Образовательная программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" для учащихся 1-4 классов
рабочая программа по теме
Данная образовательная программа рассчитана на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_ya_-issledovatel.docx | 65.94 КБ |
ya_-_issledovatel.docx | 38.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 10 «Образовательный центр ЛИК»
городского округа Отрадный Самарской области
Рабочая программа
на 2012-2013 учебный год
Предмет: внеурочная деятельность «Я – исследователь»
Учитель: Тихонова Е.Ю., Шекунова О.И.
Система обучения: традиционная.
Программа: Программа внеурочной деятельности деятельности. Система Л.В.Занкова. Сост. Е.Н.Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.-144с.
Количество часов в неделю по программе : 1 час
Количество часов в неделю по учебному плану: 1 час
Количество часов в год: 33 часа
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета.
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Учителя все чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно – культурными традициями. Их смена – дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока этого не произошло, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Предполагаемый курс рассчитан на внеурочную работу с детьми в начальной школе, но может использоваться также в учреждениях системы дополнительного образования.
Цель курса – трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи курса:
- развивать познавательные потребности младших школьников;
- развивать познавательные способности младших школьников;
- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
- формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Основные разделы курса программы.
Изучение практики применения в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, современные технологии исследовательского обучения учащихся предполагают в основном лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику. Большинство педагогов начальной, средней школ и тем более высших учебных заведений убеждены, что стоит только загрузить учащегося задачей проведения собственного исследовании или выполнения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом.
Считается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник никакого исследования провести не смогут, если их этому специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся.
Кроме того, любая деятельность, и учебно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.
Предполагаемая программа учебно – исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:
- тренинг исследовательских способностей;
- самостоятельная исследовательская практика;
- мониторинг исследовательской деятельности.
Тренинг исследовательских способностей.
В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во втором – четвертом классах.
Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.
Самостоятельная исследовательская практика.
Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска возрастает.
Мониторинг исследовательской деятельности.
Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини – курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Объем курса и виды учебной работы.
Курс предназначен для учащихся 1 – 4 классов. Предложенное распределение часов следует квалифицировать как примерное. Часы поделены между тремя вышеназванными подпрограммами. Коррективы обязательно потребуются в зависимости от уровня развития детей, их интересов, возможностей школы и других характеристик, которые заранее невозможно предвидеть. Поэтому к данному распределению необходимо подойти творчески, здесь не только допустим, но даже необходим элемент импровизации.
Учебно – тематический план
№ темы по порядку | Кол-во часов | Название темы | Примечания |
14 | Тренинг | В течение 1-й, 2-й и 3-й четвертей учебного года еженедельно | |
1 | 1 | Что такое исследование? Методы исследования | |
2 | 1 | Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент? | |
3 | 1 | Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения | |
4 | 1 | Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям | |
5 | 2 | Учимся делать умозаключения и выводы | |
6 | 1 | Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное | |
7 | 1 | Как делать схемы? | |
8 | 1 | Как работать с книгой? | |
9 | 1 | Что такое парадоксы? | |
10 | 2 | Мысленные эксперименты на моделях | |
11 | 1 | Как планировать исследования и проекты | |
12 | 1 | Как сделать сообщение о результатах исследования | |
13 | Исследовательская практика | ||
13 | 3 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований | В течение учебного года со 2-ой четверти |
14 | 1 | Экспресс – исследование | |
15 | 1 | Мини-конференция по итогам экспресс-исследования | |
16 | 1 | Экскурсия – исследование | |
17 | 2 | Мини-конференция по итогам экскурсии | |
18 | 2 | Коллективная игра – исследование | |
19 | 1 | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Коллекционирование | |
20 | 2 | Сообщения о собранных коллекциях | |
6 | Мониторинг | В течение учебного года по мере подготовки исследований | |
21 | 2 | Мини-конференция по итогам экспресс-исследований | |
22 | 2 | Мини-конференция по итогам собственных исследований | |
23 | 2 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов |
Содержание курса
1 класс.
Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе.
Самостоятельная исследовательская практика в 1 классе не предусмотрена (это возможно только для одаренных детей). Правда, в программе выделены часы на индивидуальную учебно – исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.
Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований. Желательно выделить (и это отмечено в варианте тематического планирования) специальное время для участия первоклассников в качестве зрителей в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов.
Содержание занятий:
Тренинг развития исследовательских способностей.
Общий объем тренинговых занятий – 12 часов(из расчета один час в неделю). Домашняя самостоятельная работа в первом классе не предусмотрена.
Тема 1 «Что такое исследование? Методы исследования»
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как люди используют результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т.п.).
Тема 2 «Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?»
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения 9показать наиболее распространенные зрительные иллюзии). Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
Самый главный способ получения научной информации.
Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)
Тема 3 «Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения».
Что такое гипотеза? Как создают гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы? Практические заания на продуцирование гипотез.
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения – практическая работа.
Тема 4 «Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям».
Что такое классификация и что значит «классифицировать»? практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок.
Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий.
Тема 5 «Учимся делать умозаключения и выводы».
Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения – практические задания.
Тема 6 «Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное».
Какими бывают вопросы? Какие слова используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы? Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление логической структуры текста. Практические задания типа «Что сначала, что потом».
Тема 7 «Как делать схемы»?
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.п. практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание «Пиктограммы».
Тема 8 «Как работать с книгой»?
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т.п.? с чего лучше начинать читать научные книги? Практическая работа по структурированию текстов.
Тема 9 «Что такое парадоксы?»
Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны? Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений».
Тема 10 «мысленные эксперименты и эксперименты на моделях».
Что такое мысленный эксперимент7 практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель? Наиболее известные и доступные эксперименты на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки как модели людей, техники и др.)
Тема 11 «Как планировать исследования и проекты».
Чем исследование отличается от проекта? Практическое задание по проектированию и представлению проектов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта.
Тема 12 «Как сделать сообщение о результатах исследования».
Что такое доклад? Как составлять план своего доклада? Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.
Самостоятельная исследовательская практика.
Общий объем занятий – 10 часов. Занятия проводятся начиная со второй четверти учебного года.
Тема 1 «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований».
Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.
Тема 2 «Экспресс – исследование».
Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека.
Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция.
Тема 3 «Мини- конференция по итогам экспресс – исследования».
С краткими сообщениями выступают только желающие.
Тема 4 «Экскурсия – исследование».
Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии. Тематика экскурсий варьируется в зависимости от возможностей и условий. Класс также целесообразно поделить на группы и предложить самостоятельно выбрать тему исследования и провести его.
Тема 5. «Мини – конференция по итогам экскурсии».
Конференция по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится через неделю. Каждой группе дается время на сообщение и ответы на вопросы.
Тема 6 «Коллективная игра – исследование».
Методика проведения коллективных игр – исследований описана в методических рекомендациях. Нужно выбрать любую из описанных игр или разработать собственную.
Тема 7 «Экспресс – исследование «Какие коллекции собирают люди».
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара. Где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.
Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и собирает материал.
Тема 8 «Сообщения о собранных коллекциях».
Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнение собственного исследовательского задания на летние каникулы.
Мониторинг исследовательской деятельности.
Общий объем – 6 часов.
Тема 1 «Мини – конференция по итогам исследований».
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс – исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема2. «Мини – конференция по итогам собственных исследований».
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам «Коллекционирование» и «Продолжи исследование».присутствующие задают вопросы и высказывают свое мнение об услышанном.
Тема 3 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвертых классов».
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований, о выполненных проектах, а также вопросы авторам.
2 класс
Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Всего -53 часа, из них 34 часа под руководством учителя и 19 часов самостоятельной работы.
Во втором классе целесообразно программу тренинговых занятий поделить на две самостоятельные части – два цикла. Одна часть реализуется в первой четверти, вторая – в третьей(во второй и четвертой четвертях учебного года лучше сделать перерывы в тренинговых занятиях). Каждая из этих частей должна быть спланирована как относительно автономная и цельная.
Все дети во втором классе готовы и должны быть включены в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребенок получает рабочую тетрадь «я – исследователь», где подробно описаны все этапы проведения собственного исследования, и начинает работу.
Некоторые дети с большей готовностью берутся за коллективные исследовательские работы и проекты, часть детей ориентирована на индивидуальные исследования. Педагогу следует проявить гибкость в данном вопросе. Изучив мотивацию выбора ребенка в пользу индивидуальной и коллективной работы, можно принять решение и кому-то предложить поработать в коллективе, а кому-то – индивидуально.
Результаты собственной исследовательской работы второклассники впервые будут представлять на специально организованных «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов.
В первом классе они уже побывали на защитах работ других ребят, поэтому в основном представляют, с чем им предстоит иметь дело.
Очень важно учесть, что дети в силу разности темпераментов и характеров, особенностей когнитивного развития и специфики темы будут работать с разной скоростью. Кто-то уже через неделю заявит, что он готов доложить результаты своих изысканий, а кто-то «созреет» лишь к концу учебного года. Этого не следует бояться, надо позволить каждому работать в том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороться с попытками представить некачественные, не доведенные до конца работы и с искусственным затягиванием времени защиты (последнее у второклассников практически не встречается).
Планировать сроки проведения защиты следует по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года). Так, например, если в группе завершено 5-6 работ, следует предложить авторам их защитить. При правильной организации защита шести работ займет около полутора часов – это максимум, что могут выдержать дети.
Особенно важно, чтобы первые защиты детских исследовательских работ и творческих проектов были «конкурсными». Жюри должно отметить и наградить авторов за первые, вторые, третьи и другие места, занятые в итоге.
Учебно – тематический план
№ темы п/п | Кол-во часов | Название темы | Примечания |
Тренинг | |||
17 | Общее количество часов | В течение 1-й и 3-й четвертей | |
8 | Первый цикл | Один раз в неделю в течение 1-й четверти | |
1 | 1 | Научные исследования и наша жизнь | |
2 | 1 | Методы исследования | |
3 | 1 | Наблюдение и наблюдательность | |
4 | 1 | Эксперимент – познание в действии | |
5 | 1 | Гипотезы и провокационные идеи | |
6 | 1 | Анализ и синтез | |
7 | 1 | Как давать определения понятияи | |
8 | 1 | Планирование и проведение наблюдений и экспериментов | |
9 | Второй цикл | ||
9 | 1 | Наблюдение и экспериментирование | Один раз в неделю в течение 3-й четверти |
10 | 1 | Основные логические операции | |
11 | 1 | Гипотезы и способы их конструирования | |
12 | 1 | Искусство задавать вопросы | |
13 | 1 | Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное | |
14 | 1 | Ассоциации и аналогии | |
15 | 1 | Суждения, умозаключения, выводы | |
16 | 1 | Искусство делать сообщения | |
17 | 1 | Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы | |
Исследовательская практика | |||
11 | Общее количество часов | В течение учебного года | |
7 | В т.ч. индивидуальная работа | ||
18 | 1 | Как выбрать тему собственного исследования | |
19 | 2 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | |
20 | 2 | Коллективная игра – исследование | |
21 | 3 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | |
22 | 1 | Семинар | |
Мониторинг | |||
6 | Общее количество часов | В течение 3-й и 4-й четвертей | |
23 | 2 | Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей | |
24 | 2 | Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) | |
25 | 2 | Защита собственных исследований | |
34 | Общее количество часов |
Содержание занятий.
Тренинг исследовательских способностей
Общий объем тренинговых занятий в классе – 17 часов (из расчета один час в неделю). На домашнюю самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 3 часа.
Занятия в каждой четверти проводятся относительно автономно. Поэтому каждый цикл, имея разные акценты, содержит практически весь комплекс знаний, умений и навыков, отрабатываемых на тренинговых занятиях.
Первый цикл (первая четверть)
Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»
Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.
Тема 2 «Методы исследования»
Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). практические задания на развитие наблюдательности.
Тема 4 «Эксперимент – познание в действии».
Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).
Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи».
Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез провокационных идей.
Тема 6 «Анализ и синтез».
Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».
Тема 7 «Как давать определения понятиям».
Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.
Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов».
Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».
Второй цикл (третья четверть)
Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование».
Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.
Тема 2 «Основные логические операции».
Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.
Тема 3 «Гипотезы и способы их конструирования».
Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез»
Тема 4 «Искусство задавать вопросы».
Коллективная беседа о том, какие бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Тема 5 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное».
Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».
Тема 6 «Ассоциации и аналогии».
Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативности мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионике, биоархитектура и др.). практическое задание на создание аналогий.
Тема 7 «Суждения, умозаключения, выводы».
Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.
Тема 8 «Искусство делать сообщения».
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.
Тема 9 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы».
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
Общий объем занятий – 11 часов, из них 7 часов отведено на индивидуальную работу. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года. На самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 16 часов.
Тема 1 «Как выбрать тему собственного исследования».
Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований».
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я – исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.
Тема 3 «Коллективная игра – исследование».
Методика проведения игр – исследований описана в методических рекомендациях. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
Тема 4 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований».
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
Тема 5 «Семинар».
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
Мониторинг исследовательской деятельности.
Общий объем – 6 часов. Из них на коллективную работу – присутствие на защитах других ребят, на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа.
Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся».
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите».
Планирование собственного выступления. Подготовка текста, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов».
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
3 класс.
Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Всего предусмотрено 34 часа под руководством учителя пляс 25 часов самостоятельной работы.
В третьем классе целесообразно программу тренинговых занятий ограничить лишь обязательными занятиями в третьей четверти.
Дети, занимавшиеся по программе исследовательского обучения в первом и втором классах, уже имеют разносторонний опыт. Поэтому вопросы выбора темы, организации и проведения собственных исследований, подготовки работ к защите они решают легче. Существенно упростит решение этих задач использование рабочей тетради «Я – исследователь».
Надо продолжать чередовать коллективную и индивидуальную учебно-исследовательскую работу детей. Важно, чтобы каждый ребенок приобретал разносторонний опыт как в проведении учебных исследований, так и во взаимодействии со сверстниками.
Планировать сроки проведения следует так же, как и во втором классе, по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года).
Практику проведения конкурсных защит в третьем классе следует продолжить. Результаты детских работ существенно разнятся, и выделение особо отличившихся в данных ситуациях уместно и справедливо.
Учебно – тематический план
№ темы п/п | Кол-во часов | Название темы | Примечания |
Тренинг | |||
10 | Общее количество часов | В течение 3-й четверти учебного года один раз в неделю | |
1 | 1 | Наблюдение и экспериментирование | |
2 | 1 | Методы исследования | |
3 | 1 | Наблюдение и наблюдательность | |
4 | 1 | Совершенствование техники экспериментирования | |
5 | 1 | Интуиция и создание гипотез | |
6 | 1 | Правильное мышление и логика | |
7 | 1 | Искусство делать сообщения | |
8 | 1 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | |
9 | 2 | Семинар «как подготовиться к защите» | |
Исследовательская практика | |||
18 | Общее количество часов | В течение учебного года | |
10 | В т.ч. на индивидуальную работу | ||
10 | 1 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | |
11 | 3 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | |
12 | 2 | Коллективная игра – исследование | |
13 | 2 | Семинар | |
14 | 10 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | |
Мониторинг | |||
6 | Общее количество часов | В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года | |
15 | 2 | Занятия со всей группой (классом) учащихся (участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей) | |
16 | 2 | Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) | |
17 | 2 | Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских работ и творческих проектов) | |
34 | Общее количество часов |
Содержание занятий
Тренинг исследовательских способностей
Общий объем аудиторных занятий в школе – 10 часов (из расчета один час в неделю в третьей четверти). Временные затраты учащихся на домашнюю, самостоятельную работу должны составить примерно 4 часа.
Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование».
Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.
Тема 2 «Методы исследования».
Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания – использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность».
Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.) практические задания по развитию наблюдательности.
Тема 4 « Совершенствование техники экспериментирования».
Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе).
Практическое занятие «Проведение экспериментов».
Тема 5 «Интуиция и создание гипотез».
Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.
Тема 6 «Правильное мышление и логика».
Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий..
Тема 7 «Искусство делать сообщения».
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.
Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них».
Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.
Тема 9 «Семинар «Как подготовиться к защите».
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика.
Общий объем занятий – 18 часов, из них 10 часов – на индивидуальную работу. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года. На самостоятельную работу отводится примерно 21 час.
Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования».
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе.)
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований».
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я – исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.
Тема 3 «Коллективная игра – исследование».
Методика проведения коллективных игр – исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
Тема 4 «Семинар».
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
Тема 5 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований».
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
Мониторинг исследовательской деятельности.
Общий объем часов 6 часов. На коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа.
Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите».
Планирование собственного выступления. Подготовка текста, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов».
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
4 класс.
Учебная нагрузка в четвертом классе также определена из расчета в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Таким образом, объем занятий по программе четвертого класса составляет 34 часа под руководством учителя плюс 24 часа самостоятельной работы вне школы.
В четвертом классе так же , как и в третьем, целесообразно программу тренинговых занятий ограничить обязательными занятиями в третьей четверти.
Детьми накоплен опыт учебно – исследовательской деятельности в предыдущих классах. Применение рабочей тетради «Я – исследователь» желательно, но уже не соль обязательно, как прежде.
Планировать сроки проведения защит следует так же, как и в третьем классе, по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года).
Итоги собственной исследовательской работы учащихся четвертых классов лучше всего подводить уже не на «конкурсных защитах», а на «защитах по номинациям». Большинство детей уже на хорошем уровне владеют навыками выполнения исследовательских работ и создания творческих проектов, они тщательно выбирают темы и представляют на суд жюри и товарищей не только то, что им интересно, но часто то, что им по-настоящему важно и дорого. В этих условиях выделение ранговых мест (первое, второе, третье и др.) часто выглядит как неоправданная строгость или даже несправедливость.
Учебно – тематический план
№ темы п/п | Кол-во часов | Название темы | Примечания |
Тренинг | |||
10 | Общее количество часов | В течение 3-й четверти учебного года один раз в неделю | |
1 | 1 | Культура общения | |
2 | 1 | Методы исследования | |
3 | 1 | Научная теория | |
4 | 1 | Научное прогнозирование | |
5 | 1 | Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования | |
6 | 1 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | |
7 | 1 | Ассоциации и аналогии | |
8 | 1 | Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов | |
9 | 1 | Умение выявлять проблемы | |
10 | 1 | Как подготовиться к защите | |
Исследовательская практика | |||
16 | Общее количество часов | В течение учебного года | |
13 | В т.ч. на индивидуальную работу | ||
11 | 1 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | |
12 | 5 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | |
13 | 8 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | |
14 | 2 | Семинар | |
Мониторинг | |||
8 | Общее количество часов | В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года | |
15 | 4 | Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей | |
16 | 2 | Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя | |
17 | 2 | Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов | |
34 | Общее количество часов |
Содержание занятий.
Тренинг исследовательских способностей.
Общий объем занятий – 10 часов аудиторных занятий плюс 2 часа на самостоятельную работу.
Тема 1 «Культура мышления».
Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать» практические задания по структурированию текстов.
Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
Тема 3 «Научная теория».
Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы»
Тема 4 «Научное прогнозирование».
Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.). практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез.
Тема 5 «Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования».
Коллективная беседа – как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие – проведение наблюдений и экспериментов.
Тема 6 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них».
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».
Тема 7 «Ассоциации и аналогии»
Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.
Тема 8 «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов».
Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.
Тема 9 «Умение выявлять проблемы».
Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир» что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.
Тема 10 «Как подготовиться к защите».
Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
Общий объем занятий – 16 аудиторных занятий, из них 13 часов отведено на индивидуальную работу. На самостоятельную работу учащихся предусмотрено примерно 22 часа. Занятия проводятся в течение учебного года.
Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования».
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Тема 3 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований».
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
Тема 4 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
Мониторинг исследовательской деятельности.
Общий объем - 8 часов, из них 4 часа отводится на коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), 2 часа на участие в защите исследования и 2 часа на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу.
Тема 1 «Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Тема 2 «Участие в качестве зрителя в защите результатов исследований учеников основной школы»».
Планирование собственного выступления. Подготовка текста, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 3 «защита собственных исследовательских работ и творческих проектов».
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
Результаты изучения курса.
Личностные результаты.
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия.
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы;
- использовать знаки, символы , модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать(защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные учебные действия.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы;
- использовать знаки, символы , модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать(защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существование у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Учебные и методические пособия:
- Савенков А.И. Я – исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2010.-32с.
- Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.-32 с.
- Савенков А.И. . Развитие логического мышления. 7-8 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.-32 с.
- Савенков А.И. . Развитие творческого мышления. 6-7 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.-32 с.
- Савенков А.И. . Развитие творческого мышления. 7-8 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.-32 с.
- Савенков А.И. . Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.-32 с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров», 2011.-224с.
- Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2005.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование 1 класс
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата | Вид деятельности, формы работы | Планируемые результаты освоения системы знаний обучающимися | УУД |
1. | Что такое исследование? Методы исследования. | 1 | тренинг | Знать понятие «исследование», «научное исследование», «научное открытие» Уметь доступными методами исследования провести эксперимент. | Личностные: -положительное отношение к исследовательской деятельности; - интерес к новому содержанию и новым способам познания; - понимания предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; - способность к самооценке. Регулятивные : - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия; - планировать свои действия; - различать способ и результат действия. Познавательные: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы; - использовать знаки, символы , модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; - анализировать объекты, выделять главное- строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); - подводить под понятие; - устанавливать аналогии. Коммуникативные: -допускать существование различных точек зрения; - учитывать разные мнения, стремиться к координации; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; - владеть монологической и диалогической формами речи. | |
2. | Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент? | 1 | тренинг | Уметь проводить эксперименты с доступными объектами(свет, вода, бумага и др.) | ||
3. | Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения | 1 | тренинг | Знать понятие «гипотеза», «суждение». Уметь отличать провокационную идею от гипотезы | ||
4. | Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям. | 1 | тренинг | Знать понятие «классификация». Уметь формулировать понятия | ||
5. | Учимся делать умозаключения и выводы. | 1 | тренинг | Знать понятие «умозаключение». Уметь делать умозаключения. | ||
6. | Учимся делать умозаключения и выводы. | 1 | тренинг | На основе практических занятий уметь делать умозаключения. | ||
7. | Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное. | 1 | тренинг | Уметь правильно задавать вопросы. | ||
8. | Как делать схемы? | 1 | тренинг | Знать понятия «схема», «чертеж», «рисунок», «график» и т.п. Уметь создавать схемы объектов. | ||
9. | Как работать с книгой? | 1 | тренинг | Уметь пользоваться справочной литературой. | ||
10. | Что такое парадоксы? | 1 | тренинг | Знать понятие «парадокс» | ||
11. | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. | 1 | тренинг | Знать понятия «мысленный эксперимент», «модель». Уметь экспериментировать с моделями (игрушки как модели людей, техники и др.) | ||
12. | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. | 1 | тренинг | Знать понятия «мысленный эксперимент», «модель». Уметь экспериментировать с моделями (игрушки как модели людей, техники и др.) | ||
13. | Как планировать исследования и проекты | 1 | тренинг | Знать чем исследование отличается от проекта. Уметь составлять планы проведения исследования. | ||
14. | Как сделать сообщение о результатах исследования | 1 | тренинг | Уметь составлять план своего доклада. | ||
15. | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь применять полученные знания и навыки. | ||
16. | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь применять полученные знания и навыки. | ||
17. | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь применять полученные знания и навыки. | ||
18. | Мини- конференция по итогам собственных исследований | 1 | мониторинг | Уметь выступить перед аудиторией, делать выводы, обобщать. | ||
19. | Мини- конференция по итогам собственных исследований | 1 | мониторинг | Уметь выступить перед аудиторией, делать выводы, обобщать | ||
20. | Экспресс – исследование | 1 | исследовательская практика | Уметь задавать вопросы, классифицировать, делать умозаключения. | ||
21. | Мини – конференция по итогам экспресс – исследования | 1 | исследовательская практика | Уметь выступить перед аудиторией, делать выводы, обобщать. | ||
22. | Мини – конференция по итогам экспресс – исследования | 1 | мониторинг | Уметь выступить перед аудиторией, делать выводы, обобщать. | ||
23. | Экскурсия – исследование | 1 | исследовательская практика | Уметь проводить эксперименты, делать умозаключения. | ||
24. | Мини – конференция по итогам экскурсии | 1 | исследовательская практика | Уметь задавать вопросы, строить логическую цепочку, обобщать. | ||
25. | Коллективная игра – исследование | 1 | исследовательская практика | Умение работать в коллективе, применять полученные знания. | ||
26. | Мини- конференция по итогам экспресс – исследований | 1 | мониторинг | Уметь задавать вопросы, строить логическую цепочку, обобщать. | ||
27. | Мини – конференция по итогам экскурсии | 1 | исследовательская практика | Уметь построить свое выступление, давать определения, высказывать суждения и делать умозаключения. | ||
28. | Коллективная игра – исследование | 1 | исследовательская практика | Умение работать в коллективе, применять полученные знания. | ||
29. | Экспресс – исследование «Какие коллекции собирают люди». Коллекционирование | 1 | исследовательская практика | Умение задавать, вопросы, высказывать суждения, классифицировать, делать умозаключения. | ||
30. | Сообщения о собранных коллекциях | 1 | исследовательская практика | Уметь выступить перед аудиторией, применить полученные знания и навыки. | ||
31. | Сообщения о собранных коллекциях | 1 | исследовательская практика | Уметь выступить перед аудиторией, применить полученные знания и навыки. | ||
32. | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвертых классов | 1 | мониторинг | Уметь слушать, задавать вопросы, аргументировать. | ||
33. | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвертых классов | 1 | мониторинг | Уметь слушать, задавать вопросы, аргументировать. |
Тематическое планирование 2 класс (34 часа)
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата | Вид деятельности, формы работы | Планируемые результаты освоения системы знаний обучающимися | УУД |
1. | Научные исследования и наша жизнь | 1 | тренинг | Иметь представление об исследовании и исследователях. | Личностные: -положительное отношение к исследовательской деятельности; - интерес к новому содержанию и новым способам познания; - понимания предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; - способность к самооценке; - широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Регулятивные : - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия; - планировать свои действия; - различать способ и результат действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы; - использовать знаки, символы , модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; - анализировать объекты, выделять главное- строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); - подводить под понятие; - устанавливать аналогии; -осуществлять синтез (целое из частей); -проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; -устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: -допускать существование различных точек зрения; - учитывать разные мнения, стремиться к координации; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; - владеть монологической и диалогической формами речи. | |
2. | Методы исследования | 1 | тренинг | Уметь владеть основными доступными методами исследования. | ||
3. | Наблюдение и наблюдательность | 1 | тренинг | Уметь наблюдать, знать приборы созданные для наблюдения (телескопы. микроскопы и т.д.) | ||
4. | Эксперимент – познание в действии | 1 | тренинг | Уметь планировать и проводить эксперименты с доступными объектами (вода, бумага и др.) | ||
5. | Гипотезы и провокационные идеи | 1 | тренинг | Знать понятия «гипотеза», «провокационная идея». | ||
6. | Анализ и синтез | 1 | тренинг | Знать понятия «анализ» и «синтез». Уметь делать обобщения. | ||
7. | Как давать определения понятиям | 1 | тренинг | Уметь давать определения понятиям. Уметь составлять кроссворды. | ||
8. | Планирование и проведение наблюдений и экспериментов | 1 | тренинг | Уметь составлять исследовательский план работы. | ||
9. | Как выбрать тему собственного исследования | 1 | исследовательская практика | Уметь выбрать тему собственного исследования. | ||
10. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь работать самостоятельно | ||
11. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь работать самостоятельно | ||
12. | Наблюдение и экспериментирование | 1 | тренинг | Уметь наблюдать, экспериментировать, делать простейшие выводы | ||
13. | Основные логические операции | 1 | тренинг | Уметь давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения | ||
14. | Гипотезы и способы их конструирования | 1 | тренинг | Знать понятие «гипотеза». Уметь подтвердить или опровергнуть гипотезу | ||
15. | Искусство задавать вопросы | 1 | тренинг | Уметь задавать вопросы | ||
16. | Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное | 1 | тренинг | Знать понятие «оценка идей». Уметь выявлять логическую структуру текста. | ||
17. | Коллективная игра – исследование | 1 | исследовательская практика | Уметь работать в коллективе, применять знания, полученные на предыдущих занятиях. | ||
19. | Коллективная игра – исследование | 1 | исследовательская практика | Уметь работать в коллективе, применять знания, полученные на предыдущих занятиях. | ||
20. | Ассоциации и аналогии | 1 | тренинг | Знать понятия «ассоциация», «аналогия». Уметь выполнять задания на создание аналогий. | ||
21. | Суждения, умозаключения, выводы | 1 | тренинг | Знать понятие «логика». Уметь делать суждения, умозаключения и выводы. | ||
22. | Искусство делать сообщения | 1 | тренинг | Уметь спланировать сообщение о своем исследовании. | ||
23. | Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы | 1 | тренинг | Уметь построить свое выступление | ||
25. | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь работать самостоятельно, применять полученные знания. | ||
26. | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения | ||
27. | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения | ||
28. | Семинар | 1 | Уметь работать в коллективе, применять знания, полученные на предыдущих занятиях. | |||
29. | Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей | 1 | мониторинг | Уметь слушать, обобщать, классифицировать, задавать вопросы. | ||
30. | Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей | 1 | мониторинг | Уметь слушать, обобщать, классифицировать, уметь задавать вопросы. | ||
31. | Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований | 1 | мониторинг | Уметь работать индивидуально. | ||
32. | Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований | 1 | мониторинг | Уметь работать индивидуально. | ||
33. | Защита собственных исследований | 1 | мониторинг | Уметь выступить перед аудиторией, правильно построить свое выступление. | ||
34. | Защита собственных исследований | 1 | мониторинг | Уметь выступить перед аудиторией, правильно построить свое выступление. |
Тематическое планирование 3 класс (34 часа)
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата | Вид деятельности, формы работы | Планируемые результаты освоения системы знаний обучающимися | УУД |
1. | Наблюдение и экспериментирование | 1 | тренинг | Иметь представление об исследовании и исследователях. | Личностные: -положительное отношение к исследовательской деятельности; - интерес к новому содержанию и новым способам познания; Ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анлиз соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимания предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; - способность к самооценке; - широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Регулятивные : - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия; - планировать свои действия; - различать способ и результат действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; -адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия. Познавательные: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы; - использовать знаки, символы , модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; - анализировать объекты, выделять главное- строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); - подводить под понятие; - устанавливать аналогии; -осуществлять синтез (целое из частей); -проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; -устанавливать причинно-следственные связи; -высказываться в устной и письменной формах; -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; -владеть основами смыслового чтения текста. Коммуникативные: -допускать существование различных точек зрения; - учитывать разные мнения, стремиться к координации; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; - владеть монологической и диалогической формами речи. | |
2. | Методы исследования | 1 | тренинг | Уметь владеть основными доступными методами исследования. | ||
3. | Наблюдение и наблюдательность | 1 | тренинг | Уметь наблюдать, знать приборы созданные для наблюдения (телескопы. микроскопы и т.д.) | ||
4. | Совершенствование техники экспериментирования | 1 | тренинг | Совершенствование умения планировать и проводить эксперименты с доступными объектами (вода, бумага и др.) | ||
5. | Интуиция и создание гипотез | 1 | тренинг | Знать понятия «гипотеза», «провокационная идея» уметь выдвигать и проверять собственные гипотезы | ||
6. | Правильное мышление и логика | 1 | тренинг | Знать понятия «анализ» и «синтез». Уметь давать понятия и классифицировать. | ||
7. | Искусство делать сообщения | 1 | тренинг | Уметь правильно спланировать сообщение, выделять главное и второстепенное. | ||
8. | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | 1 | тренинг | Уметь слушать вопросы, задавать их и отвечать на них. | ||
9. | Семинар «как подготовиться к защите | 1 | тренинг | Уметь анализировать полученные материалы, структурировать полученный материал, выполнять рисунки, чертежи, схемы, графики и т.д. | ||
10. | Семинар «как подготовиться к защите» | 1 | тренинг | Уметь анализировать полученные материалы, структурировать полученный материал, выполнять рисунки, чертежи, схемы, графики и т.д. | ||
11. | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь находить нужную информацию из разных источников. | ||
12. | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | 1 | исследовательская практика | Уметь работать самостоятельно | ||
13. | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь находить нужную информацию из разных источников. | ||
14. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь организовать свое исследование, работать со справочной литературой, вести наблюдение, проводить эксперимент. | ||
15. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения | ||
16. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь организовать свое исследование, работать со справочной литературой, вести наблюдение, проводить эксперимент | ||
17. | Коллективная игра – исследование | 1 | исследовательская практика | Уметь работать в коллективе, задавать вопросы, делать выводы. | ||
18. | Коллективная игра – исследование | 1 | исследовательская практика | Уметь работать в коллективе, задавать вопросы, делать выводы. | ||
19. | Семинар | 1 | исследовательская практика | Уметь работать в коллективе, применять знания, полученные на предыдущих занятиях. | ||
20. | Семинар | 1 | исследовательская практика | Уметь работать в коллективе, применять знания, полученные на предыдущих занятиях. | ||
21. | Занятия со всей группой (классом) учащихся(участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей) | 1 | мониторинг | |||
22. | Занятия со всей группой (классом) учащихся(участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей) | 1 | мониторинг | Уметь делать суждения, умозаключения и выводы. | ||
23. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь спланировать сообщение о своем исследовании. | ||
25. | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь работать самостоятельно, применять полученные знания. | ||
26. | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения | ||
27. | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения | ||
28. | Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) | 1 | мониторинг | Уметь работать в коллективе, применять знания, полученные на предыдущих занятиях. | ||
29. | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь слушать, обобщать, классифицировать, задавать вопросы. | ||
30. | Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) | 1 | мониторинг | Уметь слушать, обобщать, классифицировать, уметь задавать вопросы. | ||
31. | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь работать индивидуально. | ||
32. | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь работать индивидуально. | ||
33. | Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских работ и творческих проектов) | 1 | мониторинг | Уметь выступить перед аудиторией, правильно построить свое выступление. | ||
34. | Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских работ и творческих проектов) | 1 | мониторинг | Уметь выступить перед аудиторией, правильно построить свое выступление. |
Тематическое планирование 4 класс.
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата | Вид деятельности, формы работы | Планируемые результаты освоения системы знаний обучающимися | УУД |
1. | Культура мышления | 1 | мониторинг | Уметь высказывать свои суждения, делать обобщения, классифицировать. | Личностные: -положительное отношение к исследовательской деятельности; - интерес к новому содержанию и новым способам познания; - ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимания предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; - способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности; - широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Регулятивные : - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия; - планировать свои действия; - различать способ и результат действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; -адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - оценивать свои действия на уровне ретро-оценки; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Познавательные: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы; - использовать знаки, символы , модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; - анализировать объекты, выделять главное- строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); - подводить под понятие; - устанавливать аналогии; -осуществлять синтез (целое из частей); -проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; -устанавливать причинно-следственные связи; -высказываться в устной и письменной формах; -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; -владеть основами смыслового чтения текста; - оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; - видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать(защищать) свои идеи и т.п. Коммуникативные: -допускать существование различных точек зрения; - учитывать разные мнения, стремиться к координации; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; - владеть монологической и диалогической формами речи. | |
2. | Методы исследования | 1 | мониторинг | Знать методы исследования, уметь использовать их в ходе изучения доступных объектов. | ||
3. | Научная теория | 1 | мониторинг | Знать понятия «научная теория», главные особенности описательных теорий, объяснительных теорий. | ||
4. | Научное прогнозирование | 1 | мониторинг | Знать, что такое научный прогноз, методы прогнозирования (экстрополяция, построение прогнозных прогнозных сценариев и др.) | ||
5. | Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования | 1 | мониторинг | Уметь проводить наблюдения и эксперименты | ||
6. | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | 1 | мониторинг | Уметь задавать вопросы, классифицировать, обобщать, делать выводы. | ||
7. | Ассоциации и аналогии | 1 | мониторинг | Знать понятия «ассоциация» и «аналогия». Уметь создавать аналогии. | ||
8. | Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов | 1 | мониторинг | Уметь высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений. | ||
9. | Умение выявлять проблемы | 1 | мониторинг | Знать цели и задачи исследования. Уметь видеть проблемы. | ||
10. | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | 1 | исследовательская практика | Уметь выбрать тему собственного исследования и составить план. | ||
11. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь работать самостоятельно с разными источниками. | ||
12. | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы | ||
13. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь работать самостоятельно с разными источниками. | ||
14. | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. | ||
15. | Как подготовиться к защите | 1 | мониторинг | |||
16. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь работать самостоятельно с разными источниками. | ||
17. | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы. | ||
18. | Семинар | 1 | исследовательская практика | Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению. | ||
19. | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь анализировать объекты, выделять главное- строить рассуждения об объекте. | ||
20. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь работать самостоятельно с разными источниками. | ||
21. | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы. | ||
22. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь работать самостоятельно с разными источниками. | ||
23. | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 1 | исследовательская практика | Уметь вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. | ||
24. | Семинар | 1 | исследовательская практика | Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению. | ||
25. | Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей | 1 | мониторинг | Уметь задавать вопросы по существу, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению. | ||
26. | Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей | 1 | мониторинг | Уметь задавать вопросы по существу, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению. | ||
27. | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | исследовательская практика | Уметь работать самостоятельно с разными источниками. | |||
28. | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | исследовательская практика | Уметь видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. | |||
29. | Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов | 1 | мониторинг | Уметь высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать(защищать) свои идеи. | ||
30. | Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов | 1 | мониторинг | Уметь высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать(защищать) свои идеи. | ||
31. | Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей | 1 | мониторинг | Уметь задавать вопросы по существу, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению. | ||
32. | Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей | 1 | мониторинг | Уметь задавать вопросы по существу, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению. | ||
33. | Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя | 1 | мониторинг | Уметь задавать вопросы по существу, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению. | ||
34. | Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя | 1 | мониторинг | Уметь задавать вопросы по существу, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Уроки театра"
Программа может быть использована для внеурочной деятельности (общекультурное направление) в рамках ФГОС...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 класса
Рабочая программа кружка "Художественное слово" (34 часа) 1 класс...
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 3 - 4 классов
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 3 - 4 классов...
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»...
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово»
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 - 4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово»...
Программа внеурочной деятельности для учащихся 3-го класса «Занимательная математика»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦЕЛЬ ФАКУЛЬТАТИВАЗАДАЧИ ФАКУЛЬТАТИВАПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКУЛЬТАТИВА.МЕСТО ФАКУЛЬТАТИВА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫПЛАНИРУЕМЫЕ РЕ...
Программа внеурочной деятельности с учащимися 1 - 3 классов
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня ...