Применение метода"Мандала" в работе психолога для снижения агрессии детей младшего школьного возраста
статья по теме
Материал посвещен применению Арт-терапевтического метода "Мандала" в работе психолога, для коррекции негативных эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_primenenie_metoda_mandala_v_rabote_psihologa_dlya_snizheniya_agressii.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.Чтобы не обидеть»
Януш Корчак
Применение метода «Мандала» в работе психолога для снижения агрессии детей младшего школьного возраста
Метод Мандала является одним из методов Арт-терапии, больше он относится к изотерапии, так как связан с рисованием. Основоположником этого метода стал К. Юнг, он выявил, что в процессе систематического рисования мандал (рисунков в круге, где при изображение круга очерчивается граница, защищающая физическое и психическое пространство) меняется вид рисунка и психологическое эмоциональное состояние.
Д.Келлог, изучая мандалы и их воздействия на человека, выделила следующее, что левая половина мандалы отражает бессознательные процессы, а правая - сознательные. Также при диагностике мандалы в первую очередь стоит обращать внимание на расположение ее центра, затем на линии, символы, формы, знаки и цвет.
Краткая диагностика Мандалы: Центр мандалы – это «Я» автора, внешние границы мандалы это степень защищенности, а также степень открытости ребенка к контактам с внешним миром. В рисунке нужно рассмотреть хаотичность или упорядочность, насколько хаотично изображение внутри круга, настолько сильными могут быть переживания ребенка. Симметрия внутри круга, то, что автор рисунка находится в спокойном состоянии, возможно пассивном, если же рисунку свойственна асимметрия, то скорее автор переживает процесс психологических изменений или испытывает внутренний конфликт.
Мандала в процессе рисования, помогает стимулировать механизмы саморегуляции, помогает установить связь с самим собой, заглянуть внутрь себя, накопить новые силы и энергию. Дети, рисуя свои мандалы, анализируя их, пытаются понять свой внутренний мир, свои чувства и переживания, эмоции «здесь и сейчас». Затем полученный результат нужно проработать, разбирать вместе с детьми с помощью вопросов.
В своей работе я практикую этот метод с детьми младшего школьного возраста склонными к агрессивному поведению. Мы рисуем мандалы, не один раз, а в течение нескольких занятий. С помощью этого ребенок начинает осознавать свои переживания, а психолог постепенно устанавливает причины данного поведения. С помощью метода также происходит коррекция эмоций, постепенно применяя этот метод комплексно с другими методами коррекции агрессивного поведения, ребенок, становится более спокойным. Развивается саморегуляция, контроль своих эмоций, ребенок лучше чувствует себя и других.
Автор статьи
Ж.К. Андреева
педагог-психолог ГБОУ СОШ №12
Список литературы:
- Арт-терапия для детей и их родителей/ А.А. Воронова. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 253 с.: ил. – (Психологический практикум)
- Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. 2-е изд. – М.:Генезис, 2011. – 216 с. – (Психологическая работа с детьми).
- Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2010, 352 с., илл.
- Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – Речь, 2007. -336 с., илл.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2008. -160 с., ил.
- Данилина Т.А. Вмире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс , 2008. -160 с. – (Библиотека психолога образования).
- Александрова Н.Ф. Коррекция судьбы с помощью рисунка. Как стать хозяином своей жизни / Наталья Александрова . – М.: Центрполиграф, 2009.-160 с., ил. – (Тайны подсознания).
- Киселева М.В. Арт-терапия в психологическом консультирование : учебное пособие / М.В. Киселева, В.А.Кулганов. – СПб.: Речь, 2014. – 64 с.
- Шевченко М.А. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых / М.А. Шевченко. – Москва: АСТ, Кладезь, 2014. – 176 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детей младшего школьного возраста
Из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детеймладшего школьного возраста"...
Семинар для учителей начальных классов "Работа с агрессией детей младшего школьного возраста".
Процесс воспитания настолько сложен и полон риска, что большинство педагогов и родителей сейчас испытывают серьезные затруднения. Теоретически нам доступна самая современная информация о воспитании, н...
Классный проект:" Снижение агрессивных проявлений у детей младшего школьного возраста через игровые технологии"
Дети младшего школьного возраста с высоким уровнем агрессивных проявлений характеризуются тем, что усложненную ситуацию воспринимают как угрожающую, неадекватно реагируют на замечания, советы, просьбы...
Причины агрессии детей младшего школьного возраста
Информация для родителей...
Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического з...
Коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста путем применения метода сказкотерапии
Часто так случается, что в классе среди маленьких детишек вспыхивают эпизоды тревоги. Например, сложности в ответе у доски, трудно сосредоточиться, когда идет контрольная, тревоги по поводу получения ...