Программы за курс начальной школы Программа "Школа России"
рабочая программа
В папке собраны рабочие программы за курс начальной школы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству и технологии. Программа "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy.zip | 632.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НИЖНЕСУЭТУКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ______________ Протокол от «____» ____________ 2019 г. № __________ | «Согласовано» заместитель директора по УВР ______________Махова С.Ю. Протокол от «____» ____________ 2019 г. № __________ | «Утверждаю» директор МБОУ «Нижнесуэтукская СОШ» _____________Форсель О.В. Приказ от «____» ____________ 2019 г. № ___________ |
Рабочая учебная программа начального образования
по курсу «Изобразительное искусство»
для 1-4 классов
Составила программу:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Дудникова Н.С.
с. Нижний Суэтук
2019 г
1. Пояснительная записка
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю. 1 класс — 33 ч в год. 2,3,4 классы – 34 часа в год.
Логика изложения, содержание обучения, перечень практических работ рабочей программы в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету, поэтому в программу не внесено изменений.
Формы организации учебного процесса: комбинированные уроки.
Формы организации учащихся: фронтальная, звеньевая и индивидуальная.
Форма прохождения промежуточной аттестации: выставка детских работ (критерии оценивания см. Приложение 1).
Срок реализации рабочей учебной программы – курс начальной школы.
В классе присутствуют 2 ребенка, которым рекомендовано обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития. Для них внесены изменения в рабочую программу по предмету.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
1класс
Личностные результаты
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
- выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России
- и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
К концу изучения курса «Изобразительное искусство»(1 класс)
Выпускник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Выпускник получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
- приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
2 класс
Личностные результаты
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе.
Предметные результаты
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
- называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Городец, Дымково);
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного; создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
3 класс
Личностные результаты
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
- ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
- получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты. Удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
- работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
- использовать элементарные приёмы изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись. Скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
- называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);
- называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Гжель);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).
Третьеклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- использовать приобретённые знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
- осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
4 класс
Личностные результаты
- в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
- в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:
- умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
- в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
- в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
- в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
В результате изучения изобразительного искусства четвероклассник научится:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- работать с пластилином, конструировать из бумаги макет;
- использовать элементарные приемы изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет:
- называть разные типы музеев;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства;
- называть народные игрушки, известные центры народных промыслов;
- использовать различные художественные материалы.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства при посещении музеев изобразительного искусства, выставок, народного творчества и др.;
- использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности;
- использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
- осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности.
- Содержание программы учебного предмета, курса.
1 класс |
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ. Ты учишься изображать (8 ч) Изображения, красота всюду вокруг нас. Экскурсия «В парке». Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).Картина. Скульптура. Художники и зрители (обобщение темы).Художественный музей. Ты украшаешь (8ч) Мир полон украшений. Цветы. Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы. Монотипия. Украшения птиц. Объёмная аппликация. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). Ты строишь (11 ч) Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Форма и конструкции природных домиков. Дом снаружи и внутри. Внутреннее устройство дома. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы). Прогулка по родному городу. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 ч) Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. Праздник птиц. Разноцветные жуки. Сказочная страна. Времена года. Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы). |
2 класс |
Искусство и ты Как и чем работает художник? (8 ч) Три основные краски – красная, синяя, желтая. Пять красок — все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). Реальность и фантазия (7 ч) Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). О чём говорит искусство (11 ч) Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении: мужской образ. Выражение характера человека в изображении: женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в различных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшение. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Как говорит искусство (8 ч) Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. |
3 класс |
Искусство в твоем доме (9 ч.) Здесь Мастера ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге выясняется, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, без Мастеров не было бы и самого дома. Твои игрушки. Игрушки придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Создание игрушки из пластилина, глины или других материалов. Посуда у тебя дома. Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись, украшение посуды. Роль Мастеров Постройки, Украшения, Изображения в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. При этом обязательно подчеркивается назначение посуды (для кого она, для какого случая). Мамин платок.Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения. Обои и шторы в твоем доме. Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная и т. д. Работу можно выполнить и в технике набойки. Твои книжки. Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки. Поздравительная открытка Искусство на улицах твоего города (7 ч) Все начинается «с порога родного дома». Данная тема и посвящена этому «порогу». И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица, идущая «у лица» твоего дома, исхоженная ногами. Художник и зрелище (10 ч) В зрелищных искусствах Братья-Мастера принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце, на обобщающем уроке, можно устроить театрализованное представление. Художник и музей (7 ч) Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, произведения которого хранятся в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России — хранители великих произведений русского и мирового искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться родной культурой, тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей, святыня для русской культуры, — Третьяковская галерея, и о ней в первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж, Русский музей — центры международных художественных связей. И есть много малых, но интересных музеев и выставочных залов. |
4 класс |
Каждый народ-художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) Истоки родного искусства (8 ч) Пейзаж родной земли. Красота природы в произведениях русской живописи. Деревня — деревянный мир. Украшения избы и их значение. Красота человека. Образ русского человека в произведениях художников. Календарные праздники. Народные праздники (обобщение темы). Древние города нашей Земли (7 ч) Родной угол. Древние соборы. Города Русской земли. Древнерусские воины-защитники. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. Пир в теремных палатах (обобщение темы). Каждый народ — художник (11 ч) Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Образ женской красоты. Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры. Города в пустыне. Древняя Эллада. Мифологические представления Древней Греции. Европейские города Средневековья Образ готического храма. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). Искусство объединяет народы (8 ч) Материнство. Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Мудрость старости. Сопереживание. Герои - защитники. Героическая тема в искусстве разных народов. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы). |
№ | Содержание программного материала | Количество часов | |||
1 класс | |||||
1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. | 8 ч | |||
2 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. | 8 ч | |||
3 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. | 11 ч | |||
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. | 5 ч | |||
5 | Выставка детских работ. | 1 ч | |||
Итого | 33 ч | ||||
2 класс | |||||
1 | Чем и как работают художники? | 8 ч | |||
2 | Мы изображаем, украшаем, строим. | 8 ч | |||
3 | О чём говорит искусство? | 9 ч | |||
4 | Как говорит искусство? | 9 ч | |||
Итого 33 ч | |||||
3 класс | |||||
1 | Искусство в твоём доме. | 8 ч | |||
2 | Искусство на улицах твоего города. | 7 ч | |||
3 | Художник и зрелище. | 11 ч | |||
4 | Художник и музей. | 8 ч | |||
Итого | 34 ч | ||||
4 класс | |||||
1. Искусство нашего народа | 9 ч | ||||
2. Искусство разных народов | 7 ч | ||||
3. Каждый народ Земли - художник | 10 ч | ||||
4. Представление народов о духовной красоте человека | 8 ч | ||||
Итого: | 34 ч |
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
И- индивидуально на кол-во уч-ся;
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | |
1 | Технические средства обучения | |
Компьютер Проектор Экран | Д Д Д | |
2 | Печатные пособия (рабочие тетради) | |
Изобразительное искусство. 1класс Изобразительное искусство. 2класс Изобразительное искусство. 3класс Изобразительное искусство. 4класс | И И И И | |
Методический комплект для учителя | Д | |
3. | Наглядное обеспечение | |
Образцы народных промыслов Стенды по искусству | Д Д |
Учебники:
1 класс – «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» Л.А. Неменская, под редакцией
Б.М. Неменского,«Просвещение»,2011г.
2 класс – «Искусство и ты» Е. И.Коротеева, под редакцией
Б.М. Неменского,«Просвещение»,2011г.
3 класс- «Искусство вокруг нас» Л.А. Неменская, под редакцией
Б.М. Неменского,«Просвещение»,2013г.
4 класс-«Каждый народ художник»Л.А. Неменская, под редакцией
Б.М. Неменского,«Просвещение»,2013г.
- Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема раздела | Тема урока | Планируемые результаты (можно на весь раздел) | Характеристика деятельности обучающихся/ формы контроля | Материально – техническое и информационно-техническое обеспечение | Дата | Коли-чество часов | |||
Предметные результаты | Метапредметные | Личностные результаты | план | факт | ||||||
1 | Искусство в твоем доме (8 ч) | Водный урок | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук | 04.09 | 1 | |||||
2 | Твои игрушки (создание формы, роспись). | Знание образцов игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Умение выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки | Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение находить нужную информацию и пользоваться ею. | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека | Характеристика и эстетическое оценивание разных видов игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимание и объяснение единства материала, формы и украшения. Создание выразительной пластической формы игрушки и украшение её. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, плакат «Виды росписей» | 11.09 | 1 | ||
3 | Посуда у тебя дома. | Знание отличия образцов посуды, созданных мастерами промыслов (Гжель, Хохлома) Знание понятия «сервиз» | Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Характеристика связи между формой, декором посуды и её назначением. Умение выделять конструктивный образ и характер декора в процессе создания посуды. Овладение навыками создания выразительной формы посуды в лепке. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, образцы посуды с росписью Гжель, Хохлома | 18.09 | 1 | ||
4 | Мамин платок. | Знание основных вариантов композиционного решения росписи платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Восприятие и эстетическое оценивание разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, платки | 25.09 | 1 | ||
5 | Обои и шторы у тебя дома. | Знание роли художников в создании обоев, штор. Понимание роли каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Понимание роли цвета и декора в создании образа комнаты. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук | 02.10 | 1 | ||
6 | Твои книжки. | Знание отдельных элементов оформления книги. Овладеть навыками коллективной работы. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики | Формирование навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. | Понимание роли художника и Братьев –Мастеров в создании книги. Умениен отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, клей, альбом, ножницы, картон | 09.10 | 1 | ||
7 | Поздравительная открытка (декоративная закладка). | Знание видов графических работ (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или смешанной технике) Умение выполнить простую графическую работу. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Понимание роли художника и Братьев –Мастеров в создании форм открыток изображений на них. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, клей, ножницы, цветная бумага | 16.10 | 1 | ||
8 | Труд художника для твоего дома. Обобщение темы. | Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. | Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Участие в творческой обучающей игре, организованной на уроке в роли зрителей, художников , экскурсоводов. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук | 23.10 | 1 | ||
9 | Искусство на улицах твоего города (7 ч) | Памятники архитектуры. | Знание художников – скульпторов и архитекторов. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа. Понимать, что памятники архитектуры -это достояние народа. | Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Умение видеть архитектурный образ, образ городской среды. Знание основных памятников города, места их нахождения. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук | 06.11 | 1 | |
10 | Парки, скверы, бульвары. | Знание, понятия «ландшафтная архитектура»; что работа художника-архитектора – работа целого коллектива. Умение изобразить парк или сквер. Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Понимание работы художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Знание оформления витрин по назначению и уровню культуры города. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, пластилин | 13.11 | 1 | ||
11 | Ажурные ограды. | Закрепить приемы работы с бумагой: складывание, симметричное вырезание. Знание разных инженерных формы ажурных сцеплений металла. Умение конструировать из бумаги ажурные решетки. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Сравнение и анализ парков, скверов и бульваров с точки зрения их разного назначения и устроения. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, бумага, ножницы | 20.11 | 1 | ||
12 | Фонари на улицах и в парках. | Изображать необычные фонари. Знание виды и назначение фонарей. Умение придумать свои варианты фонарей для детского праздника | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Восприятие, сравнение, эстетическая оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Фантазировать, создавать проект ажурной решетки. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, вторичный материал | 27.11 | 1 | ||
13 | Витрины на улицах. | Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания облика витрины магазина. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии | Восприятие, сравнение, анализ, давать эстетическую оценку старинным в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Отмечать особенности формы и украшений. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, акварель | 04.12 | 1 | ||
14 | Удивительный транспорт. | Видеть, сопоставлять, объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями. Умение изобразить разные виды транспорта. Обрести новые навыки в конструировании бумаги. | Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Наблюдение за разнообразием форм новогодних фонарей, конструировать новогодние игрушки-фонари. Работать в группе. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, бумага, клей, ножницы | 11.12 | 1 | ||
15 | Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы. | Овладеть приемами коллективной творческой деятельности | Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Умение видеть образ в облике машины, характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшения. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук | 18.12 | 1 | ||
16 | Художник и зрелище (11 ч) | Художник в цирке. | Знание истоков театрального искусства. Умение создать эпизод театральной сказки. Придумать эскиз театрального костюма | черты в характере произведений разных видов искусства; давать оценку своей работе по заданным критериям. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Сравнение объектов, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, бумага, клей, ножницы | 25.12 | 1 | |
17 | Художник в театре. | Сравнение объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании образа театрального героя. | 15.01 | 1 | ||||||
18 | Образ театрального героя. | Знание, каким был древний античный театр. Умение нарисовать эскиз театрального костюма. Знание истоков театрального искусства. Умение создать образ героя. | Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии | Выделение характера, настроение, выраженные в маске, а так же выразительность формы, декора, созвучные образу. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, восковые мелки | 22.01 | 1 | ||
19 | Театральные маски. | Знание истории происхождения театральных масок. Умение конструировать маску из бумаги. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. | Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии | Представление о разных видах кукол, о кукольном театре в наши дни. Использовать куклу для игры в кукольный театр. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, бумага, клей, ножницы, украшения | 29.01 | 1 | ||
20 | Театр кукол. | Знание театра кукол как пример видового разнообразия театра. Умение создать театральных кукол из различных материалов. | Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Сравнение объекты, элементы театрально-сценического мира. Уметь объяснить роль художника в создании театрального занавеса. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, ткань, бумага | 05.02 | 1 | ||
21 | Театральный занавес. | Знание устройства театра. Умение анализировать отличие театра от кинотеатра. Знание театральных художников. | Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства; давать оценку своей работе по заданным критериям. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии | Представление о создании театральной афиши, плаката. Добиваться образного единства изображения и текста. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, гуашь | 12.02 | 1 | ||
22 | Афиша и плакат. | Умение создать эскиз афиши к спектаклю. Осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщенного изображения. | Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии | Понимание и объяснение важную роль художника в цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, акварель | 19.02 | 1 | ||
23 | Художник в цирке. | Знание отличия и сходство театра и цирка. Знание элементов оформления, созданных художником в цирке: костюм, реквизит. | Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии | Понимание и объяснение важную роль художника в театре и цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, гуашь\акварель | 26.02 | 1 | ||
24 | Театральная программа | Знание о назначении программы. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии | Объяснение работы художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать, как можно украсить город к празднику Победы, новому году. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, гуашь | 05.03 | 1 | ||
25 | Праздник в городе | Знание элементов праздничного оформления, умение использовать художественные материалы, передавать настроение в творческой работе. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии | Понимание роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук | 12.03 | 1 | ||
26 | Школьный карнавал. Обобщение темы | Знание роли художника в зрелищных искусствах. Овладение навыками коллективного художественного творчества. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук | 19.03 | 1 | |||
27 | Художник и музей (8 ч) | Музеи в жизни города. | Знания о самых значительных музеях искусства России. Умение изобразить интерьер музея. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Понимание и объяснять роль художественного музея. Иметь представления о самых разных видах музеев. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук | 02.04 | 1 | |
28 | Картина – особый мир. Картина-пейзаж. | Знание художников, изображающих пейзажи. Умение изобразить пейзаж по представлению. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Рассуждение о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведения искусства. Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, гуашь\акварель | 09.04 | 1 | ||
29 | Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. | Знание, что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт. Знание имен художников, работающих в жанре натюрморта. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Восприятие картину – натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, гуашь\акварель | 16.04 | 1 | ||
30 | Картина-портрет. | Знание картин и художников, изображающих портреты. Умение создать кого-либо из хорошо знакомых людей по представлению, используя выразительные возможности цвета. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности | Иметь представление о жанре портрета. Рассказывать об изображенном на картине человеке. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, простой карандаш | 23.04 | 1 | ||
31 | Картины исторические и бытовые. | Знание отличия исторических и бытовых картин. Знание исторических и бытовых картин и художников, работающих в этих жанрах. Освоение навыков изображения в смешанной технике. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Беседа о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, примеры бытовых и художественных картин | 30.04 | 1 | ||
32 | Скульптура в музее и на улице. | Знание, что такое скульптура. Знание нескольких знаменитых памятников и их авторов. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности | Сопоставление изображение на плоскости и объемное. Наблюдение за скульптурой и её объемом. Закрепление навыков работы с пластилином. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, глина\пластилин | 07.05 | 1 | ||
33 | Промежуточная аттестация | работы для выставки | 14.05 | 1 | ||||||
34 | Художественная выставка. Обобщение темы | Знание крупнейшие музеи страны. Понимания роли художника в жизни каждого человека. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений и детских работ. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Участие в организации выставки детского художественного творчества, проявляя творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. | учебник, рабочая тетрадь, ноутбук | 21.05 | 1 |
7. Список литературы.
-Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы ./-М.: Просвещение, 2010.
-Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, О.А.Коблова, Т.А. Мухина.
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы. –Москва «Просвещение» , 2011
-История искусства зарубежных стран.– Т. 3 / под ред. М.В. Доброклонского. – М.: Искусство, 1964. – 672 с.: ил.
-Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.
-Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. – М., 1988. – Т.2.
-Некрасова М.А. Народное искусство России: народное творчество как мир целостности. – М., 1983.
-Некрасова М.А. народное искусство как часть культуры. – М., 1983.
-Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
-Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.
-Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. Для учителя. – М., 1982.
-Соколов А.В., Проверка знаний по изобразительному искусству. «Посмотри, подумай и ответь» / М.: «Просвещение» 1991 г.
Приложение 1
Формой прохождения промежуточной аттестации по изобразительному искусству является выставка детских работ. Обучающийся должен подготовить три работы, которые входят в программу третьего класса по изобразительному искусству. Каждая работа оценивается по критериям.
Критерии выставления отметок.
1класс: Безотметочная система обучения.
2 – 4 класс:
Отметка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
Отметка «4» — уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции, есть нарушения в передаче пропорций и размеров; обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Отметка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности;
Отметка «2» — ученик не знает основных элементов процесса рисования, не умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определенными в образовательном стандарте.
Итоговой оценкой за промежуточную аттестацию является средний балл за три работы.
При оценивании работ детей с ЗПР по изобразительному искусству учитывается аккуратность выполнения работы.
За неряшливо оформленную работу, оценка по изобразительному искусству снижается на один балл, но не ниже «3» .
«5» - без ошибок.
«4» - 1 грубая и 1-2негрубыеошибки.
«3» - 2 -3 грубые и 1 -2 негрубые или 3 и более негрубых ошибки.
«2» - 5 и более грубых ошибки.
Грубые ошибки:
- Неправильно передано и определено пространственное положение объекта на листе;
- Не соблюдены пропорции и общее строение изображаемых предметов;
- Неверная передача цветов;
- Выход за линии при нанесении цвета;
- Неумение самостоятельно, без помощи учителя выполнить всю работу.
Негрубые ошибки:
- Несоблюдение последовательности выполнения рисунка;
- Не прорисованы незначительные элементы, изображаемого объекта;
- Неточности в соблюдении размеров и форм второстепенных объектов в работе;
- Неточности при нахождении второстепенных объектов на рисунке;
- Неточности при передаче тени, полутени, рефлексов, падающей тени.
Приложение 2
Ключевые слова
1 класс.
Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения.
Изображение, изобразительное искусство, форма, пятно, объем, линия, цвет, картина, скульптура, зритель.
Ты украшаешь.
Орнамент природный и геометрический, ритм.
Ты строишь.
Архитектура, архитектор, художник-дизайнер.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.
Коллаж, фактура материала, композиция, декор.
2 класс.
Как и чем работает художник.
Живопись, основные цвета, составные цвета, дополнительные цвета, прием «живая краска», колорит, графика, скульптура, архитектура, архитектор, аппликация.
Реальность и фантазия.
Художник-анималист, орнамент, модуль, ритм.
О чем говорит искусство.
Ритм, кокошник, доспехи, архитектурный образ.
Как говорит искусство.
Теплые и холодные цвета, мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»
3 класс.
Искусство в твоем доме.
Богородская игрушка, филимоновские игрушки и дымковские, Гжель, Хохлома, ритм, декор, обложка, буквицы, иллюстрация.
Искусство на улицах твоего города.
Памятники архитектуры, архитектор, зодчий, зодчество.
Художник и зрелище.
Декорация, макет, перчаточные куклы, тростевые куклы, марионетки, грим, шрифт.
Художник и музей.
Музей, экспозиция, коллекция, художественный музей, Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, пейзаж, портрет, натюрморт, исторические и бытовые картины, скульптура, пьедестал.
4 класс.
Истоки родного искусства.
Изба, клеть, сруб, двускатная крыша, лобовая доска, причелины, полотенце, знаки-обереги, конек крыши, наличники, шатровый храм, «четверик», «восьмерик», гульбище, купола-луковки, главки.
Древние города нашей земли.
Горизонталь, вертикаль, арка, свод, столбы, закомары, купол, кремль, торг, посад, рельеф, изразцы.
Каждый народ-художник.
Каллиграфия, сад камней, пагода, ширма, кимоно, яранга, чум, аул, юрта, мозаика, медресе, мечеть, минарет, мавзолей, ордер, дорический храм, ионический храм, Акрополь, Парфенон, Эрехтейон, готический собор, витраж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-измерительные материалы по окружающему миру за курс начальной школы по программе Гармония.
Данные контрольно-измерительные материалы адаптированы для учащихся начальной школы, обучающихся по программе Окружающий мир авторов О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина в рамках образовательной системы...
Учебная рабочая программа для 1 класса по курсу начальной школы Общеобразовательного уровня, разработанная на основе типовой программы «Школа 2100»
Учебная рабочая программа для 1 класса по курсу начальной школы Общеобразовательного уровня, разработанная на основе типовой программы «Школа 2100»...
Программа пропедевтического курса начальной школы "Информационная азбука"
Данную авторскую программу можно использовать для проведения кружка по внеурочной деятельности с 1 по 4 класс. Цель программы:овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением рабо...
Рабочии программы по предметам начальная школа по программе "Школа России"
Рабочии программы по "Школа России" 3 класс. Предметы: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, РУССКИЙ ЯЗЫК, МАТЕМАТИКА, ИЗО, ТЕХНОЛОГИЯ, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР....
Рабочая программа за курс начального общего образования по школе эрудитов 3 класс
Рабочая программа к курсу «Школа эрудитов» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Учебная программа элективного курса для учащихся начальной школы "История России"
Курс логически вписывается в общую систему образовательного процесса и имеет связь с другими предметами. Курс является интегрированным и реализует историческое, обществоведч...
рабочие программы за курс начальной школы 1-4 класс
рабочие программы за курс начальной школы 1-4 класс...