Статья "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА"
статья на тему
Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания. Такие уроки обычно завершают изучение темы, либо начинают новую. В подготовке нестандартных уроков и внеклассных мероприятий принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 290 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Выскребенцева И.В.,
МОУ «Насоновская СОШ»
Валуйского района
Ребенок не кувшин, который надо заполнить,
а лампа, которую надо зажечь.
Средневековые гуманисты.
Не принуждать к учению, а пробуждать интерес к постоянному получению знаний, в этом и заключается актуальность проблемы обучения. Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. А вот добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, удаётся не всегда. Особенно трудно сформировать положительную мотивацию у детей с небольшими способностями, слаборазвитой эмоциональной сферой и волевыми качествами. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартных уроков.
Цель данных уроков:
- расширить учебный процесс, развить личностные качества ребенка, речевую активность;
- формировать устойчивый интерес к учению, снятие напряжения, скованности;
- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний;
- развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.
Задачи: формировать навыки учебной работы учащихся в различных "нестандартных" формах организации их мыслительной активности, развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Активные формы и методы обучения, преобладающие при проведении нетрадиционных уроков, позволяют учителю развивать у учащихся творческие способности, формировать самостоятельность в подготовке и отборе материала, составлении сценария, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. Выбор формы зависит от многих обстоятельств: возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки, информированности, каких-то психологических особенностей, контакта учителя с учениками и т.д.
Кроме того, активными методами обучения можно назвать те, которые направлены на мыслительную и познавательную деятельность ученика - это словесные методы (рассказ, беседа, чтение), наглядные (демонстрация учебных пособий, опытов), методы проблемно-поисковые и репродуктивные, а также игровые.
Их можно применять на многих уроках. В подготовке к таким урокам учитель сам выбирает форму и методы проведения. Это позволяет не только совершенствоваться в области методики проведения, но и открывает творческие идеи и замыслы.
Кроме этого, нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания. Такие уроки обычно завершают изучение темы, либо начинают новую. В подготовке нестандартных уроков и внеклассных мероприятий принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика
Тем не менее, я считаю, что учителю будет удобнее подбирать материал, ориентируясь по конкретным направлениям и интеллектуальному развитию ребенка. С другой стороны, на разных уроках такие проявления происходят по-разному. Все зависит от того, что именно понимается под развитием.
Если иметь в виду, что развитие - это наращивание знаний, умений, навыков производить определенные действия (складывать, вычитать, анализировать, обобщать и т.д.), расширять память, внимание, воображение и т.д. - такое развитие обеспечивается именно традиционными уроками. Оно может идти медленно или быстро - если предпочитается быстрый вариант - тогда необходимо обратиться к нетрадиционной организации урока.
Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, необычная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы. Тем не менее, выбирая данный вид уроков, необходимо помнить:
1. Нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто.
2. Не всегда содержание материала темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме;
3. Данные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены.
Мне очень нравится использовать нетрадиционную форму обучения на уроках закрепления и обобщения. Особенно мне удаются уроки -путешествия по русскому языку.
Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.
Но уроки нетрадиционной формы приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. И только проанализировав весь материал по предмету, который надлежит пройти с учениками, определяется, какие уроки целесообразно провести в нетрадиционной форме.
Начало урока по русскому языку. В стихотворной форме:
Делу время, потехе час. Прочитайте мой рассказ
На доске написан текст.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
С элементами театрализации:
в проведении урока участвуют:
Проверяйка. Проверка домашних заданий и каких-либо умений.
Вспоминайка. Повторение правописания букв, орфограмм.
Думайка. Задания повышенной трудности, опережение.
Словознайка. Различная работа с текстом.
Поиграйка. Грамматические игры.
Угадайка.Занимательный материал в виде ребусов, загадок и т. п.
Начало урока с загадки:
Стала снежинка буквою Ж. Солнце ее не растопит уже.
На букве Н я, как на лестнице, Сижу и распеваю песенки.
Эпиграфы к уроку:
Уметь разборчиво писать - первое правило вежливости.
В. О. Ключевский. Грамоте учиться - всегда пригодиться. Красна птица пеньем, а человек - ученьем. Ученья корень горек, да плод сладок.
Русские пословицы. Самое главное - научить человека мыслить.
Минутки чистописания.
1. Мы в лес за наукой сегодня пойдем.
Смекалку, фантазию нашу возьмем. Дорогой с пути никуда не свернем, Но чтобы леса нам скорее достичь, Должны мы по тропке красиво пройтись!
- Следите за указкой и старайтесь правильно пройти по тропке.
- Какие правила вы должны помнить при написании слов, предложений, чтобы письмо было каллиграфически правильным?
2. Подготовим пальчики к работе. Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д. до больших пальцев под счет: один, два, три, четыре, пять. Вышли пальцы погулять.
Заканчивается подготовка поочередным массажем пальцев от основания к ногтю по внешней стороне.
В качестве примера хочу привести формы нетрадиционного урока.
Уроки-сказки.
В эти уроки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока.
Уроки–путешествия.
(Путешествие в страну Грамматику по станциям: Фонетийск, Словарск, Частиречинск, Глаголия, Прилагандия).
Урок–конкурс на лучшего диктора.
Урок–самоэкзамен. (Учащиеся вытаскивают билеты, в которые включены теоретические и практические вопросы. Один билет может быть счастливым. Тому, кому достанется он, получает 5).
Урок–зачёт. (Применяется для проверки усвоения теоретических и практических навыков).
Урок–тетрадь. (На основе печатных тетрадей); Урок–ролевая игра; Уроки–путешествия.
Таким образом, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Как известно, целью обучения в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков, в ходе которых учащиеся расширяют знания, что позволяет учащимся принимать активное участие в обсуждении.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Урок путешествие
Тема урока: Закрепление по теме «Глагол»
Цели урока.
1.Обеспечить проверку и оценку знаний о существенных признаках глагола как части речи.
2.Отрабатывать навыки определения времени глагола, развивать умение правильно определять спряжение.
3.Воспитывать аккуратность
I.Организационный момент.
Ребята, хотите продолжить путешествие в мир знаний? Но прежде чем, переместиться в него, нам необходима разминка.
1.Ритуал «Приветствия»
Выполним упражнение «Доброе тело». (Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук вашего соседа и передайте его друг другу сначала по часовой стрелке, а затем против часовой.)
2.Рефлексия (с помощью мимики вашего лица изобразите, с каким настроением вы пришли на занятие)
3. Упражнения для разминки пальцев (или как исправить плохой почерк).
1. Игра-упражнение «Пальчики здороваются». Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки вперед и обратно.
2. Игра-упражнение «Согреем пальчики». Поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку, и наоборот.
3. Игра «Пианино».
II. Проверка домашнего задания. (фронтально, по карточкам)
Станция «Проверяй- ка»
III Актуализация опорных знаний
Станция «Умей-ка » (Игра «Поле чудес»)
На экране: число, классная работа;
Сочетание букв:
ВДВ, ВДВ, СО, СО, СЕЗ, СЕЗ;
Станция «Словарь»
IV. Основная часть.
Закрепление
Станция «Знай - ка»
- Кроссворд.
Решив кроссворд, вы определите тему урока.
-Я зачитаю лексическое значение слова, а вы догадайтесь о каком слове идет речь. Отгаданные слова пишем как словарный диктант.
1.Полосы земли предназначены для передвижения транспорта
2.Учереждения, собирающие и хранящие произведения печати.
3.Дорога в саду в парке с рядами деревьев, посаженных по обеим ее сторонам.
4.Крупный, населенный пункт, промышленный, культурный центр.
5.То же самое, что экономика.
6.Группа лиц, объединенных общей работой, учебой.
- Какое слово получилось по вертикали? ( Глагол)
На экране: тема, цель урока.
Учитель: В старославянском языке слово глаголь означало «слово», «речь». «Глаголить» означало говорить.
Слово глагол постепенно утратило старое значение, теперь это название одной из частей речи.
Учитель: Доведите мою мысль до конца.
-Глагол это-
-Чаще всего, глагол, выражен главным членом предложения-
Творческая работа
Станция «Поиграй-ка».
Игра «Кто больше?»
(на экране изображение кота)
-задание: написать как можно больше слов, обозначения действий животного (проверка).
3. Работа с учебником
Станция «Книга- источник знания».
Работа с учебником.
Упражнения 2 с.120 (выписывать все глаголы в прошедшем времени).
Физкультминутка.
Самостоятельная работа.
Проверка (Упражнение 3).
Игра «Найди свой причал»
- «Станция «Думай- ка»
(На экране слова: учится, пели, пойдут, написал, читает и т. д.)
1.Игра «найди свой причал»
1ряд - к берегу «настоящее время»
2ряд «прошедшее время»
Проверка.
V. Подведение итогов
Станция «Повторяй- ка, закрепляй-ка»
-Что такое глагол?
-Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени, единственного числа, женского рода, среднего род?
-Как отличить глаголы прошедшего времени от глаголов настоящего времени?
-Какую роль играет глагол в нашей речи?
VI. Домашнее задание:
Повторить правила
Упражнение 1 с. 123
VII Рефлексия
- Станция «Награждай-ка». Рефлексия
Выставление оценок, вручение грамот учащимся.
Ритуал «Прощания»
Игра «Комплименты»
Библиография
1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Практическое пособие. Издательство «Учитель» 2004.
2. Начальная школа №3, 2005.
3. Начальная школа «Плюс до и после» №10, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы проведения уроков в УМК по системе Л.В.Занкова
Выступление на методическом объединеии...
Нетрадиционные формы проведения уроков в начальной школе.
Статья о нетрадиционных формах проведения уроков в начальной школе....
Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе.
Применение нетрадиционных форм обучения русскому языку в начальной школе....
Статья: "Нетрадиционные формы уроков математики для обучающихся с ОВЗ"
Статья: "Нетрадиционные формы уроков математики для обучающихся с ОВЗ". Возраст детей: от 8- до 12 лет....
Нетрадиционные формы проведения родительского собрания.
Мастер-класс по нетрадиционным формам родительского собрания (конспект)....
Статья "Нетрадиционные формы урока в начальной школе как способ повышения эффективной познавательной деятельности в условиях ФГОС"
В статье идет речь об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям,обеспечивающих быстроту запомин...
Статья «Разные формы проведения уроков-проектов в начальной школе»
Я считаю, что участие детей в учебной проектной деятельности дает возможность ребенку проявить свою самостоятельность, активность, любознательность, а также взаимодействовать со сверстниками и взрослы...