Программа работы с одаренным ребенком
методическая разработка (3 класс) по теме
Предлагается индивидуальная программа работы с одаренным ребенком в начальных классов по русскому языку и математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_odarenke.docx | 61.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 28 округа муром владимирской области
Индивидуальная программа
работы с одаренным ребенком Шуваровой Александрой
ученицей МБОУ «СОШ № 28»
округа Муром
Владимирской области
на период 2013-2015 уч.г.
Составила : учитель
начальных классов
МБОУ «СОШ № 28»
Усова Н.В.
2013 год
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧСЕКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
учащейся 2 «А» класса МБОУ СОШ № 28
Шуваровой Александры Александровны 9.07.2004 года рождения,
проживающей по адресу ул. Дзержинского д. 53\2 – 1.
Шуварова Александра обучается в МБОУ СОШ № 28 с первого класса. За это время Александра проявила себя как любознательный, инициативный и самостоятельный ученик. Наблюдение за успешным освоением учащейся общеобразовательной программы начальной школы и индивидуально-личностными особенностями выполнения учебной деятельности, её участия в интеллектуальных конкурсах и написания административных контрольных работ позволило выявить некоторые способности и склонности Александры, позволяющие отнести её к категории одаренных детей.
Общая осведомлённость и склонности учащейся
Александра имеет уровень развития общей осведомлённости выше среднего. Она достаточно легко усваивает научные понятия всех учебных предметов. Однако, учащаяся имеет склонность к изучению гуманитарных предметов. Успешно справляться с заданиями по письму Александре помогает хороший уровень развития моторики, достаточный уровень развития пространственной ориентировки, умение производить звуковой анализ слова, и составлять связанный рассказ.
Особенности познавательных процессов учащейся
Речь учащейся
В своей устной речи Александра использует с пониманием изучаемые ею научные понятия в школе. В таком случае можно сказать, что она имеет выше среднего уровень развития активного словарного запаса. Также устная речь учащейся отличается выразительностью.
Внимание учащейся
Присутствует средний уровень развития свойств внимания: достаточный уровень развития концентрации и переключения внимания, а в процессе выполнения учебных заданий внимание учащейся отличается постпроизвольностью.
Мышление учащейся
Успешно справлять с математическими заданиями Александре помогает высокий уровень развития логического мышления: учащаяся способна находить причинно-следственные связи и устанавливать связь между понятиями.
Присутствует высокий уровень развития операции обобщения и сравнения: Александра находит нестандартные основания для обобщения понятий, что способствует выделению новых признаков предметов или явлений в процессе их сравнения. Эта особенность проявляется в учебной деятельности в виде выполнения зданий по математике (нахождения четвёртого лишнего, решения математических задач) или окружающему миру (изучения обитателей различных мест).
Память учащейся
Память учащейся отличается большим объёмом кратковременной слуховой и долгосрочной памяти. Она быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.
Особенности познавательной деятельности
Познавательный интерес и мотивация обучения
Мотивация обучения учащейся имеет познавательный характер. Александра имеет устойчивый интерес к освоению гуманитарных предметов. Так, она способна рифмовать слова и переводить свою мысль в стихотворную форму. Она легко схватывает причинно-следственные связи и пытается понять «как» и «почему». Также она задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов) и хочет знать, что лежит в основе явлений и действий, обычно «видит больше» или «извлекает больше», чем другие ученики из рассказа или из того, что происходит.
Творческие характеристики и любознательность
Александра выдвигает большое число идей или решений проблем и ответов на вопросы и предлагает необычные, оригинальные, умные ответы. Выражает свое мнение без колебаний. Она способна составлять выводы из прочитанной книги или изучаемой темы на уроке и предлагать новые способы решения учебных заданий. Предпочитает работать самостоятельно и требует лишь минимального направления от учителя. Склонность к игре с идеями и фантазирует, придумывает («Интересно, что будет, если ...»).
Личностные особенности учащейся
Для Александры характерна высокая самооценка и уровень притязаний. Она всегда стремится довести начатое дело до конца. При этом у неё сильно развито чувство справедливости за общее дело. Она ясно выражает свои мысли и чувства. Она способная признавать ошибки. Александра любит находиться с людьми, общительна и предпочитает не оставаться в одиночестве. Имеет склонность доминировать среди других и, как правило, руководит деятельностью, в которой участвует.
Классный руководитель 2 «А» класса Усова Н.В.
Педагог-психолог МБОУ СОШ № 28 Софронова Е.В.
Введение
Программа предназначена для организации системной работы с ученицей начальных классов, обучающейся в массовой общеобразовательной школе, имеющей потенциальные способности в достижении высоких результатов в разных областях знаний. Программа поможет спланировать работу по подготовке учащейся к участию в олимпиадах, марафонах, конкурсах различного уровня.
Цели работы с одаренными детьми
выявление и поддержка способного одаренного ребенка, раскрытие его индивидуальности, развитие целостного миропонимания, творческого и системного мышления;
создание благоприятных условий для развития одаренного ребенка в интересах личности, общества и государства.
Задачи :
- развитие целостной картины мира;
- развитие творческого критического и абстрактно-логического мышления, способности к решению проблем;
- развитие способности к самостоятельному обучению и исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям;
развитие способностей к самопознанию и самопониманию, формирование положительной "Я – концепции".
Актуальность
С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности становится все более актуальной.
Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности младших школьников.
Реализация ФГОС нового поколения требует инноваций.
Основной целью работы школы в новых условиях является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей
Задачи раннего выявления, а затем обучения и воспитания одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Как отмечает известный исследователь способностей Н.С.Лейтес, выражение «одаренные ученики» весьма условно, поскольку рано проявившиеся у ребенка способности могут не получить ожидаемого развития, остаться нереализованными. Вместе с тем, у других детей подлинные выдающиеся способности могут обнаружиться позднее, в будущем.
Новизна данной программы в следующем:
- развитие потенциальной одаренности учащейся начальной классов в условиях массовой школы, а не специализированной;
- ярко выраженная предметная (лингвистическая, математическая) направленность;
- интегрированной характер, так как она ориентирована не только на расширение знаний в области языка, математики, но и на формирование и корректировку умственных способностей, психосоциальной (аффективной) сферы ребенка, творческое развитие;
- структура программы представлена тремя блоками: блок по развитию кругозора (русский язык, математика), блок по развитию интеллектуальных способностей и блок по развитию аффективной сферы, способствующие развитию творческого потенциала личности ребёнка, а так же перечнем, формируемых умений, способностей и особенностей эмоциональной сферы;
- своеобразной структурой занятия, включающего содержательные компоненты указанных выше блоков.
Для реализации задач по составлению программы мной были обозначены основные направления работы:
определение понятия «одаренности» в условиях массовой начальной школы (на основе теории А. И. Савенкова);
определение принципов, структуры, форм, содержания работы и систематизация практического материала;
определение требований к учителю, работающему с одаренным ребенком.
В настоящее время «Рабочая концепция одарённости» в рамках президентской программы «Дети России» (Москва, 1998 г.) предлагает нам следующее определение: «Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими и очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Важно отметить, что в нашем понимании одарённый ребёнок – это не только тот, который обладает выдающимися способностями и для которого необходимо обучение и воспитание в специализированной школе, но и тот, который обучается в массовой школе и потенциально одарен, то есть имеет потенциальные возможности в достижении высоких результатов. В данном случае «потенциальные возможности» - это скрытые, не проявляющиеся, но существующие возможности: базовый уровень, интеллект, креативность, на их основании развитие умственных способностей. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно. Этот путь и будет называться «самосовершенствование ребенка в условиях образовательного процесса». Другими словами, образовательный процесс, выстроенный с помощью целенаправленной педагогической деятельности, должен представлять собой совокупность условий, при которых каждый ребёнок будет осуществлять продвижение (развиваться), открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар, т.е. одарённость. Базой для создания таких условий должна стать специально организованная работа, и особая роль здесь отводится характеру заданий, предлагаемых ученикам.
Так как большинство школьных задач (математических, орфографических) решается по определенному алгоритму, то в одних случаях может возникнуть опасность бездумного, автоматического подхода к их решению, в других – ситуация растерянности при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему так важно включать учащихся как в построение рациональных способов применения знаний, так и в процесс анализа условия каждой конкретной задачи уже на самом раннем этапе ее решения. Особое место следует отводить подбору таких заданий, которые имеют внешнее сходство при различном их содержании и вариативности способов решения. Выполняя такие частично-поисковые задания, учащиеся должны самостоятельно выявлять эти варианты (как можно большее их количество) и определять наиболее рациональные из них. Задания, рассчитанные на мыслительную деятельность логического уровня, могут включать вопросы и задания, требующие от учащихся высказываний интуитивного характера, догадки, выдвижения возможных предположений .
Работа с одаренным ребенком в учебном процессе осуществляется через обучение по образовательной модели «Школа 21 века». Эта программа имеет систему познавательных задач, при решении которых появляется интерес не только к знаниям, но и к процессу их открытия, тем самым способствуют развитию творческих способностей учащихся, задачи творческого уровня, которые содержат элементы неизвестности, противоречия, требуют рассмотрения вопросов с разных точек зрения. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. Решая такие задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. А любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию маститого ученого. При выполнении творческих заданий следует оценивать только успех. Учитель должен внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем, видеть в каждом школьнике индивидуальность с особыми возможностями, дарованиями. Американский психолог Розенталь показал, что когда педагог ожидает «выдающихся успехов» от детей, они действительно эти успехи начинают показывать, даже если до этого считались не очень способными. Поисково-творческие задачи создают благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижений.
Требования, которые необходимо предъявлять к учителю, работающему с одаренными и высокоинтеллектуальными учащимися.
Учитель должен быть:
- способным к экспериментальной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллигентным, нравственным и эрудированным;
- владеть современными педагогическими технологиями;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- иметь позитивную Я – концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
стимулировать познавательные способности учащихся;
работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
Пояснительная записка
Программа предназначена для работы с учащейся 3-4 классов. При составлении программы в качестве методической основы использованы модели обучения одаренных детей раннего возраста, разработанные американскими психологами Р. Гилфордом «Структура интеллекта», Дж. Рензулли «Три вида обогащения содержания образования», Б. Блума «Таксономия цели», а также теоретические положения программы «Одарённый ребёнок в массовой школе» профессора МГПУ А.И. Савенкова, рекомендации «Рабочей концепции одарённости» программы «Дети России».
Цель программы:
развитие интеллектуально-творческого потенциала учащейся младшего школьного возраста Шуваровой Александры.
Реализация данной цели возможна при решении следующих задач:
обогащение кругозора учащихся через изучение материала, выходящего за рамки учебной программы с учётом их интереса;
совершенствование сферы когнитивного развития – «обучения мышлению» (горизонтальное обогащение содержания по А.И. Савенкову);
совершенствование сферы психосоциального развития – «социальной сферы» (горизонтальное обогащение содержания образов по А.И. Савенкову).
Работа по решению поставленных цели и задач строится на основе следующих принципов:
усложнения содержания учебной деятельности;
паритета заданий дивергентного и конвергентного типа;
доминирование развивающих возможностей над информационной насыщенностью;
ориентация на потребности ребёнка;
максимальное расширение круга интересов;
доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
сочетание индивидуальной учебной и исследовательской учебной деятельности с её полноценными формами;
Одним из необходимых условий в работе с одарёнными детьми является принцип, учитывающий специфику интересов, склонностей учащихся. Он реализуется через занятия по собственному выбору ребёнка в рамках дополнительного образования (горизонтальное обогащение содержания образования по А.И. Савенкову): работу кружка. С детьми, имеющими лингвистические и математические склонности, и ведётся работа по представляемой программе.
В программе ярко выражена предметная (лингвистическая, математическая) направленность. Ее можно считать интегрированной. Она ориентированна не только на расширение знаний в области языка, математики, но и формирование и корректировку умственных способностей психосоциальной (аффективной) сферы ребенка, творческое развитие. Поэтому структуру программы представляют три блока: блок по развитию кругозора (русский язык, математика), блок по развитию интеллектуальных способностей, блок по развитию аффективной сферы, способствующий, развитию творческого потенциала личности ребенка. (Приложение 3).
Содержательный уровень представлен тематическими блоками. При изучении каждого раздела ребенку предлагается не только материал, выходящий за рамки программы начальной школы, но и система заданий, способствующих развитию конвергентного и дивергентного мышления, творческого воображения, коммуникативных умений. При разработке заданий, направленных на активизацию мыслительных процессов высшего уровня необходимо использовать ключевые слова и фразы (модель Блума):
Уровень по «Таксономии» Блума
Ключевые слова и фразы
Познание
Сформулируй, установи, спиши, назови
Понимание
Расскажи своими словами, опиши, суммируй, покажи взаимосвязь, объясни смысл
Применение
Продемонстрируй, объясни цель применения, воспользуйтесь этим, чтобы решить
Анализ
Разложи на составляющие, объясни причину, сравни, классифицируй, объясни, как и почему
Синтез
Разработай новый вид продукта, создай, что произойдет, если..., придумай другой вариант, есть ли другая причина
Оценка
Установи нормы, взвесь возможности, выскажи критические замечания, выбери то, что тебе больше всего нравится,
При организации деятельности необходимо соблюдать следующие правила (по Д. Трифенгеру «исследовательское обучение»):
- нельзя заниматься наставлениями и давать прямые инструкции;
- нужно определять сильные и слабые стороны ребенка на основе наблюдения;
- нельзя сдерживать инициативу ребенка и делать за нее то, что она может делать сама;
- не следует торопиться с выяснением суждения, научитесь прослеживать межпредметные связи;
- необходимо приучать ребенка к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации;
- помогайте ребенку управлять процессом усвоения знаний;
- подходите ко всему творчески.
Блок по развитию кругозора
Русский язык
Содержательный уровень состоит из двух частей:
Секреты русского языка.
Когнитивная сфера.
«Секреты русского языка» состоит из трёх разделов: «Лексика и фразеология», «Состав слова и словообразование», «Речевое творчество». Практическая часть каждой темы представленных разделов осуществляется через решение лингвистических задач из сборника «Подумай и ответь», составленного Л.А. Шкатовой. Данные задачи способствуют развитию интереса к лингвистике, учат анализировать занимательные языковые факты, помогают понять строй языка.
Раздел «Лексика и фразеология» необходим для изучения в связи с тем, что при выполнении олимпиадных работ задания, связанные с лексикой и фразеологией, вызывают у учащихся значительные затруднения. Кроме того, темы данного раздела вызывают особый интерес у учащихся и сознательное желание дополнительно познакомиться с этими разделами науки о языке. Занимаясь лексикой и фразеологией, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение пользоваться справочной литературой, обогащают словарный и фразеологический запас. В ходе изучения формируется интерес к работе как исследователей языка и закладывается профессиональный интерес к занятиям лингвистикой – наукой огромной социальной значимости. Лексические и фразеологические умения формируются с помощью специальных упражнений, среди которых следующие:
Нахождение изучаемого лексического явления среди слов в словосочетании, предложении, тексте. Чтобы выполнить это упражнение, учащиеся должны знать отличительные признаки каждого из лексических явлений.
Подбор примеров, иллюстрирующих изучаемое лексическое явление. Слова для этого упражнения учащиеся подбирают либо из печатных источников (учебников, словарей, газет), либо по памяти.
Определение роли изучаемого лексического явления в тексте.
Группировка изучаемых лексических явлений.
Нахождение и исправление лексических ошибок.
Составление таблиц.
Нахождение слов в словаре.
Составление словарной статьи знакомого слова.
Составление кроссвордов.
В разделе «Состав слова и словообразование» используется занимательный дидактический материал, способствующий развитию лингвистического мышления, внимания к слову, юмора и воображения.
Раздел «Речевое творчество» реализуется через курс «Мир фантазий», разработанный С. Гин, который апробирован в 1994-2000 гг. в школах России, Украины, Белоруссии. Основой курса являются приемы нахождения новых идей, в том числе развития воображения на базе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Предлагаемый материал позволяет достаточно быстро и легко научить ребенка алгоритмам создания собственных творческих продуктов: сочинению загадок, игр, сказок и др.
Математика
Содержательный уровень представлен двумя математическими линиями: «Мир чисел» и «В мире задач». Реализуются через формирование умений комбинировать, анализировать, планировать и рассуждать.
Способность комбинировать проявляется в возможности создавать разные сочетания предметов или их элементов. Развитие способности комбинировать характеризуется с двух сторон: количественной и качественной. В первом случае предполагается, что чем лучше развита у ребенка эта способность, тем он больше составит сочетаний из данных, приведенных в условиях задачи. Например, если при решении задачи ребенок сможет найти только один какой-нибудь вариант сочетания слагаемых, то это свидетельствует, скорее всего, о недостаточном количественном развитии способности комбинировать. Во втором случае, при рассмотрении развития способности комбинировать с качественной стороны предполагается, что чем лучше развита у ребенка эта способность, тем он более планомерно и упорядоченно проводит комбинирование данных.
Способность анализировать проявляется в возможности выделять в явлении разные стороны, в умении вычленять в предмете конкретные особенности. Способность ребенка анализировать проявляется при разборе условий задания и его требований, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Развитие способности анализировать характеризуется с двух сторон – количественной и качественной. В первом случае имеется в виду, что чем лучше у ребенка развита способность анализировать, тем лучше он разберется в задаче с большим числом данных, тем легче справится с вычислением этих данных и их отношений, обозначенных в условии задач. Например, успешное или неуспешное решение арифметических задач с большим количеством действий выступает достаточно ясным показателем степени развития способности у ребенка анализировать. Если он путается в условии такой задачи, то это свидетельствует, скорее всего, о невысоком уровне сформированности у него способности анализировать. Во втором случае, чем лучше у ребенка развита способность анализировать, тем он точнее выделяет отношения данных, более четко отличает необходимые данные от необязательных, избыточных.
Способность планировать проявляется у ребенка в его возможности намечать шаги для получения результата и разрабатывать последовательность своих действий для достижения поставленной цели. Ребенку можно предложить рассказать, как он будет срисовывать какое-нибудь изображение. По тем действиям, которые ребенок будет предпринимать, в каком порядке их осуществлять во время рисования, можно судить о том, как он планирует свои шаги для достижения требуемого результата. Способность планировать при этом проявляется в последовательности действий: какие будут выполняться раньше, какие позже. Чем лучше развита у ребенка способность к планированию, тем легче ему решать задачи, в которых для получения результата требуется выполнить много действий, тем у него больше возможностей намечать последующие действия до выполнения предыдущих. Однако у детей с недостаточным развитием этой способности наблюдается обратная картина: последующие действия намечаются после выполнения предыдущих.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени. При решении задачи способность рассуждать проявляется в понимании отношений между данными. Чем лучше у ребенка развита эта способность, тем ему легче выполнить сложное умозаключение, тем реже он допускает логические ошибки и противоречия в рассуждении.
Специальные задания, которые систематизированы в методических материалах, формируют приемы рационального запоминания, развивают абстрактное мышление, пространственное воображение, тренируют внимание, приучают детей быть собранными, готовыми в любой момент к неожиданному повороту событий, что дает им уверенность в собственных силах и ведет к повышению эффективности обучения в целом, способствуют воспитанию творческой личности. Эти занятия побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Чтобы выполнить задание, ученик учится делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявляет закономерности, учится фантазировать. Каждый ребенок работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, ему посильную ступеньку. На занятии, где используется данный материал, у ребенка больше возможности подумать, поразмышлять, попробовать разные пути решения задач. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Блок по развитию интеллектуальных способностей
Развитие когнитивной сферы осуществляется через тренинги, предлагаемые Л.Ф. Тихомировой в пособии «Развитие интеллектуальных способностей школьника», среди которых: тренинги по развитию мышления, внимания, памяти.
Блок по развитию аффективной сферы
Задачу психо- социального развития (развитие положительной Я – концепции, понимания других людей, регулирования социально неприемлемых форм поведения, навыков межличностного общения) решается с помощью упражнений из курса психогимнастики, разработанного Е.А. Алябьевой и изложенной в методическом пособии «Психогимнастика в начальной школе». На занятиях используются следующие упражнения:
- мимические и пантамимические этюды, цель которых – выразительное изображение отдельных эмоциональных восприятий, связанных с видами телесного и психического довольства и недовольства;
- этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций, с целью выразительного изображения черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность), их моральная оценка; данные упражнения носят психопрофилактический характер;
- этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребёнка или группу в целом; цель которых коррекция настроения и отдельных черт характера ребёнка;
- психомышечная тренировка с целью снятия психоэмоционального напряжения, внушения желательного настроения.
Структура проведения занятия
Содержание программы реализуется через систему занятий, которые проводятся 1 раз в неделю в 3 классе с целью организации системной работы по развитию интеллектуальных способностей, коммуникативных умений и мотивационной сферы учащихся, и 2 раза в неделю в четвертом классе, где добавляется работа по подготовке учеников к участию в марафонах, олимпиадах городского уровня.
Структура занятия в 4 классе выглядит следующим образом:
Разминка, которая включает в себя тренинг по развитию памяти, мышления, воображения с использованием сборника Л.Ф. Тихомировой «Развитие интеллектуальных способностей школьника» или проведение блиц-турнира, включающего разгадывание ребусов, кроссвордов, шарад, анаграмм и другого занимательного материала.
На втором этапе предлагается изучение основной темы данного занятия.
На третьем этапе проводится психогимнастика по методическим рекомендациям Е.А. Алябьевой.
Такая структура занятия позволяет решать поставленные программой задачи, учитывая при этом возрастные особенности младших школьников.
Отслеживание уровня развития творческого потенциала личности возможно осуществлять по методикам Векслера, Равена, адресованные психологам, и методикам, предложенные Савенковым А. И., разработанные для учителей и родителей: «Интеллектуальный портрет», «Карта одаренности», «Методика определения общей одарённости». Сочетание этих методик позволяет более объективно осуществлять мониторинг развития.
Программа( рассчитана на 2 года)
Русский язык
Лексика и фразеология.
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы, омографы, омоформы, омофоны. Словари омонимов. Синонимы. Возникновение синонимов. Разновидности синонимов. Словари синонимов. Антонимы. Разновидности антонимов. Словари антонимов. Исконно русские слова в русском языке. Иноязычные слова в русском языке. Диалектные слова. Устаревшие слова. Заимствованные слова. Неологизмы. Фразеология как раздел русского языка. Фразеологизм как единица русского языка. Фразеологические словари. Многозначность и омонимия фразеологизмов. Синонимия и антонимия фразеологизмов.
Занимательное словообразование.
Как устроены слова. Детское словотворчество. Секреты дедушки Корня. Слова-родственники. Кто командует корнями? Корень и «главное» правило или «Не лезьте за словом в карман!». «Пересаженные» корни. Приставки-труженицы. Суффиксы-работяги. Сложение бывает не только в арифметике. Почему мы так говорим?
Речевое творчество. Мир фантазии.
Понятие о фантазировании. Понятие о психологической инерции. Развитие ассоциативности. Критерии новизны. Ассоциативные загадки. Метафоры. Значение ассоциативности. Развитие ассоциативности: обобщение. Приём «Морфологический анализ». Конструктор игры. Придумывание сказок. Признаки объектов. Действия объектов. Метод фокальных объектов. Приём фантазирования Дж. Родари. «Круги на воде». Приём фантазирования Дж. Родари. «Бином фантазии». «Произвольная приставка» Приём «Что потом?» Приём «Творческая ошибка». Приём «оживления». Приём «увеличения, уменьшения». Приём «ускорение-замедление». Метод Робинзона. Приём «наоборот». Приём «связки антонимов». Сказки про животных. Фантазирование и прогнозирование.
Математика
Способность комбинировать.
Задачи «в 2», «в 3», «Шаги петуха», «Шахматный конь», игры «Спрятавшиеся слова», «Перевёртыши», «Кто где живет». Задачи «В обмен», «Марсианский язык».
Способность анализировать.
Поиск девятого неизвестного. Задачи на поиск закономерностей (нахождение последовательностей). Задачи на поиск аналогии.
Способность планировать.
Игра «Обмены». Самые простые задачи. Простые задачи. Непростые и несложные задачи. Анаграммы (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, тексты).
Способность рассуждать.
Решение задач путем составления логических таблиц (самые простые, простые задачи). Задачи на сравнение. Задачи на совмещение. Задачи на отрицание. Отношения между словами. Задачи на определение возраста. Раздели предложения. Скрытые предложения.
Тайны чисел.
Числовые головоломки. Числовые лабиринты. Числовые шарады, метаграммы, логогрифы. Числовые загадки. Кросс – суммы и волшебные квадраты. Математические игры и фокусы.
В мире задач.
Логические. Анализ. Задачи на поиск закономерностей (нахождение преобразований). Задачи на поиск аналогий.Планирование. Сложные задачи.Рассуждение. Решение задач путем составления логических таблиц (усложненные, сложные задачи). Задачи на различия. Задачи на определение скорости.
Нестандартные текстовые задачи (решение алгебраическим способом, арифметическим способом).
Дивергентные задачи.
Задачи с недостающими данными. Задачи с избыточными данными. Задачи с неопределенным условием.
Развитие интеллектуальных способностей
Тренинг мышления и памяти.
Составление предложения. Поиск общего. Что лишнее? Поиск предметов, обладающих общим свойством. Поиск предметов, с противоположными свойствами. Поиск предметов по заданным признакам. Поиск предметов-звеньев, объединяющих данные предметы. Поиск способов применения предметов. Учимся формулировать определения. Учимся выражать мысли другими словами. Перечень заглавий к рассказу. Сокращение рассказа. Выражение. Построение сообщения по алгоритму. Слова наоборот. Учимся замечать главное. Узнаём зашифрованные предложения. Пробуем иначе. Увеличение количества предметов. Преобразование свойства предметов. Сопоставление противоположных мнений. Смена порядка следования. Отделение одного предмета (явления) привычно существующего во взаимодействии. Резкое сокращение времени между явлениями. Перемещение во времени, существование какого-либо предмета. Совмещение пространственно разделенных предметов. Гипотетическая ситуация. Отвечаем на вопрос «Почему?». Анализ пословиц.
Слова с одной буквы. Города. Украшаем слова. Добрые слова. Картина. Антонимы. Антонимы и синонимы. Пересказ по кругу. Запоминаем текст. Учим текст наизусть. Зрительная память. Двигательная память. Скороговорки и считалки.
Тренинг внимания.
Игры: Часы. Исправляем ошибки. Пишем предложение. Сравниваем картины. Алфавит. Поём вместе. Кто внимательней. Поиск предметов. Развиваем внимательность и наблюдательность. Лови мяч. Передай смысл стихотворения. Ищем ошибки в тексте. Знаем ли мы пословицы?
Психогимнастика
Мимические и пантомимические этюды.
«Любопытный» (выражение интереса), «Я так устал» (эмоции, страдания, печали), «Игра с камешками» (эмоции радости, удовольствия), «Что там происходит» (развитие способности понимать эмоциональное состояние другого), «Сосредоточенность», «Я – грозный боец» (выражение смелости), «Вкусные конфеты» (эмоции удовольствия), «Золотые капельки» (эмоции радости), «Перемена погоды» (эмоции страдания и печали), «Гроза» (выражение страха), «Сердитые мальчики» (эмоции гнева), «Жар-птица» (удивление, восхищение), «Стыд» (эмоции стыда, вины) и др.
Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
«Любящий сын» (эмпатия), «Застенчивый ослик» (застенчивость), «Робкий ребёнок» (профилактика робости), «Капитан» (коррекция застенчивости), «Упрямый мальчик» (коррекция упрямства), «Туча» (коррекция эгоистичности), «Вагончики» (профилактика трусости), «Жадина», «Подари подарок» (щедрость), «Добрый человек», «Робкий подосиновик» (робость), «Ссора» (профилактика агрессии), «Поздоровайся» (вежливость), «Честный шофёр» (профилактика лживости); игра- сказка «Брыкающиеся лошадки» (упрямство, капризы), игра «Злые-добрые кошки» (снятие общей агрессии), «Мышка» (профилактика хвастовства).
Этюды игры, имеющие психотерапевтическую направленность.
«Уходи, злость, уходи!» (коррекция агрессивного поведения), «Слушай хлопки» (активное внимание), коррекция лжи и агрессии «Карабас Барабас», «Ты – лев» (саморегуляция), «Капризный мальчик», этюды на внимание, память, преодоление двигательного автоматизма, коррекцию непослушания, несобранность, неорганизованность.
В процессе работы по программе у ребенка формируются
следующие способности и умения
Познавательные способности.
Владение большим объёмом информации. Богатый словарный запас. Перенос усвоенного знания на новый материал. Установление причинно-следственных связей. Умение делать выводы. Использование путей поиска информации. Умение оценивать как сам процесс деятельности, так и его результат. Умение рассуждать. Построение гипотез. Критичность мышления. Высокая любознательность.
Творческие способности.
Способность рисковать. Дивергентное мышление. Гибкость мышления и действий. Способность высказывать оригинальные идеи. Богатое воображение. Развитие интуиции.
Особенности эмоциональной сферы.
Реалистическая Я – концепция. Уважение к другим. Толерантность. Склонность к самоанализу. Настойчивость в выполнении задания. Чувство юмора. Чуткость к анализу нравственных проблем.
Направленность
Программа может стать подспорьем для педагогов, желающих организовать работу с учащимися младшего школьного возраста, обучающихся в общеобразовательной школе, имеющих потенциальные способности в достижении высоких результатов в разных областях знаний, поможет спланировать работу по подготовке учащихся к участию в олимпиадах, марафонах, конкурсах различного уровня.
Учебно – тематическое планирование по русскому языку
3 класс (14 часов)
№ | Тема | Количество часов |
1 | Как рождаются слова. Почему их так называют? | 1 |
2 | Транскрипция. Звуковой анализ слов. | 1 |
3 | Способы словообразования. Словообразовательный анализ. | 1 |
4 | Сложные и сокращенные слова. Образование сложных слов в нестандартных ситуациях. | 1 |
5 | Устаревшие слова. В музее истории слов. | 1 |
6 | Слова - пришельцы.Неологизмы. | 1 |
7 | Крылатые слова. | 1 |
8 | Чемпионы среди имен. Как появились фамилии. | 1 |
9 | Слово или не слово? | 1 |
10 | Слово одно, а значений несколько (многозначные слова). | 1 |
11 | Слова- близнецы (омонимы). Омофоны. Различай слова по смыслу. | 1 |
12 | Слова – друзья (синонимы). Антонимы | 1 |
13 | Тарабарская грамота. | 1 |
14 | Необыкновенные сочетания. | 1 |
4 класс(25 часов) | ||
1 | Почему мы так говорим (фразеологизмы). | 1 |
2 | Фразеологические термины. | 1 |
3 | Фразеологические словари. Многозначность фразеологизмов. | 1 |
4 | Составление крылатых выражений из отдельных слов. Работа с пословицами. | 1 |
5 | Фразеологизмы – синонимы. | 1 |
6 | Фразеологизмы – антонимы. | 1 |
7 | Интеллектуальный марафон. | 1 |
8 | Олимпиада по русскому языку (школьный тур). | 1 |
9 | Ударение. | 1 |
10 | Все растет из корня. Это полезно запомнить. | 1 |
11 | Части слова. Чередование гласных в корне. | 1 |
12 | Безударные гласные. | 1 |
13 | Правописание приставок. | 1 |
14 | «Прадедовские» приставки. | 1 |
15 | Суффикс. Трудные случаи правописания. | 1 |
16 | Игра «Устами младенца». | 1 |
17 | Решение орфографических задач. | 1 |
18 | Форма родительного падежа множественного числа имен существительных. | 1 |
19 | Части речи. Общий род. | 1 |
20 | Склонение существительных. | 1 |
21 | Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых существительных. | 1 |
22 | Части речи. Морфологические шарады. | 1 |
23 | Учимся делать логические выводы. | 1 |
24 | Анаграммы. Шарады. Метаграммы. | 1 |
25 | Ребусы. Занимательные головоломки. Вопросы шутки. | 1 |
Учебно – тематическое планирование по математике
3 класс (14 часов)
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Множество и его элементы. Различные способы задания множеств. | 1 |
2 | Равные множества. Пустое множество. Диаграмма Венна. Знаки и . | 1 |
3 | Подмножество. Знаки и . Разбиение множества на части (Классификация). | 1 |
4 | Пересечение множеств. Знак . Свойства пересечения множеств. | 1 |
5 | Объединение множеств. Знак . Свойства объединения множеств. | 1 |
6 | Как люди научились считать. Из истории натуральных чисел. | 1 |
7 | Загадочность цифр. Логические квадраты. Закономерности. | 1 |
8 | Числа и операции над ними. Многозначные числа. | 1 |
9 | Решение задач. Единицы длины. | 1 |
10 | Решение задач. Единицы массы. | 1 |
11 | Решение задач. Единицы времени. | 1 |
12 | Старинные меры измерений. | 1 |
13 | Составление таблиц известных мерок. Исследовательские творческие задания. | 1 |
14 | Сравнение, сложение и вычитание единиц. | 1 |
4 класс(25 часов) | ||
1 | Переменная. Выражения с переменной. | 1 |
2 | Решение задач. | 1 |
3 | Верно и неверно. Всегда и иногда. | 1 |
4 | Решение задач. | 1 |
5 | Равенство и неравенство. | 1 |
6 | Уравнения. | 1 |
7 | Решение задач. | 1 |
8 | Геометрические фигуры и величины. | 1 |
10 | Преобразования геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. | 1 |
11 | Конструирование геометрических фигур. | 1 |
12 | Решение задач. | 1 |
13 | Формулы. Формулы периметра и площади прямоугольника, треугольника, объема прямоугольно параллелепипеда. | 1 |
14 | Решение задач. | 1 |
15 | Скорость, время, расстояние. Формула пути. | 1 |
16 | Решение задач. | 1 |
17 | Формула стоимости. | 1 |
18 | Формула работы. | 1 |
19 | Формула произведения. | 1 |
20 | Схемы. | 1 |
21 | Графическое моделирование. | 1 |
22 | Дерево возможностей. | 1 |
23 | Математические игры. | 1 |
24 | Ребусы. | 1 |
25 | Старинные задачи. | 1 |
3 класс – 6 часов
4 класс – 18 часов
Литература
«Рабочая концепция одаренности». Президентская программа «Дети России». Авторский коллектив. Москва, 1998.
Одаренные дети. Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменская и В.М. Слуцкий. – М.: Прогресс, 1991.
Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: «Академия», 2000.
Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. – М.: «Академия», 2000.
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль, «Академия развития», 1996.
Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. – М.: «Просвещение», 1988.
Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе. – М.: «Просвещение», 1978.
Григорян Л.Г. Язык мой – друг мой. – М.: «Просвещение», 1988.
Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М.: «Просвещение», 1989.
Волина В.В. Праздник букваря. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 1995.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: «Просвещение», 1994.
Гин С. Мир фантазии. – М.: «Вита-Пресс», 2001.
Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. – М.: Творческий центр, 2003.
Афонькин С. Ю. «Учимся мыслить логически». – Санкт-Петербург, 2002.
Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. «Диагностика познавательной сферы ребенка». – Москва, 1994.
Васильева Е. Н., Григорьева Л. М., Сушкова В. Н. «Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей». – Тюмень, 2002.
Винокурова Н. К. «Развитие творческих способностей». – Москва, 1999.
Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте». Психологический очерк. Книга для учителей. – Москва, 1991.
Гормин А. С. «Теоретические основы обучения и воспитания одаренных детей в парадигме барьерной педагогики». – Великий Новгород, 2002.
Гуревич К. М. «Индивидуально-психологические особенности школьников». – Москва, 1988.
Развитие познавательных способностей./ Под ред. Дубровиной И. В. – Москва, 2002.
Зак А. З. «Развитие интеллектуальных способностей». – Москва, 1996.
Зак А. З. «Как развивать логическое мышление». – Москва, 2001.
Зак А. З. «Различия в мышлении детей». – Москва, 1992.
Зак А. З. «Путешествие в Сообразилию». – Москва, 1995.
Зак А. З. «Диагностика видов мышления у младших школьников». – Москва, 1995.
Коршунова Л. С. «Воображение и его роль в познании». – Москва, 1979.
Лейтес Н. С. «Умственные способности и возраст». – Москва, 1971.
Лейтес Н. С. «Об умственной одаренности». – Москва, 1960.
«Проблемы способностей в советской психологии». – Ленинград, 1984.
Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. «Развитие творческого воображения», – Москва, 2000.
«Современная школа в инновационном образовательном процессе». – Сборник статей. Тюмень, 2003.
Теплов М. Б. «Избранные труды. Том 1» (в 2 томах). – Москва, 1971.
Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста». – Москва, 1996.
Тихомирова Л. Ф. «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка». – Москва, 2000.
«Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность». Сборник научных трудов. – Свердловск, 1990.
Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997.
Новотворцева Н.В. Развитие детей, часть 3. – Ярославль, «Академия развития», 1997.
Анастази А. Псижологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ «НАШИ НАДЕЖДЫ» (начальная школа)
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая шк...
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку(3-4 класс)
Календарно-тематическое планирование занятий по русскому языку для одаренных детей....
Программа работы с одаренными детьми.
Программа работы с одаренными детьми,способствующая реализации творческогои интеллектуального потенциала....
Программа индивидуального развития "Одаренный ребенок"
Индивидуальный план развития обучающегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важныепедагогические задачи:поддерживать высокую учебную мотивацию школьник...
Программа индивидуальной работы с одаренным ребенком.
Программа составлена на основе методического пособия О.В.Узорова "Контрольные и олимпиадные работы по математике". Данная программа является помощником учителя в работе с учеником, обл...
Индивидуальный план работы с одаренным ребенком
Индивидуальный маршрут...
Программа «Обучая, развиваем» (Программа работы с одаренными детьми в начальной школе)
Программа направлена на выявление способностей младших школьников по различным направлениям....