Развитие самоконтроля у учащихся начальной школы
статья (1 класс) на тему

Выводцева Елена Николаевна

Комплекс последовательно усложняющихся заданий, стимулирующий развитие итогового, пооперационного, прогнозирующего самоконтроля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_samokontrolya_u_uchashchikhsya_nachalnoy_shkoly.docx14.81 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс последовательно усложняющихся заданий, стимулирующий развитие итогового, пооперационного, прогнозирующего самоконтроля.

Так в 1 классе дети учатся:

- сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;

- воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;

- выполнять действия по развернутой инструкции;

- осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;

- использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем.

Во 2 классе ученикам предлагается:

- сравнивать промежуточный результат с эталоном;

- перечислять последовательность действий и операций контроля;

- корректировать памятки;

- выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;

- осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;

- участвовать в коллективно-распределенной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям.

В 3 классе ученики тренируются в:

- сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;

- составлении проверочных заданий для самоконтроля;

- коллективно-распределительном составлении алгоритмов;

- выполнении действий по инструкции с ограничениями;

- самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;

- составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя.

В 4 классе школьники упражняются в:

- сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;

- определении состава действий и операций и действий предстоящей деятельности с анализом субъектных трудностей;

- выполнении действий по общей инструкции;

- самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями;

- самостоятельном корректировании плана проверки;

- целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.

Чтобы работа по воспитанию навыка самоконтроля была более эффективной, необходимо убедить учащихся в необходимости самоконтроля и конкретно показывавать, как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что полученный ответ, например при решении задачи, не удовлетворяет ее условию. Конечно, нужна систематическая работа в этом направлении. Её можно  систематизировать следующим образом:

1. Создать потребность в самоконтроле. Подбирать ситуации, в которых учащиеся встречаются с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность полученного ответа.

2. Предлагать учащимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки.

3. Сообщать учащимся способ проверки выполняемого задания. Разъяснять, что проверять надо не только окончательный, но и промежуточные результаты.

4. Во время анализа письменных контрольных и самостоятельных работ иногда сначала предлагать рассмотреть не только наиболее часто встречающиеся неправильные решения, но и, путем проверки, доказать учащимся их неправильность, и лишь после этого рассмотреть правильное решение.

5. Иногда преднамеренно допускать ошибки на доске.

6. В тех темах, в которых это возможно, проводить наблюдения и практические работы по предмету изучения.

7. Предлагать учащимся самим оценить свою работу (контрольную или самостоятельную). Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитания умения и привычки самоконтроля.

8. Предлагать учащимся проверить и оценить работу товарища.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей учащихся путем реализации авторской образовательной программы научно – познавательного направления внеучебной деятельности «Жи...

Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы

Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы с применением ИКТ

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей.  Творческие  способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и в...

Статья на тему "Развитие самоконтроля у учащихся начальной школы в учебно-воспитательном процессе"

В статье рассказывается,как развивать самоконтроль у младших школьников как в учебной, так и внеучебной деятельности....

Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»

Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....

"Формирование УУД по математике и учёта самоконтроля у учащихся начальной школы"

Цель начального курса математики: создать дидактические условия для овладения учащимися УУД"...

Методическая разработка: "Развитие коммуникативных навыков учащихся начальной школы (3-4 классов) с ОВЗ (имеющих задержку психического развития)".

Аннотация.Представлен конспект группового психокоррекционного  занятия для учащихся начальной школы (3-4 классов), имеющих задержку психического развития. В конспекте представлены упражнения спос...