Рабочая программа: Добрый мир (1-3 класс).
рабочая программа по теме
Рабочие программы по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobryy_mir_1_klass_2014_-_2015g.docx | 41.61 КБ |
dobryy_mir_2klass_2014_-_2015g.docx | 45.96 КБ |
dobryy_mir_3klass_2014_-_2015g.docx | 45.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № 9» _______________ / Гафурова Л.Н./ «______» ______________ 2014 г.
|
Рабочая программа
кружка «Добрый мир»
(базовый уровень)
для 1 класса
Составитель
Фёдорова Е.В., учитель начальных классов
высшая квалификационной категории
г. Воскресенск
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Добрый мир» разработана для занятий с учащимися 1 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общеобразовательного среднего образования второго поколения и рассчитана в 1 классе — 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.
Задача школы – сделать изучение народной культуры частью всего образовательного процесса.
Изучение данного курса, направленного на формирование у детей основ народной культуры предполагает ознакомление с символикой и атрибутикой обряда, работу по осмыслению народных традиций, способствующую пониманию специфики менталитета россиян.
Основой содержания данного курса стал факультативный курс М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и пособие для учителя по «Народной культуре» О.В. Фликовой, М.В.Макаровой, Е.Н.Чайковской, Э.А.Гогейзель, С.Е.Иванцова.
Принцип построения курса
С народного календаря начинается знакомство ребёнка с миром, в котором он живёт. Вековое восприятие времен года русским народом-землепашцем представляет главную идею курса в первом классе.
В ходе работы над освоением народного календаря происходит знакомство с важнейшими годовыми христианскими праздниками, с их глубоким духовным смыслом и с тем, как менялись под их влиянием устойчивые дохристианские представления, и складывался своеобразный народный месяцеслов.
Принципы обучения
- функционирование традиций в системе календарно-обрядового цикла;
- коллективность творчества;
- синкретизм традиционного искусства (взаимосвязь различных видов искусства);
- подлинность традиций.
В ходе работы перед детьми раскроется система миропонимания, выработанная нашими предками по трём основным вечным вопросам человеческой жизни. Они хозяйственно - практически, духовно, нравственно и эстетически являются стержневыми для любого народа и для любой эпохи, в том числе и для современной: "Человек и его взаимоотношения с природой"; "Человек и его семья"; "Человек и история его народа".
Соответственно этим трём проблемам, которые по-своему решает каждая эпоха, каждый народ и каждый человек, распределится на основной материал курса. Он представляет собой народный вариант ответа на перечисленные вопросы. Это – календарно-обрядовая культура; семейно-обрядовая культура; культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысления истории самим народом и собственно процесс становления национального характера.
Уже формулировка мировоззренческих проблем курса говорит о том, что разрешать их учитель может, используя материал культуры любого народа или нескольких народов – в сопоставлении между собой.
Непосредственно в конкретных трёх программах курса – "Человек и природа в народной культуре"; "Человек и семья в народной культуре"; "Человек и родная земля в народной культуре" – обозначенные в названиях проблемы разработаны на материале традиционной русской культуры.
Разделы программы – это не просто получение знаний, но осмысление явлений народной культуры с точки зрения их значения для детей и взрослых, как нравственных и эстетических ценностей. Именно поэтому говорится не об изучении, а об освоении народной культуры.
Планирование курса используется в соответствии с временами года, время празднования праздника по календарю по усмотрению учителя занятия можно менять местами.
Цели курса
- ознакомление учащихся с основными сведениями по истории, культуре и национальным традициям России;
- создание системных представлений о народной культуре России, ее связи с историей, о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого в народной культуре России;
- формирование у учащихся таких понятий, как Родина, родной язык, национальность, национальные традиции;
- пробуждение осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям);
- развитие эстетического вкуса и воспитание чувства прекрасного на лучших образцах народного творчества;
- привитие навыков прикладного труда и художественного творчества.
Задачи курса
- формировать у детей миропонимание, используя средства народной педагогики, близкие образы народной культуры;
- возрождение старых норм через традиционную культуру;
- способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры;
- формировать целостное восприятие народной культуры.
Структура курса
Сюжет занятий первого года обучения построен на освоении мировоззренческой проблемы «Единство годового круга жизни природы и человека». Календарно-обрядовая деятельность народа предстанет перед детьми как способ, с помощью которого люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой, со всем огромным миром, в котором они живут. Дети узнают, как космогонические представления народа выявляют себя через стройную систему загадок, через сюжеты и образы народных сказок; какое место во Вселенной, по народным воззрениям, занимал человек на протяжении своей жизни и после нее; как эти воззрения отражаются в календарных обрядах, в символике народного костюма и жилища.
Специфика данного курса в том, чтобы, опираясь на конкретный материал, научить понимать народные мировоззрение и психологию.
Основное содержание программы
Сентябрь красно лето провожает, осень золотую встречает. Осеннее новолетие – новые новины. День Симеона Столпника. Всякому лету – аминь! Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Воздвиженье – третья встреча осени. Праздник Воздвижения Креста Господня. Народный календарь. Детский фольклор. Пестушки, потешки. Музыкальный фольклор. Колыбельные песенки. Изобразительное прикладное искусство – часть народной культуры. Ноябрь – ворота зимы. Синичкин праздник. Осень – время охоты и рыбалки. Юровая – праздник охотников, рыбаков. Кузьминки – об осени поминки. Живем по народному календарю зимы. Русская народная игрушка. Как учились в старину. Святки – главный зимний праздник. Святки. Обычаи святок. Рождество – семейный праздник. Зимние посиделки. Крещение. Крещенские сказания. Февраль – время посиделок. Зимние забавы детей. Масленица. Весна – утро года. Март – время возвращения птиц. Апрель – снегогон. Апрель – время подготовки к полевым работам. Пасха. Весна – начало посевов. Весна – время выгона скота. Живем по народному календарю лета. Зеленые святки – праздник лета. Июль – макушка лета. Время сбора трав. Июль – страдник. Праздник Ивана Купалы. Петры и Павлы. Жизнь в единении с природой. Спасы.
Формы и методы организации занятий
Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а
предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни.
При выборе формы организации занятий стоит задача подать материал в привлекательной для обучающихся форме с целью формирования устойчивого интереса к предлагаемому виду деятельности.
Формы работы:
- групповые;
- индивидуальные – с наиболее одаренными заинтересованными детьми;
- работа в парах;
- работа микрогруппах;
- самостоятельная форма работы.
Методы:
1. Формирования сознания личности: словесные, метод примера;
2. Организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: метод приучения, упражнения, создания воспитывающих ситуаций;
3. Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрения, наказания, метод создания ситуации успеха;
4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: метод педагогического наблюдения, опросы, беседы, метод анализа результатов деятельности, метод создания ситуации для изучения поведения.
Обучающие методы:
1.Словесные:
убеждение, беседа, рассказ, устное народное творчество
2. Наглядные:
наблюдение, использование в работе наглядных пособии и методических пособий с профессиональными сокращениями и знаками, терминами, использование видеофильмов, слайдов и пр.;
метод личного примера
3. Практические:
Метод моделирования изделий.
Метод мыслительных экспериментов.
Метод выявления смыслового контраста и обобщения, анализа и синтеза.
Игровой метод сценическое движение, показ песен и танцев, ролей народного театра, праздники, посиделки, вечёрки.
Метод игры.
Вместе с тем каждый раздел программы предполагает наличие специфических принципов и методов и форм организации образовательного процесса.
Включение в непрерывный процесс обучения основам народной традиционной культуры, несомненно очень важно для изучения и стремления к пониманию ее нравственных, художественных и эстетических начали качеств.
Для глубокого и эффективного обучения используются принципы:
- коллективности творчества,
- импровизационность в передаче народного искусства,
- организация обучения вокруг календарно-обрядового круга.
При этом особое внимание уделяется детским играм, сценкам, проигрыванию ситуаций, которые положительно взаимодействуя на двигательную, интеллектуальную, эмоциональную и социальную функции ребенка – способствуют всестороннему и гармоничному развитию.
Реализация целей и задач программы отслеживается по 3 блокам:
Качество обучения.
Качество воспитания.
Качество развития.
Блок «Качество обучения»
- Уровень обученности обучающихся.
- Стабильность списочного состава.
- Мотивация занятий.
Блок «Качество воспитания»
- Уровень воспитанности учащихся.
- Микроклимат на занятиях.
- Воспитывающая деятельность: участие детей, в коллективных творческих делах, праздниках, воспитательных мероприятиях.
Блок «Качество развития»
- Уровень развития познавательных способностей;
- Самооценка личности (адекватность, динамика);
- Ценностные ориентации личности (патриотические ценности, семейные, образовательные, общекультурные);
- Коммуникативные качества личности (лидерские способности, навыки сотрудничества, позитивного комуницирования).
Параметры оценивания:
1 | Патриотическое развитие личности ребёнка. | Отношение ребёнка к родной культуре, к семье. |
2 | Нравственное развитие личности ребёнка | Формирование основных нравственных качеств. Социальная активность ребёнка. |
3 | Эстетическое развитие личности ребёнка | Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств. |
4 | Освоение материала | Развитость познавательных процессов и интересов. Знание основ традиционной культуры. |
5 | Степень погружения | Умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных ситуациях. |
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
режим и место проведения занятий
Программа внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Добрый мир» предназначена для обучающихся 1 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 25 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 1 года обучения по курсу «Добрый мир» дети должны знать и уметь различать малые разделы русского фольклора, знать и уметь величать свою семью, освоить практические умения по изображению изделий некоторых промыслов, получить представления о народных традициях и праздниках, получить навык самостоятельного поиска материала и его использования в жизни.
По окончании учебного факультативного курса учащиеся должны:
- знать основные народные традиции;
- владеть основами народного календаря;
- иметь представление о своей малой родине;
- уважать и чтить родителей и память предков;
- уметь пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования; добиваться поставленной цели;
- приобрести навыки коллективной работы в едином темпе;
- осознать и научиться соблюдать социально-этические нормы поведения со сверстниками и взрослыми, представителями разных национальных и социальных групп.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
- внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание своей этнической принадлежности;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Добрый мир»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
Познавательные
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно - следственных связей;
Регулятивные
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Волков В.М. Русская деревня. – М.,2004г.
Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. – М., 2001г.
Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., 1990г.
Латышина Д.И. Живая Русь. – М.,1995г.
Леонович Е.Н. Родная словесность. –М., 1993г.
Науменко Г. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы. – М., 1980г.
Некрылова А.Ф. «Круглый год». Русский земледельческий календарь. – М.,1991г.
Новицкая М. Ю. Программа «Введение в народоведение» (факультативный курс). 1—2 кл.— М.: Просвещение, Дрофа, 2001г.
Новицкая М. Ю. Учебник – тетрадь «Родная земля» 1 – 2 класс в 4-х ч. М.: Дрофа, 1997г.
Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей. В 3-х ч. – М., 1998г.
Пушкина С.И. Мы играем и поем. – М., 2001г.
Соловьев В.М. Русская культура. – М., 2005г.
Фликова О.В., Макарова М.В., Чайковская Е.Н., Гогейзель Э.А., Иванцов С.Е. Конспекты уроков по народной культуре 1 класс. Пособие для учителя. М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.
Шевченко Л.Л. Методическое пособие «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.
Шевченко Л.Л. Учебник 1 класс «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.
Шевченко Л.Л. Рабочая тетрадь «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.
Шевченко Л.Л. Наглядные материалы «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.
Лаврова С.А. «Славянские сказания». М.: Белый город, 2009г.
Михеева Л.Н. «Русские народные праздники». М.: Дрофа – плюс, 2007г.
Перечень материально-технического обеспечения
I. Книгопечатная продукция:
Волков В.М. Русская деревня. – М.,2004г.
Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. – М., 2001г.
Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., 1990г.
Латышина Д.И. Живая Русь. – М.,1995г.
Леонович Е.Н. Родная словесность. –М., 1993г.
Науменко Г. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы. – М., 1980г.
Некрылова А.Ф. «Круглый год». Русский земледельческий календарь. – М.,1991г.
Новицкая М. Ю. Программа «Введение в народоведение» (факультативный курс). 1—2 кл.— М.: Просвещение, Дрофа, 2001г.
Пушкина С.И. Мы играем и поем. – М., 2001г.
Соловьев В.М. Русская культура. – М., 2005г.
Лаврова С.А. «Славянские сказания». М.: Белый город, 2009г.
Михеева Л.Н. «Русские народные праздники». М.: Дрофа – плюс, 2007г.
2. Учебники:
Новицкая М. Ю. Учебник – тетрадь «Родная земля» 1 – 2 класс в 4-х ч. М.: Дрофа, 1997г.
Шевченко Л.Л. Учебник 1 класс «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.
3. Рабочие тетради:
Новицкая М. Ю. Учебник – тетрадь «Родная земля» 1 – 2 класс в 4-х ч. М.: Дрофа, 1997г.
Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей. В 3-х ч. – М., 1998г.
Шевченко Л.Л. Рабочая тетрадь «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.
4. Методические пособия:
Новицкая М. Ю. Программа «Введение в народоведение» (факультативный курс). 1—2 кл.— М.: Просвещение, Дрофа, 2001г.
Фликова О.В., Макарова М.В., Чайковская Е.Н., Гогейзель Э.А., Иванцов С.Е. Конспекты уроков по народной культуре 1 класс. Пособие для учителя. М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.
Шевченко Л.Л. Методическое пособие «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.
II. Печатные пособия:
1. Шевченко Л.Л. Наглядные материалы «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.
III.Технические средства обучения:
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2. Наборная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
3. Телевизор.
4. DVDплеер.
5. Аудиоцентр.
6. Мультимедийный проектор.
7. Экспозиционный экран.
8. Компьютер.
9. DVD диск «Русский фольклор».
10. DVD диск «Русские обряды и суеверия».
11. DVD диск «Русская изба».
IV. Оборудование класса:
1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
2. Стол учительский с тумбой.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Москотельникова Н.В./
«______» ______________ 2014 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО (РМО)
протокол № ___ от «___» ________ 2014 г.
Руководитель ШМО (РМО)
_____________ /Щербакова С.А./
подпись расшифровка подписи
Календарно - тематический план
кружка «Добрый мир» 1 класс
(наименование учебного предмета)
на 2014 – 2015 учебный год.
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
1. | 1 | «Сентябрь красно лето провожает, осень золотую встречает». Рисование корзины с осенними дарами. | 03.09.14г. | |
2. | 2 | «Осеннее новолетие – новые новины». День Симеона Столпника. Рисование одной из новинок. | 10.09. | |
3. | 3 | «Всякому лету – аминь!» Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Рисование пшеничной куклы. | 17.09. | |
4. | 4 | «Воздвиженье – третья встреча осени». Праздник Воздвижения Креста Господня. Рисование капусты. | 24.09. | |
5. | 5 | Народный календарь. Рисование осенних листьев. | 01.10.14г. | |
6. | 6 | Детский фольклор. Пестушки, потешки. Рисование свеклы. | 08.10. | |
7. | 7 | Музыкальный фольклор. Колыбельные песенки. Рисование любимой игрушки. | 15.10. | |
8. | 8 | Изобразительное прикладное искусство – часть народной культуры. Роспись прялки. | 22.10. | |
9. | 9 | Ноябрь – ворота зимы. Синичкин праздник. Рисование синички. | 29.10. | |
10. | 10 | Осень – время охоты и рыбалки. Юровая – праздник охотников, рыбаков. Рисование рыбки. | 12.11.14г. | |
11. | 11 | Кузьминки – об осени поминки. Рисование салфетки с бахромой. | 19.11. | |
12. | 12 | Живем по народному календарю зимы. Русская народная игрушка. Роспись дымковской игрушки. | 26.11. | |
13. | 13 | Как учились в старину. Рисование закладки. | 03.12.14г. | |
14. | 14 | Святки – главный зимний праздник. Рисунок «Красавица зима». | 10.12. | |
15. | 15 | Святки. Обычаи святок. Рисование маски. | 17.12. | |
16. | 16 | Рождество – семейный праздник. Рисование рождественской звезды. | 24.12. | |
17. | 17 | Зимние посиделки. Рисование платка. | 14.01.15г. | |
18. | 18 | Крещение. Крещенские сказания. Рисование сказочного домика. | 21.01. | |
19. | 19 | Февраль – время посиделок. Рисование снегиря. | 28.01. | |
20. | 20 | Зимние забавы детей. Рисование снегиря. | 04.02.15г. | |
21. | 21 | Масленица. Рисование блинов. | 11.02. | |
22. | 22 | Весна – утро года. Рисование игрушки – свистульки. | 25.02. | |
23. | 23 | Март – время возвращения птиц. Рисование грача. | 04.03.15г. | |
24. | 24 | Апрель – снегогон. Апрель – время подготовки к полевым работам. Рисование скворечника. | 11.03. | |
25. | 25 | Пасха. Роспись пасхального яйца. | 18.03. | |
26. | 26 | Весна – начало посевов. Рисование моркови и лука. | 01.04.15г. | |
27. | 27 | Весна – время выгона скота. Рисование фигурного печенья. | 08.04. | |
28. | 28 | Живем по народному календарю лета. Зеленые святки – праздник лета. Рисование березы. | 15.04. | |
29. | 29 | Июль – макушка лета. Время сбора трав. Рисование букета полевых цветов. | 22.04. | |
30. | 30 | Июль – страдник. Праздник Ивана Купалы. Рисование костра. | 29.04. | |
31. | 31 | Петры и Павлы. Рисование земляники. | 06.5.15г. | |
32. | 32 | Жизнь в единении с природой. Рисование летнего пейзажа. | 13.05. | |
33. | 33 | Спасы. Рисование бочонка с медом, яблок, орехов. | 20.05. | |
34. | 34 | Резерв. | 27.05. | |
Итого | часов | |||
по программе | 34 | |||
выполнено |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Москотельникова Н.В./
«______» ______________ 2014 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО (РМО)
протокол № ___ от «___» ________ 2014 г.
Руководитель ШМО (РМО)
_____________ /Щербакова С.А./
подпись расшифровка подписи
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № 9» _______________ / Гафурова Л.Н./ «______» ______________ 2014 г.
|
Рабочая программа
кружка «Добрый мир»
(базовый уровень)
для 2 класса
Составитель
Фёдорова Е.В., учитель начальных классов
высшая квалификационной категории
г. Воскресенск
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Добрый мир» разработана для занятий с учащимися 2 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общеобразовательного среднего образования второго поколения и рассчитана во 2 классе — 35 ч (1 ч в неделю, 35 учебных недель).
Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.
Задача школы – сделать изучение народной культуры частью всего образовательного процесса.
Изучение данного курса, направленного на формирование у детей основ народной культуры предполагает ознакомление с символикой и атрибутикой обряда, работу по осмыслению народных традиций, способствующую пониманию специфики менталитета россиян.
Основой содержания данного курса стал факультативный курс М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и пособие для учителя по «Народной культуре» О.В. Фликовой, М.В.Макаровой, Е.Н.Чайковской, Э.А.Гогейзель, С.Е.Иванцова.
Принцип построения курса
С народного календаря начинается знакомство ребёнка с миром, в котором он живёт. Вековое восприятие времен года русским народом-землепашцем представляет главную идею курса в первом классе.
В ходе работы над освоением народного календаря происходит знакомство с важнейшими годовыми христианскими праздниками, с их глубоким духовным смыслом и с тем, как менялись под их влиянием устойчивые дохристианские представления, и складывался своеобразный народный месяцеслов.
Принципы обучения
- функционирование традиций в системе календарно-обрядового цикла;
- коллективность творчества;
- синкретизм традиционного искусства (взаимосвязь различных видов искусства);
- подлинность традиций.
В ходе работы перед детьми раскроется система миропонимания, выработанная нашими предками по трём основным вечным вопросам человеческой жизни. Они хозяйственно - практически, духовно, нравственно и эстетически являются стержневыми для любого народа и для любой эпохи, в том числе и для современной: "Человек и его взаимоотношения с природой"; "Человек и его семья"; "Человек и история его народа".
Соответственно этим трём проблемам, которые по-своему решает каждая эпоха, каждый народ и каждый человек, распределится на основной материал курса. Он представляет собой народный вариант ответа на перечисленные вопросы. Это – календарно-обрядовая культура; семейно-обрядовая культура; культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысления истории самим народом и собственно процесс становления национального характера.
Уже формулировка мировоззренческих проблем курса говорит о том, что разрешать их учитель может, используя материал культуры любого народа или нескольких народов – в сопоставлении между собой.
Непосредственно в конкретных трёх программах курса – "Человек и природа в народной культуре"; "Человек и семья в народной культуре"; "Человек и родная земля в народной культуре" – обозначенные в названиях проблемы разработаны на материале традиционной русской культуры.
Разделы программы – это не просто получение знаний, но осмысление явлений народной культуры с точки зрения их значения для детей и взрослых, как нравственных и эстетических ценностей. Именно поэтому говорится не об изучении, а об освоении народной культуры.
Планирование курса используется в соответствии с временами года, время празднования праздника по календарю по усмотрению учителя занятия можно менять местами.
Цели курса
- ознакомление учащихся с основными сведениями по истории, культуре и национальным традициям России;
- создание системных представлений о народной культуре России, ее связи с историей, о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого в народной культуре России;
- формирование у учащихся таких понятий, как Родина, родной язык, национальность, национальные традиции;
- пробуждение осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям);
- развитие эстетического вкуса и воспитание чувства прекрасного на лучших образцах народного творчества;
- привитие навыков прикладного труда и художественного творчества.
Задачи курса
- формировать у детей миропонимание, используя средства народной педагогики, близкие образы народной культуры;
- возрождение старых норм через традиционную культуру;
- способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры;
- формировать целостное восприятие народной культуры.
Структура курса
Сюжет занятий второго года обучения построен на освоении философской проблемы «Смысл круга человеческой жизни от рождения до кончины». Жизнь человека представлена в главных своих этапах и важнейших семейно – бытовых обрядах: свадьба как решающий для судьбы человека узел; кончина как закономерный итог жизни; рождение, пестование и воспитание ребенка как продолжение жизни человека и человечества в вечности. Природная среда и жизнь крестьянской семьи, с идеализированным образом которых дети знакомятся в первой программе, предстает уже теперь двояко. Дети познакомятся с реальными историческими типами организации культурного пространства, с архитектурными особенностями традиционного жилища и одновременно – с народными воззрениями на их внутренний символический смысл.
Специфика данного курса в том, чтобы, опираясь на конкретный материал, научить понимать народные мировоззрение и психологию.
Основное содержание программы
Что у нас общее и чем мы различаемся. Познание самого себя. Могучие богатыри разных народов мира. Богатырский эпос, осмысляющий историю народа. Октябрь – зазимник. Знакомство со сказкой «Коза с орехами». Хозяйка мира. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Страна, город, род. Крестьянская семья. Традиции и обычаи. Рождение ребенка. Традиции и обычаи. Как тебя зовут. Жизнь ребенка до года. Традиции и обычаи. Роль матери в воспитании ребенка на первом году его жизни. Воспитание детей в семье от 1-го года до 3-х лет. Воспитание детей от 3-х до 7-ми лет. Жизнь детей от 7-ми до 14-ти лет. Хороводный возраст. Обобщающий урок. Жизнь крестьянина осенью. Жизнь крестьянина зимой. Традиции русского гостеприимства. Старинные женские головные уборы. Старинная женская одежда. Старинная мужская одежда. Верхняя одежда. Одежда сибиряков. Строительство дома – семейное дело. Помочи. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома.
Интерьер крестьянского дома. Красный угол, его место и роль в жизни семьи. Крестьянский двор.
Все о русской печке. Свадьба – семейное дело. Свадебные обряды. Сватовство. Девичник. Свадьба. Радоница – традиция поминовения. Успение.
Формы и методы организации занятий.
Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а
предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни.
При выборе формы организации занятий стоит задача подать материал в привлекательной для обучающихся форме с целью формирования устойчивого интереса к предлагаемому виду деятельности.
Формы работы:
- групповые;
- индивидуальные – с наиболее одаренными заинтересованными детьми;
- работа в парах;
- работа микрогруппах;
- самостоятельная форма работы.
Методы:
1. Формирования сознания личности: словесные, метод примера;
2. Организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: метод приучения, упражнения, создания воспитывающих ситуаций;
3. Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрения, наказания, метод создания ситуации успеха;
4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: метод педагогического наблюдения, опросы, беседы, метод анализа результатов деятельности, метод создания ситуации для изучения поведения.
Обучающие методы:
1.Словесные:
убеждение, беседа, рассказ, устное народное творчество
2. Наглядные:
наблюдение, использование в работе наглядных пособии и методических пособий с профессиональными сокращениями и знаками, терминами, использование видеофильмов, слайдов и пр.;
метод личного примера
3. Практические:
Метод моделирования изделий.
Метод мыслительных экспериментов.
Метод выявления смыслового контраста и обобщения, анализа и синтеза.
Игровой метод сценическое движение, показ песен и танцев, ролей народного театра, праздники, посиделки, вечёрки.
Метод игры.
Вместе с тем каждый раздел программы предполагает наличие специфических принципов и методов и форм организации образовательного процесса.
Включение в непрерывный процесс обучения основам народной традиционной культуры, несомненно очень важно для изучения и стремления к пониманию ее нравственных, художественных и эстетических начали качеств.
Для глубокого и эффективного обучения используются принципы:
- коллективности творчества,
- импровизационность в передаче народного искусства,
- организация обучения вокруг календарно-обрядового круга.
При этом особое внимание уделяется детским играм, сценкам, проигрыванию ситуаций, которые положительно взаимодействуя на двигательную, интеллектуальную, эмоциональную и социальную функции ребенка – способствуют всестороннему и гармоничному развитию.
Реализация целей и задач программы отслеживается по 3 блокам:
Качество обучения.
Качество воспитания.
Качество развития.
Блок «Качество обучения»
- Уровень обученности обучающихся.
- Стабильность списочного состава.
- Мотивация занятий.
Блок «Качество воспитания»
- Уровень воспитанности учащихся.
- Микроклимат на занятиях.
- Воспитывающая деятельность: участие детей, в коллективных творческих делах, праздниках, воспитательных мероприятиях.
Блок «Качество развития»
- Уровень развития познавательных способностей;
- Самооценка личности (адекватность, динамика);
- Ценностные ориентации личности (патриотические ценности, семейные, образовательные, общекультурные);
- Коммуникативные качества личности (лидерские способности, навыки сотрудничества, позитивного комуницирования).
Параметры оценивания:
1 | Патриотическое развитие личности ребёнка. | Отношение ребёнка к родной культуре, к семье. |
2 | Нравственное развитие личности ребёнка | Формирование основных нравственных качеств. Социальная активность ребёнка. |
3 | Эстетическое развитие личности ребёнка | Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств. |
4 | Освоение материала | Развитость познавательных процессов и интересов. Знание основ традиционной культуры. |
5 | Степень погружения | Умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных ситуациях. |
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
режим и место проведения занятий
Программа внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Добрый мир» предназначена для обучающихся 2 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 25 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу второго года обучения дети должны знать влияние природы на жизнь человека в прошлом, народные приметы и традиции; легенды, предания старины; традиционные занятия детей, игрушки, игры; научиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни.
По окончании учебного факультативного курса учащиеся должны:
- знать основные народные традиции;
- владеть основами народного календаря;
- иметь представление о своей малой родине;
- уважать и чтить родителей и память предков;
- уметь пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования; добиваться поставленной цели;
- приобрести навыки коллективной работы в едином темпе;
- осознать и научиться соблюдать социально-этические нормы поведения со сверстниками и взрослыми, представителями разных национальных и социальных групп.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
- внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание своей этнической принадлежности;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Добрый мир»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
Познавательные
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Волков В.М. Русская деревня. – М.,2004г.
Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. – М., 2001г.
Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., 1990г.
Латышина Д.И. Живая Русь. – М.,1995г.
Леонович Е.Н. Родная словесность. –М., 1993г.
Науменко Г. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы. – М., 1980г.
Некрылова А.Ф. «Круглый год». Русский земледельческий календарь. – М.,1991г.
Новицкая М. Ю. Программа «Введение в народоведение» (факультативный курс). 1—2 кл.— М.: Просвещение, Дрофа, 2001г.
Новицкая М. Ю. Учебник – тетрадь «Родная земля» 1 – 2 класс в 4-х ч. М.: Дрофа, 1997г.
Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей. В 3-х ч. – М., 1998г.
Пушкина С.И. Мы играем и поем. – М., 2001г.
Соловьев В.М. Русская культура. – М., 2005г.
Фликова О.В., Макарова М.В., Чайковская Е.Н., Гогейзель Э.А., Иванцов С.Е. Конспекты уроков по народной культуре 2 класс. Пособие для учителя. М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004г.
Шевченко Л.Л. Методическое пособие «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.
Шевченко Л.Л. Учебник 2 класс «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.
Шевченко Л.Л. Рабочая тетрадь «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.
Шевченко Л.Л. Наглядные материалы «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.
Лаврова С.А. «Славянские сказания». М.: Белый город, 2009г.
Михеева Л.Н. «Русские народные праздники». М.: Дрофа – плюс, 2007г.
Перечень материально-технического обеспечения:
I. Книгопечатная продукция:
Волков В.М. Русская деревня. – М.,2004г.
Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. – М., 2001г.
Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., 1990г.
Латышина Д.И. Живая Русь. – М.,1995г.
Леонович Е.Н. Родная словесность. –М., 1993г.
Науменко Г. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы. – М., 1980г.
Некрылова А.Ф. «Круглый год». Русский земледельческий календарь. – М.,1991г.
Новицкая М. Ю. Программа «Введение в народоведение» (факультативный курс). 1—2 кл.— М.: Просвещение, Дрофа, 2001г.
Пушкина С.И. Мы играем и поем. – М., 2001г.
Соловьев В.М. Русская культура. – М., 2005г.
Лаврова С.А. «Славянские сказания». М.: Белый город, 2009г.
Михеева Л.Н. «Русские народные праздники». М.: Дрофа – плюс, 2007г.
2. Учебники:
Новицкая М. Ю. Учебник – тетрадь «Родная земля» 1 – 2 класс в 4-х ч. М.: Дрофа, 1997г.
Шевченко Л.Л. Учебник 2 класс «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.
3. Рабочие тетради:
Новицкая М. Ю. Учебник – тетрадь «Родная земля» 1 – 2 класс в 4-х ч. М.: Дрофа, 1997г.
Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей. В 3-х ч. – М., 1998г.
Шевченко Л.Л. Рабочая тетрадь «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.
4. Методические пособия:
Новицкая М. Ю. Программа «Введение в народоведение» (факультативный курс). 1—2 кл.— М.: Просвещение, Дрофа, 2001г.
Фликова О.В., Макарова М.В., Чайковская Е.Н., Гогейзель Э.А., Иванцов С.Е. Конспекты уроков по народной культуре 2 класс. Пособие для учителя. М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004г.
Шевченко Л.Л. Методическое пособие «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.
II. Печатные пособия:
1. Шевченко Л.Л. Наглядные материалы «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.
III.Технические средства обучения:
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2. Наборная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
3. Телевизор.
4. DVDплеер.
5. Аудиоцентр.
6. Мультимедийный проектор.
7. Экспозиционный экран.
8. Компьютер.
9. DVD диск «Русский фольклор».
10. DVD диск «Русские обряды и суеверия».
11. DVD диск «Русская изба».
IV. Оборудование класса:
1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
2. Стол учительский с тумбой.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Москотельникова Н.В./
«______» ______________ 2014 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО (РМО)
протокол № ___ от «___» ________ 2014г.
Руководитель ШМО (РМО)
_____________ /Щербакова С.А./
подпись расшифровка подписи
Календарно - тематический план
Кружка «Добрый мир» 2 класс
(наименование учебного предмета)
на 2014 – 2015 учебный год.
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
1. | 1 | Что у нас общее и чем мы различаемся. Познание самого себя. Рисунок «Родная земля». | 04.09.14г. | |
2. | 2
| Могучие богатыри разных народов мира. Богатырский эпос, осмысляющий историю народа. Рисование богатырского снаряжения. | 11.09. | |
3. | 3 | Октябрь – зазимник. Чтение сказки «Коза с орехами». Иллюстрирование сказки. | 18.09. | |
4. | 4 | Хозяйка мира. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Рисование женщины – защитницы. | 25.09. | |
5. | 5 | Страна, город, род. Рисунок «Город». | 02.10.14г. | |
6. | 6 | Крестьянская семья. Традиции и обычаи. Роспись скатерти. | 09.10. | |
7. | 7 | Рождение ребенка. Традиции и обычаи. Роспись детского одеяла. | 16.10. | |
8. | 8 | Как тебя зовут? Роспись открытки для именинника. | 23.10. | |
9. | 9 | Жизнь ребенка до года. Традиции и обычаи. Выполнение узора для колыбели в стиле городецкой росписи. | 30.10. | |
10. | 10 | Роль матери в воспитании ребенка на первом году его жизни. Рисование портрета мамы. | 13.11.14г. | |
11. | 11 | Воспитание детей в семье от 1-го года до 3-х лет. Рисунок «Вылупившийся из яйца цыпленок». | 20.11. | |
12. | 12 | Воспитание детей от 3-х до 7-ми лет. Рисование любимой игрушки. | 27.11. | |
13. | 13 | Жизнь детей от 7-ми до 14-ти лет. Рисунок «Грибы». | 04.12.14г. | |
14. | 14 | Хороводный возраст. Рисунок «Кустарники». | 11.12. | |
15. | 15 | Обобщающий урок. Рисунок «Хоровод друзей». | 18.12. | |
16. | 16 | Жизнь крестьянина осенью. Рисование натюрморта из овощей. | 25.12. | |
17. | 17 | Жизнь крестьянина зимой. Рисунок «Ангел». | 15.01.15г. | |
18. | 18 | Традиции русского гостеприимства. Роспись гостевой карточки. | 22.01. | |
19. | 19 | Старинные женские головные уборы. Роспись кокошника. | 29.01. | |
20. | 20 | Старинная женская одежда. Рисование орнамента в полосе из геометрических фигур. | 05.02.15г. | |
21. | 21 | Старинная мужская одежда. Рисование мужской рубахи. | 12.02. | |
22. | 22 | Верхняя одежда. Одежда сибиряков. Рисование узора в полосе. | 19.02. | |
23. | 23 | Строительство дома – семейное дело. Помочи. Рисунок «Зима в лесу». | 26.02. | |
24. | 24 | Обряды и обычаи, связанные со строительством дома. Иллюстрирование сказки. | 05.03.15г. | |
25. | 25 | Интерьер крестьянского дома. Составление узора для наличников. | 12.03. | |
26. | 26 | Красный угол, его место и роль в жизни семьи. Рисунок «Птица счастья». | 19.03. | |
27. | 27 | Крестьянский двор. Рисунок «Крестьянский двор». | 02.04.15г. | |
28. | 28 | Все о русской печке. Рисование русской печки. | 09.04. | |
29. | 29 | Свадьба – семейное дело. Рисование пуговиц. | 16.04. | |
30. | 30 | Свадебные обряды. Сватовство. Рисование павло – посадской шали. | 23.04. | |
31. | 31 | Девичник. Свадьба. Роспись праздничной открытки к свадьбе. | 30.04 | |
32. | 32 | Свадьба. Рисунок «Горшок с кашей». | 07.05.15г. | |
33. | 33 | Радоница – традиция поминовения. Рисование бабочки. | 14.05. | |
34. | 34 | Успение. Рисунок «Урожай». | 21.05. | |
35. | 35 | Резерв. | 28.05. | |
Итого | часов | |||
по программе | 35 | |||
выполнено |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Москотельникова Н.В./
«______» ______________ 2014 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО (РМО)
протокол № ___ от «___» ________ 2014г.
Руководитель ШМО (РМО)
_____________ /Щербакова С.А./
подпись расшифровка подписи
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № 9» _______________ / Гафурова Л.Н./ «______» ______________ 2014 г.
|
Рабочая программа
кружка «Добрый мир»
(базовый уровень)
для 3 класса
Составитель
Фёдорова Е.В., учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Добрый мир» разработана для занятий с учащимися 3 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общеобразовательного среднего образования второго поколения и рассчитана в 3 классе — 35 ч (1 ч в неделю, 35 учебных недель).
Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.
Задача школы – сделать изучение народной культуры частью всего образовательного процесса.
Изучение данного курса, направленного на формирование у детей основ народной культуры предполагает ознакомление с символикой и атрибутикой обряда, работу по осмыслению народных традиций, способствующую пониманию специфики менталитета россиян.
Основой содержания данного курса стал факультативный курс М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и пособие для учителя по «Народной культуре» О.В. Фликовой, М.В.Макаровой, Е.Н.Чайковской, Э.А.Гогейзель, С.Е.Иванцова.
Принцип построения курса
С народного календаря начинается знакомство ребёнка с миром, в котором он живёт. Вековое восприятие времен года русским народом-землепашцем представляет главную идею курса в первом классе.
В ходе работы над освоением народного календаря происходит знакомство с важнейшими годовыми христианскими праздниками, с их глубоким духовным смыслом и с тем, как менялись под их влиянием устойчивые дохристианские представления, и складывался своеобразный народный месяцеслов.
Принципы обучения
- функционирование традиций в системе календарно-обрядового цикла;
- коллективность творчества;
- синкретизм традиционного искусства (взаимосвязь различных видов искусства);
- подлинность традиций.
В ходе работы перед детьми раскроется система миропонимания, выработанная нашими предками по трём основным вечным вопросам человеческой жизни. Они хозяйственно-практически, духовно, нравственно и эстетически являются стержневыми для любого народа и для любой эпохи, в том числе и для современной: "Человек и его взаимоотношения с природой"; "Человек и его семья"; "Человек и история его народа".
Соответственно этим трём проблемам, которые по-своему решает каждая эпоха, каждый народ и каждый человек, распределится на основной материал курса. Он представляет собой народный вариант ответа на перечисленные вопросы. Это – календарно-обрядовая культура; семейно-обрядовая культура; культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысления истории самим народом и собственно процесс становления национального характера.
Уже формулировка мировоззренческих проблем курса говорит о том, что разрешать их учитель может, используя материал культуры любого народа или нескольких народов – в сопоставлении между собой.
Непосредственно в конкретных трёх программах курса – "Человек и природа в народной культуре"; "Человек и семья в народной культуре"; "Человек и родная земля в народной культуре" – обозначенные в названиях проблемы разработаны на материале традиционной русской культуры.
Разделы программы – это не просто получение знаний, но осмысление явлений народной культуры с точки зрения их значения для детей и взрослых, как нравственных и эстетических ценностей. Именно поэтому говорится не об изучении, а об освоении народной культуры.
Планирование курса используется в соответствии с временами года, время празднования праздника по календарю по усмотрению учителя занятия можно менять местами.
Цели курса
- ознакомление учащихся с основными сведениями по истории, культуре и национальным традициям России;
- создание системных представлений о народной культуре России, ее связи с историей, о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого в народной культуре России;
- формирование у учащихся таких понятий, как Родина, родной язык, национальность, национальные традиции;
- пробуждение осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям);
- развитие эстетического вкуса и воспитание чувства прекрасного на лучших образцах народного творчества;
- привитие навыков прикладного труда и художественного творчества.
Задачи курса
- формировать у детей миропонимание, используя средства народной педагогики, близкие образы народной культуры;
- возрождение старых норм через традиционную культуру;
- способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры;
- формировать целостное восприятие народной культуры.
Структура курса
Сюжет занятий третьего года обучения построен на освоении философской проблемы «Смысл круга человеческой жизни от рождения до кончины». Жизнь человека представлена в главных своих этапах и важнейших семейно – бытовых обрядах: свадьба как решающий для судьбы человека узел; кончина как закономерный итог жизни; рождение, пестование и воспитание ребенка как продолжение жизни человека и человечества в вечности. Природная среда и жизнь крестьянской семьи, с идеализированным образом которых дети знакомятся в первой программе, предстает уже теперь двояко. Дети познакомятся с реальными историческими типами организации культурного пространства, с архитектурными особенностями традиционного жилища и одновременно – с народными воззрениями на их внутренний символический смысл.
Специфика данного курса в том, чтобы, опираясь на конкретный материал, научить понимать народные мировоззрение и психологию.
Основное содержание программы
Представление древних о земном устроении и происхождении человека. Рисуем человека. Здоровью цены нет. Рисование испытанных народных средств. Мировое древо. Рисуем чудо - дерево. Мать – Земля и Отец – Небо. Рисование узора в полосе. Хлеб насущный. Рисование хлеба. Синее море. Рисование кувшина. Солнце. Молния. Огонь. Рисование природных явлений. Молния. Рисуем символ Перуна. Огонь. Рисование петуха. Лес и Леший. Рисование сказочного леса. Добрые и злые травы. Рисование трав по выбору. Повторительно – обобщающий урок. Рисование на тему «Осень пришла». Домашние животные. Кошка и собака, их образы в русских сказках. Рисование кошки по представлению. Домашние животные. Конь и его образ в русском фольклоре. Рисование дымковской игрушки – коня. Дикие животные и их образы в русских сказках. Рисование иллюстрации к сказке «Иван – царевич и серый волк». Образ медведя в русских сказках. Рисование медведя. Птицы и их образы в русских сказках. Рисование сказочной птицы. Царство рыб. Волшебная щука. Рисование иллюстрации к сказке «По щучьему веленью». Повторительно – обобщающий урок. Рисование на тему «Зима в лесу». Образ Бабы – Яги в русских сказках. Рисование Бабы – Яги. Образ Змея - Горыныча в русских сказках. Рисование змея. Символика числа. Иллюстрирование сказки «Три медведя». Типы сказок. Рисование сказочного ковра. Музыкальные инструменты. Роспись ложки хохломским узором. Повторительно – обобщающий урок. Рисование на тему «Весна идёт». Труд людей. Прядение, ткачество. Рисование швейных принадлежностей. Труд людей. Охота, рыбалка. Иллюстрирование «Сказки о рыбаке и рыбке». Труд людей. Земледелие и скотоводство. Рисование посуды. Воин – защитник. Рисование щита воина. Былинные богатыри – воплощение характера русского народа. Рисование русского богатыря. Корми деда на печи, сам там будешь. Рисование старика. Сколько цвету не цвесть, а быть опадать. Рисование веника. Повторительно – обобщающий урок. Рисование первоцветов.
Формы и методы организации занятий.
Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а
предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни.
При выборе формы организации занятий стоит задача подать материал в привлекательной для обучающихся форме с целью формирования устойчивого интереса к предлагаемому виду деятельности.
Формы работы:
- групповые;
- индивидуальные – с наиболее одаренными заинтересованными детьми;
- работа в парах;
- работа микрогруппах;
- самостоятельная форма работы.
Методы:
1. Формирования сознания личности: словесные, метод примера;
2. Организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: метод приучения, упражнения, создания воспитывающих ситуаций;
3. Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрения, наказания, метод создания ситуации успеха;
4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: метод педагогического наблюдения, опросы, беседы, метод анализа результатов деятельности, метод создания ситуации для изучения поведения.
Обучающие методы:
1.Словесные:
убеждение, беседа, рассказ, устное народное творчество
2. Наглядные:
наблюдение, использование в работе наглядных пособии и методических пособий с профессиональными сокращениями и знаками, терминами, использование видеофильмов, слайдов и пр.;
метод личного примера
3. Практические:
Метод моделирования изделий.
Метод мыслительных экспериментов.
Метод выявления смыслового контраста и обобщения, анализа и синтеза.
Игровой метод сценическое движение, показ песен и танцев, ролей народного театра, праздники, посиделки, вечёрки.
Метод игры.
Вместе с тем каждый раздел программы предполагает наличие специфических принципов и методов и форм организации образовательного процесса.
Включение в непрерывный процесс обучения основам народной традиционной культуры, несомненно очень важно для изучения и стремления к пониманию ее нравственных, художественных и эстетических начали качеств.
Для глубокого и эффективного обучения используются принципы:
- коллективности творчества,
- импровизационность в передаче народного искусства,
- организация обучения вокруг календарно-обрядового круга.
При этом особое внимание уделяется детским играм, сценкам, проигрыванию ситуаций, которые положительно взаимодействуя на двигательную, интеллектуальную, эмоциональную и социальную функции ребенка – способствуют всестороннему и гармоничному развитию.
Реализация целей и задач программы отслеживается по 3 блокам:
Качество обучения.
Качество воспитания.
Качество развития.
Блок «Качество обучения»
- Уровень обученности обучающихся.
- Стабильность списочного состава.
- Мотивация занятий.
Блок «Качество воспитания»
- Уровень воспитанности учащихся.
- Микроклимат на занятиях.
- Воспитывающая деятельность: участие детей, в коллективных творческих делах, праздниках, воспитательных мероприятиях.
Блок «Качество развития»
- Уровень развития познавательных способностей;
- Самооценка личности (адекватность, динамика);
- Ценностные ориентации личности (патриотические ценности, семейные, образовательные, общекультурные);
- Коммуникативные качества личности (лидерские способности, навыки сотрудничества, позитивного комуницирования).
Параметры оценивания:
1 | Патриотическое развитие личности ребёнка. | Отношение ребёнка к родной культуре, к семье. |
2 | Нравственное развитие личности ребёнка | Формирование основных нравственных качеств. Социальная активность ребёнка. |
3 | Эстетическое развитие личности ребёнка | Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств. |
4 | Освоение материала | Развитость познавательных процессов и интересов. Знание основ традиционной культуры. |
5 | Степень погружения | Умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных ситуациях. |
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
режим и место проведения занятий
Программа внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Добрый мир» предназначена для обучающихся 3 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 3 года обучения дети должны знать:
- что такое устное народное творчество;
- исторические основы о древних славянах;
- труд людей;
- былинных воинов – защитников и их оружие;
- домашних и диких животных;
- навык самостоятельного изготовления целебного народного средства .
Учащиеся должны уметь:
- различать народные музыкальные инструменты;
- исцелять болезни, используя народные средства;
- отличать различные виды росписи;
- проводить русские народные игры;
- давать разъяснение символике числа;
- понимать смысл народных сказок.
По окончании обучения по данной программе дети должны знать и уметь различать малые разделы русского фольклора, знать и уметь величать свою семью, освоить практические умения по изготовлению изделий некоторых промыслов (глиняная игрушка, глиняная посуда, роспись игрушки и посуды, элементы вышивки и т.д.), получить навык самостоятельного поиска материала и его использования в жизни.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
- внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание своей этнической принадлежности;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Добрый мир»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
Познавательные
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Волков В.М. Русская деревня. – М., 2004г.
Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. – М., 2001г.
Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., 1990г.
Латышина Д.И. Живая Русь. – М.,1995г.
Леонович Е.Н. Родная словесность. –М., 1993г.
Науменко Г. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы. – М., 1980г.
Некрылова А.Ф. «Круглый год». Русский земледельческий календарь. – М.,1991г.
Новицкая М. Ю. Программа «Введение в народоведение» (факультативный курс). 3 кл.— М.: Просвещение, Дрофа, 2003г.
Новицкая М. Ю. Учебник «Родная земля» для 3 класса. М.: Дрофа, 2001г.
Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей. В 3-х ч. – М., 1998г.
Пушкина С.И. Мы играем и поем. – М., 2001г.
Соловьев В.М. Русская культура. – М., 2005г.
Фликова О.В., Макарова М.В., Чайковская Е.Н., Гогейзель Э.А., Иванцов С.Е. Конспекты уроков по народной культуре 3 класс. Пособие для учителя. М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008 г.
Шевченко Л.Л. Рабочая тетрадь «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.
Шевченко Л.Л. Наглядные материалы «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.
Лаврова С.А. «Славянские сказания». М.: Белый город, 2009г.
Михеева Л.Н. «Русские народные праздники». М.: Дрофа – плюс, 2007г.
Перечень материально-технического обеспечения:
I. Книгопечатная продукция:
Волков В.М. Русская деревня. – М., 2004г.
Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. – М., 2001г.
Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., 1990г.
Латышина Д.И. Живая Русь. – М.,1995г.
Леонович Е.Н. Родная словесность. –М., 1993г.
Науменко Г. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы. – М., 1980г.
Некрылова А.Ф. «Круглый год». Русский земледельческий календарь. – М.,1991г.
Новицкая М. Ю. Программа «Введение в народоведение» (факультативный курс). 3 кл.— М.: Просвещение, Дрофа, 2003г.
Пушкина С.И. Мы играем и поем. – М., 2001г.
Соловьев В.М. Русская культура. – М., 2005г.
Лаврова С.А. «Славянские сказания». М.: Белый город, 2009г.
Михеева Л.Н. «Русские народные праздники». М.: Дрофа – плюс, 2007г.
2. Учебники:
Новицкая М. Ю. Учебник «Родная земля» для 3 класса. М.: Дрофа, 2001г.
3. Рабочие тетради:
Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей. В 3-х ч. – М., 1998г.
Шевченко Л.Л. Рабочая тетрадь «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.
4. Методические пособия:
Новицкая М. Ю. Программа «Введение в народоведение» (факультативный курс). 3 кл.— М.: Просвещение, Дрофа, 2003г.
Фликова О.В., Макарова М.В., Чайковская Е.Н., Гогейзель Э.А., Иванцов С.Е. Конспекты уроков по народной культуре 3 класс. Пособие для учителя. М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008 г.
II. Печатные пособия:
1. Шевченко Л.Л. Наглядные материалы «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.
III.Технические средства обучения:
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2. Наборная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
3. Телевизор.
4. DVDплеер.
5. Аудиоцентр.
6. Мультимедийный проектор.
7. Экспозиционный экран.
8. Компьютер.
9. DVD диск «Русский фольклор».
10. DVD диск «Русские обряды и суеверия».
11. DVD диск «Русская изба».
IV. Оборудование класса:
1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
2. Стол учительский с тумбой.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Москотельникова Н.В./
«______» ______________ 2014г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО (РМО)
протокол № ___ от «___» ________ 2014г.
Руководитель ШМО (РМО)
_____________ /Щербакова С.А./
подпись расшифровка подписи
Календарно - тематический план
кружка «Добрый мир» 3 класс
(наименование учебного предмета)
на 2014 – 2015 учебный год.
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
1. | 1 | Представление наших предков об окружающем мире. Рисование на тему «Пусть всегда будет солнце!» | 04.09.14г. | |
2. | 2
| Представление древних о земном устроении и происхождении человека. Рисуем человека. | 11.09. | |
3. | 3 | Здоровью цены нет. Рисование испытанных народных средств. | 18.09. | |
4. | 4 | Мировое древо. Рисуем чудо – дерево. | 25.09. | |
5. | 5 | Мать – Земля и Отец – Небо. Рисование узора в полосе. | 02.10.14г. | |
6. | 6 | Хлеб насущный. Рисование хлеба. | 09.10. | |
7. | 7 | Синее море. Рисование кувшина. | 16.10. | |
8. | 8 | Солнце. Молния. Огонь. Рисование природных явлений. | 23.10. | |
9. | 9 | Молния. Рисуем символ Перуна. | 30.10. | |
10. | 10 | Огонь. Рисование петуха. | 13.11.14г. | |
11. | 11 | Лес и Леший. Рисование сказочного леса. | 20.11. | |
12. | 12 | Добрые и злые травы. Рисование трав по выбору. | 27.11. | |
13. | 13 | Повторительно – обобщающий урок. Рисование на тему «Осень пришла». | 04.12.14г. | |
14. | 14 | Домашние животные. Кошка и собака, их образы в русских сказках. Рисование кошки по представлению. | 11.12. | |
15. | 15 | Домашние животные. Конь и его образ в русском фольклоре. Рисование дымковской игрушки – коня. | 18.12. | |
16. | 16 | Дикие животные и их образы в русских сказках. Рисование иллюстрации к сказке «Иван – царевич и серый волк». | 25.12. | |
17. | 17 | Образ медведя в русских сказках. Рисование медведя. | 15.01.15г. | |
18. | 18 | Птицы и их образы в русских сказках. Рисование сказочной птицы. | 22.01. | |
19. | 19 | Царство рыб. Волшебная щука. Рисование иллюстрации к сказке «По щучьему веленью». | 29.01. | |
20. | 20 | Повторительно – обобщающий урок. Рисование на тему «Зима в лесу». | 05.02.15г. | |
21. | 21 | Образ Бабы – Яги в русских сказках. Рисование Бабы – Яги. | 12.02. | |
22. | 22 | Образ Змея - Горыныча в русских сказках. Рисование змея. | 19.02. | |
23. | 23 | Символика числа. Иллюстрирование сказки «Три медведя». | 26.02. | |
24. | 24 | Типы сказок. Рисование сказочного ковра. | 05.03.15г. | |
25. | 25 | Музыкальные инструменты. Роспись ложки хохломским узором. | 12.03. | |
26. | 26 | Повторительно – обобщающий урок. Рисование на тему «Весна идёт». | 19.03. | |
27. | 27 | Труд людей. Прядение, ткачество. Рисование швейных принадлежностей. | 02.04.15г. | |
28. | 28 | Труд людей. Охота, рыбалка. Иллюстрирование «Сказки о рыбаке и рыбке». | 09.04. | |
29. | 29 | Труд людей. Земледелие и скотоводство. Рисование посуды. | 16.04. | |
30. | 30 | Воин – защитник. Рисование щита воина. | 23.04. | |
31. | 31 | Былинные богатыри – воплощение характера русского народа. Рисование русского богатыря. | 30.04 | |
32. | 32 | Корми деда на печи, сам там будешь. Рисование старика. | 07.05.15г. | |
33. | 33 | Сколько цвету не цвесть, а быть опадать. Рисование веника. | 14.05. | |
34. | 34 | Повторительно – обобщающий урок. Рисование первоцветов. | 21.05. | |
35. | 35 | Резерв. | 28.05. | |
Итого | часов | |||
по программе | 35 | |||
выполнено |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Москотельникова Н.В./
«______» ______________ 2014г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО (РМО)
протокол № ___ от «___» ________ 2014г.
Руководитель ШМО (РМО)
_____________ /Щербакова С.А./
подпись расшифровка подписи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа "Доброе слово" по дополнительному образованию
Актуальность данной программы заключается в том, что духовно-нравственное воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека. Нравственные чувства детей играют огромную роль в их ж...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа «Добрые дела - добрые сердца»
Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние....
Программа " Добро вместе" 1-4 класс
Добро вместе...