Школа безопасности на дороге
рабочая программа (3 класс) по теме
Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_pdd_v_3-m_klasse_2.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель – Беликова И.Т ( 3-б класс)
Пояснительная записка
Внеурочная программа «Школа безопасности на дороге» составлена в соответствии c ФГОС второго поколения
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых.
В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей существенное значение имеет и незнание детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался. В современном обществе родители чаще всего обеспокоены своим материальным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих детей, хотя многие родители оберегают и защищают своего ребенка от опасности. Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями.
Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедеятельности. Этому будет способствовать программа внеурочной деятельности «Школа безопасности на дороге» военно-патриотической направленности для обучающихся 3 классов.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.
Цель программы: формирование у детей безопасного поведения на дороге и на улице.
Задачи:
- Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге и на улице;
- Формирование сознательного отношения к выполнению Правил дорожного движения;
- Формирование ценностного отношения к своему здоровью;
- Воспитание чувства ответственности за личную безопасность;
- Развитие самостоятельности, активности, творческих способностей, приёмов логического мышления.
- Программа рассчитана на 68 часов, 2часа в неделю
В основу программы положены следующие принципы:
- принцип актуальности;
- принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них);
- принцип систематичности (реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом);
- принцип доступности и наглядности;
- принцип практической направленности;
- принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией: обсудить, что получилось и что не получилось, изучить мнение детей, определить перспективу действий).
- Формы занятий:
- беседа-диалог, игры, экскурсии, практические занятия, встречи с инспекторами ГИБДД, конкурсы, просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением.
Ожидаемые результаты реализации программы
Личностные результаты:
- понимание необходимости вести здоровый образ жизни;
- развитие личностных качеств, которые обеспечивают его собственную безопасность в различных жизненных ситуациях;
- формирование внутренней дисциплины по соблюдению правил дорожного движения.
Регулятивные УУД:
- ориентироваться в различных жизненных ситуациях и применять знания, умения и навыки в практической деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполненного задания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность своего решения в любой ситуации.
Познавательные УУД:
- знать и соблюдать основные правила дорожного движения;
- знать основные дорожные знаки;
- наблюдать, делать выводы;
- задавать вопросы, уточняя непонятное;
Коммуникативные УУД:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;
- выполнять требования и условия ролевых игр;
- учиться договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию;
- осуществлять взаимопомощь.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Наша станица (экскурсия). Станица, в которой мы живем. Рассказ о микрорайоне школы, о его транспортном сообщении. Рост числа транспортных средств в городе (по материалам местного отделения дорожной полиции). Увеличение населения. | 1ч | 02.09 |
2 | Улицы с наиболее интенсивным движением транспорта и пешеходов в станице. | 1ч | 03.09 |
3 | Причины дорожно-транспортных происшествий и меры по их предупреждению. Меры, принимаемые районными комиссиями безопасности движения на транспорте. | 1ч | 09.09 |
4 | Причины дорожно-транспортных происшествий. | 1ч | 10.09 |
5 | Правила движения группами. | 1ч | 16.09 |
6 | Правила движения группой. Правила движения по улицам групп детей, которые должны идти по тротуару, у сопровождающих – красные флажки. Практика. | 1ч | 17.09 |
7 | Причины дорожных аварий. | 1ч | 23.09 |
8 | Светофор и дорожные знаки. | 1ч | 24.09 |
9 | Путешествие в страну дорожных знаков. | 1ч | 30.09 |
10 | Дорожные знаки: предупреждающие. | 1ч | 01.10 |
11 | Дорожные знаки: запрещающие. | 1ч | 07.10 |
12 | Дорожные знаки: предписывающие. | 1ч | 08.10 |
13 | Дорожные знаки: информационно-указательные. | 1ч | 14.10 |
14 | Перекресток и опасные повороты транспорта. | 1ч | 15.10 |
15 | Умение ориентироваться в опасных ситуациях. | 1ч | 21.10 |
16 | Практическое занятие: «На перекрёстке», фильм «Торопыжка» | 1ч | 22.10 |
17 | Правила перехода проезжей части при отсутствии перекрестка. | 1ч | 28.10 |
18 | Безопасные действия при переходе проезжей части при отсутствии перекрестка. | 1ч | 29.10 |
19 | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | 1ч | 11.11 |
20 | Опасность перехода проезжей части дороги перед близко идущим транспортом. | 1ч | 12.11 |
21 | История развития велосипеда. | 1ч | 18.11 |
22 | Велосипед и его обозначение в дорожных знаках. | 1ч | 19.11 |
23 | Опасность при езде на велосипеде, правила обращения с ним для безопасности окружающих; знакомство с дорожным знаком «Движение на велосипеде запрещено». | 1ч | 25.11 |
24 | Практика: памятка «Правила езды на велосипеде». | 1ч | 26.11 |
25 | Правила поведения при езде на велосипеде. | 1ч | 2.12 |
26 | Практика: «Велодорожка». | 1ч | 3.12 |
27 | Правила поведения в транспорте. | 1ч | 9.12 |
28 | Правила посадки и высадки из транспорта. | 1ч | 10.12 |
29 | Правила поведения на посадочных площадках. | 1ч | 16.12 |
30 | Правила посадки и высадки из транспорта. | 1ч | 17.12 |
31 | Практика: игра «Мы - пассажиры» | 1ч | 23.12 |
32 | Элементы улиц и дорог. | 1ч | 24.12 |
33 | Проезжая часть, тротуар, обочина, кювет, пешеходная дорожка. | 1ч | 13.01 |
34 | На загородной дороге. | 1ч | 14.01 |
35 | Особенности движения пешеходов на загородных дорогах. | 1ч | 20.01 |
36 | Практика: тестирование. | 1ч | 21.01 |
37 | Представление об опасности на железной дороге. | 1ч | 27.01 |
38 | Правила перехода железной дороги. | 1ч | 28.01 |
39 | Правила перехода железнодорожных путей. | 1ч | 3.02 |
40 | Правила перехода железной дороги. | 1ч | 4.02 |
41 | Назначение дорожной разметки ее роль в регулировании движения транспортных средств и пешеходов. | 1ч | 10.02 |
42 | Горизонтальная и вертикальная разметки. | 1ч | 11.02 |
43 | Назначение дорожных знаков. Места установки дорожных знаков. | 1ч | 17.02 |
44 | Назначение дорожных знаков. Места установки дорожных знаков. Блиц – опрос по теме. | 1ч | 18.02 |
45 | Особенности труда водителя и его основные обязанности. | 1ч | 24.02 |
46 | Предупредительные сигналы водителя. | 1ч | 25.02 |
47 | Оборудование автотранспорта специальными сигналами, их значение и порядок применения. | 1ч | 3.03 |
48 | Действия пешеходов при подаче сигналов поворота или специальных звуковых сигналов. | 1ч | 4.03 |
49 | Практика: «Решение задач, карточек по ПДД», занятия «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят». | 1ч | 10.03 |
50 | Факторы, влияющие на психофизиологию труда водителя. В чем трудность работы водителя? Почему нельзя отвлекать водителя разговорами во время движения автомобиля, автобуса. | 1ч | 11.03 |
51 | История развития мопеда. | 1ч | 17.03 |
52 | Езда на велосипеде, мопеде. Опасность в дорожных ситуациях. | 1ч | 18.03 |
53 | Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка мопеда. | 1ч | 31.03 |
54 | Места для движения на велосипеде. Возрастной ценз на право управления велосипедами при движении по дорогам. | 1ч | 1.04 |
55 | О правах и обязанностях водителей мототранспорта, основные правила езды и меры безопасности. | 1ч | 7.04 |
56 | Практика: прохождение препятствий на велосипеде, фигурное вождение велосипеда в автогородке. | 8.04 | |
57 | Современный транспорт – зона повышенной опасности. Общественный транспорт. | 1ч | 14.04 |
58 | Причины ДТП по вине водителей: превышение скорости движения, нарушение правил проезда пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, обгона, управление транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. | 1ч | 15.04 |
59 | Основные правила безопасного поведения при пользовании общественным транспортом. Опасности, подстерегающие пассажира при посадке и высадке из транспорта, в процессе передвижения и в аварийных ситуациях. | 1ч | 21.04 |
60 | Дорожно-транспортные происшествия, причины их возникновения и возможные последствия. Практика: соревнование «Безопасное колесо» | 1ч | 22.04 |
61 | Викторина “Зелёный светофор, | 1ч | 28.04 |
62 | Игра “Три огонька светофора” | 1ч | 29.04 |
63 | Конкурс “Эстафета водителей”. | 1ч | 5.05 |
64 | Игра “Разрешается – запрещается” | 1ч | 6.05 |
65 | Игра “Перекрёсток загадок”. | 1ч | 12.05 |
66 | . Игра “Собери знаки”. | 1ч | 13.05 |
67 | Итоговое занятие. Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». | 1ч | 19.05 |
68 | Итоговое занятие. Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». | 1ч | 20.05 |
Учебно-методический материал
Для проведения занятий необходимо:
- просторное светлое помещение, оснащенное интерактивной доской;
- специальная площадка с нанесенной разметкой элементов дороги.
Из материалов потребуются:
диски с учебными фильмами и мультфильмами:
- «Азбука безопасности. Смешарики». Диск «СТС»;
- «Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности. Диск. Т/О «Маски»; компьютерные презентации соответствующей тематики;
Наглядные материалы:
- плакаты «Знаки дорожного движения в картинках», «Правила дорожного движения для малышей» Издательство «ГНОМ иД», 2008.
- настольная игра «Азбука пешехода» Издательство «Просвещение», 2005.
- иллюстративный материал Якупова А.М. Безопасность на улицах и дорогах. - М., 2003г.
- раскраски Зубкова Б.В. Говорящие картинки. – М., 1988.
Литература:
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. – М.: «Просвещение», 2010.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: «Просвещение», 2011.
- ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2011.
- Закон РФ от 10.12 2007 г. «О безопасности дорожного движения»
- Правила дорожного движения РФ. – М., 2010.
- Дик Н.Ф. Классные часы и нестандартные уроки. Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2004.
- Могутин Ю.В. Ты идешь по улице. – Новосибирск, 1975.
- Козловская Е.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. – М.: Третий Рим, 2007.
- Петрановская Л.В. Что делать если… – М., 2009.
- Семенюк Н.В. Изучение правил дорожного движения». – Минск: «Народная Асвета», 1986.
- Учебная книжка-тетрадь. Дорожная безопасность. – М., 2007.
- Школа светофорных наук. Учебное пособие. – М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по предупреждению безопасности детей на дорогах “Вместе за безопасность на дорогах”
В данной разработке предлагается профилактическая работа в форме деловой игры по предупреждению безопасности детей на дорогах....
Внеурочная программа «Школа безопасности на дороге»
Первая частьРазвитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых....
Классный час «Безопасность на дороге и в школе» (3 класс)
Классный час подходит для проведения 1 сентября в 3 классе по правилам дорожного движения...
Сценарий праздника в начальной школе "Безопасная дорога"
Сценарий праздника в начальной школе "Безопасная дорога", проведенный детьми средних классов....
Обобщение знаний о составе слова. Безопасность на дорогах. 3 класс. "Школа России".
Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру «Обобщение знаний о составе слова. Безопасность на дорогах» в 3 классе по программе "Школа России"....
Классный час в начальной школе по ПДД по теме «Правила безопасности на дороге» ________________________________________
Цели:углубление знания учащихся о правилах безопасного поведения на дороге и на улице, о значении соблюдении их.развитие умение анализировать; классифицировать, обобщать изучаемый материал; форм...