Программа внеурочной деятельности для учащихся 3-го класса «Занимательная математика»
рабочая программа по математике (3 класс) по теме

Деянова Татьяна Николаевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛЬ ФАКУЛЬТАТИВА

ЗАДАЧИ ФАКУЛЬТАТИВА

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКУЛЬТАТИВА.

МЕСТО ФАКУЛЬТАТИВА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika.docx40.64 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Кафедра начального образования

Педагогический проект

Программа внеурочной деятельности для учащихся 3-го класса

«Занимательная математика»

Слушателя курсов

учителей начальных классов

группы Н-3

учителя МБОУ СОШ №22

Деяновой Татьяны Николаевны

г.Ульяновск

2013г.

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИКА

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

для внеурочной деятельности младших школьников

(3 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

На современном этапе развития российского образования реализуется компетентностный подход к обучению школьников. Внеурочная работа с учащимися является естественным дополнением к тому, чем школьники занимаются непосредственно на уроках математики. Работа по развитию способностей талантливой молодежи является одним их направлений реализации президентской инициативы «Наша новая школа».

           Реализация данной программы способствует формированию не только предметных математических компетентностей учащихся, но формированиию метапредметных универсальных компетентностей и социального опыта по применению в практической жизни полученных знаний.

     Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

               Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

                Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

                Данная программа разработана на основе программ факультатива «Занимательная математика», автор Кочурова Е.Э., «Начальная школа XXI», 2010г., в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

  1. «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
  2. Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
  3. Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.
  4. Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

 (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).

ЦЕЛЬ ФАКУЛЬТАТИВА: развивать математический образ мышления учащихся начальной школы.

ЗАДАЧИ ФАКУЛЬТАТИВА:

  • расширять знания учащихся в области математики;
  • учить делать обобщения и выводы, обосновывать собственные мысли;
  • учить правильно применять математическую терминологию
  • развивать математический кругозор детей;
  • развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
  • развивать  умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • воспитывать  интерес учащихся к занятиям математикой;
  • прививать навыки самостоятельной работы.
  • развивать пространственное воображение, используя геометрический материал;
  • решать задачи повышенного уровня сложности; 
  • формировать психологическую готовность учащихся к математическим олимпиадам;
  •  устанавливать связь между учебной и внеучебной работой;
  •  создавать условия для индивидуальной творческой деятельности, а также групповой, коллективной работы.

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ.

В основу составления программы факультатива «Занимательная математика» положены следующие принципы:

  1. Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
  2. Научность. Математика—учебная дисциплина, развивающая умения логически  мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
  3. Системность. Программа строиться от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
  4. Практическая направленность. Содержание занятий факультатива направлено на освоение тем программы, которые в последствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских математических играх, конкурсах и  олимпиадах.
  5. Добровольность. Приобщение к деятельности в кружке с учетом возможностей, склонностей и интересов.
  6. Дифференцированность. Предоставление разноуровневых заданий.
  7. Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное освоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
  8. Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
                Содержание факультатива «занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКУЛЬТАТИВА.

              Факультатив «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.  

Курс направлен для рассмотрения связи математики с жизнью. придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить в них математические знания. 

              Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников. Курс предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и п.т.. При организации занятий целесообразно использовать принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

МЕСТО ФАКУЛЬТАТИВА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

           Программа «Занимательная математика» рассчитана на 64 часа в год с проведением занятий 2 раза в неделю, продолжительность занятий 45 минут. Программа составлена с учетом возрастных особенностей младших школьников. От занятия к занятию усложняется теоретический материал и знания, которыми должен овладеть школьник.

           Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ:

  • Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • Освоение эвристических приемов рассуждения;
  •  Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • Формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • Привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ:

Личностные

  1. формирование уважительного отношения к иному мнению
  2. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
  3. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
  4. наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Метапредметные

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
  4. формирование умения понимать причины успеха,неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач
  7. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета

Предметные

  1. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
  2. Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  3. Умения выполнять устно  строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  4. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Введение (1 ч.)

            Знакомство с курсом «Занимательная математика». Беседа «Математика—царица наук».

Математические действия (16ч.)

Числа от 1 до 10000. Чтение, запись, последовательность. Задания с понятием «Разряд». Старинная русская нумерация. Обозначение цифр буквами. Запись чисел от 1 до 10, от 10 до 20.

Сложение и вычитание без перехода через разряд и с переходом через разряд в переделах 10000. Знакомство с формой записи вычислений столбиком. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. «Обратное» действие.

Табличное умножение и деление чисел. Умножение и деление – взаимно-обратные действия. Интересные закономерности в умножении и делении. Признаки делимости. Умножение на пальцах. Умножение на счетах. Комбинаторные задачи, представление данных в виде таблицы.

Упорядочивание множеств. Составление и решение суперпримеров. Переместительный и сочетательный законы сложения и умножения.

Выражения со скобками. Порядок действий в выражениях со скобками в решении задач и примеров.

Внетабличное умножение и деление. Умножение на однозначное число в пределах 10000. Деление на однозначное число в пределах 1000 (простые случаи). Деление с остатком и его особенности. Алгоритмы письменного умножения и деления.

Универсальные учебные действия.

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Применять знания таблицы умножения в ситуации текстовой задачи.

Выбрать наиболее эффективный способ решения выражения.

Анализировать выражение,  выбирать порядок действий.

Объяснять выполняемые и выполненные действия.

Анализировать предложенные варианты решения выражения, выбирать из них верные.

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат.

Конструировать новые примеры.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Геометрическая мозаика (13ч.)

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Поиск симметричных фигур.

Пространственные представления. Вычерчивание линий и фигур с помощью линейки.

Конструирование фигур на плоскости. Размещение фигур в соответствии с заданием. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление фигур по собственному замыслу.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Форма организации обучения— конструирование.

Моделирование объемных геометрических фигур из различных материалов.

Танграм: древняя китайская головоломка.

Набор «Геометрические тела».

Конструкторы «Танграм», «Спички», «Кубики», «Строитель», «Монтажник» и др. из эл.учебного пособия «Математика и конструирование»

Универсальные учебные действия.

Ориентироваться в понятие «симметрия».

Ориентироваться на точку симметрии, на линию симметрии.

Вычерчивать линии и фигуры с помощью линейки.

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение фигур.

Составлять фигуру заданной формы из других фигур.

Объяснять (доказывать) выбор деталей способа действий при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Измерение величин. (15ч.)

Единицы измерения длины. Соотношения между единицами длины: сантиметр и миллиметр, метр и дециметр. Измерение длин предметов. Сравнение длин предметов. Старинные русские меры длины («пядь», «локоть», «простая сажень», «маховая сажень», «косая сажень», «верста».). Решение задач с данными величинами.  

Единица измерения времени: минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Определение время по часам. Выставление время на часах.  Задачи  на нахождение продолжительности событий, соотнесение времени событий с временем суток. Из истории часов. «Живые часы». Календари и их виды.

Единица измерения площади: см2.  Вычисление площади фигур. Вычисление площади прямоугольника  с помощью умножения.

Масса. Старинные единицы массы («пуд», «фунт»). Метрические соотношения между ними.

Единицы измерения объема: см3, дм3, м3. Вычисление объема прямоугольного параллепипеда (без термина).

Универсальные учебные действия.

Моделировать алгоритм измерения величины.

Использовать измерительные приборы.

Сравнивать величины измерения.

Соотносить единицы измерения : сантиметр и миллиметр, метр и дециметр.

Применять приемы измерения величин в решении задач.

Включаться в групповую работу.

Анализировать условия задания.

Конструировать последовательность «шагов» выполнения задания.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач (18 ч.)

Задачи на увеличение/уменьшение в несколько раз, на разностное сравнение, деление на части и по содержанию, определение длины пути, времени и скорости движения, определение цены и стоимости.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Алгоритм решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданный вопрос.

Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуации, описанных в задачи.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Знакомство с компьютерными математическими играми.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения  задачи. Выбор наиболее эффективного способа решения.

Универсальные учебные действия.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащеюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданный вопрос.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи .

Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» решения задачи.

Объяснять выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать готовое решение задачи (верно, неверно).

Конструировать несложные задачи.

Итоговое занятие (1 ч.)

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:

  1. Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой.
  2. Решение занимательных задач.
  3. Поиск информации для проекта, защита проекта.
  4. Творческая работа.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Работа в парах, в группах.
  7. Участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Комплексное занятие

Практикум

Праздники

Проекты

Резерв

Введение.

1ч.

1ч.

Математические действия.

16 ч.

4 ч.

10 ч.

1 ч.

1 ч.

Геометрическая мозаика.

13 ч.

3 ч.

5 ч.

2 ч.

2 ч.

1 ч.

Измерение величин

15ч.

6 ч.

5 ч.

1 ч.

2 ч.

1 ч.

Мир занимательных задач

18 ч.

4 ч.

9 ч.

2 ч.

2 ч.

1 ч.

Итоговое занятие

1 ч.

1ч.

Итого

64 ч.

18 ч.

29ч.

7 ч.

6 ч.

4 ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА.

В результате обучения по данной программе ученик научится:

  • Работать с разными источниками информации;
  • Пользоваться изученной терминологией;
  • Выполнять инструкции при решении учебных задач;
  • Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
  • Сравнивать, анализировать полученную информацию;
  • Рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
  • Составлять простейшие ребусы, кроссворды;
  • Работать в группе, в паре;
  • Определять последовательность осуществления логических операций.

Получит возможность научиться:

  • Сравнивать, обобщать полученную информацию;
  • Находить разные способы решения задач;
  • Различать и вычерчивать геометрические фигуры;
  • Планировать исследовательские проекты, собирать и представлять полученную информацию;

Занятия на факультативе должны помочь учащимся:

  • Усвоить основные базовые знания по математике, её ключевые понятия;
  • Помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • Формировать творческое мышление;
  • Способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
  • Успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.


Учебно – тематическое планирование

На третий год занятий кружка «Занимательная математика»

п/п

Тема занятия

Количество часов

В том числе:

Содержание занятия

Комплексное занятие

Практикум

Праздники

Проекты

1.

Вводное занятие. «Математика – царица наук».

1

1

Знакомство с курсом «Зани- мательная математика». Беседа «Математика - царица наук».

2.

Конкурс эрудитов «Звездный час».

1

1

Повторение материала 2-го года обучения. Индивидуаль ное и командное решение нестандартных задач.

3.

Экскурсия в компьютерный класс.

1

1

Экскурсия в компьютерный класс. Знакомство с работой на компьютере.

4.

Компьютерные математические игры.

1

1

Знакомство с компьютерны-ми математическими играми. Сообщения о домашних ма- тематических играх.

5.

Числа – великаны и действия с ними.

1

1

Задание с понятием   «раз- ряд». Формирование умений выполнять сложение и вычи тание трехзначных чисел с опорой на знание разрядно -  го состава.   Игра   «Быстрее всех». Игра «Знай свой раз   -ряд».

6.

Числа – великаны и действия с ними.

1

1

Формирование умений выполнять сложение и вычи- тание трехзначных чисел с переходом через разряд. Знакомство с формой записи вычислений столбиком. Игра «Веселый счет».

7.

Изучаем с интересом таблицу умножения.

1

1

Прием умножения на паль  - цах. Игра «Лото Архимеда».

8.

Изучаем с интересом таблицу умножения.

1

1

Таблица умножения Пифа  -гора. Игра «Найди сомножи- тели» (по таблице Пифагора). Игра «Найди дополнение».

9.

Изучаем с интересом таблицу умножения.

1

1

История возникновения рус -ских счет, прием умножения на счетах.

10.

Решение задач с помощью умножения.

1

1

Формирование умений реша ть текстовые задачи на увели чение/уменьшение в несколь ко раз, на разностное сравне- ние, деление на части и по содержанию.

11.

Путешествия в Страну Геометрию. Прятки с фигурами.

1

1

Задания на распознавание геометрических фигур. Игра «Угадай фигуру». Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Игра «Что спрятал художник».

12.

Геометрические фигуры на плоскости.

1

1

Формирование практических навыков вычерчивания линий и геометрических фигур с помощью линейки. Развитие пространственных представлений. Игра «Строитель».

13.

Танграмм: древняя китайская головоломка. Конструирование многоугольников из деталей танграмма.

1

1

Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

14.

Путешествие по Стране Геометрии. Какие бывают треугольники.

1

1

Формирование практических навыков построения треугольников с помощью линейки, а так же из палочек с помощью пластилина. Игра  «Сон Незнайки» (В. Житомирский «Путешествие по Стране Геометрии с.64).

15.

Квадрат. Магичес -кие квадраты и их тайны.

1

1

Решение упражнений с квадратами. Игра «Удивительный квадрат» (работа в группе).

16.

Симметрия фигур.

1

1

Головоломки на сгибание и разрезание фигур, раскрашивание фигур симметрично.

17.

Виды симметрии. «Зеркальная симметрия» «Переносная симметрия» «Поворотная симметрия».

1

1

Формирование представления о «зеркальной симметрии» т.е. «осевой симметрии», знать ее законы; «переносной симметрии» или орнаменте где узок повторяется многократно, «поворотной симметрии», узор создается с помощью поворотов элементов узора вокруг его оси.

18-19.

Симметрия фигур.

2

1

1

Создание мини-альбома «Узоры геометрии». Выставка работ.

20-21.

Проект «Симметрия нашей жизни».

2

2

Поиск симметричных фигур в жизни (человек, растения, животные, природа…) по материалам темы: «Повторение, обобщение изученного».

22.

КВМ «Геометрия вокруг нас».

1

1

Инсценирование сказки «Два брата: квадрат и треугольник». Занимательные задания по геометрии.

23.

Познавательная игра «Семь верст…».

1

1

Единицы измерения длины. Формирование первоначальных представлений о метрических соотношениях между единицами длины: метр, дециметр. Игра «Что длиннее?»

24.

Игра «Узнай свой рост».

1

1

Формировать умение измерять свой рост, записывать его в разных единицах измерения (в м и см; в см; в мм).

25.

Старинные русские меры длины.

1

1

Формирование представлений о малых старинных мерах длины: «пядь», «локоть», измерять различные предметы, используя эти меры длины».

26.

Старинные русские меры длины.

1

1

Формирование представлений о больших старинных мерах длины: «простая сажень», «маховая сажень», «косая сажень», «верста». Решение задач с заданными величинами.

27.

Вычисление площади фигур.

1

1

Создание мини-проекта «Наш школьный стадион».

28.

Строим фигуры из кубиков.

1

1

Формирование первоначальных представлений вычисление объема прямоугольного параллепипеда (без термина). Знать единицы объема м3, см3, дм3.

29.

Определяем время по часам.

1

1

Закрепление умений определять время по часам. Решение задач. Игра «Будильник»

30.

Измеряем время.

1

1

Формирование временных представлений учащихся связанных с понятиями «сутки», «месяц», «год». Определять длительность событий, ориентироваться в календаре.

31-32.

Проект «Календари и их виды».

2

2

Работа со словарями, энциклопедиями. Конкурс буклетов о календарях.

33.

Из истории часов.

1

1

Формировать представление учащихся о «солнечных», «песочных», «механических и электронных часах». Проводить опыты. Первые русские часы. Главные часы нашей Родины.

34.

«Живые часы».

1

1

Познакомить с животными, птицами и растениями, обладающими чувством времени.

35.

Старинные единицы веса.

1

1

Познакомить с понятиями «пуд», «фунт». Переводить массу предмета в данные измерения.

36.

Итоговое занятие – «Гонка за лидером: меры в пословицах.

1

1

Повторение единиц измерения (время, длина, масса). Конкурс пословиц.

37.

Это интересно. Старинная русская нумерация.

1

1

Обозначения цифр буквами, запись чисел от 1 до 10, от 10 до 20, используя старую русскую нумерацию.

38.

Числовые выражения со скобками.

1

1

Порядок действий в выражениях со скобками в решении задач и примеров. Игра «Детки с ветки»

39.

Числовые выражения со скобками.

1

1

Формирование умений вычислять числовые выражения в 2-3 действие рациональным способом (используя переместительные и сочетательные законы сложения и умножения).

40.

Решение задач. Задачи – смекалки.

1

1

Решение задач на упорядочивание множеств. Игра: «Молодцы и хитрецы». Решение логических заданий, комбинаторных задач, головоломок. Конкурс на лучшую загадку – смекалку

41.

Идем за покупками.

1

1

Формирование умений решать текстовые задачи на определение стоимости покупки и умение прогнозировать результат. Игра: «Гипер Маркет»

42.

Математические горки.

1

1

Решение задач на преобразование неравенств. Конкурс на лучший «Решебник»

43.

По дорогам России.

1

1

Задачи на движение, определение длины пути, времени и скорости движения, развитие пространственного мышления.

44.

Решаем задачи на клетчатой бумаге.

1

1

Решение нестандартных задач, развитие пространственных представлений.

45.

Играем в шахматы.

1

1

Познакомить с методом координат на уровне наглядных представлений, с правилами игры в шахматы.

46.

Шахматный турнир.

1

1

Решать шахматные задачи. Вести протокол сделанных ходов.

47.

Решение задач повышенной трудности. Секреты задач.

1

1

Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. Задачи, связанные с поиском закономерностей. Старинные занимательные задачи.

48-49.

Проект «Любимый город в задачах».

2

2

Работа с энциклопедией, художественной литературой. Наблюдение, анализ и развитие умения составлять текстовые задачи.

50-51.

Числа – великаны и действия с ними.

2

2

Формирование умения выполнять сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 10000, работать по алгоритму.

52.

Умножаем на однозначное число.

1

1

Знакомство с алгоритмом письменного умножения на однозначное число в пределах 10000.

53.

Делим на однозначное число.

1

1

Алгоритм письменного деления на однозначное число формирование представлений о делении с остатком.

54.

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

1

Составление и решение суперпримеров. Защита работ «Мой суперпример самый лучший».

55.

Школьный тур олимпиады.

1

1

Решение задач повышенной трудности.

56.

Международная игра «Кенгуру».

1

1

Решение нестандартных математических заданий.

57.

Конкурс знатоков (отборочный тур).

1

1

Решение нестандартных заданий.

58.

Конкурс знатоков (итоговый тур).

1

1

Решение нестандартных заданий.

59.

Газета любознательных.

1

1

Конкурс на лучшую математическую газету.

60.

Путешествие по Стране Точных наук.

1

1

Итоговое занятие. Игра – путешествие.

61-64.

Резерв.

4


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011.
  2. Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.Ч.1 – М.: Просвещение, 2010
  3. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  4. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
  5. М.И. Башмаков, М.Г. Нефедорова. «Математика» учебник для 3 класса в 2х частях.- М. АСТ. Астрель. 2012.
  6. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
  7. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
  8. Пышкало А.М., Гончарова М.А., Кочурова Е.Э. занимательная математика. –М. «Планета детства», Астрель, 2000.
  9. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002.
  10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
  11. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Уроки театра"

Программа может быть использована для внеурочной деятельности (общекультурное направление) в рамках ФГОС...

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 3 - 4 классов

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 3 - 4  классов...

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4   классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»...

Программа внеурочной деятельности по информатике для 1 класса "Занимательная информатика"

Программа внеурочной деятельности разработана на основе ФГОС Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования к использованию в образовательном процессе....

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Занимательная математика" - 1 клас

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности общеинтеллектуальное  направленияпо рабочей программе __________«Занимательная математика»__1 класс___...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Занимательная математика" - 4 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности _______общеинтеллектуального______ направленияпо рабочей программе __________« Занимательная математика »__4 ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1- 4 классов «Занимательная математика»

         Рабочая программа занятий по занимательной математике в начальной школе (1-4 классы) составлена в соответствии  с требованиями Федерального государственно...