Статья «Психология детей младшего школьного возраста»
статья (1 класс)
Поступление в школу – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения ребенка. Возрастают требования к нему, расширяется круг обязанностей. От того, насколько успешна адаптация ребенка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость, и даже здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_podgotovka_k_shkole.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга
Статья «Психология детей младшего школьного возраста»
Автор-составитель:
Волченкова Татьяна Евгеньевна, учитель
Санкт-Петербург 2021
Адаптация ребенка к школе
Поступление в школу – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения ребенка. Возрастают требования к нему, расширяется круг обязанностей. От того, насколько успешна адаптация ребенка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость, и даже здоровье.
Проблема адаптации ребенка к школе тесно связана с психологическими особенностями возраста. Возраст 6-7 лет психологи называют кризисным. Возрастает потребность в самостоятельности, активности, инициативе. Ребенок постепенно теряет детскую непосредственность, свойственную дошкольнику. Теперь он стремится дать эмоционально-смысловую характеристику своим и чужим поступкам. Благодаря этому у ребенка формируется самооценка, без которой невозможно становление личности.
Явление школьной адаптации детей находится в центре внимания большого количества исследователей. Однако в литературе до сих пор остается недостаточно разработанным вопрос о механизмах преодоления препятствий к учебной деятельности и выработке действенных методов социально-педагогического сопровождения семьи младших школьников.
Нормативное развитие познавательных и личностных процессов способствует тому, что школьник достаточно быстро адаптируется к новому для него виду деятельности - за 5–6 недель. То есть к середине первой четверти организм должен перестроиться без ущерба для физического и психического здоровья. За это время должны начать функционировать по-новому все системы. Происходит коррекция биологических часов, подчинение новому режиму, в который встраиваются самостоятельная работа, домашние задания. Изменяется энергетический баланс организма. Осуществляется переход от игровой и физической деятельности к умственной, усиливается кровоснабжение головного мозга. На психологическом уровне ребенок приспосабливается к новым взрослым и сверстникам. У него проявляется одна из самых важных черт – готовность к развитию.
Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной действительности. Это проявляется в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях. Ребенок может капризничать, часто плакать. Возможны частые перепады настроения, неверие в свои силы, подавленность. Некоторые дети могут проявлять по отношению к окружающим агрессию, злобу. Пропадает желание ходить в школу, может появиться отрицательное отношение к учебе.
Этапы адаптации ребенка к школе
- Ориентировочный. Для него характерна бурная реакция, силы и возможности организма работают в стрессовом режиме. Ребенок изучает новую для себя обстановку, подстраивается под нее. Обычно период занимает 2-3 недели.
- Неустойчивое приспособление, когда школьник понемногу начинает находить оптимальные формы поведения. Реакции становятся более спокойными.
- Устойчивое приспособление, когда ребенок находит нужные способы реагирования на различные ситуации, и это становится для него привычным. Энергетические затраты при этом снижаются, он уже не испытывает стресс.
Как помочь ребенку физиологически адаптироваться к школе:
- Выработать вместе правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формировать его надо постепенно, заранее. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью
- Обязательно прогулки не менее 2-3 часов в день
- Оборудовать первокласснику спокойное место для занятий. Во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель, освещение, школьные принадлежности.
- Дать ребенку отдохнуть после уроков, сменить вид деятельности
- Следить за правильным рационом ребенка. Посоветовавшись с врачом, подавайте витаминные препараты.
- Исключить компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.
Чтобы психологически ребенок адаптировался к школе необходимо:
- Помогать ребенку формировать положительную самооценку
- Создавать психологически благоприятную атмосферу в семье
- Показать, что вы любите малыша
- Принимать во внимание индивидуальные особенности ребенка
- Чаще хвалить, причем за все его достижения
- Учить налаживать взаимоотношения со сверстниками
- Поддерживать контакт с учителем
Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребенку справиться с непростым периодом привыкания к школе. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно.
Таким образом, возникающие в период начального обучения трудности связаны как с внешними, так и с внутренними факторами.
Литература
1.Алферов А.Д. Психология развития школьников –Ростов-на-Дону: Феникс.2010
2. Выготский Л.С. Лекции по психологии [Текст]/ Л.С. Выготский – СПБ: Союз, 2006
3. Кравцова Е.Е. психологические проблемы готовности детей к обучению в школе – 3-е изд. – СПБ. Речь, 2010
4. Шульга Т.И. Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к обучению школьников// Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки» - 2012 - № 1
5. Нижегородцева Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению – 2-е изд. – Ярославль. Аверс Пресс, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»
Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...
Психология детей младшего школьного возраста.
Учебная деятельность - ведущая деятельность детей младшего школьного возраста. Память - процессы, виды....
Занятие по психологии для детей младшего школьного возраста "Сокровища сердца"
психологическая игра "Сокровища сердца"...
Дипломная работа по психологии "Психологические особенности личности детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей"
Данная работа посвящена проблемам у детей, воспитывающихся в семье, где родители страдают алкогольной зависимостью....
Применение метода"Мандала" в работе психолога для снижения агрессии детей младшего школьного возраста
Материал посвещен применению Арт-терапевтического метода "Мандала" в работе психолога, для коррекции негативных эмоций....
статья "Закаливание детей младшего школьного возраста"
Представлена методика закаливания детей младшего школьного возраста...
Статья "ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Советы и рекомендации о закаливании детей...