Статья на тему : «Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы».
статья (4 класс)

Статьяна тему : «Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы».

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением,одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом».

В.А.Сухомлинский

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

на тему : «Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы».

 Автор : Васильева Н.А., учитель начальных классов

ГБОУ школа № 425 имени академика П.Л.Капицы

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом».

В.А.Сухомлинский

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опыт, интеллект ребенка. Поэтому сегодня непомерно возрастает роль школы и именно предметов художественного цикла, к которым относится и литература.

Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг и т.д. Однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской грамотности школьников.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:

умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;

сопереживать героям и автору;

понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.

Ученик должен владеть высокой техникой чтения, приемами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать. Для этого применяются различные формы и типы творческих уроков: конкурсы, викторины, уроки-праздники, путешествия по сказкам.

Проводится тестирование, которое выясняет, насколько дети поняли прочитанное, и также помогает оценивать знания учащихся.

Также необходима такая форма работы, как самостоятельное домашнее чтение, после чего при обобщении темы дети выполняют творческие задания. Для развития творческого воображения учеников рекомендуется завести тетрадь (альбом), в котором они выполняют рисунки, озаглавливают части текста, подбирают пословицы и выполняют обложку к прочитанному произведению.

Такие уроки помогают повысить интерес у слабо читающих детей к чтению и развивают навык качественного чтения у школьников.

Используются различные педагогические технологии и приемы. Рассмотрим некоторые из них.

Технология критического мышления. Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов:

1-й этап – «Вызов», на котором ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2-й этап – «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3-й этап – «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

В ходе применения технологии критического мышления целесообразно использовать следующие приёмы работы:

Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

Приём «Работа с вопросником» применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагаю ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно провожу фронтальную проверку точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».  Применяю как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления.

Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики высказывают любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Приём «Уголки» использую на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая – отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием использую после чтения всего произведения. В конце урока делаем совместный вывод.

Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагаю написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Предлагаю каждой группе выбирать лучшего - «знатока», а потом задать ему вопросы.

Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагаю построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов:

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли …?

Верно ли …? Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать «умные» вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

Технология проблемного обучения основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.

Для создания проблемных ситуаций использую также кроссворды, которые помогают определить тему урока или автора, а также выясняю уровень понимания произведения.

Проектная технология. Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта. Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.

Игровая технология. Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды.

При закреплении изученного материала можно рекомендовать следующие приёмы:

«Мим-театр» – изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает;

«Крестики-нолики» – работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали);

«Древо мудрости» – сначала быстро, но внимательно дети вычитают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

Информационно-коммуникационная технология. В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.

Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации (программа PowerPoint). Но здесь важно не увлекаться. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы.

Здоровьесберегающая технология. Неотъемлемой частью работы учителя является применение здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, хочу отметить важность смены видов деятельности на уроке, позволяющие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность.

Личностно-ориентированная технология. На личностно-ориентиро-ванном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

Особенностями этой технологии являются:

продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников, предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы;

организация обмена мыслями, мнениями, оценками, стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей;

стремление к созданию ситуации успеха для каждого учащегося;

побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.

Один из приемов работы – вариативные домашние задания, что дает возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.

Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство», которое может иметь разнообразные формы, среди которых можно предложить так как: пробно-поисковые ситуации, беседы-дискуссии, сам задай вопрос, личный пример учителя, прием устного словесного рисования, словарно-стилистическая работа, элементы драматизации.

Сочетание рассмотренных приемов работы с текстом, используя коммуникативно-деятельностный подход, позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательских умений.

Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения выпускника начальной школы. Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у младших школьников формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

В заключение хочу отметить, что эффективность данной работы зависит от учителя, который должен выступать организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда с уверенностью можно повторить слова И.Г.Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы

      Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Заставить  детей полюбить чтение нельзя, можно только увлечь, заинтересовать. Особую актуальность эта проблема пр...

Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы

Читательская грамотность, как ключ к другим видам функциональной грамотности....

Доклад на тему: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка"

laquo;Мои ученики будут узнавать новое не от меня.Они будут открывать это новое сами.Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»И. Г. Песталоцци...

Презентация на тему "Формирование экологической грамотности учащихся начальной школы"

Работа по экологическому образованию проводится на уроках окружающего мира («Окружающий мир» по программе А.А. Плешакова).Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между жив...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Особое внимание решению данной проблемы уделяется в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе. Перед начальной школой стоит с...