Принципы и положения для работы с технологическими картами.
статья по теме
В данной работе представлены основные положения для работы с технологическими картами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с технологическими картами. | 22.32 КБ |
шаблон технологической карты урока | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Принципы и положения для работы с технологическими картами
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут работать с ней.
Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- системно формировать у обучащихся универсальные учебные действия;
- проектировать свою деятельность на триместр, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов обучащимися на каждом этапе освоения темы.
Структура технологической карты:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
- межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
- этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.
На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.
Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:
на 1 шаге — организацию деятельности обучащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;
на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.
На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, обучащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.
На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.
Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. В школах вводятся новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно.
Педагоги пишут не просто конспект урока, а составляют Сценирование урока, которое предусматривает проектирование педагого-целостной картины деятельности обучающихся.
Опираясь на данное обоснование, педагог составляет технологическую карту урока, которая предусматривает способ графического проектирования урока, позволяющее структурировать урок по следующим параметрам: этап урока, деятельность учителя, деятельность учащихся, универсальные учебные действия.
В чём отличие дидактических требований к развивающим урокам от традиционных? Что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и обучащихся?
Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований.(слайд)
При анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и обучащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
А ведь именно он должен лечь в основу построения современного урока.
В чём его сущность? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Теперь задача учителя – организовать исследовательскую деятельность обучащихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Возможная структура урока выглядит следующим образом:
• Организационный момент
• Актуализация знаний
• Проблемное объяснение знаний с использованием моделей и схем
• Первичное закрепление
• Самостоятельная работа с самопроверкой
• Включение в систему знаний и повторение
• Итог урока. Рефлексия
На них базируется технологический процесс подготовки современного урока.
Теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности обучащихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Так, обучая детей целеполаганию, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания– незнания.
Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Упражнение в написание слов с безударными гласными в корне» предлагаю учащимся проблемную ситуацию.
- Сегодня наш урок мы начнем не обычно, а с рассказа об одной ошибке.
«Рассказ об одной ошибке»
Дима написал своему другу Пете записку:- «Приходи с мечом вечером, сыграем!»
Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, который расположен рядом с домом, где живёт Петя, и передала записку.
- Ну как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.
- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера будет.
В шесть часов Дима собрал ребят во дворе.
- Мяч будет! Петька принесёт, я ему написал записку. Он обещал.
Ровно в шесть часов пришёл Петька. Но вместо мяча в его руках было оружие для фехтования – длинный деревянный меч.
- Почему так получилось? Какое правило не знает Дима? (Ответы детей)
-Как проверить безударную гласную в корне слова? ( Правило).
- Чтобы правильно написать слова с безударной гласной в корне слова, надо уметь (слайд с памяткой выбора действий)
- выяснить смысл слова
- выделить корень
- найти безударную гласную
- подобрать проверочное слово
- Выпиши слово, которое Дима написал неправильно, графически обозначив орфограммы. Как его можно проверить? (Работа на доске)
Что же касается этапа рефлексии, то в конце урока предлагаю учащимся ответить на вопросы (тип и тема урока определяют содержание вопросов):
После чего предлагаю ребятам отметить в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке:
Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиям справился самостоятельно»;
Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями»;
Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется
помощь!»
На сегодняшний день для реализации стандартов предлагают четыре типа уроков в зависимости от целей и задач.
• Урок открытия нового знания
• Урок рефлексии - закрепление полученных знаний и умений и
одновременного обучения умению выявлять причины своих ошибок и
умению корректировать их.
• Урок обобщения и систематизации знаний (уроки методолологической направленности) - структурирование исистематизация изучаемого материала, а также освоение алгоритмов обобщения способов действия.
• Урок развивающего контроля - развитие умения осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов, формирование умения контролировать собственную деятельность.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока ________________________________________________________________________________________
Цели для ученика 1. 2. 3. | Цели для учителя Образовательные Развивающие Воспитательные |
Тип урока | Форма урока |
Опорные понятия, термины | Новые понятия |
Формы контроля | Домашнее задание |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы и положения для работы с технологическими картами
В пмощь учителям, работающим по ФГОС...
Принципы и положения работы с технологическими картами уроков
Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней...
Доклад на тему "Как работать с технологической картой урока"
Технологическая карта- новый вид методической продукции, обеспечивающий учителю качественное освоение учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам. В...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему «Слова-названия предметов разного рода » на основе принципов системно -деятельностного подхода
№Ф.И.О.Должность, место работыРайонТемаПримерные срокиФорма участия1Клишева Татьяна ВикторовнаУчитель начальных классов,МБОУ «Фёдоровская средняя общеобразовательная школа имени Е.Г. Тутаева»Кайбицкий...
Проект "Разработка технологической карты урока математики во 2 классе на тему «Конкретный смысл действия умножения» на основе принципов системно -деятельностного подхода"
Данная тема урока математики имеет большое значение в содержании образования, занимает важное место в данной программе, связана с ранее изученными темами и предваряет последующие. ...
Технологическая карта урока по физической культуре в 4 классе. Подъем туловища из положения лежа за 30 с
Провести разминку, направленную на развитие гибкости; провести тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 с; повторить подвижную игру «Перестрелка»....
Технологическая карта урока математики, тема: «Принцип построения числового ряда. Предыдущее число. Уменьшение чисел в числовом ряду на 1», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Математика.1 класс....