Моя педагогическая философия...
статья на тему

Артёмова Екатерина Викторовна

Мои рассуждения каким должен быть учитель в современной школе и как сделать учение интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon моя педагогическая философия29 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия.

Моя педагогическая философия… В чем она заключается? В моих педагогических принципах.

        Я пришла работать в школу, чтобы ״создавать всесторонне развитую личность, человек с высшим образованием, вооруженная теоретическими знаниями том, как построить урок, что такое методика и т.д., казалось все просто. Объяснил, опросил, закрепил – и ״всесторонне развитая личность״ готова. И они вот – мои дети: один –своенравный и критически настроенный, другой – то жалуется, то задает вопросы, а третий – медлительный и впечатлительный, есть и ״двигатель прогресса״ – неутомимый и изобретательный шалун… Я с таким воодушевлением рассказываю, а они запоминают интересное, а не главное, я придумываю такие правильные вопросы, а лучшие ученики лишь цитируют зазубренные слова… Где же ожидаемая ״всесторонне развитая личность״? И я поняла, насильно вложить в детские головы знания нельзя, ведь нельзя же заставить быть добрым и умным.

        Как же сделать главное интересным? Как научить осмысливать, думать, видеть прекрасное и творить его? УЧИТЬСЯ не для того, чтобы получить пятерку, а ЧТОБЫ ПОНЯТЬ. Вот она, учительская философия.

        Одно из самых важных условий: первый урок в школе – должен быть чудом! Мне кажется, учитель на первых порах должен «заразить» своими знаниями, заявить о своих способностях, показать любовь к предметам, поразить яркими сценами и сюжетами.

        Нарисовали на листочке радугу, а проявилось слово «мама».

        - А знаете ли вы, что у дельфина розовое молоко?

        Поэтому сначала – шоу. Шоу – урок… Сложные крючки и правила , математические термины – все это будет, но потом. В работе учителя есть такие виды работ можно сравнить только с покраской забора. Но вспомним Тома Сойера и попытаемся превратить покраску забора в интересное занятие. Творческие задания, загадки, логические ряды, задания на эрудицию и скорость выполнения, необычные научные факты – все это делает урок интересным и радостным.

        Большинство детей хотят искать и узнавать, делать свои маленькие открытия. Энциклопедии, специальные справочники, монографии, воспоминания – целый клад знаний зарыт в них. Добровольцы, вперед! Желающие займутся «археологическими раскопками», только создай условия. И пусть возмущенные бабушки причитают: «Нынче в школе первый класс вроде института!» Пусть мама бросит ежедневную вахту у плиты, папа – любимый диван, и вся семья, собравшись вместе, будет раскрывать секрет магического квадрата…

        Вспомним сериалы. В чем секрет их успеха? Каждый вечер мы расстраивались, когда заканчивалась очередная серия. Что будет дальше? Это мы узнаем только завтра. А как хочется поскорее!

        -Существует ли в Хабаровском крае река Морошка из стихотворения Н.Наволочкина…

        -Можно ли делить на нуль…

        Мы обязательно это узнаем в следующей «серии», на очередном уроке. Стремление к знаниям изначально заложено в каждом ребенке как и стремление освоить речь, сделать первый шаг – это закон самосохранения. Как важно не погасить естественное желание ребенка самосовершенствоваться, пополнять свой багаж знаний. Я согласна с великим гуманистом Мишелем Монтенем, который точно определил суть педагогического мастерства – как сделать процесс воспитания и обучения более эффективным. Для этого учитель должен не просто учить , а ЖИТЬ РЯДОМ с ними – пытливыми инопланетянами, которые доверяют тебе и не только хотят, но и могут совершать хоть и крошечные, но все-таки открытия, которые не позволяют очерстветь душой, расслабиться, потому что учитель должен находиться в постоянной «готовности № 1». Готовности к чему? К неожиданным вопросам, а порой и поступкам, готовности направить их могучую энергию на созидание. Педагог, который уважает личность в своих учениках, всегда прозорлив, авторитетен и любим. Не навязывать себя, а раскрывать стремления и потребности ребенка, показывать, что каждый творит себя сам, проявлять свою неординарность – кредо педагога.

        И может быть, отойти от стереотипа педагогической деятельности, спуститься с «педагогического Олимпа», поменять позицию учителя – оказаться на уроке в роли ученика, т.е. УЧИТЬСЯ ВМЕСТЕ СО СВОИМИ УЧЕНИКАМИ, быть терпимым к ошибкам детей, научить их самим  додумываться до верного ответа. Ведь как часто мы – учителя – переоцениваем свою роль в подаче знаний. И тогда учитель превратится из человека, дающего знания в дирижера.

         Я считаю вершиной педагогического мастерства способность научить учиться – как это умели делать гениальные учителя: Сократ, К. Ушинский, Я.Корчак, В.Сухомлинский, Ш.Амонашвили и др. Ведь известно же, что «средний учитель рассказывает, хороший учитель объясняет, отличный учитель вдохновляет»

        Моя педагогическая философия… А может быть, самым главным, важным, интригующим, основополагающим является это обещающее многоточие? Оно не позволяет остановиться на достигнутом, оно просто требует продолжения роста Личности, Человека, Патриота, Гражданина и, если позволите, Учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе. Моя педагогическая философия

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия. Мысли вслух....