Урок на тему: Лес. Текст. Составление, озаглавливание текста.
материал по теме

Тарасова Людмила Парфентьевна

Интегрированный урок (ОМ + развитие речи). 

Урок направлен на:

  • формирование умения применять полученные знания в различных ситуациях;
  • развитие коммутативных навыков в ходе групповой работы;
  • формирование умения учащихся видеть красоту  родной природы;
  • воспитание бережного отношения к природе, желание помочь животным в трудное время года.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon les.ozaglavlivanie_teksta.doc36 КБ
Файл les_ozaglavlivanie_teksta.rar2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый интегрированный урок (ОМ + развитие речи)

Тема урока: Лес. Текст. Составление, озаглавливание текста.

Цель урока:

  • систематизировать знания учащихся о лесе;
  • формировать умения применять полученные знания в различных ситуациях;
  • развивать коммутативные навыки в ходе групповой работы;
  • продолжить формирование умения учащихся видеть красоту  родной природы;
  • воспитывать бережное отношение к природе, желание помочь животным в трудное время года

Оборудование:

  • мультимедийный проектор (презентация к уроку);
  • аудиокассета «Голоса птиц»;
  • карточки для групповой работы (дифференцированные);
  • картинки о  лесе;
  • толковые и орфографические словари;
  • «ромашки» для релаксации

Ход урока

  1. Организационный момент                                 (слайд 1)

- Урок сегодня не совсем обычный. У нас – гости. Приятно видеть ваши радостные лица. Давайте посмотрим друг другу в глаза, почувствуем теплоту и поддержку.

  1. Сообщение  темы и цели урока:

- На уроках окружающего мира мы с вами изучаем лес как природное сообщество. А на уроках русского языка мы учимся составлять тексты, озаглавливать, начинать и заканчивать их. Сегодня на уроке мы постараемся применить полученные знания о лесе при составлении текста.

- Давайте вспомним признаки текста.

  1. Подготовительный этап.

- Я предлагаю совершить путешествие  в лес. Мы увидим его живую красоту, услышим его звуки, прикоснёмся к его тайнам, ощутим его частичкой                                                          (слайд 2)

- На пути нас встречает Мишка-торопыжка                           (слайд 3)

- Мы в гостях. Давайте вспомним правила поведения в лесу (слайд 4)

- Давайте послушаем стихотворение о правилах поведения в лесу:

(дети читают стихотворение с листочков)

Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин дуб и лось
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!

- Кто в лесу не шумит, а наблюдает, может многое увидеть, услышать, почувствовать.

III. Основной этап.

1. Давайте вспомним правила общения

2. Встанем в ресурсный круг. «Лес»

(Дети встают в круг и отвечают: Я вижу в лесу…)

Я вижу…..
Я слышу …..
Я чувствую …..

3. Рефлексия.

- Было ли ощущение, что мы находимся в настоящем лесу?

- Мне понравилось, как вы внимательно слушали друг друга…

4. Торопыжка хочет услышать, что мы знаем о лесе. Какой бывает лес?                                                                         (слайды 5,6, 7)

Вывод                                                                         (слайд 8)

4. Давайте полюбуемся красотой леса :

-Перед нами лесная опушка                                            (слайд 9, 10)

- Как  вы понимаете слово опушка? Где можно посмотреть значение этого слова?

- А в каком словаре можно проверить написание этого слова?

- Какое время года сейчас? Какие краски преобладают в лесу зимой? (хрустально-белые)

- Придумайте предложения к этой картинке.

- Выберите те предложения , которое подходит для описания этой картинки                                                                         (слайд 11)

5. Ребята, а кого мы можем увидеть в лесу?

 

- Торопыжка приготовил для нас загадки о них         (слайды 12 – 18)

- Давайте придумаем загадку о волке.  Что мы о нём знаем?

  1. Фикультминутка.

Раз по тропочке лесной, по лесной, по лесной
Прыгал зайка озорной, озорной так…
Мишка зайку догонял, догонял
Он вразвалочку шагал, он шагал так…
И нарядна хороша, хороша
Шла лисичка не спеша, не спеша так…

- Какие красивые выражения вы запомнили из физкульминутки?

  1. Подготовка к составлению текста:

- Ой, ребята, а кто же это здесь проходил? Давайте попробуем узнать, где, чьи следы?                                                 (слайд 19)

- А все ли обитатели леса живут зимой одинаково?

- Давайте разберёмся                                                 (слайд 20)


- Можем ли мы чем-нибудь помочь животным зимой?

- Придумайте предложения к этой картинке.

  1. Составление текста (работа в группах – дифференцированно)

- Ребята у вас на столах лежат конверты с заданием разно сложности. Выберите себе конверт  и выполните задание.

-Для выполнения этого задания нам нужно вспомнить основные части текста:

  • Вступление;
  • Основная часть;
  • Заключение

- Прочитайте тексты, которые у вас получились. Дайте им заголовок.

(В конвертах деформированный текст с заданиями разной сложности)

  1. Запись текстов в тетради.

  1. Итог урока. Релаксация:

- Если вам понравилось работать на уроке, и было легко, прикрепите на  доску белый листочек, если вы затруднялись – зелёный листок, если вам было трудно – красный листок.



Подписи к слайдам:

2 класс -Здравствуй, лес, дремучий лес,Полный сказок и чудес!Ты о чём шумишь листвоюНочью тёмной, грозовою?Что там шепчешь на заре,Весь в росе как в серебре?Кто в глуши твоей таится?Что за зверь? Какая птица?Всё открой не утаи:Ты же видишь - мы свои!С.Погореловский
Здравствуйте! Добро пожаловать в гости! Береги природу!
ТАЙГА Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. СМЕШАННЫЙ ЛЕС К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины , ольхи . Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. ШИРОКОЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клён, ясень, вяз. ЛЕСА
Тайга
Смешанный лес
Широколист-венный лес
ель
сосна
береза
лиственница
клен
дуб
Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка) За деревьями, кустами Промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало - Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса) У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода - кора. (Заяц) 1
2
3
Делают запасы
Впадают в спячку
Ищут корм в природе
Расселите животных по домикам МедведьБелкаЛосьЗаяцЁжХомякКабанВолкМышьБарсук Проверь себя Январский лес сказочно красив.Снежная белая шуба покрывает ветки елей.Веточки берёз украсил белый иней.Зимнее низкое солнце освещает вершины деревьев. Холодно и голодно обитателям леса.Помоги им! Жизнь кажется иною,И сердце не болит,Когда над головою,Как вечность, лес шумит.С.Никулина
ТарасоваЛюдмила ПарфентьевнаМОУ « СОШ №2 »г. Нягань

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК " Планета знаний" на тему: " Развиваем главные мысли в тексте. Составление текста по схеме-модели Солнечный цветок" в соответствии с ФГОС

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. Это 4 урок по теме: "Развиваем главные мысли в тексте".Тема урока: " Развитие речи. Составление текста по схеме - модели "Солнечный цветок"...

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Составление связанного текста из деформированных предложений "Белка"

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Составление связанного текста из деформированных предложений "Белка" по рассказам В.Бианки...

Урок русского языка во 2 классе "Озаглавливание текстов".

Главная задача урока: научить детей грамотно озаглавливать тексты. Урок проходит в виде дидактичской игры....

Конспект урока по теме «Роль имен прилагательных в тексте» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: знакомство с текстом-описанием; развитие умения употреблять имена прилагательные в тексте.Планируемые результаты:Предметные:уметь употреблять имена прилагательные в тексте;уметь распознава...

Конспект урока по теме: «Совершенствование речевых умений. Типы текста» в 4 классе.

Данный материал имеет практическую ценность: урок русского языка, построенный по УМК  «Начальная школа 21 века», даёт возможность повысить уровень требований к учащимся.Урок соответст...

Конспект урока на тему: "Выделение предложения из сплошного текста и анализ данных предложений"

Конспект подгруппового логопедического урока по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза на тему: "Выделение предложения из сплошного текста и анализ данных предложений...