Способы отслеживания уровня сформированности УУД
статья (1 класс) по теме
Главной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить цеи, проектировать пути их реализации, конторолировать и и оценивать свои достижения, иначе говоря, формирование умения учиться. В данной статье рассматриваются методики: Кулешовой, методика "Рисование по точкам" , задание "Рукавичка" Цукерман и др. методики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В статье предлагаются разнообразные методики по формированию УУД у учащихся начальной школы | 77.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Универсальные учебные действия и успешность
обучения в начальной школе
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа
мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологическихновообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин. Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось. Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения. Концепция развития универсальных учебных действий для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.
№2
Формирование универсальных учебных действий (УУД) реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся. В Программе формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования дается понятие, прописаны функции, состав и характеристики универсальных учебных действий. Задача учителя состоит в том, чтобы проанализировать возможности каждого из учебных предметов для формирования тех или иных УУД в соответствии с планируемыми результатами; включить в «рабочие» программы по предметам и курсам формирование УУД в соответствии с требованиями к результатам освоения ООП НОО и Программы формирования универсальных учебных действий.
Перечень нормативных и инструктивно-методических материалов, рекомендуемых к изучению каждым учителем, приводится в конце статьи. С их помощью можно учесть специфику работы с конкретным детским коллективом и получить планируемые результаты при наименьших затратах. Однако при самостоятельном прочтении предлагаемых материалов учителя, как правило, задают типовые вопросы. В рамках статьи коротко ответим на некоторые из них.
№3
Работа педагогов по формированию УУД
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
ПЕДАГОГАМИ ГИМНАЗИИ
В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего образования, необходимо развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся гимназии умение учиться, их способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Для обеспечения комплексной сформированности всех УУД на определённом этапе учителя успешно осваивают диагностику образовательных результатов разработанную авторами Образовательной системы «Школа 2100». Это позволяет принимать правильные решения по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
РАБОТА ПЕДАГОГОВ ГИМНАЗИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД
НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА
Формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий проходит через следующие этапы:
1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.
2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.
3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Именно так учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании УУД, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др.
1 этап. Вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
2этап. Основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;
3 этап.Далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
4 этап. В завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках по разным учебным предметам − математике, русскому языку и чтению, физкультуре и т.д. Затем организуется их мотивация и знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ действия на уроках по разным учебным предметам и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль. Здесь, собственно, у детей и формируется, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности УУД контролирует учитель.
1 ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ УУД
Для того чтобы организовать прохождение учащимися 1 этапа формирования УУД учителя используют технологию деятельностного метода обучения, которая помогает учителю на каждом уроке независимо от предметного содержания включить учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Благодаря этому на уроках разных типов они выполняют весь спектр УУД, требуемых ФГОС, так как в основу их положен единый метод – рефлексивная самоорганизация..
Комплекс УУД, выполняемых учащимися на уроках по ТДМ, создает благоприятные условия для реализации требований ФГОС НОО к формированию метапредметных результатов обучения.
2 ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ УУД
Формирование умения применять любое действие возможно лишь тогда, когда есть «форма», то есть знание учащимися способа выполнения этого действия.
Для решения этой задачи в 1 «А» и 1 «Б» классах введён надпредметный курс «Мир деятельности», целью которого является создание теоретического фундамента для формирования соответствующих УУД и умения учиться.
Курс «Мир деятельности» состоит из 4 параллельно
развивающихся содержательно-методических линий:
I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте: личностное самоопределение в учебной деятельности (УД), умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д. (регулятивные УУД)
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д. (коммуникативные УУД).
III. Познавательная: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов и т.д. (познавательные УУД).
IV Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни и т.д. (личностные УУД).
3 ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ УУД
После того как учащиеся на занятии по курсу «Мир деятельности» освоят знание о том или ином способе выполнения некоторого УУД, в течение текущей недели они отрабатывают и закрепляют его на уроках по разным учебным предметам, проводимым в ТДМ.
Уроки проходят так же, как и на 1-м этапе, но теперь учащиеся выполняют это УУД самостоятельно и осознанно, проговаривая вслух соответствующий способ действий, при необходимости корректируя его, а на этапе рефлексии урока организуется самооценка каждым учащимся успешности выполнения этого действия.
4 ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ УУД
Контроль знания способов выполнения УУД проводится на уроках по курсу «Мир деятельности», а контроль умения их применять − на предметных уроках и во внеурочной деятельности. Для этого используются специальные диагностические средства, разработанные в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО.
Одной из важных задач учебной деятельности педагоги гимназии считают систематическую ориентировку учащихся на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности.
Для этого осуществляют непосредственное вовлечение обучаемых в учебно – познавательную деятельность с применением соответствующих методов, получивших обобщённое название методов активного обучения.
Методы активного обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
В своей педагогической практике учителя систематически применяют следующие активные методы обучения:
АНАЛИЗ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРУЕМЫХ УУД
Название активного метода обучения | Формируемые УУД | |
групповая и парная работа | коммуникативные -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; -задавать вопросы; - контролировать действия партнёра; -использовать речь для регуляции своего действия; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Личностные - участвовать в творческом, созидательном процессе; - осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, - способность к самооценке своих действий, поступков; регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу; познавательные - осознавать познавательную задачу; - извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; | |
дискуссия | - регулятивные – умение решать проблемы; - коммуникативные - ученик учится отвечать на вопросы; - ученик учится задавать вопросы; - ученик учится вести диалог; - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; -познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора. | |
метод проектов | регулятивные – умение ставить цель, определять задачу; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями; - принимать и сохранять учебную задачу; -планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; -контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; познавательные - умение использовать предметные знания для реализации цели; -добывать, перерабатывать и представлять информацию; -оформлять результаты исследования и представлять его; - осознавать познавательную задачу; - извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; коммуникативные- планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнёрами; строить речевые высказывания и ставить вопросы; личностные -различать виды ответственности внутри своей учебной работы; - осваивать новые виды деятельности | |
деловые игры; организационно-мыслительные игры: | коммуникативные- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, -участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; -формулировать собственные мысли, - высказывать и обосновывать свою точку зрения; познавательные - осознавать познавательную задачу; - извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; -ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Личностные - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности | |
метод эвристических вопросов | регулятивные – адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. познавательные - устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - выдвижение гипотез и их обоснование. коммуникативные- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, -формулировать собственные мысли, - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - строить небольшие монологические высказывания, Личностные - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | |
драматизация, театрализация | Личностные - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности - участвовать в творческом, созидательном процессе - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. познавательные - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; | |
творческая игра | Личностные - участвовать в творческом, созидательном процессе познавательные - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, - устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы | |
имитационный тренинг | Личностные - осваивать новые виды деятельности, коммуникативные- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, -формулировать собственные мысли, - высказывать и обосновывать свою точку зрения; познавательные - устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. -ориентироваться на разнообразие способов решения задач; | |
ситуацию успеха | Личностные - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | |
«Мозговой штурм» | Личностные - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности познавательные - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - выдвижение гипотез и их обоснование. | |
метод любования | Личностные - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | |
метод деятельностного поощрения | Личностные - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | |
«Круглый стол», | Личностные - участвовать в творческом, созидательном процессе коммуникативные- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; коммуникативные- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, -формулировать собственные мысли, - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - строить небольшие монологические высказывания, познавательные - осознавать познавательную задачу; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. - выдвижение гипотез и их обоснование. | |
методы удивления | Личностные - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности | |
метод эвристических вопросов | коммуникативные- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, -формулировать собственные мысли, - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - строить небольшие монологические высказывания, познавательные - устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. -ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - выдвижение гипотез и их о |
|
© Гимназия №9, Купавна |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы отслеживания метапредметных результатов в начальной школе.
Способы отслеживания метапредметных результатов в начальной школе. Презентация...
Мастер-класс «Циклограмма мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования»
В основу современного школьного образования положена идея создания таких условий обучения, при которых каждый учащийся будет стремиться к самосовершенствованию, самоизменению. Научить учащихся учиться...
Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников
Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников...
Анализ результатов мониторинга уровня сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности выпускников начальной школы
Данный материал отражает аналитическую деятельность педагога по результатам проведения внешней экспертизы...
Анализ результатов мониторинга уровня сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности выпускников начальной школы
Данный материал представлен анализом результатов обучающихся внешней экспертизы по окружающему миру...
Анализ результатов мониторинга уровня сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности выпускников начальной школы
Данный материал содержит анализ по результатам внешней экспертизы...
Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)
Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельностиМетодика оценки уровня сформированности учебной деятельности(Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)...