конспект урока ОРКСЭ
план-конспект урока (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №3
Учитель Корнева Светлана Владимировна
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики».
МОДУЛЬ «Основы светской этики»
Урок №5
Тема урока: Добро и зло (урок первый).
Цель урока: научить детей делать добро, отвечать на зло - добром.
Задачи : подвести учащихся к пониманию основных категорий морали – добро, зло, гуманность; формирование умений работать с учебником, словарем; делать выводы; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.
Методы: проблемно - поисковый; репродуктивный, работа.
Оборудование: учебник, словари Ожегова, мультимедийная установка, карточки «добро», «зло», жетоны, заготовки для композиции, зеркала.
Основные термины и понятия: добро, зло, гуманность.
Ход урока.
- Организация деятельности учащихся, психологический настрой.
(звучит песня «Дорогою добра»)
Придумано кем-то просто и мудро
при встрече здороваться
Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро приветливым лицам!
Сегодня урок ОРКСЭ проведу у вас я. Зовут меня Светлана Владимировна.
- Тема, цель, задачи урока.
Ребята, о чем эта песня? Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке?
А кто назовет антоним к слову добро, противоположное по значению добру слово?
Тема нашего урока «Добро и зло». (слайд 1)
Откройте тетради, запишите число, урок №5. Тема урока - Добро и зло.
Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?
Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро? И что такое Зло? (слайд2)
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. (слайд3)
Зло — с тьмой, тёмным, чёрным. (слайд 4,5)
- Подготовка к изучению нового
Ребята, а мир враждебен? Или он несёт человеку благо?
“…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” - и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”
Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым.
Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами.
На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла…”.
А наследующий день во дворец забежал ребёнок...и со всех сторон его окружили улыбки и радость…
Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро?
Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?
Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»
- Изучение нового.
Встаньте, ребята, возьмите зеркало . Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и вместе все похохочем. (плакат ха-ха-ха)
Мир – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.
Где мы можем узнать определение понятий добра и зла? (учебник, словарь)
5. Самостоятельная работа
У нас 4 группы: сейчас с помощью жетонов мы определим то понятие, над которым вы будете работать. (жетоны: черные и белые полоски)
- Первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло, третья и четвертая группы работают со словарями Ожегова: третья группа – добро, четвертая – зло. Ищем определения. (слайд 6+ музыка)
- Нарисуй условное изображение лица человека. Подумай, что в лице человека говорит о его доброте, зле?
- Придумайте слова, которые относятся к вашему понятию. Помогут схемы. (схемы «добро», «зло»)
Итак: (слайд 9)
- Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
- Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам.
Вспомните золотое правило этики. СЛАЙД 10
- Какой вывод можно сделать?
Добрые поступки помогают нам жить дружно, утверждают нашу гуманность – взаимопонимание и взаимоуважение.(слайд 11)
- Первичное закрепление. (слайды 12-16)
- Перед вами картинки. Разделите эти картинки на две группы. Как вы их разделите?
Обсуждение картинок.
- Чаша (слайд 17)
Как вы думаете чего на земле больше? Добра или зла? Нам помогут определить это чаши весов.
( Идет процесс чтения и комментирования пословиц: ученик читает пословицу, объясняет ее смысл, определяет, о чем она - о добре или о зле, и выбирает для нее камень соответствующего цвета – черный или белый. Камень укладывают на определенную чашу.
Пословицы. (слайд 18)
* Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).
*Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).
* Доброе слова и железные воРота открывает.
*Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).
* Злоба лишает человека силы. ( Про зло).
* За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (Про зло).
Ребята добро перевешало зло. Вот так и должно быть. Потому что Зло разрушает взаимоотношения людей, распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.
- Физминутка
Поиграем в игру «Топаем – хлопаем»
Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем.
Приготовились. (слайд 19)
- Закрепление.
Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных стихотворениях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья. Люди старались не допустить зла и боролись с ним.
- Стих (читает Аня)
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
- Притча о добре и зле.(слайд 20)
Послушайте притчу и подумайте, чему она нас учит?
Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.
Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение.
А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю».
Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.
Так добро отплатило Злу за зло - добром.
- Работа со сказками (работа в группах)
Все вы любите сказки. В них встречаются и добрые герои, и злые. Назовите их.
Вспомните сказку и любого героя: либо злого, либо доброго. Проверяем.
4) создание проблемной ситуации
- Как проверить, добрые мы дети или злые?
2 ученика отправляются в коридор, чтобы совершить доброе дело, 2 в классе.
Остальные. Какие добрые дела можно совершить дома, в школе, в транспорте, на природе?
Как здорово, что у вас есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям, просто тем, кто вас окружает.
Почему нужно стремиться к добру и избегать зла? (Слайд 21)
Вывод. Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.
А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. (слайд 22). Поделитесь добротой.
Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Один мудрец заметил, человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.
- Составление композиции (слайд 23)
Давайте вместе с вами сейчас тоже сделаем одно общее дело.
(на чистый ватман наклеить заготовки: дом, деревья, фигурки детей, зверей, птиц, солнце, цветы).
Как назовем эту композицию? Хорошо, все это прекрасный мир.(как прекрасен этот мир…)
Какое чувство вы испытывали, делая доброе дело?
Живешь ты в атомный век,
И сам не муравей, а – человек!
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!
Вы еще дети, но впереди вас ждут славные добрые дела. Вы сделаете нашу планету Земля красивой и доброй. Возьмите в руки зеркало, переверните его другой стороной, представьте, что это наша планета и скажите, что вы можете сделать, чтобы наша планета была прекрасной?
10. Чтение учащимися наизусть стихотворений.
Люди! Я прошу вас, ради бога, (Саша)
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Дружат пусть над светлым небосводом (Даша)
И сосед с соседом, и народ с народом.
И живут, как братья, без войны и злости,
В гости приглашайте, приходите в гости!
- Домашнее задание (слайд 24)
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями . А потом подошел к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках».
- Итог (песня «Если добрый ты…»). (слайд 25)
Если добрый ты…
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты - это хорошо,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты - это хорошо,
А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Ребята, постарайтесь быть добрыми. Никогда не отвечайте злом на зло. Я тоже хочу поделиться с вами добротой. В ваше дерево достижений сегодня украсит вот такое солнышко и слова на память. И еще от меня вам за урок я говорю на всех языках мира СПАСИБО.
12.Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26
Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...
Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...
Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"
В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...
План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"
Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...
КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность»
КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность» Дата: 9 октября, 2018 г.Школа: № 148Класс: 4 «д»Урок: 3Кабинет: 224 Учитель: Кейзер.А.ВСтуде...
Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь протекает среди людей", 4 класс + презентация к уроку
Цели деятельности учителя: формирование понятий душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.Планируемые результаты:Предметные:знать: -определение по...
Конспект урока ОРКСЭ 4 класс Тема урока: «Церковнославянский язык». Модуль Основы православной культуры.
Коспект урока ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" по теме "Церковнославянский язык" разработан для обучающихся 4 класса УМК: «Основы православной культуры»...