Статья на тему "Развитие самоконтроля у учащихся начальной школы в учебно-воспитательном процессе"
статья по теме

Кудрявцева Лариса Геннадьевна

В статье рассказывается,как развивать самоконтроль у младших школьников как в учебной, так и внеучебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие самоконтроля у учащихся начальной школы в учебно-воспитательном процессе

        

        Согласно новым стандартам важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного активного присвоения учащимися социального опыта. Одним из ценностных ориентиров начального образования становится  формирование способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контролю, оценке).

И именно сейчас старое дидактическое правило «Учить детей учиться» как никогда приобретает актуальность, так как школьная реформа подняла процесс управления учением на качественно новый уровень: научить ученика самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью, т.е. научить его умению планировать предстоящую деятельность, организовывать ее выполнение своими силами и в процессе выполнения намеченного осуществлять самоконтроль.

Учебная деятельность ― ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий.

Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний.

Самое существенное в учебной деятельности — это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений «не умел — умею; «не мог — могу»; «был—стал»; — ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений.
    Исследуя учебную деятельность, Д.Б. Эльконин особое значение придавал тому, как ребенок оценивает степень изменений. Он писал: «Благодаря действию оценки ребенок определяет, действительно ли решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы в последующем использовать его при решении многих частных и практических задач». (Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды — М.: Педагогика, 1989, с.231).

Тем самым оценка становится ключевым моментом при определении, насколько реализуемая школьником учебная деятельность оказала влияние на него самого как субъекта этой деятельности. В практике обучения именно данный компонент выделен особенно ярко. Однако при неправильной организации учебной деятельности оценка не выполняет всех своих функций.
Учебная деятельность не дана в готовой форме, она должна быть сформирована. Именно в построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы — прежде всего ребенка нужно научить учиться.

 Если педагоги обещают воспитать у учеников умение учиться, они тем самым обещают воспитать у детей умение контролировать свои действия, спокойную уверенность в себе (без самолюбования), сочетающуюся со спокойной самокритичностью (без самоедства).

Самоконтроль — осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека.
Самоконтроль начинается там, где ребенок сам участвует в производстве контроля — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3)  познавательный; 4) коммуникативный.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

—  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

—  планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

—  прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

—  оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

—  саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки.

В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного

возраста:

1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):

— способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

— преодоление импульсивности, непроизвольности;

— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

— умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

— умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

— умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Уровни развития контроля

Уровни

Показатели сформированности

Дополнительные диагностические признаки

1

2

3

1. Отсутствие контроля

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок

Ученик не может обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, не критично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников

2. Контроль на уровне непроизвольного внимания

Контроль носит  случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия, сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых

3. Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания

Ученик осознаёт правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их: исправляет и объясняет ошибки

В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает

4. Актуальный контроль на уровне произвольного внимания

При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать правило контроля с новыми условиями

5. Потенциальный рефлексивный контроль

Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы

Задачи, соответствующие усвоенному способу, выполняет безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям

6. Актуальный рефлексивный контроль

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действий и условий задачи, и вносит коррективы

Контролирует соответствие выполняемых действий способу , при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения

Формирование навыка самоконтроля в учебной деятельности младших школьников возможно при использовании таких методов и приемов, как

  • сверка с написанным образцом;
  • взаимопроверка с товарищем;
  • коллективное выполнение задания и коллективная проверка;
  • сочетание коллективной и индивидуальной работы; проверка с помощью сигнальных карточек;
  • подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.

 

Таким образом, в младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности  как самоконтроль. Усиление произвольности психических процессов, развитие внутреннего плана действий и рефлексии в этом возрасте создают возможности для осуществления контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий самими школьниками.

Внеучебная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности в урочной и внеурочной формах), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В соответствии с ФГОС НОО, школьного учебного (образовательного) плана организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеучебную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Для реализации в структурном подразделении доступны следующие виды внеучебной деятельности:


  • игровая деятельность;

  • познавательная деятельность;

  • досугово-развлекательная деятельность;

  • проблемно-ценностное общение;

  • художественное творчество;

  • трудовая деятельность;

  • социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

  • спортивно-оздоровительная деятельность;

  • туристско – краеведческая деятельность.

Указанные выше виды объединяются в следующие основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно - полезная.

При организации внеучебной деятельности младших школьников коллективом Комплекса разводятся такие понятия как результат и эффектами этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. ^ Эффект – это последствия результата.

Воспитательный результат внеучебной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

^ Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.

Воспитательные результаты внеучебной деятельности младших школьников распределяются по трем уровням:

^ Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями во внеучебной деятельности как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

^ Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

^ Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе необязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданского общества. Очевидно, для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Самоконтроль является важным умением для осуществления управления процессом своего учения, психолого-педагогическая сущность которого состоит в умении соотнести полученный результат с поставленной целью. Это анализ своих действий с тем, чтобы установить правильность их выполнения, это сличение с образцом или желаемым результатом.

Младший школьный возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желания и умение учиться, уверенность в своих силах. У учеников должна быть заложена привычка контролировать свои действия с самых первых шагов обучения

Развитие самоконтроля в учебной и внеучебной деятельности у младших школьников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. И только постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной и внеучебной деятельности, включенный в процесс его выполнения. Только во втором, но особенно в третьем классе, самоконтроль детей начинает все более заметно проявляется как «составная часть» учебной деятельности. Именно с этого момента можно говорить о том, что самоконтроль вошел в привычку и даже превратился в черту характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самоконтроля у учащихся начальной школы

Комплекс последовательно усложняющихся заданий, стимулирующий развитие итогового, пооперационного, прогнозирующего самоконтроля...

Презентация на тему "Развитие познавательной деятельности учащихся начальной школы"

Развитие творческой познавательной активности – тема очень актуальна для начальной школы и именно ей отводится особая роль. Ведь в начальной школе закладывается фундамент знаний, формируется личность ...

Статья на тему: «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии»

«Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствова...

Статья на тему: Развитие творческих способностей в начальной школе.

В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиб...

Статья на тему : «Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы».

Статьяна тему : «Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы».«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается пере...