Принципы и положения для работы с технологическими картами
консультация (3 класс) по теме

Арбузова Алла Васильевна

В пмощь учителям, работающим по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принципы и положения для работы с технологическими картами


Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней.
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Структура технологической карты:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
  • межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
  • этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта позволит администрации школы:

  • контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Технологические карты разрабатываются учителями школ г. Санкт-Петербурга, работающих по УМК «Перспектива» издательства «Просвещение», в рамках эксперимента, рассчитанного на 4 года обучения в начальной школе. Научное руководство экспериментальной деятельностью осуществляет Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования. Сегодня в инновационной деятельности по освоению нового образовательного стандарта принимают участие 12 школ Санкт-Петербурга и более пятидесяти педагогов. Руководители образовательных учреждений обеспечили условия подготовки учителей к инновационной деятельности: обучение, экспериментальную деятельность, участие в научно-практических конференциях, моральное и материальное стимулирование. Учителя-экспериментаторы в рамках повышения квалификации освоили инновационные программы: «Новый образовательный стандарт второго поколения», «Условия формирования УУД», «Технология работы с информацией» и другие.
Представленные Вашему вниманию технологические карты разработаны в течение первого года эксперимента и предназначены для обучения детей в 1-м классе. В них детально проработаны этапы обучения, обеспечивающие, предметные и метапредметные умения.
В 2010 году мы планируем опубликовать на сайте издательства «Просвещение» технологические карты для обучения детей во 2-м классе.
Апробация новейших разработок показала следующие результаты:

  • значительно повышается уровень мотивации учащихся к учебной деятельности;
  • появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя;
  • школьники позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности в рамках изучаемой темы.


Технологические карты разработаны на основе технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК), которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:
на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне
«знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению
этой же учебной информации на уровне «понимания»;
на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению
этой же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения
этой же учебной информации данного блока.

Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но его цель - установить степень освоения содержательного блока.

Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.

Авторы-разработчики обращаются ко всем, кого заинтересовала эта тема, присылайте с вои отклики, комментарии, мнения, варианты использования технологических карт. Давайте работать вместе!

Издательство   |   Где купить   |   Контакты   |   Обратная связь 

        2005 – 2012 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40 БЕСПЛАТНО +7 495 789-30-40      Разработка Metric 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы и положения для работы с технологическими картами.

В данной работе представлены основные положения для работы с технологическими картами....

Принципы и положения работы с технологическими картами уроков

Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней...

Доклад на тему "Как работать с технологической картой урока"

Технологическая карта- новый вид методической продукции, обеспечивающий учителю качественное освоение учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам. В...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему «Слова-названия предметов разного рода » на основе принципов системно -деятельностного подхода

№Ф.И.О.Должность, место работыРайонТемаПримерные срокиФорма участия1Клишева Татьяна ВикторовнаУчитель начальных классов,МБОУ «Фёдоровская средняя общеобразовательная школа имени Е.Г. Тутаева»Кайбицкий...

Проект "Разработка технологической карты урока математики во 2 классе на тему «Конкретный смысл действия умножения» на основе принципов системно -деятельностного подхода"

Данная тема урока математики имеет большое значение в содержании образования, занимает важное место в данной программе, связана с ранее изученными темами и предваряет последующие. ...

Технологическая карта урока по физической культуре в 4 классе. Подъем туловища из положения лежа за 30 с

Провести разминку, направленную на развитие гибко­сти; провести тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 с; повторить подвижную игру «Перестрелка»....