Принципы и положения для работы с технологическими картами.
статья по теме

Ненашева Инна Владимировна

В данной работе представлены основные положения для работы с технологическими картами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принципы и положения для работы с технологическими картами

    Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
  Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

    Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут  работать с ней.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у обучащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на триместр, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов обучащимися на каждом этапе освоения темы.

Структура технологической карты:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
  • межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
  • этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

   На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

     На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

    Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:
  на 1 шаге — организацию деятельности обучащихся по освоению учебной информации на уровне
«знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
  на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению
этой же учебной информации на уровне «понимания»;
  на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению
этой же учебной информации на уровне «умения»;
  на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения
этой же учебной информации данного блока.

     Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

        На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, обучащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

    На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.

   Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. В школах  вводятся новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно.

    Педагоги пишут не просто конспект урока, а составляют Сценирование урока, которое предусматривает проектирование педагого-целостной картины деятельности обучающихся.

  Опираясь на данное обоснование, педагог составляет технологическую карту урока, которая предусматривает способ графического проектирования урока, позволяющее структурировать урок по следующим параметрам: этап урока, деятельность учителя, деятельность учащихся, универсальные учебные действия.

     В чём отличие дидактических требований к развивающим урокам от традиционных? Что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и обучащихся?

   Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований.(слайд)

  При  анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и обучащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

А ведь именно он должен лечь в основу построения современного урока.

   В чём его сущность? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

    Теперь задача учителя – организовать исследовательскую деятельность обучащихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Возможная структура урока выглядит следующим образом:

• Организационный момент

• Актуализация знаний

• Проблемное объяснение знаний с использованием моделей и схем

• Первичное закрепление

• Самостоятельная работа с самопроверкой

• Включение в систему знаний и повторение

• Итог урока. Рефлексия

   На них базируется технологический процесс подготовки современного урока.

Теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности обучащихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.

      Так, обучая детей целеполаганию, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания– незнания.

 Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Упражнение в написание слов с безударными гласными в корне» предлагаю учащимся проблемную ситуацию.

- Сегодня наш урок мы начнем не обычно, а с рассказа об одной ошибке.

                                    «Рассказ об одной ошибке»

Дима написал своему другу Пете записку:- «Приходи с мечом вечером, сыграем!» 

Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, который расположен рядом с домом, где живёт Петя, и передала записку.

- Ну как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.

- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера будет.

В шесть часов Дима собрал ребят во дворе.

- Мяч будет! Петька принесёт, я ему написал записку. Он обещал.

Ровно в шесть часов пришёл Петька. Но вместо мяча в его руках было оружие для фехтования – длинный деревянный меч.

- Почему так получилось? Какое правило не знает Дима?  (Ответы детей)

-Как  проверить безударную гласную в корне слова? ( Правило).

- Чтобы правильно написать слова с безударной  гласной в корне слова, надо уметь (слайд с памяткой выбора действий)

  • выяснить смысл слова
  • выделить корень
  • найти безударную гласную
  • подобрать проверочное слово

- Выпиши слово, которое Дима написал неправильно, графически обозначив орфограммы. Как его можно проверить? (Работа на доске)

   Что же касается этапа рефлексии, то в конце урока предлагаю учащимся ответить на вопросы (тип и тема урока определяют содержание вопросов):

После чего предлагаю ребятам отметить в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке:

Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиям справился самостоятельно»;

Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями»;

Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется

помощь!»

    На сегодняшний день для реализации стандартов предлагают четыре типа уроков в зависимости от целей и задач.

Урок открытия нового знания

Урок рефлексии - закрепление полученных знаний и умений и

одновременного обучения умению выявлять причины своих ошибок и

умению корректировать их.

Урок обобщения и систематизации знаний (уроки методолологической направленности) - структурирование исистематизация изучаемого материала, а также освоение алгоритмов обобщения способов действия.

Урок развивающего контроля - развитие умения осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов, формирование умения контролировать собственную деятельность.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока ________________________________________________________________________________________

Цели для ученика

1.

2.

3.

Цели для учителя

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Тип урока

Форма урока

Опорные понятия, термины

Новые понятия

Формы контроля

Домашнее задание

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы и положения работы с технологическими картами уроков

Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней...

Доклад на тему "Как работать с технологической картой урока"

Технологическая карта- новый вид методической продукции, обеспечивающий учителю качественное освоение учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам. В...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему «Слова-названия предметов разного рода » на основе принципов системно -деятельностного подхода

№Ф.И.О.Должность, место работыРайонТемаПримерные срокиФорма участия1Клишева Татьяна ВикторовнаУчитель начальных классов,МБОУ «Фёдоровская средняя общеобразовательная школа имени Е.Г. Тутаева»Кайбицкий...

Проект "Разработка технологической карты урока математики во 2 классе на тему «Конкретный смысл действия умножения» на основе принципов системно -деятельностного подхода"

Данная тема урока математики имеет большое значение в содержании образования, занимает важное место в данной программе, связана с ранее изученными темами и предваряет последующие. ...

Технологическая карта урока по физической культуре в 4 классе. Подъем туловища из положения лежа за 30 с

Провести разминку, направленную на развитие гибко­сти; провести тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 с; повторить подвижную игру «Перестрелка»....