Рабочая программа курса " Логика" 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме
Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование курса " Логика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost-logika.docx | 31.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса « Логика»
- Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО, учителем начальных классов МБОУ СОШ №1 сл. Б. Мартыновка Кочергиной Еленой Владимировной на основе модернизированной программы развивающего курса Н. Д. Рындиной « Мир логики»; программы учителя начальных классов Р.А Кондратьевой « Логика».
Данная программа реализуется для учащихся 3-го класса. В связи с годовым календарным учебным графиком 2013-2014 уч г., количество часов в неделю – 1 час, в году 34 часа.
Цель: научить детей сознательно использовать основные мыслительные операции (сравнение, анализ, классификацию, синтез, обобщение); научить строить умозаключения, рассуждать, давать определения, использовать алгоритмы, находить закономерности, делать выводы.
Задачи:
- Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
- Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
- Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
- Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
- Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Ценностные ориентиры содержания курса «Логика»
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Программа формирования универсальных учебных действий.
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
- уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
- сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами является формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
- формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
- овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
- соблюдать нормы этики и этикета;
- овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- учиться аргументировать, доказывать;
- учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- выделять свойства предметов;
- обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- приводить примеры истинных и ложных высказываний;
- приводить примеры отрицаний;
- проводить аналогию между разными предметами;
- выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
- рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Содержание курса.
- Сравнение.( 6 часов)
Сходство и различия предметов. Сравнение на основе выделения существенных признаков. Значение сравнения.
- Классификация.(6 часов)
Основные правила классификации. Классификация вопросов.
- Отношения « род-вид» между понятиями.(5 часов)
Понятия: род, вид. Цепочки по типу « род-вид». Определение.
- Виды отношений между понятиями. ( 5 часов)
Целое, части. Противоположности. Рядоположности. Виды отношений. Понятия функциональные, последовательные, причина-следствие.
5. Умозаключения.Аналогия ( 5 часов)
Умозаключение на основе суждений. Вывод, заключение. Суждение. Закономерности. Закономерные цепочки.
- Повторение изученного материала.( 7 часов)
Сравнение, классификация, определение, определение, отношения между понятиями, умозаключения. Загадка. Чайнворд. Викторина, задачи, игры.
Обеспечение курса « Логика»
Книгопечатная продукция
Н.Д.Рындина. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Издательство. Феникс, Ростов –на – Дону, 2008 год
Для учащихся
- Индивидуальные листы на каждый урок;
- Итоговые тесты для каждой темы.
Технические средства обучения( ТСО)
- Экспозиционный экран
- Персональный компьютер
- Мультимедийный проектор
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Дата по факт. | Тема | Содержание | Деятельность учащихся | Методы оценки достижений |
Сравнение ( 6 часов) | ||||||
1 | Знакомство с новым курсом. | Основные мыслительные операции: обобщение, сравнение, классификация, аналогия. | Работают с индивидуальным листом . Принимают участие в беседе. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. | |||
2 | Выделение признаков. | Операции сравнения на основе установления сходства или различия предметов. | Выполняют упражнения , стимулирующие мозговую деятельность. Участвуют в разминке « Быстрый вопрос-быстрый ответ». Выполняют упражнения на развитие внимания и слуховой памяти Участие в беседе. Работают с индивидуальным листом | |||
3 | Сходство. | Сравнение на основе выделения существенных признаков. | Выполняют упражнения , стимулирующие мозговую деятельность. Участвуют в разминке. Работают с индивидуальным листом | |||
4 | Сравнение и его значение. | Сравнение на основе выявления сходства и различия. Значение сравнения. | Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Участвуют в разминке « Назовите описываемый предмет». Выполняют упражнения на внимание, на сравнение | |||
5 | Выделение признаков. Сравнение. Тест. | Сравнение на основе выявления сходства и различия. Сравнение на основе выделения существенных признаков. | Выполняют задания тестового характера | Тест №1 | ||
6 | Работа над ошибками. | Анализ допущенных ошибок. | Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Анализируют допущенные ошибки. Находят признаки отличия. Выделяют признаки сходства. Подбирают образные сравнения. | |||
Классификация ( 6 часов) | ||||||
1-2 (7-8) | Классификация. | Механизм мыслительной операции классификация. | Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Выполняют задания на активизацию мыслительной деятельности , памяти, внимания) Принимают участие в играх. | |||
3 (9) | Правила классификации | Основные правила классификации | Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Принимают участие в разминке. Находят нарушения. ошибки в классификациях. | |||
4 (10) | Классификация. Тест. | Задания тестового характера. | Выполняют задания тестового характера. | Тест №2 | ||
5 (11) | Работа над ошибками. | Анализ допущенных ошибок. | Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Анализируют допущенные ошибки. Находят признаки отличия. | |||
6 (12) | Вопросы. | Классификация вопросов. Формирование умения ставить цель в виде вопроса. | Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Работают над интонацией вопроса. Составляют определения. Классифицируют вопросы. | |||
Отношения « род-вид» между понятиями.(5 часов) | ||||||
1 (13) | Отношения « род-вид» между понятиями. | Понятия: род, вид. | Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Принимают участие в разминке. Выполняют задания на развитие внимания и памяти. | |||
2 (14) | Упорядочивание по родовым понятиям. | Понятия: род, вид. Цепочки по типу « род-вид» | Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Принимают участие в разминке. Выполняют задания на развитие внимания и памяти. | |||
3 (15) | Определение. | Формулирование определений каких-либо понятий через отношения « род-вид» | Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Принимают участие в разминке. Составляют определения по схеме. Находят ошибки в построении определений. | |||
4 (16) | Определение. Тест. | Задания тестового характера. | Выполняют задания тестового характера. | Тест №3 | ||
5 (17) | Работа над ошибками. | Анализ ошибок, допущенных в тесте. | Анализируют допущенные ошибки. Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. | |||
Виды отношений между понятиями. ( 5 часов) | ||||||
1 (18) | Виды отношений между понятиями. | Целое, части. Противоположности. Рядоположности. | Знакомятся с новыми видами отношений. Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Определяют вид отношений. Подбирают антонимы. | |||
2( 19) | Виды отношений между понятиями | Виды отношений. | Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Определяют вид отношений. Составляют пару понятий по заданным отношениям. Выполняют творческую работу. | |||
3( 20) | Виды отношений между понятиями( закрепление). | Виды отношений между понятиями функциональными, последовательными, причина-следствие. | Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Выбирают слова для составления отношений. | |||
4(21) | Отношения между понятиями. Тест | Задания тестового характера. | Выполняют задания тестового характера. | Тест №4 | ||
5(22) | Работа над ошибками. | Анализ ошибок, допущенных в тесте. | Анализируют допущенные ошибки. Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Находят причину и следствие. | |||
Умозаключения.Аналогия ( 5 часов) | ||||||
1(23) | Умозаключение. | Умозаключение на основе суждений. Вывод, заключение. Суждение. | Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Принимают участие в разминке. Вписывают недостающие слова в определения. Составляют умозаключения. Находят неверные умозаключения. Дописывают недостающие суждения. | |||
2(24) | Придумывание по аналогии. | Умозаключение. Аналогия. Сходство. | Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Принимают участие в разминке. Составляют умозаключение или вписывают недостающие суждения. Подбирают подходящее слово по аналогии с первой парой. Вписывают недостающие слова по сходству отношений между понятиями. | |||
3(25) | Аналогия. | Закономерности. Закономерные цепочки. | Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Принимают участие в разминке. Находят спрятанные имена в предложениях. Выбирают и подчёркивают подходящие понятия. Записывают недостающие слова во второй паре по аналогии с первой. Строят аналогичную цепочку. Подбирают пословицу, аналогичную данной. | |||
4(26) | Аналогия. Тест. | Задания тестового характера. | Выполняют задания тестового характера. | Тест №5 | ||
5(27) | Работа над ошибками. | Анализ ошибок, допущенных в тесте. | Анализируют допущенные ошибки. Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. | |||
Повторение изученного материала.( 7 часов) | ||||||
1-2 (28-29) | Повторение изученного материала. | Сравнение, классификация, определение, определение, отношения между понятиями, умозаключения. | Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. | |||
3(30) | Итоговый тест по курсу « Логика» | Задания тестового характера. | Выполняют задания тестового характера. | |||
4(31) | Составление загадок, чайнвордов. | Загадка. Чайнворд. | Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Выполняют творческие задания. | |||
5(32) | Логические игры | Викторина, задачи, игры. | Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Выполняют творческие задания. | |||
6(33) | Логические задачи | |||||
7(34) | Интеллектуальная викторина. | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой 2 класс
Рабочая программа курса "Окружающий мир", разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы по окружающему миру, авторской программы Н. Ф. Виноградово...
Учебная рабочая программа для 1 класса по курсу начальной школы Общеобразовательного уровня, разработанная на основе типовой программы «Школа 2100»
Учебная рабочая программа для 1 класса по курсу начальной школы Общеобразовательного уровня, разработанная на основе типовой программы «Школа 2100»...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочая программа курса «Математика» 1 класс Уровень программы базовый Надомное обучение.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и Программы для общеобразовательных учреждений по математике (автор М. И. Моро, Ю.М. Ко...
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс Уровень программы базовый Надомное обучение.
Данное календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочих программ «Окружающий мир» Плешаков А.А. 1-4 классы (Москва «Просвещение» 2012г.), которые разработаны на основе Федеральн...
Рабочая программа курса «Азбука нравственности» (в рамках курса ОРКСЭ)
Рабочая программа курса "Азбука нравственности "( в рамках курса ОРКСЭ) для Внеурочной деятельности в 1 классе....
Примерная рабочая программы курса "Интеллектуальные витаминки " (полный курс)
Рабочая программа «Интеллектуальные витаминки» составлена на основе авторской программы (авт. Шпагина О.Н., Пинженина С.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В., Центр Развития Молодёжи г. Екатери...