Эссе "Моя педагогическая философия"
материал на тему
"Достаточно долгое время часть российского общества не желала - да и не желает пока - видеть в учителе успешного человека. Какой же учитель отвечает общественным потребностям? Размышления над этими вопросами заставили меня в какой-то момент взглянуть на дело, которому я отдаю годы"...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе на тему «Моя педагогическая философия»
Не тот учитель, кто получает образование и воспитание учителя, а у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Л.Н. Толстой
Часто человек думает, что это он выбирает свою профессию, на самом деле профессия выбирает нас. А в таких профессиях, как учитель, где суть состоит не просто в выполнении обязанностей, а в служении, вообще всё иначе. Бог, определяя нам профессию педагога, доверяет возможно даже больше, чем мы сами в себе находим сил. Но он видит эти силы, а жизнь доказывает, что случайных людей в нашей профессии быть не должно. Это благородная профессия. И для истинного учителя благодарная. Мысль об этом меня воодушевляет. А потому я верю и знаю, что на земле живу не зря.
В профессии я 10 лет. Но профессия ли это, если в моей жизни она постепенно стала определять практически всё: интересы и увлечения, круг друзей и манеру общения, образ жизни, систему ценностей, гражданскую позицию?
Достаточно долгое время часть российского общества не желала - да и не желает пока - видеть в учителе успешного человека. Доказательств этому достаточно: высказывания участников телевизионных ток-шоу, материалы Интернет - форумов, образы преподавателей в сериалах последних лет… Очень жаль, если современный ребёнок, описывая «типичного педагога», всё ещё рисует облик мудрой тетёньки с указкой в руке, фанатично преданной своему предмету, склонной к нотациям – и это в лучшем случае... Не обаятельной, энергичной, остроумной! Не молодой или спортивной! Не с ноутбуком! Я всё больше недоумевала: что не так? Ведь вокруг меня - целый ряд талантливых, любимых детьми и их родителями педагогов, истинных энтузиастов! Почему же так немного позитивного в отношении к учительству? Какой же учитель отвечает общественным потребностям? Насколько далека от этого образа я сама?
Размышления над этими вопросами заставили меня в какой-то момент взглянуть на дело, которому я отдаю годы. В последнее время больше приходится учиться – так быстро всё меняется вокруг нас... И где в этом вихре я со своими намерениями, мои ребята с их жизненными целями и трудностями на пути к их достижению, правила грамматики, мысли великих, и герои детских книг? Легче всего мне было признать, что недостаточно владеть разнообразными методиками преподавания, иметь наработанные приёмы, фирменный стиль общения с учениками... Мало быть грамотной и эрудированной. Сейчас передо мной задача куда сложнее: стать современным учителем современного ученика, помочь детям выйти из школы в жизнь здоровыми, гуманными и компетентными, с помощью инструментария моих учебных предметов научить ребят учиться познавать и изменять мир - и не просто, а к лучшему...
Не умаляя достоинств классического урока, заходя в класс к детям, которые ежеминутно хотят открывать для себя всё новые тайны мира, со свободным воображением, не скованным правилами и запретами, я понимаю, что урок традиционный не устраивает меня уже давно. Никогда не забуду реплику одного неглупого «троечника»: «Зачем Вы меня в самом начале урока спрашиваете, почему этот знак ставится, когда это пригодится? Предположить? Положено же понимать всё в конце, а сначала написать какие-нибудь упражнения?». Исходя из всего сказанного, выстроились со временем мои основные педагогические принципы:
- совместно «добывать», а не «выдавать» знания;
- убеждать и советовать, а не «запрещать и требовать»;
- выяснять, КАК надо делать, а не указывать, ЧТО;
- развивать способности ребёнка, а не реализовываться самой за счёт детей;
- позволить ученику быть собой не во вред ему же и окружающим.
А значит, учебная программа в этой связи, - это не инструкция «что дать ученикам», а установка на творческое сотрудничество с ними при решении взаимозначимых задач.
Я убедилась: дети хотят, чтобы педагог не руководил ими, а умело сопровождал их в личном пути. Поэтому и важно для меня показать, какими приёмами и способами, с помощью каких моделей, свойственных современным наукам можно познавать мир, ощущать себя современным и компетентным – вот моя задача.
Дети хотят, чтобы педагог был современным? Значит, педагог обязан быть современным! Значит, педагогу необходимо разбираться в психологических мотивах поступков, знать компьютерные программы и информационную Сеть, находиться в культурном контексте своего времени. Дети хотят, чтобы педагог был компетентен и интересен, всегда интересен! «А сегодня будет новенькое, интересненькое что-то?» - и как тут обманешь их ожидания?..
Вот таков мой педагогический путь и таковы выводы. Я оглядываюсь на 2012-ый год. Мне во многом за себя не стыдно. Я учительствую и горжусь этим, входя в 2013-ый! Ведь именно учитель обязан занимать твёрдую нравственную позицию в любых жизненных ситуациях. По мнению многих, образование находится в системном кризисе. Но факт осознания кризиса есть признак начавшегося его преодоления – я знаю это по себе. Школа сейчас имеет обозначенные государством достойные ориентиры. И этот факт также убеждает меня в исключительной важности нашего дела. Профессиональное, осознанное служение будущему гражданину новой России - этому подчинены мои методические принципы, в этом заключается моя человеческая позиция и педагогическая философия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия
Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия
Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...
Эссе. Моя педагогическая философия
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...
Комментарии
эссе
УМНИЦА