Программа "Школа исследователя" автор Никовская Н.Д.
учебно-методический материал на тему
Программа "Школа исследователя" для учащихся 1-4 классов и тематическое планирование..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_issledovatelya.rar | 322.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат «Ямальская школа интернат среднего ) полного) общего образования»
«Рассмотрено» «Согласован» «Утверждено»
на заседании заместитель директора методическим советом
МО учителей начальных по научной методической УВР МБОШИ «Ямальская
классов работе: Мадаева О.В. школа-интернат
Протокол № С(П)ОО»
Программа
кружка
«Школа исследователя»
Составитель:
учитель начальных классов
МБОШИ «Ямальская школа-интернат С(П)ОО»
Никовская Н.Д.
2010 год
Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одарённость, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой деятельности
А.Н. Колмогоров
Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.Исследовательская практика интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создаёт условия для работы с семьёй, общение детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей.
Программа «Школа юного исследователя» - интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи УМК « Начальная школа 21 века» под руководством Н.Ф. Виноградовой.
Актуальность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельности типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Программа позволит реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнёрство, творчество и успех.
К положительным моментам следует отнести общеучебные умения и навыки, которые формируются в процессе исследовательской деятельности:
- поисковые (исследовательские) умения;
- рефлексивные умения;
- умения и навыки работы в сотрудничестве;
- коммуникативные умения;
- презентационные умения и навыки.
Все эти умения и навыки необходимы человеку XXI века.
Направленность программы по содержанию программа является эвристической; по функциональному предназначению – прикладной; по форме организации – как индивидуально - ориентированной, так и групповой. Программа кружка содержит следующие виды учебной деятельности: исследовательская, творческая деятельность ученика, его участие в диалоге с учителем и другими учениками, сопоставление разных точек зрения и подходов, включение оценочной позиции по отношению к материалу, рефлексивное осмысление прочитанного и сделанного. Исследовательская деятельность учащихся – процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов.
Новизна программы состоит в том, что занятия строятся по модульному принципу, программа даёт возможность изучать курс кружка и в составе группы, и индивидуально; различными уровнями обучения; отсутствием жестких временных границ для этапов и всего курса.
Формы занятий:
по количеству детей в кружке – 12 учеников;
по особенностям коммуникационного взаимодействия – практикум;
по дидактическим целям – вводное занятие, практические занятия (большее количество времени), комбинированные формы занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний.
по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по времени: кратковременные или долговременные;
- по теме: предметные, свободные.
Исследования в обыденном употреблении понимается как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Это процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследования всегда творчество Исследование имеет высокую ценность для современного образования. Исследовательская работа изначально должна быть более свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В идеале её не должны ограничивать рамки самых смелых гипотез. Потому она значительно более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.
Программа предусматривает обучение одарённых детей по индивидуальному образовательному маршруту (Приложение1)
Данный кружок имеет тесную связь с окружающим миром.
Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы пройдёт в виде защиты исследовательских работ на школьной научно-практической конференции младших школьников.
Итоговыйрезультат: исследовательская работа по теме, выбранной группой обучающихся или индивидуальная работа.
Режим занятий: курс рассчитан на 34 часа в год, занятия проводятся один раз в неделю – воскресенье (1 час).
.
Цель и задачи курса « Мы – исследователи»
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Содержание программы.
Программа представляет систему последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от творческой и уникальной деятельности выдающихся учёных – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Знания курса побуждают к активной мыслительной деятельности, учат наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывая собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям: вести устный диалог на заданнуютему; участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; участвовать в работе конференций, чтений.
Оценка деятельности учащихся.
Оценка деятельности учащихся происходит в несколько этапов: подготовительный, аналитический, обобщающий и заключительный (защита). Любое бальное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах не должно иметь место в силу следующих причин:
- учащиеся должны чувствовать себя успешными;
- учащиеся лишь учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед;
- исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь какой-то цели.
Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд.
Но подобные положения вовсе не означают бесконтрольность исследовательской деятельности, ведь младший школьник в силу своего возраста не обладает самокритичностью, не имеет достаточной базы для оценки полноты исследования, практичности используемых методов. С целью преодоления подобных проблем педагог, учащийся, другие участники конференции могут высказать оценочное суждение, имеющее форму пожелания, совета и каждый ребенок со своей работой должен быть отмечен в определенной номинации.
Главная особенность исследовательской работы – активизировать обучение, придав ему деятельности исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной
Ожидаемые результаты освоения программы кружка.
Исследовательская работа – это желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели. Следовательно, никто другой так, как он, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд.
В современную эпоху быстрого обновления знаний важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения.
Этот метод даёт возможность:
- обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска;
- сформировать мотивацию, потребность такого рода деятельности;
- дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания;
- помочь развитию творческого мышления.
Формы, позволяющие представить результаты исследования:
-конкурс юных исследователей, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
- выступления, как правило, для определенного круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой;
- доклад с целью сообщения новых знаний;
- выставка достижений, проводится для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине и т. д.;
- реферат, публикация.
Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников с 1-го по 4-й класс
Методы и приемы:
В процессе исследовательской работы учащиеся используют следующие методы и приемы работы:
- изучение теоретических источников;
- наблюдение;
- поисковый эксперимент;
- описательный;
- анкетирование;
Основной метод – организация практической учебно-исследовательской, деятельности учащихся с опорой на собственный опыт ребёнка, интервьюирование, беседа, игра, выступление, выставка, научно-исследовательская конференция.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникативные технологии;
- здоровье сберегающие технологии.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) исследования, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных исследований по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации исследований, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции. |
Межпредметные связи на занятиях по исследовательской деятельности:
- с уроками русского языка:
-запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изученных произведений;
- с уроками изобразительного искусства:
-оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
- с уроками технологии:
-.изготовление различных элементов по темам исследования;
- с уроками информатики:
-создание презентаций к защите, умение работать с поисковыми системами Интернета.
Планируемые результаты освоения программы
№ п\п | Обучающийся будет знать | Обучающийся будет уметь |
1уровень | 1. Основные особенности проведения исследований разных видов. 2. На репродуктивном уровне выполнять предлагаемые задания | Самостоятельно выбирать тему и объект исследования. Правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы. |
2 уровень | На алгоритмическом уровне способны справиться с заданиями, направленными на определение методов исследования, выполнение простейших экспериментов. Основных логических операций, способны высказывать суждение, сделать умозаключение по предлагаемой теме. На творческом уровне в нетипичной ситуации способны самостоятельно выбрать тему исследования, определить объект, самостоятельно технику экспериментирования. | Выделать главное и второстепенное в собранном материале. Выделять из текста основные понятия и давать им определения. Классифицировать предметы, процессы, явления и события. |
3 уровень | На исследовательском уровне выполнять предлагаемые задания по определению круга проблем, связанных с объектом собственного исследования, высказывать гипотезы, которые впоследствии должны быть аргументированы и подтверждены или опровергнуты. Основные логические операции, их отличительные особенности. Правила успешной презентации работы. | Делать выводы и умозаключения. Указывать пути дальнейшего изучения объекта. Презентовать свою работу. |
Личностные результаты и универсальные учебные действия
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну. Осознавать себя гражданином страны. Выполнять правила поведения на природе. Уважать чужое мнение, определяя свою позицию | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и ли самостоятельно, искать средства и пути их осуществления. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта. Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого характера. Использовать основные и дополнительные средства. Оценка результативности проекта: успехов и допущенных ошибок. | Определять, какая нужна информация. Отбирать необходимые источники: книги, словари, справочная литература, электронные носители. Отбирать, классифицировать полученную информацию; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Выстраивать логическую цепь суждений. Оформлять и представлять полученную информацию. | Организовывать взаимодействие в группе, договариваться друг с другом; распределять роли и т.д. Прогнозировать последствия коллективно принимаемых решений. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с ситуацией. При необходимости отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами; при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации. |
Требование к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению группы, отстаивать свою точку зрения;
- владеть планированием и постановкой эксперимента
Учебно-тематический план
I класс (33 часа)
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Какой разнообразный окружающий мир. Экскурсия. | 1 | - | 1 |
2. | Как можно изучать окружающий нас мир. Игра. | 2 | 1 | 1 |
3. | Мы – исследователи. Игра. | 2 | 1 | 1 |
4. | Учимся наблюдать. Экскурсия. | 3 | 1 | 2 |
5. | Учимся проводить опыты. Игра. | 3 | 1 | 2 |
6. | Какие бывают книги. Экскурсия в библиотеку. | 2 | - | 2 |
7. | Путешествие на книжную полку. Обзор периодических журналов. | 2 | 1 | 1 |
8. | Книги – помощники исследователей. | 2 | 1 | 1 |
9. | Когда компьютер становится нам другом. | 2 | 1 | 1 |
10. | Компьютер и книга – источники информации. Отбор нужной информации. | 3 | 1 | 2 |
11. | Компьютер – наш помощник. Презентация. | 3 | - | 3 |
12. | Учимся задавать вопросы. Игра. | 2 | 1 | 1 |
13. | Пробуем найти ответы (с помощью книг, журналов, Интернета, взрослых) | 2 | - | 2 |
14. | Работа в группе. Мини-исследование. | 2 | - | 2 |
15. | Какие мы исследователи. Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 |
Всего | 33 |
2 класс (34 часа)
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Что такое исследование? | 2 | 1 | 1 |
2. | Как выбрать тему исследования | 2 | 1 | 1 |
3. | Цель и задачи исследования | 2 | 2 | - |
4. | Гипотеза исследования | 2 | 1 | 1 |
5. | Организация исследования | 2 | 2 | - |
6. | Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, взрослые, друзья) | 4 | - | 4 |
7. | Наблюдение – доступный способ получения информации | 2 | 1 | 1 |
8. | Эксперимент | 2 | 1 | 1 |
9. | Индивидуальное исследование | 2 | 1 | 1 |
10. | Работа в паре | 2 | - | 2 |
11. | Работа в группе | 3 | 1 | 2 |
12. | Презентация | 3 | - | 3 |
13. | Подготовка к защите исследовательской работы | 4 | 1 | 3 |
14. | Защита исследовательских работ | 2 | - | 2 |
Всего | 34 |
3 класс (34 часа)
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Что такое исследование? Кто такие исследователи? (Повторение) | 2 | 2 | - |
2. | Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы. | 2 | - | 2 |
3. | Выбор темы, постановка цели и задач. | 2 | 1 | 1 |
4. | Выбор путей решения. Составление плана работы. | 2 | 1 | 1 |
5. | Знакомство со школьной библиотекой. Работа с каталогами. | 2 | 1 | 1 |
6. | Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации. | 2 | - | 2 |
7. | Составления анкет, опросников, интервью. | 1 | - | 1 |
8. | Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование. | 2 | 1 | 1 |
9. | Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы. | 1 | - | 1 |
10. | Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. | 2 | 1 | 1 |
11. | Отчёт по собранному материалу. | 2 | - | 2 |
12. | Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию. | 2 | - | 2 |
13. | Обобщение материала. Правила оформления материала. | 2 | 1 | 1 |
14. | Оформление работы на компьютере. | 2 | 1 | 1 |
15. | Требования к оформлению работы. | 2 | 1 | 1 |
16. | Подготовка текста защиты проекта. | 2 | - | 2 |
17. | Подготовка презентации. | 2 | - | 2 |
18. | Защита проекта. Выступление. | 2 | - | 2 |
Всего | 34 |
4 класс (34 часа)
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Что такое исследование? Кто такие исследователи? (Повторение) | 1 | 1 | - |
2. | Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы. | 2 | 1 | 1 |
3. | Выбор темы, постановка цели и задач. | 2 | 1 | 1 |
4. | Выбор путей решения. Составление плана работы. | 2 | 1 | 1 |
5. | Выдвижение гипотез. | 2 | 1 | 1 |
6. | Сбор материала. | 2 | - | 2 |
7. | Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа. | 3 | - | 3 |
8. | Обработка информации. | 2 | - | 2 |
9. | Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. | 3 | 1 | 2 |
10. | Обобщение материала. Правила оформления материала. | 2 | 1 | 1 |
11. | Отчёт по собранному материалу | 2 | - | 2 |
12. | Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию. | 2 | - | 2 |
13. | Требования к оформлению работы. Повторение. | 1 | 1 | - |
14. | Оформление работы на компьютере. | 2 | - | 2 |
15. | Подготовка текста защиты проекта. | 2 | 1 | 1 |
16. | Подготовка презентации. | 2 | - | 2 |
17. | Защита проекта. Выступление. | 2 | - | 2 |
Всего | 34 |
Краткое содержание программы
1 класс
1.Какой разнообразный окружающий мир. Экскурсия (1ч).
Экскурсия. Правила поведения на экскурсии. Многообразие окружающего мира. Природа родного края. Наблюдение, сравнение, классификация, обобщение, главное и второстепенное. Природные изменения.
Практические работы:
№1 Экскурсии в природу с целью проведения наблюдений за сезонными изменениями в природе осенью.
2.Как можно изучать окружающий нас мир. Игра (2ч).
Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Знакомство с источниками информации.
3.Мы – исследователи (2ч).
Игра «Юный исследователь». Этапы исследовательской работы. Знакомство с методами исследования (схемами).
Практические работы:
№1. Опыт «Наливаем - выливаем»
4.Учимся наблюдать. Экскурсия (3ч).
Наблюдение за природой. Опрос. Обработка информации. Отчёт по собранному материалу. Оформление собранного материала. Пиктография.
Практические работы:
№1,2 Экскурсии в природу с целью проведения наблюдений за сезонными изменениями в природе осенью.
5.Учимся проводить опыты (3ч).
Игра «Учимся, пробуя». Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. План эксперимента. Результат эксперимента. Обсуждение результатов личностного роста учащихся: формирование портфолио.
Практические работы:
№2. «Очистим воду»
6.Какие бывают книги. Экскурсия в библиотеку (2ч).
Знакомство со школьной библиотекой. Правила поведения, поиск информации. Работа с каталогами, с различными источниками информации. Анкеты, опросники, интервью. Правила оформления библиографического материала.
7. Путешествие на книжную полку. Обзор периодических журналов (2ч).
Источники информации – на книжной полке. Детские журналы «Миша», «Мурзилка» «Весёлые картинки» и другие источники информации.
8. Книги – помощники исследователей (2ч).
Метод исследования. Детские энциклопедии, словари – толковый, орфографический, энциклопедический, словарь фразеологизмов.
9.Когда компьютер становится нам другом (2ч).
Знакомство с компьютером. Работа с компьютером. Интернет – источник информации.
10.Компьютер и книга – источники информации. Отбор нужной информации (3ч).
Поиск информации. Отбор нужной информации. Квалификация. Обобщение. Обсуждение результатов личностного роста учащихся: формирование портфолио.
11.Компьютер – наш помощник. Презентация (3ч).
Презентация. Правила составления презентации. Отбор материала для презентации. Оформление работы на компьютере. Требования к оформлению работы.
12.Учимся задавать вопросы. Игра (2ч).
Опрос. Анкетирование. Оформление анкет. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.
13.Пробуем найти ответы (с помощью книг, журналов, Интернета, опроса взрослых) (2ч).
Поиск информации. Проверка знаний этапов исследовательской работы, источников информации. Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. Отчёт по собранному материалу.
14.Работа в группе. Мини-исследование (2ч).
Распределение на группы. Экспресс-исследование. Распределение работы.
Практические работы:
№3. «Дружба красок»
15.Какие мы исследователи. Итоговое занятие (2ч)
Урок – праздник молодых исследователей.
2 класс
- Что такое исследование (2ч).
Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.
- Как выбрать тему исследования (2ч).
Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? и др. Выбор интересной идеи. Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
- Цель и задачи исследования (2ч).
Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги. Формулирование целей и задач исследования.
- Гипотеза исследования (2ч).
Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез. Обсуждение итогов прошедших занятий, формирование портфолио ученика.
- Организация исследования (2ч).
Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вклад каждого участника группы в работу. Составление рабочего плана исследования.
Практические работы:
№1. «Соревнование мыльных пузырей»
- Поиск информации: книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, беседы со взрослыми, друзьями (4ч).
Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы.
- Наблюдение – доступный способ получения информации (2ч). Наблюдение. Приспособления для наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения.
Практические работы:
№2. «Испытание кораблей»
- Эксперимент (2ч).
Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. Действия с предметом исследования. План эксперимента. Результат эксперимента. Обсуждение итогов прошедших занятий, формирование портфолио ученика.
Практические работы:
№3. «Рисование свечой»
- Индивидуальное исследование (2ч).
Работа индивидуальная и коллективная. Индивидуальные консультации учителя.
- Работа в паре (2ч).
Выбор темы. Распределение работы в паре.
- Работа в группе (3ч).
Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу. Распределение работы в группе. Выбор лидера группы.
Практические работы:
№4. Опыт с сырым яйцом.
- Презентация (3ч).
Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
13.Подготовка к защите исследовательской работы (4ч)
Особенности записи исследования. Понятия. Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты.
14. Защита работ (2ч)
Урок-конференция. Коллективный и личностный анализ результатов. Презентация портфолио.
3 класс
- Что такое исследование? Кто такие исследователи? (2ч). Исследование, исследователь. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.
- Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы (2ч).
Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт.
- Выбор темы, постановка цели и задач (2ч).
Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
- Выбор путей решения. Составление плана работы (2ч).
План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения.
Практические работы:
№1. Опыт с веточками.
- Знакомство со школьной библиотекой. Работа с каталогами (2ч). Поиск информации. Источники информации. Библиотека. Интернет. Опрос. Экскурсия. Каталог. Работа с каталогами.
- Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации (2ч).
Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Обсуждение итогов работы, участия каждого члена кружка, индивидуальные достижения.
- Составления анкет, опросников, интервью (1ч).
Анкеты, анкетирование. Опросные листы. Интервью.
Практические работы:
№2. Составление опросников по теме исследования.
- Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование (2ч).
Интервью, интервьюирование. Правила проведения опроса, интервьюирования.
- Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы (1ч). Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи.
Практические работы:
№3. Нужна ли растению вода?
- Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме (2ч).
Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика.
Практические работы:
№4. Нужен ли растению свет?
- Отчёт по собранному материалу (2ч).
Обработка информации. Оформление информации.
- Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию (2ч).
Индивидуальные консультации. Корректировка работ. Выводы. Итоги работы.
- Обобщение материала. Правила оформления материала (2ч). Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Подведение итогов работы, составление портфолио.
- Оформление работы на компьютере (2ч).
Работа на компьютере. Презентация.
- Требования к оформлению работы (2ч).
Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”.
- Подготовка текста защиты проекта (2ч).
Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности.
- Подготовка презентации (2ч).
Подготовка презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
- Защита проекта. Выступление (2ч).
Порядок публичного выступления. Ораторские приёмы. Свободное владение материалами исследования. Коллективное обсуждение результатов работы, портфолио учеников.
4 класс
- Что такое исследование? Кто такие исследователи? (Повторение) (1ч).
Исследование, исследователь. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.
- Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы (2ч).
Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт. Обмен мнениями.
Практические работы:
№1. Игра с увеличительными стёклами.
- Выбор темы, постановка цели и задач (2ч).
Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
- Выбор путей решения. Составление плана работы (2ч).
План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения.
- Выдвижение гипотез (2ч).
Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники: предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.
Практические работы:
№2. «Мир в цветном стекле»
№3. Поиск предметов в тёмной комнате с помощью фонарика.
- Сбор материала (2ч).
Выбор путей решения. Работа с различными источниками информации. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.
- Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа (3ч).
Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Источники получения информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Распределение ролей в группе.
- Обработка информации (2ч).
Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи.
Практические работы:
№4. Оформление результатов анкетирования в таблицу.
- Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме (3ч).
Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика.
Практические работы:
№5. Эксперимент по размножению растений.
- Обобщение материала. Правила оформления материала (2ч). Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.
- Отчёт по собранному материалу (2ч).
Обработка информации. Оформление информации.
- Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию (2ч).
Индивидуальные консультации. Корректировка работ. Выводы. Итоги работы.
- Требования к оформлению работы. Повторение (1ч).
Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”.
- Оформление работы на компьютере (2ч).
Правила работы за компьютером.
- Подготовка текста защиты проекта (2ч).
Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности. Индивидуальное и групповое выступление.
- Подготовка презентации (2ч).
Правила подготовки презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
- Защита проекта. Выступление (2ч).
Сдача исследовательской работы. Научно-практическая конференция «Я – исследователь».
Литература
Для учителя:
- Громыко Ю.В. Исследование и проектирование в образовании (Текст)// Школьные технологии. – 2005. - №2. –с.66-69.
- Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе (Текст)/ Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001.
- Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / авт.- сост. В. Ф. Феоктистова. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Примерные программы начального общего образования (Стандарты второго поколения). В 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
- Программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Сост. Р. Г. Чуракова. – 4-е изд., испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.
- Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания (Текст)/ А. И. Савенков. – Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2002.
- Соловьёва Н. Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформлению её результатов (Текст)/ Н. Н. Соловьёва. – М.: АПКиПРО, 2000.
- Тащоров С. Т. Групповая работа в развивающем образовании (Текст)/ С. Т. Тащоров. – Рига, 1997.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (4 ч.).- М.: Генезис, 1998.
Для обучающихся:
- Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времён и народов. – М.: Терра, 1998.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2010.
- Савенков А.И. Я – исследователь. Учебник – тетрадь для младших школьников. Изд. «Учебная литература», 2004.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник. 2010.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Наш мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. 2010.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Давай знакомиться, Мир. Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник 2010.
Средства обучения
- Мультимедиа учебник «Начальный курс географии»
- «АБВГДЕЙКА» DVD.
- Картины природы. Времена года. (Слайды)
- А. Вивальди «Времена года» (CD запись).
- Слайд – презентации по разным темам курса.
Электронные ресурсы:
- Комарова И. В. Опыт организации проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе с младшими школьниками. – Режим доступа: http://intel.Karelia.ru
- http://pedsovet.org
- www.uroki.het
- http://www.solhet.ee
Приложение 1
Индивидуальный образовательный маршрутный лист обучающ___ начальной школы
ФИО ребёнка____________________________
№ | Разделы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
1. | Диагностика (Приложение 2) | На начало года | ||||
На конец года | ||||||
2. | Дополнительные занятия по индивидуальной программе | |||||
3. | Работа с родителями | |||||
4. | Участие в жизни класса и школы (мероприятия) | |||||
5. | Участие в конкурсах | Школьный уровень | ||||
Районный уровень | ||||||
6. | Общие результаты участия в конкурсах | |||||
7. | Задачи для педагога на новый учебный год |
При проектировании индивидуального маршрута по программе кружка «Школа исследователя» я выбрала такую модель для обучающегося:
Проект маршрута представляет собой таблицу:
Рекомендуе мое количество часов | Тема | Ключевые понятия | Практическая работа | Уровень сложности | Рекомендуемая литература | Сроки выполнения | Форма отчётности |
Приложение 2
Типовые задачи для оценки сформированности
универсальных учебных действий
Проба на познавательную инициативу.
Цель: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы.
Возраст: дети 7 лет.
Форма: индивидуальная
Оцениваемые УУД – действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка ; коммуникативное действие - умение задать вопрос.
Метод оценивания - чтение незавершенной сказки.
Описание задания
Ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ребенку вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»
Критерии оценивания:
- интерес к сказке и инициатива ребенка, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки;
- адекватность высказывания ребенка, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.
Уровни развития познавательных интереса и инициативы
1 низкий – ребенок интереса к чтению сказки не проявляет; вопросов не задает,
2 средний– ребенок проявляет интерес к сказке, сам инициативы не проявляет, после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку;
3 высокий – ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.
«Шкала выраженности учебно-познавательного интереса»
Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса.
Уровень | Критерий оценки поведения | Дополнительный диагностический признак |
1. Отсутствие интереса | Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет яркий, смешной, забавный материал. | Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые. |
2. Реакция на новизну | Интерес возникает лишь на новый материал, касающийся конкретных фактов, но не теории | Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет |
3. Любопытство | Интерес возникает на новый материал, но не на способы решения. | Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение заданий, но интерес быстро иссякает |
4. Ситуативный учебный интерес | Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач) | Включается в процессе решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается |
5. Устойчивый учебно-познавательный интерес | Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала | Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу |
6. Обобщенный учебно-познавательный интерес | Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ученик ориентирован на общие способы решения системы задач. | Интерес – постоянная характеристика ученика, проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Имеется мотивированная избирательность интересов. |
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.
Возраст: ступень начальной школы (10 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): опросник для учителя.
Ситуация оценивания:
Методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение ученика к учебным задачам и выраженность учебно-познавательного интереса. Шкала предъявляется учителю с инструкцией отметить наиболее характерные особенности поведения при решении задач для каждого ученика.
Критерии оценивания представлены в таблице 1.
Уровни:
Шкала позволяет выявить уровень сформированности учебно-познавательного интереса в диапазоне шести, качественно различающихся уровней:
1- отсутствие интереса,
2- реакция на новизну,
3- любопытство,
4- ситуативный учебный интерес,
5- устойчивый учебно-познавательный интерес;
6- обобщенный учебно-познавательный интерес.
Уровень 1 может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса; уровни 2 и 3 – как низкий, уровень 4 – удовлетворительный, уровень 5 – как высокий и уровень 6 как очень высокий.
Задание на усвоение нормы взаимопомощи.
Цель: выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи.
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания – выделение морального содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений.
Возраст: 7 лет.
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка.
Метод оценивания: беседа
Текст задания:
Мама, уходя на работу, напомнила Андрею (Лене), что ему надо есть на обед. Она попросила его помыть посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей. Андрей поел и сел смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал. Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную посуду. Вздохнула и стала мыть посуду. Андрею стало грустно, и он ушел в свою комнату.
1. Почему Андрею (Лене) стало грустно?
2. Правильно ли поступил Андрею (Лена)?
3. Почему?
4. Как бы ты поступил на месте Андрея (Лены)?
Критерии оценивания:
- Ориентация на эмоции и чувства героя в выделении морального содержания ситуации (ответ на вопрос №1)
- Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос №4)
- Ориентация на норму взаимопомощи (ответы на вопросы № 2 и 3. Возможно выделение и вербализация нормы ребенком уже при ответе на вопрос №1)
- Уровень моральных суждений (ответ на вопрос №3)
- Выделение установки ребенка на просоциальное поведение (ответ на вопрос №2)
Уровни выделения морального содержания поступка:
Варианты ответов на вопрос №1:
1 – Ребенок не выделяет моральное содержания рассказа - нет адекватного ответа, не знаю. Ориентировка на связь эмоций Андрея и невыполненного поручения отсутствует.
2 – Ребенок ориентируется на связь эмоций матери и Андрея, но еще не выделяет морального содержания рассказа («грустно, потому что мама вздохнула»);
3 – Ребенок выделяет моральное содержание рассказа, ориентируясь на чувства героев. Указывает на невыполненную просьбу матери («ему грустно, потому что мама его попросила, а он не сделал»). Ориентировка на связь эмоций Андрея и невыполненной просьбы мамы.
4 –Ребенок выделяет моральное содержание рассказа и дает ответ с указанием причины негативных эмоций героя – невыполнения нормы взаимопомощи («Грустно, потому что нужно помогать, когда тебя просят»).
Уровни ориентации на просоциальное поведение.
Варианты ответов на вопрос №2:
1 – Установка на просоциальное поведение отсутствует - нет ответа, неадекватная оценка поведения;
2 – Неустойчивая ориентация на просоциальное поведение - ответ
«и верно, и неверно»
3 –Принятие установки на просоциальное поведение – указание на неправильное поведение героя.
Уровни развития моральных суждений:
Варианты ответа на вопрос №3:
1. указание на власть и авторитет «мама (папа) накажет»;
2 – инструментальный обмен – «не дадут мультики смотреть»;
3 – межличностная конформность, - «не будет больше просить, обидится; «хорошие так не делают»
4 – называет норму как обязательное правило – «надо помогать».
Уровни решения моральной дилеммы:
Варианты ответа на вопрос №4 :
1 –Нет выделения морального содержания ситуации - нет ответа.
2 – Отсутствует ориентация на выполнение нормы («поступил бы как Андрей (Лена); возможно, добавление развлекательных действий («поиграл», «попрыгал»);
3 – ориентация на норму взаимопомощи как основание поступка («помыл бы посуду», «помог бы маме помыть посуду», «старшим надо помогать»).
Для уровня начальной школы показателями благополучия морального развития будут: 1)ориентация на чувства и эмоции героев (грустно, вздохнула) как показатель децентрации, (учет позиции матери); 2) установка на просоциальное поведение; 3)уровень развития моральных суждений – конвенциональный уровень, 3 стадия межличностной конформности («пай мальчик»).
Проба на внимание
(П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля;
Возраст: ступень начального образования (10 – 11 лет).
Форма и ситуация оценивания: фронтальный письменный опрос.
Внимание как идеальная, сокращенная автоматизированная форма контроля (П.Я.Гальперин). В исследованиях П.Я.Гальперина и С.Л.Кабыльницкой было показано, что сензитивным периодом для формирования внимания является 3 класс, поскольку дети уже владеют навыками учебной работы, а ошибки по невниманию еще не приобрели обобщенного характера.
Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».
Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).
Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Текст 1
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Текст 2
НаКрайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчивют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.
Критерии оценивания:
Подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловых ошибок или др.
Уровни сформированности внимания:
- 0—2 — высший уровень внимания,
- 3—4 — средний уровень внимания,
- более 5 — низкий уровень внимания.
«Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967).
Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): групповая работа с детьми
Метод оценивания: анализ детских рисунков
Описание задания: детям раздаются бланки с текстом задания и рисунками.
Материал: бланк задания и четыре разноцветных карандаша (можно фломастера): красный, желтый, зеленый и розовый.
Инструкция (текст задания на бланке):
На занятии в кружке рисования за квадратным столом сидят четверо школьников – Настя, Люба, Денис и Егор. Они рисуют разноцветные яблоки, лежащие в вазе в центре стола (рис. 1.: ваза с красным, желтым, зеленым и розовым яблоком). Раскрась и подпиши рисунок каждого из четырех художников (рис. 2: четыре рамки с одинаковыми изображениями вазы с не закрашенными яблоками).
Настя
Люба Денис
Егор
Рис. 1.
Рис. 2.
Критерии оценивания:
- понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной,
- соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень: ребенок не учитывает различие точек зрения наблюдателей: рисунки одинаковые или яблоки закрашены в случайном порядке и не соответствуют позиции художника.
Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает наличие разных точек зрения, но не любую точку зрения может правильно представить и учесть: по крайней мере на двух из четырех рисунков расположение яблок соответствует точке зрения художника.
Высокий уровень: ребенок четко ориентируется на особенности пространственной позиции наблюдателей: на всех четырех рисунках расположение яблок соответствует позиции художников.
Методика «Кто прав?»
(модифицированная методика Цукерман Г.А. и др., [1992])
Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, дается по очереди текст трех заданий и задаются вопросы.
Материал: три карточки с текстом заданий.
Инструкция: «Прочитай по очереди текст трех маленьких рассказов и ответь на поставленные вопросы».
Задание 1. «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что Петя ответит каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?»
Задание 2. «После школы три подруги решили готовить уроки вместе. «Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа». «Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя» «А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира». Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?»
Задание 3.
«Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», - предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?»
Критерии оценивания:
- понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной,
- понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору,
- учет разных мнений и умение обосновать собственное,
- учет разных потребностей и интересов.
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в 1-м задании) или выбора (2-е и 3-е задания); соответственно, исключает возможность разных точек зрения: ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое собственное мнение.
Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата
Описание задания:детям, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежит набор разных фишек. Пусть одному(ой) из Вас будут принадлежать красные и желтые фишки, а другому(ой) круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно разделить фишки по принадлежности, т.е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как Вы разделили фишки и почему именно так».
Материал: Каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;
- умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение,
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,
- эмоциональноеотношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;
2) средний уровень – задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;
3) высокий уровень – в итоге фишки разделены на четыре кучки: 1) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки); 2) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек) и 3) кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты, овалы и ромбы). Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек; согласия относительно равных «прав» на обладание четырьмя фишками; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.
Никовская Наталия Дмитриевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая контрольная работа по математике за 2 класс Программа «Школа России» Учебник М.И. Морро Итоговая контрольная работа по математике за 2 класс Программа «Школа России» Учебник М.И. Морро
Итоговая контрольная работа по математикеза 2 классПрограмма «Школа России»Учебник М.И. Морро...
Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"
Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....
Учебная рабочая программа для 1 класса по курсу начальной школы Общеобразовательного уровня, разработанная на основе типовой программы «Школа 2100»
Учебная рабочая программа для 1 класса по курсу начальной школы Общеобразовательного уровня, разработанная на основе типовой программы «Школа 2100»...
Сопоставительный анализ раздела «Обучение грамоте» в программе «Школа России» и программе «Начальная школа ХХI века».
В статье представлен сравнительный анализ раздела "Обучение грамоте" в разных программах, методическое обечспечение, предъявление звуко-букв, УУД, способы реализации звукового аналитического - синтети...
Рабочии программы по предметам начальная школа по программе "Школа России"
Рабочии программы по "Школа России" 3 класс. Предметы: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, РУССКИЙ ЯЗЫК, МАТЕМАТИКА, ИЗО, ТЕХНОЛОГИЯ, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР....
Рабочая программа для начальной школы( 1-4 класс) по программе "Школа 2100". Авторы программы :Усачёва, Школяр.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных уч...
Программы за курс начальной школы Программа "Школа России"
В папке собраны рабочие программы за курс начальной школы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству и технологии. Программа "Школа России&q...