Психология детей младшего школьного возраста.
презентация к уроку (1 класс) на тему
Учебная деятельность - ведущая деятельность детей младшего школьного возраста. Память - процессы, виды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ведущая деятельность младшего школьника. | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.
память П р о ц е с с ы Запоминание Сохранение Воспроизведе-ние и узнавание Забывание
Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Сохранение – удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени. Забывание – процесс противоположный сохранению. Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же – в отсутствие объекта.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Оперативная - память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока. Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков. Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.
Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. Непроизвольная память - запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Произвольная память - процесс запоминания или воспроизведения, который требует волевых усилий .
Наиболее подробно вопросы памяти человека представлены в трудах ученых прошлого и современности: А. Бине , Г. Эббингауз , К. Бюлер , Т . Рибо , З. Фрейд, П. Жане, Л.С . Выготский, П.И.Зинченко , А.А.Смирнов и т.д.
Немецкий ученый Г. Эббингауз руководствовался ассоциативной теорией памяти ; А. Бине и К. Бюлер разработали смысловую теорию памяти ; в России Л.С. Выготским была разработана культурно-историческая теория происхождения высших психических функций человека; свой значительный вклад в изучение памяти внесли также П.И.Зинченко и А.А.Смирнов , которые детально исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания от организации практической деятельности и от других условий, в которых происходит запоминание или воспроизведение информации человеком.
Учебная деятельность – как ведущая деятельность младшего школьного возраста В младшем школьном, возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени.
Ведущая Деятельность (ВД) Подготовка к следующему виду ВД Интеллектуальные новообразования Личностные новообразования Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника
Учебная деятельность носит обязательный, целенаправленный, общественнозначимый и систематический характер. В процессе учебной деятельности происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, внутренний план действия, самоконтроль).
В едущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Предмет деятельности учения — знания и действия как элементы культуры, науки, существующие сначала объективно, экстериоризованно по отношению к учащемуся. После учения эти знания становятся его достоянием, происходит, таким образом, преобразование самого субъекта деятельности . Продуктом, результатом деятельности учения являются изменения самого учащегося. Учебная деятельность — это деятельность саморазвития, самоизменения (в уровне знаний, умений, навыков, в уровне общего и умственного развития).
Структура учебной деятельности по Д. Б. Эльконину : Мотивация учения – система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, п ридает учебной деятельности смысл; Учебная задача , т. е. система заданий , при выполнении которых ребенок о сваивает наиболее общие способы действия; Учебные действия, те , с помощью которых усваивается учебная задача, т. е. в се те действия ,которые ученик делает на уроке ( специфические для каждого у чебного предмета и общие) ; Действия контроля – те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи; Действие оценки – те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи. Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами в равной мере. Их недостаточное освоение может служить источником школьных трудностей.
Центральная задача младшей школы — формирование «умения учиться». Только сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельное ее выполнение может быть залогом того, что учение выполнит свою функцию ведущей деятельности. Полноценная учебная деятельность включает умения: — выделять и удерживать учебную задачу; — самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач; — адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность; — владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности; — использовать законы логического мышления; — владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими; — уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности; — иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по психологии для детей младшего школьного возраста "Сокровища сердца"
психологическая игра "Сокровища сердца"...
Дипломная работа по психологии "Психологические особенности личности детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей"
Данная работа посвящена проблемам у детей, воспитывающихся в семье, где родители страдают алкогольной зависимостью....
Применение метода"Мандала" в работе психолога для снижения агрессии детей младшего школьного возраста
Материал посвещен применению Арт-терапевтического метода "Мандала" в работе психолога, для коррекции негативных эмоций....
Проект "Говорю, пишу, читаю правильно" для совместной работы учителя - логопеда, родителей, психолога и детей младшего школьного возраста.
Данный проект служит для коррекции и развития речи младших школьников при совместной работе учителя - логопеда, родителей, психолога, учащихся младших классов и помощи библиотекаря....
Статья «Психология детей младшего школьного возраста»
Поступление в школу – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения ребенка. Возрастают требования к нему, расширяется круг обязанн...
"Рекомендации педагога – психолога по работе с учащимися, с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста"
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он до...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по психологии, направленного на нейрокоррекцию высших психических функций у детей младшего школьного возраста «В поисках сильного духа»
Конспект занятияКонспект коррекционно-развивающего занятия по психологии, направленного на нейрокоррекцию высших психических функций у детей младшего школьного возраста«В поисках сильного духа&r...