Урок ОРКСЭ по теме "Добро и зло"
план-конспект урока (4 класс) на тему
Это урок и презентация к уроку ОРКСЭ по теме "Добро и зло". Урок ОРКСЭ - это новая дисциплина для начальной школы, но очень нужная и перспективная. Надеюсь, что моя разработка урока понравится и пригодится коллегам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок "Добро и зло" | 45.5 КБ |
презентация к уроку "Добро и зло" | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Основы светской этики
Урок «Добро и зло» (1-ый урок из 2-х уроков по этой теме)
Серкова Елена Евгеньевна
учитель начальных классов
ГБОУ школа № 83
Выборгского района
Г.Санкт-Петербурга
Цель урока: формирование у учащихся понятий, что есть добро и зло, нравственных и моральных ориентиров;
Формиррование внутренней потребности прогнозировать собственные поступки.
Задачи урока:
Образовательные:
- Выработать понимание терминов «Добро» и «Зло»
- Развивать умение обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
- Учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;
- Развивать чувство уважения друг к другу;
- Развивать желание у ребят делать бескорыстные поступки по отношению друг к другу и к людям вообще.
Оборудование:
Компьютер, экран, проектор.
Предполагаемый результат:
- Учащиеся имеют четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло»;
- Умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам;
- Ученики пособны дать анализ своим действиям и действиям товарищей;
- Умеют работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя:
- Издавна на Руси существовал такой мудрый и добрый обычай: в последний день масленичной недели , в «прощёное воскресенье», прощать всем свои обиды и просить прощение у тех, кого вольно или невольно обидел. Считалось, что этими действиями, человек, как бы сбрасывает с себя тяжелый груз обид, горестей бед, очищая тем самым свою душу, наполняя ее добротой и любовью.
(На интерактивной доске: «Жизнь дана на добрые дела»)
- Ребята прочтите предложение на доске, как вы думаете, что это?
- А что такое пословица?
- Объясните как вы понимаете смысл данной пословицы?
2. Объявление темы и цели урока
- Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос : что такое добро, и что такое зло; и как они влияют на окружающий мир и общество?
Ребята толковый словарь С.И.Ожегова так определяет:
(На интерактивной доске слайд «Добро»)
«Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
- Ребята, как вы это понимаете?
(На интерактивной доске слайд «зло»)
«Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
- Ребята, как вы понимаете это высказывание?
3. Работа с учебником
-Давайте заглянем в учебник и узнаем, как наш учебник определяет, что такое Добро и Зло?
-Как вы думаете, ребята, чем отличаются и чем похожи определения Добра и Зла в нашем учебнике и в словаре С.И.Ожегова? (Идёт обсуждение…)
4.Путешествие по маршруту Добра
- Сейчас мы с вами совершим путешествие по маршруту Добра, и сделаем 3 остановки.
1 остановка
На интерактивной доске: «Добрые слова»
- В обиходе культурного человека всегда присутствуют добрые слова.
- Для чего они нужны людям?
- Они поднимают настроение. Говорят об уважении говорящего к окружающим. Говорят о чуткости. А так же, если у человека радость, то добрыми словами можно его поздравить. А наоборот, если горе, неудача, то добрые слова могут утешить, успокоить. Давайте их вспомним и назовём... (Дети называют добрые слова…)
Вывод: Говорите друг другу как можно больше добрых слов. Не стесняйтесь, говорить добрые слова. Не скупитесь говорить волшебные слова.
2 остановка
На доске: «Добрые мысли»
- Вспомните, ребята, какие добрые и хорошие мысли приходили вам в голову вчера или сегодня...
- Почему, при каких обстоятельствах? С кем были связаны эти мысли? Расскажите поподробнее…
Вывод: В согласии должны быть с мудрыми словами не только уста, но и наши мысли!
3 остановка
На доске: «Добрые поступки»
- А теперь расскажите мне о добрых делах, которые вы сделали или очень хотели сделать?
- Вы совершали добрые поступки, чтобы получить награду или похвалу?
Вывод: Добрые поступки нужно совершать бескорыстно, а не с расчётом на выгоду или награду.
5. Беседа с детьми
– А вы часто требуете от друзей, спрашивая при этом: «Ты мне настоящий друг?» «Дай списать. А то я забыл сделать домашнее задание». Как поступит друг? Он даст списать? (ответы детей, рассуждаем, разбираем все детали.)
Вывод: Нужно не делать все за друга, а добро состоит в том, чтобы помочь другу самому делать задания. Не пройти мимо, а поддержать его в трудную минуту, направит на путь истинный. Подсказать правильный выход, иногда бывает достаточно доброго слова.
6.Правила доброты: (Записываем в тетрадки, добавляем все вместе свои правила доброты…)
-Помогать слабым, маленьким, больным, попавшим в беду;
-Прощать ошибки других;
-Не жадничать;
-Не завидовать;
-Жалеть друг друга; ………….
Вспомните «золотое правило морали»?
-Золотое правило морали: «Не делай зла, получишь добро. Относись к людям так, как хотелось, чтобы так относились к тебе.» (записываем в тетрадь) (презентация, иллюстрация № 8)
7.Рефлексия. «Зло»
Закройте глаза и попробуйте представить себе, как выглядит зло. Изобразите зло на бумаге….. А теперь порвите его на мелкие кусочки и выбросите.
Вывод: Встречаться со злом, жестокостью - страшно! И люди, которые творят зло, должны знать, что оно к ним обязательно вернется, только умноженное в сотни раз. Всегда помните это и творите добро!
Ребята, спасибо вам большое за наше сегодняшнее общение. Вы очень порадовали меня своими ответами. Я вижу какие вы доброжелательные. Творите Добро, спешите делать Добро!
(На доске слайд № 9)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Жизнь дана на добрые дела.»
«Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению, то, что предотвращает вражду.» С. И. Ожегов
«Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастие, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.» С. И. Ожегов
Первая остановка «Добрые слова»
Вторая остановка «Добрые мысли»
Третья остановка «Добрые поступки»
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В.О. Ключевский)
Добро – словно солнечный лучик! Согреет – и всё расцветёт. Оно, как невидимый ключик От дверцы, где радость живёт! А зло – это чёрные тучи. Друзей нет, как их не зови. Со злом не встречаться вам лучше. Желаю добра и любви!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26
Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...
Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»
Данный материал адресован учителям, ведущим в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...
Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"
В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...
Нравственные уроки притчи. Урок ОРКСЭ в 4 классе
Презентация используется к уроку по теме "Добро и зло"...
Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103 Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...
Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...