РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья (4 класс) на тему
Статья опубликовани в сборнике лучших статей АННР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennost_statya.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Д.Т. Нугманова
МБОУ «Звонаревокутская СОШ»
Особая группа детей – одаренные дети, требующая учета ндивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей, подбора особых видов деятельности, форм общения, что является одной из основополагающих целей системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС.
Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Б.М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности»[1]. При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят[2].Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми[3]..
Нашим достоянием являются дети, с которыми мы работаем. Задачей образовательного учреждения является выявление среди общей массы обучающихся одаренных детей и индивидуальная работа с ними. В работе с одаренными детьми растет и меняется не только ученик, но и сам учитель. Ребенка нужно понять и принять, а лишь потом думать о его развитии. Задача семьи состоит в том, чтобы увидеть способности ребѐнка, задача школы – поддержать и подготовить почву для его развития в дальнейшем.
Поэтому на одарённых детей возлагается надежда на решение актуальных проблем современного общества, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей. Такие дети любят энциклопедии, справочную литературу. Их способность к самостоятельному обучению очень высока. Занимаясь над увлекающей его идеей, ученик удовлетворяет свое любопытство, свой «исследовательский инстинкт». Учитель только направляет ученика в нужное направление, дает советы.
В своей работе с одаренными детьми я использую различные формы работы:
- индивидуальный подход на уроках;
- использование элементов дифференцированного обучения;
- наблюдение (во время урочной и внеурочной деятельности);
- разноуровневые задания (работа в парах, малых группах);
- изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления;
- общение с родителями;
- олимпиады, всероссийские конкурсы, викторины;
- интеллектуальные марафоны;
- научно-практические конференции;
- проектная деятельность учащихся;
- создание детских портфолио.
Все эти разнообразные формы и методы работы с одарённым ребёнком позволили добиться результатов. О результатах проведенной работы
с моей ученицей Виль Ульяной, Рыжковым Егором свидетельствуют следующие данные. Работаю в данной школе с 2016 года. В период с 2016 по 2017 год Виль У., Рыжков Е. стали победителями во Всероссийском конкурсе «Русский с Пушкиным». Исследовательская работа «Подвижные или компьютерные игры для детей?», подготовленная в 3 классе Виль Ульяной принесла ей победу на школьном этапе научно-практической конференции. Она выступила с этой работой на муниципальном этапе научно-практической конференции и получила сертификат за участие.
ВильУ. имеет высокие лидерские способности, она – первая помощница в организации мероприятий в классе.
Рыжков Е. со своей работой «Жизнь леса» получил третье место на школьном этапе научно-практической конференции.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа с одаренными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. В дальнейшей своей работе я планирую продолжать работу с одаренными детьми, а также буду отслеживать их успехи и в будущем.
Литература:
1.Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.
2.Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. - Спб.: Питер, 2011, с. 147
3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения. – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Необходимые условия реализации ФГОС начального общего образования"
Выступление "Необходимые условия реализации ФГОС начального общего образования"...
Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования.
Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования. ...
Подготовка к уроку в условиях реализации ФГОС начального общего образования
Работая по новым стандартам, возникла необходимость изменить подход к подготовке урока. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Системно-деятельностного подход определяет требования ...
«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».
«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования». ...
«Духовно-нравственное воспитание - основа гармоничного развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования»
Духовный мир взрослеющего человека – это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет направленность личности.Недостатки развития и воспитания в школьный период жизни ...
«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования»
Материал предназначен для использования при работе с детьми начальной школы...
Статья «Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования»
Начальная школа – первая ступень общего образования. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере пр...