕТ «Моя армия»;
  • ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК «День защитника Отечества»

 

февраль

  • БЕСЕДА «Поклонение женщине-матери»;
  • АППЛИКАЦИЯ «Открытка любимым женщинам»;
  • БЕСЕДА «Настоящий мальчишка, какой он?»;
  • АКЦИЯ «33 добрых дела»

март

  • БЕСЕДА «Освоение космоса»;
  • РИСОВАНИЕ «Космическое будущее»;
  • ПРОСЛУШИВАНИЕ ЗАПИСЕЙ военных песен: «Катюша»«Вставай, страна огромная»«Синий платочек»«День Победы» и др.
  • ЧТЕНИЕ ХУД. ЛИТЕРАТУРЫ: Т.Белозёров «Майский праздник», С.Михалков «День Победы», П.Воронько «Два брата солдата»

апрель

  • ВЫСТАВКА рисунков и поделок «Война глазами детей»;
  • ОБЩЕШКОЛЬНАЯ ЛИНЕЙКА «Этот День Победы»;
  • ПАРАД ПОБЕДЫ (выход в город на парад)

май

  • БЕСЕДА, посвящённая дню рождения А.С.Пушкина  «Корни русские в этих сказаниях»;
  • ЧТЕНИЕ СКАЗОК: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
  • РИСОВАНИЕ «Герои сказок Пушкина»

июнь

  • БЕСЕДА «Вооруженные силы России»;
  • ВЫСТАВКА ПОДЕЛОК ИЗ ПЛАСТИЛИНА «Военная техника»;
  • СПОРТИВНОЕ СОРЕВНОВАНИЕ «Лучшая воинская подготовка»

 

июль

  • БЕСЕДА «Чем я могу быть полезен Родине?»;
  • РИСОВАНИЕ «Дети за мир на планете Земля»

август

  • БЕСЕДА солидарности против терроризма;
  • ЭКСКУРСИЯ НА ПРИРОДУ «Вот и осень к нам пришла»;
  • УБОРКА ТЕРРИТОРИИ «Укрась кусочек планеты»

сентябрь

  • БЕСЕДА «Мы в ответе за тех, кого приручили»;
  • АКЦИЯ «Покорми птиц»;
  • БЕСЕДА «Как научиться делать добрые дела?»

октябрь

  • БЕСЕДА «Нас много, а родина одна - Россия»;
  • РИСОВАНИЕ «Рисуем милой мамочки портрет»;
  • МОНИТОРИНГ на конец года

ноябрь

ОТСЛЕЖИВАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

декабрь

6. Ожидаемые результаты

  • Освоение доступных знаний о родном городе, о традициях, истории и символах Отечества.
  • Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Для мониторинга были выбраны следующие показатели для диагностики знаний воспитанников  (по годам):

№ п/п

ФИ ребенка

ЗНАЕТ

Имена и фамилии детей и взрослых, работающих на группе

Адрес детского дома

Название  родного города, его герб

Достопримечательности родного города

2-3 города Кузбасса

Животных и птиц  Сибири

Народы Сибири

 «Моя малая Родина» - 2019 год

 «Россия – Родина моя» - 2020 год

№ п/п

ФИ ребенка

ЗНАЕТ

Название страны, в которой живет, ее стоолицу

Символы Росии

Историю Московского Кремля

Первого космонавта Земли

Известных героев – защитников Отечества

Народы России

3-4 русские народные сказки

«Я – гражданин» - 2021 год

№ п/п

ФИ ребенка

ЗНАЕТ

Традиции отмечания новогодних праздников

Роды войск армии

Название боевой техники

Песни военных лет, песни о войне

Когда и почему отмечают День Победы

Кто такие ветераны и почему у них много медалей и орденов

2-3 героев сказок А.С.Пушкина

Оценка проводится по следующим степеням выраженности:

высокий уровень – знания глубокие, ответы полные, содержательные, отражают сущность явления; ребёнок самостоятельно ведёт повествование, иногда требуются незначительные наводящие вопросы.

средний уровень – знания частично поверхностные, многие явления или события ребёнку незнакомы, на вопросы отвечает с помощью подсказки взрослого.

низкий уровень – ребёнок затрудняется с ответом на вопросы даже с подсказками взрослого.

7. Список литературы

  1. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе/ А. Быков // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 5 – 11.
  2. Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 8 – 11.
  3. Малякова Н. Школа, где все мальчики готовятся служить в Армии / Н. Малякова // Воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 12 – 15.
  4. Тяжельникова Е. Ю. «Граждановедение» как средство социализации школьников: воспитание в учебном процессе / Е. Ю. Тяжельникова // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 25 – 27.
  5. Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи,2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию "Мы помним !Мы гордимся!"

Наш земляк, владимирский писатель В.А. Солоухин, справедливо замечал, что любовь к "Родине, которую мы пишем всегда с заглавной буквы" начинается "с любви к родным местам", которая вырастает из "детск...

Социальный проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей «В русских традициях»

Мы живем в очень непростое время. На сегодняшний момент многие традиции и обычаи нашего русского народа неоправданно забыты. Западная культура оказывает большое влияние на развитие сегодняшней России....

Проект по гражданско – патриотическому воспитанию для учащихся начальной школы «Учимся любить Родину»

Проект предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражда...

Исследовательский проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Моя деревня –слава и гордость. ЗАО ПЗ «Рабитицы»

Проект «Моя деревня-слава и гордость. ЗАО ПЗ «Рабитицы» ориентирован на гражданско- патриотическое воспитание учащихся, на получение знаний, умений и навыков в результате самостоятел...

Исследовательский проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Церковь Александра Невского»

Проект «Церковь Александра Невского»» ориентирован на гражданско- патриотическое воспитание учащихся, на воспитание духовно-нравственной культуры, на развитие знаний, умений и навыко...

Социальный проект по гражданско-патриотическому воспитанию "Память никогда не исчезнет"

         Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан.  Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интер...

Исследовательский проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Родина моих родителей»

  Проект «Родина моих родителей» ориентирован на гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, на получение знаний, умений и навыков в результате самостоятельных практическ...