Статья на тему: Развитие творческих способностей в начальной школе.
статья по окружающему миру (2 класс)

Яковлева Лидия Вячеславовна

В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях?Понятие " творческие способности" это способность человека видеть что-то новое в обычных вещах, находить оригинальные решения различных задач.

   Творческие способности зависят от кругозора человека,от его знаний, заинтересованности. Именно поэтому развитие творческих способностей так важно в начальной школе, где и закладывается фундамент, так называемой "креативности". И если учитель не привьёт детям интерес рассматривать окружающий мир с разных точек зрения, то впоследствии развивать креативность уже будет сложнее, так как у детей может уже не будет такой  внешней мотивации и интереса к такому виду деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Статья учителя начальных классов Яковлевой Лидии Вячеславовны  на тему:

 Развитие творческих способностей в начальной школе.

Изначальный смысл любого знания, любой научной дисциплины заключается в познании законов собственного дома, т.е. того мира, той окружающей среды, от которой зависит наша общая среда.

   У наших предков не было необходимости приспосабливать своё сознание к окружающей среде, так как они, в силу образа жизни, сами являлись её частью, а их творчество было результатом отражения их повседневности. Они питали своё воображение красотой природы и их сознание - архаическое с точки зрения формы экологии сознания- было не раздельно с душой родной природы. Живя в не обустроенной окружающей среде, русский крестьянин приспособился делать из природных материалов всё необходимое для жизни: орудия труда, утварь, посуду, обувь, жилище, предметы, украшавшие быт. Сама природа учила людей подбирать краски и сочетать цвета в гармонии; все виды человеческих отношений получали свою поэтическую форму в произведениях традиционного искусства. Декоративно-прикладное искусство наделяло поэтичностью и красотой повседневный быт. Нет ни одного образа традиционного творчества, в котором отсутствует тема природы. Умение видеть и чувствовать, стремиться передать посредством изобразительных приёмов красоту природы, её великолепие в сменах времён года, является необходимой частью  одарённого человека. Эмоциональный язык искусства- самый лёгкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребёнка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времён проповедуется главный принцип: прививать любовь к творчеству, через традиции и обычаи, а так же через искусство родного края.

   В истории нашего государства существует трагический разрыв в развитии декоративно-прикладного искусства- время Октябрьской революции, Красного террора.  Последующие годы, когда уничтожались многие памятники и центры  народной русской культуры, вместе с ними уходили мастера, которые могли бы передать свои знания и умения будущему поколению. Это породило формальное и небрежное отношение и к окружающей нас среде. Нам сейчас необходимо почувствовать атмосферу и понять законы тех времён, когда декоративно-прикладное искусство развивалось в полной гармонии с обществом и природой, ибо традиционное декоративно-прикладное искусство создавалось непосредственно в природной среде.

   Сейчас декоративно-прикладное искусство стало несколько абстрактным для современного молодого человека, пусть даже способного художника. У современных школьников и студентов, к сожалению, по отношению к природе складывалось долгое время психология неисчерпаемости природных ресурсов и примитивного потребления. И, как следствие этого, уже у взрослых граждан отношение к природе далеко не похоже на "бережное".

Д.С. Лихачёв в статье "Экология культуры" подчёркивает, что "социальная память человечества может быть сохранена только в определённой культурной среде и это является непременным условием для становления нравственности людей, их душевной организации, их стремления к сохранению духовных ценностей, культурных традиций. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной".

Д.С.Лихачёв писал: "Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной природе начинается с малого- любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.

   Как, не интересуясь, не относясь предельно к окружающему нас миру создать художественное произведение, которое сможет затронуть души современников, внести вклад в мировую художественную культуру и сохранить для будущих поколений красоту нашей родной земли? Как изобразить на дереве, шёлке, на металле цветы или птиц, если ты никогда не обращал на них внимания, если, проходя по лугу, ты, не задумываясь, мял ногами красоту природы?

   Пользуясь знаниями о природе, позволяющей увидеть единство современного общества и окружающей природной среды во всех её проявлениях , обыденный мир пронизывает традиционное прикладное искусство, проникает в него, находя точки соприкосновения с современностью, воспринимая традиции народного искусства.

 Обычно, говоря об эстетической ценности природы, имеют в виду как окружение человека, и, прежде всего, ландшафт, пейзаж. Даже при таком обыденном понимании, ценность её всесторонне отражается в декоративно-прикладном искусстве. Его средствами можно показать жизнь самой природы или выражать настроение человека через показ экологических объектов. Изображение природы как бы консервирует в произведениях прикладного искусства тот эмоциональный посыл, который владеет творцом в момент создания шедевра.

В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях?

Из собственного опыта:

Учащиеся, которые посетили  экскурсию в ботанический сад стали бережнее относиться к живой природе в городе. В школе начали активнее работать на уроках окружающего мира. Самостоятельно проявили желание узнать больше о растениях, о их формах, жизнестойкости. Мы часто работаем с природным материалом, который собираем в парках, лесах, сравниваем формы, линии растений при рисовании, вырезании и даже написании букв и черчении геометрических фигур.

20190404_122246            20190404_122315

Увиденное вокруг очень побуждает учеников на действия…поэтому я с радостью сопровождаю класс на экскурсиях в Русский музей.

C:\Users\25cab\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20190318_152417.jpg    C:\Users\25cab\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20190318_152227.jpg C:\Users\25cab\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20190318_155129.jpg   C:\Users\25cab\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20190318_160633.jpg

    Декаративно-прикладное искусство является обязательной частью любой культуры, в том числе культуры русского народа. Оно, несомненно, способствует формированию художественного вкуса, воспитанию любви к Родине, уважения к вековым традициям и пробуждает чувство ответственности за сохранение богатств, созданных прежними поколениями и, конечно, желание оберегать прекрасную природу родного края, то есть заботиться об окружающей среде, какой бы та ни была: культурной, географической, социальной. Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделённых тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом. У людей, склонных к естественным наукам, присутствует особое видение предмета творчества изнутри, отражение художественными средствами сути объекта изучения- будь то человек, животное, растение или молекула химического соединения. Обычно, говоря об эстетической ценности природы, имеют в виду как окружение человека, и, прежде всего, ландшафт, пейзаж. Даже при таком обыденном понимании, ценность её всесторонне отражается в декоративно-прикладном искусстве. Его средствами можно показать жизнь самой природы или выражать настроение человека через показ экологических объектов. Изображение природы как бы консервирует в произведениях прикладного искусства тот эмоциональный посыл, который владеет творцом в момент создания шедевра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Данная статья разработа на актуальную тему, ведь творческие способности, эта важный стереотип нашей жизни, уметь думать нетрадиционно, создать что-то новое. В статье представлена актуального данной пр...

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА"

На современном этапе общества наиболее остро ощущается потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Создание условий для проявления и...

Статья на тему: «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии»

«Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствова...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».

В наше время проблема равития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическ...

Статья на тему «Развитие творческих способностей, как один из ведущих факторов социализации личности учащихся»

Проблема человеческих способностей вызывает огромный интерес педагогов во все времена....

Мастер - класс по теме "Развитие творческих способностей учащихся начальной школы"

Мастер - класс по окружающему миру в 4 классе по теме "Природные зоны. Обобщение"...

Статья на тему "Развитие творческих способностей у младших школьников"

Существует мнение, что в любой деятель­ности присутствует элемент творчества, то есть момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. В этом случае в качестве творческого элемента может выст...