Творческие работы
статья (окружающий мир) по теме
Данный материал рассказывает о моей работе и обобщяет опыт.
Скачать:
Предварительный просмотр:
И.И. Квасова
МКОУ»»»Хохольский лицей», р.п. Хохольский
Коррекция девиантных отклонений в поведении детей младшего
школьного возраста с помощью игры
Важная составляющая и одновременно индикатор личностного развития младшего школьника – его поведение. Любые нарушения в развитии личности ученика (неадекватная самооценка, слабый самоконтроль, искажённые представления о себе и своих возможностях) закономерно проявляются в его поведении.
Трудные дети: кто они? Что стоит за этим известным (от лат. de viatio – отклонение, отклоняющееся поведение) и, к сожалению, становится привычным термином? Для учителя – это неуспевающий ребёнок, который не слушает на уроках. Для родителей – это ребёнок, который приносит в семейную жизнь, те или иные проблемы. У каждого педагога, в каждой семье свои трудные дети.
Что же делать, чтобы кривая девиантных проявлений в детской среде не росла вверх? Как правильно, а главное, результативно организовать работу по профилактике девиантных отклонений в детском поведении?
Особенно важно решение этого вопроса в отношении детей младшего школьного возраста. И это естественно, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются те основы, формируются личностные черты и качества, начинают складываться определённые установки, которые в дальнейшем определяют поведение ребёнка в подростковом и юношеском возрасте. Сформировать определённые личностные качества значительно проще, чем исправлять уже допущенные ошибки и корректировать уже имеющиеся недостатки.
Давайте посмотрим, что меняется в жизни ребёнка, когда он приходит в школу.
Во-первых, изменяется его социальный статус. Раньше он был просто ребёнок, сейчас он же – ученик. Впервые у ребёнка появляются «настоящие» обязанности.
Во-вторых, если у дошкольника ведущим видом деятельности является игра, то у младшего школьника – учёба. Естественно, что учителя начальной школы используют игру как метод обучения. В ходе «новых» игр надо запоминать учебный материал, рассуждать и думать, решать задачи.
В- третьих, расширяется круг общения ребёнка, у него появляются новые друзья, в его жизнь входят новые взрослые, его по-иному начинают воспринимать в семье
Происходит также расширение «информационного» поля ребёнка. Он узнаёт много того, о чём раньше не знал. Соответственно возникает множество вопросов, на которые ребёнок хочет получить удовлетворяющие его ответы.
В-четвёртых, в жизни ребёнка входят новые нормы, правила и требования, которым он должен следовать. Причём, большинство из них направлены на сдерживание двигательной активности ребёнка.
Для коррекции поведения, среди которых импульсивное, демонстративное, протестное, агрессивное и конформное поведение, в распоряжении учителя имеются учебная и игровая деятельности.
В учебной деятельности формирование социально одобряемого, т.е. произвольного, поведения происходит в процессе преодоления ребёнком трудностей при выполнении усложняющихся учебных заданий (классных и домашних).
В игровой деятельности – уже хорошо освоенной младшими школьниками – дети легче решают межличностные проблемы, приобретают опыт терпимости, совместимости. Партнёрства, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.
Рассмотрим, какие игры учитель может использовать для профилактики и коррекции поведения школьников.
Игры с правилами, игры-соревнования в работе с импульсивными и недисциплинированными школьниками.
Игры с правилами хороши тем, что в них чётко предусмотрены требования к поведению детей. Ребёнок вынужден подчиняться этим требованиям, если он желает играть и не хочет разрушать игру.
Игры – соревнования - наиболее сильное испытание для импульсивного, нетерпеливого ребёнка. Особенно поначалу, когда только зарождающиеся выдержка и самообладание вытесняются безудержным стремлением ребёнка к выигрышу. Быть первым и лучшим. Постепенно, в процессе коррекционно-развивающей работы, нетерпеливость и импульсивность (выиграть любой ценой) ослабевает. В основе этих позитивных изменений несомненно лежат факторы осознания и усвоения правил игры, а также приобретённые ребёнком навыки выдержки и самообладания.
Образно-ролевые игры, способствующие преодолению конформного поведения.
Образно-ролевые игры хороши для застенчивых, необщительных детей тем, что в них изначально нет сопряжённых ролей и ролевых отношений, т.е., исполняя какую-либо роль, ребёнку не надо вступать во взаимодействие с другими играющими. Да и роль, которую принимает на себя ребёнок, это не просто роль, а роль-образ. Ребёнок может исполнять роль зайчика, но при этом создать различные образы этого зайчика: смелого, слабого, трусливого, непослушного и др.
Сюжетно-ролевая игра в коррекции демонстративного поведения.
Преимущество сюжетно-ролевых игр по сравнению с другими играми состоит, прежде всего в том, что она является активной формой экспериментального поведения и, следовательно, обладает мощным социализирующим эффектом. Коррекционно-развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры заключается ещё и в том, что в младшем возрасте на первом плане для ребёнка стоят не функциональное исполнение роли, а её личностные характеристики.
Народная игра как универсальное средство коррекции недостатков личностного развития.
Одно из главных преимуществ народной игры обаяние игровых персонажей. Причём так называемые отрицательные персонажи не вызывают страха у застенчивых и робких детей, а их нравственные недостатки и неблаговидные поступки всеми детьми легко осознаются. В целом этика народной игры усваивается младшими школьниками естественно, без морализаторского диктата со стороны педагога, что и позволяет незаметно для себя, исподволь, приобретать навыки саморегуляции и самоконтроля.
В народной игре агрессивным детям приходится делать усилие над собой. Веками заведено, что за грубую силу. Враждебность, нечестность любому участнику игры могут сказать: «Мы с тобою не играем». И тут уже ничего невозможно поделать, кроме как осознать вину и исправить своё поведение.
Народные игры эффективны и в работе и с застенчивыми, робкими детьми, склонными к конформному поведению. Народная игра привлекает этих детей тем, что в ней есть не только ведущие, но и ведомые персонажи. Коршун, который нападает, ловит, безусловно ведущий персонаж. Исполнение этой роли требует инициативы, смелости, сноровки, творчества. Однако на начальном этапе подобное поведение и такие качества вряд ли доступны ребёнку с конформным поведением. Для него эта роль в перспективе. Но и на первом этапе работы застенчивые ребята не пассивны. Они также принимают участие в игре, но их ниша пока – роли птенцов, которые спасаются от коршуна. Даже в этой роли есть масса возможностей для творчества, самостоятельности, активности.
Список литературы
- Выготский Л. С.Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. Вопросы психологии.1966.№6
- Ивочкина Н. В. Коррекционные возможности народной игры. Начальная школа. 1998. №11-12
- Михайленко Л. Я. Организация сюжетной игры в детском салу. М., 2000
Предварительный просмотр:
Важнейшую роль в процессе формирования бережного отношения к природе имеет изучение окружающего мира. Этот предмет обеспечивает естественно-научную основу для понимания младшими школьниками необходимости охраны природы. В действующих программах и учебниках содержаться знания о конкретных объектах и явлениях природы. В действующих программах есть сведения о связи между ними, о взаимовлиянии человека (общества) и природы, о нормах и правилах поведения в ней.
Рассмотрим экологическую тему «Природа и мы», которая изучается в начале 3-его класса (программа I – IV). Она является своего рода мостиком между курсом “Ознакомления и с окружающим миром» 1- 2 класс и новым для учащихся предметом «Природоведение». Известно, что эти два предмета имеют между собой тесную преемственную связь. Она выражается прежде всего в том, что в центре внимания как в одном, так и в другом курсе находится взаимодействие человека и природы, которое в 1 и 2 классах рассматривается в более широком контексте познания окружающего мира в целом, а в 3 и 4 классах становится объектом целенаправленного рассмотрения. Тема «Природа и мы» систематизируется уже имеющиеся у младших школьников важнейшие знания о природе и расширяет представления учащихся в этой области. Тема «Природа и мы» служит введением в новый учебный предмет, обеспечивая дальнейшее, более глубокое и конкретное изучение экологической темы.
Существенно дополняются представления о многообразии живой природы – дети узнают, что к ней, помимо растений, животных и человека, относятся такие самостоятельные группы организмов, как грибы и микроорганизмы (микробы). Выявляются отличия живых существ в том, что представители живого дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают. Впервые учащиеся получают информацию о животных, вымерших по вине человека (морские коровы, странствующий голубь и т.д.). Перечень конкретных видов редких, внесенных в Красную книгу, растений и животных, с которыми знакомятся дети, дополняется целым рядом новых видов. Учащиеся получают представление о заповедниках, как одной из важнейших форм охраны природы. На все эти элементы нового при проведении уроков следует обратить особое внимание.
Если дети большую часть времени проводят в городе, то необходимо вводить темы занятий по экологии большого города, где рассматриваются вопросы, специфичные для города. Несколько занятий полезно посвятить содержанию животных в неволе.
Для развития интереса и познавательной деятельности вводятся темы: «Удивительные растения», «Лекарственные растения» и др. Разбираются экологические проблемы различных районов страны (Урал, Сибирь и т.д.).
Изучать тему «Природа и мы» детям помогает учебник природоведения - новое для них средство обучения. Тематика в учебнике З.А. Клепининой «природоведение» для 2 класса построена по принципу сезонности. Каждая из сезонных тем может быть дополнена интересным материалом, помогающим детям найти объяснения многим наблюдаемых ими фактам или явлениям. В 1 и 2 классе дети работают с тетрадями на печатной основе. Появление в распоряжении детей учебника создает ситуацию, когда имеющиеся у детей разрозненные знания, представления о многообразии природы приобретают достаточно четкое словесное выражение в формулировках учебника, приводится в систему, находит выражение в иллюстрациях. Передаваемая информация, как правило, эмоционально окрашена (чувствами радости, восхищения, тревоги, сожаления). Все это создает условия для развития уже при изучении вводной темы логического мышления и памяти, речи, воображения сферы ребенка. Для учителя важно оценить развивающиеся возможности данного раздела учебника и постараться наиболее полно реализовать их при проведении занятий.
Эффективность усвоения программного материала детьми достигается с помощью методов, присущих естествоведческим наукам: проведение экскурсий, самостоятельные наблюдения учащихся.
Экскурсия – очень важный метод в начальной школе, ведь чтобы правильно охранять природу, необходимо хорошо ее знать. В.А. Сухомлинский считал, что «вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке – дело значительно более сложное, чем провести уроки». Экскурсии проводятся систематически, не реже 1-2 раз за сезон. Перед экскурсией нужно сообщить учащимся цель, повторить памятку «Умей вести себя в природе». Во время экскурсий дети наблюдают не только сезонные изменения в природе в данное время года, но и обращают внимание на красоту природы. Необходимо обращать внимание детей на конкретные примеры варварского отношения к природе, где возможно оказывать помощь.
Любовь к природе у ребенка не может быть абстрактной, она конкретна и возникает в результате непосредственного эмоционального положительного контакта с ней.
В начальных классах такими контактами могут стать самостоятельные наблюдения детей по заданию учителя, сочетающие научность, доступность и увлекательность. Детям легче заносить в таблицу свои наблюдения, это рациональнее. Они также находят отражение в «дневнике наблюдателей», которые дети ведут с 1 класса. Во время наблюдений часто не обойтись без помощи взрослого. Например, при наблюдении за животными: определение t тела у птицы, взвешивание щенка и т.д. Кроме того, постоянное внимание и искренняя заинтересованность взрослых в результате детских наблюдений позволяет поддерживать и развивать интерес ребенка, его любознательность.
Для обеспечения увлекательности наблюдений можно предложить детям делать тайники: засушенные понравившиеся цветы и листья.
Полученные знания должны закрепляться в практической деятельности, в которой отражаются эстетические чувства, понимание научных основ охраны природы. От учителя здесь требуется своевременный и четкий инструктаж: памятки, образцы различных типов кормушек, скворечников, правила ухода за цветами, деятельность «земных» и «голубых» патрулей – эта информация должна быть наглядно представлена в «Уголке природы».
Ряд задач решается словесным методом. Слово помогает углубиться, осознать связи и зависимости, существующие в природе.
Словесные методы дают возможность учителю раскрыть ученикам свои собственные взгляды на природу, сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. Беседа о природе должна быть доступной, научной, занимательной яркой, динамичной. Она должна действовать не только на ум, но и на сердце ребенка. Обязательно иллюстрированное сопровождение – фотографии, картины, диафильмы.
Чтобы показать неповторимость, хрупкость и ранимость природы, учитель приобщает детей к чтению произведений Э. Шима, М. Пришвина, Е. Чарумина, Д. Мамина – Сибиряка, Г. Скребицкого. Чтение детской литературы на природоведческую тему – это не тот случай, когда учитель предлагает всему классу подготовить дополнительный материал к следующему уроку. Должна быть целенаправленная работа с включением всех учащихся к подготовке информационного материала. лучше разбить класс на группы по 5-6 человек, и каждая группа готовит задание по теме (по порядку уроков или желанию детей.) Подбирают вместе с библиотекарем литературу, и далее в связи с дидактическими задачами предстоящего урока отбирают и готовят конкретные материалы уже под руководством учителя. Подготовка каждой группы длится 2 – 3 недели. За это время они подбирают тексты, готовят карточки природоведческих терминов типа: «растения», «овраг», «лес», «степь»; составляют сказки, подбирают загадки, кроссворды, натуральные объекты изучения. Часто карточки – задания готовит учитель: экологические знаки, таблицы, схемы, вопросы к классу перфокарты.
Задания могут быть индивидуальными. Это развивает мышление и позволяет подобрать каждому ребенку задания по силам.
Например. Прочитай стихотворения.
- В душном воздухе молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Звонче голос стрекозы.
(Ф.И. Тютчев)
- Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
(А.А. Фет)
- Какому времени года они посвящены?
Запиши: 1. … 2. …
Приготовься устно объяснять свой ответ.
Запиши ответы на вопросы:
- Кто был зимой белый, а весной стал серый?
- Это - …
- Кто круглый год серый?
- Это - …
- Кто был зимой серый, а стал рыжий?
- Это - …
- Кто круглый год рыжий?
- Это - …
С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения учащимися знаний используется метод познавательных и практических задач. Способность раскрытия познавательной задачи. Является короткий рассказ, в котором описывается определенная ситуация, близкая жизненному опыту и интересам младших школьников. Заканчивается рассказ заданием найти правильное решение вопроса в создавшейся ситуации.
Например, во 2 классе, на уроке «Насекомые и птицы летом и осенью», можно предложить решить задачу о совенке: «Ребята отправились на прогулку в лес и вдруг недалеко от лагеря увидели на дорожке совенка. Он был смешной и беспомощный: перья торчали в разные стороны, глаза выпучены, крылья совсем маленькие, летать он еще не умел. Ребята посмотрели вокруг, но гнезда совы нигде не видели. Они забеспокоились, что совенок погибнет теперь… Что же с ним делать, как помочь?…»
- А как поступили бы вы, ребята, в подобной ситуации? объясните и докажите правильность своего решения.
Большую пользу в обогащении учащихся природоведческими знаниями и в воспитании любви и бережного отношения к природе оказывает стенная газета: «Друзья природы» или « Окно в природу». В газете обычно отражаются сезонные наблюдения детей в природе, работа учащихся на учебно-опытном участке, мероприятия по охране природе, жизнь родного края. Газета может быть посвящена и какой-то юбилейной дате, например юбилеям ученых натуралистов-путешественников.
При работе над темой «Природа и мы» проводится учебное моделирование по следующим вопросам: значение природы для человека; влияние человека на природу. Это построение детьми с помощью учителя соответствующих графических и динамических схем (моделей).
Моделирование как метод в наибольшей мере отвечает задаче формирования у учащихся знаний об экологических связях. Ведь модели делают «видимыми» невидимые связи, которые обозначены в них, как правило, соединяющими объекты стрелками, линиями. Модели облегчают учащимся понимание связей, служат опорой для запоминания и воспроизведения знаний о них. Вместе с тем, процесс моделирования предлагает решающую роль самостоятельной работы учащихся, их непосредственное участие в конструировании моделей. От учителя требуется продумать на каких этапах урока они будут использоваться и с какой степенью самостоятельности детей, сделать сами модели (если нет готовых), как процесс моделирования будет сочетаться с другими методами и приемами обучения.
В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ним дверью класса.
Использование занимательного материала на уроках природоведения помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает творческое воображение, снимает утомление.
Форма занимательных упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки.
Особенно большое значение, как развивающий прием, имеют загадки. К.Д. Ушинский смотрел на загадку, как на картинное описание предмета, веря, «что живая и интересная, она прочно заляжет в памяти ребенка, увлекая за собой все привязанные объяснения».
Большой интерес на уроках природоведения вызывает прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и вызывает любовь ко всему животному, желание помочь растениям и животным, сохранить их.
Например. Как готовятся звери к зиме?
Послушайте, как рассказали об этом Кабанчик и Лисенок.
- Ай, ай, ты же совсем голый, Кабанчик! Щетинка редкая, да еще жесткая. Как же ты зимовать будешь?
- Худой ты до чего, Лесенок! Хребет один, кожа да кости. Как же ты зимовать будешь?
- У меня шерстка густая, шубка теплая не замерзну!
- А у меня ху-хуже, думаешь? У меня под кожей – то жир. Жир лучше шубы греет.
Вопросы: Что помогает перезимовать дикому кабану? Как готовится к зиме лисенок?
Дети – большие любители и знатоки сказок. Даже сны им порой снятся сказочные. У В. Берестова есть такие строки:
Как нарисовать портрет ребенка?
Раз! – и убежит домой девчонка,
И сидеть мальчишке надоест.
Но художник, кисть, макая в краски,
Малышам рассказывает сказки,
И они не трогаются с мест.
«Сказка неотделима от красоты … Благодаря сказке, ребенок не только познает мир умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу», - так сказал о роли сказки Сухомлинский.
Перемещение в сказке центра внимания детей с человека на живую природу, которая создает и поддерживает среду обитания людей, позволяет формировать уважение к природе. Среди многочисленной детской сказочной литературы существуют и удовлетворяющие требования экологии. Так для экологического воспитания очень хороши многие сказки Б. Зщаходера и В. Бианки. Могут оказаться полезными и некоторые народные сказки. В них, например, описывается цепь превращений (яйцо – в гусеницу, гусеница – в куколку, та – в бабочку). Примерно таковы по сути превращения яйца, в котором заключена смерть Кощея-Бессмертного.
Есть и специальные экологические сказки: «Похождения Экоколобка» Л.Н. Ердакова; «Нет повести печальнее на свете» по Б.Ю. и З.А. Чаус.
Непринужденную атмосферу на уроке создают занимательные вопросы, которые можно положить в «Почемучкин портфель». Например: Кто собирает яблоки спиной? Кто бежит задними лапками вперед? Кого в лесу называют портным? У каких птиц зимой появляются птенцы? Зачем тритону хвост? Как можно помочь оленям и косулям зимой?
Проводится игра: «Перелетные птицы» – на внимание; «Перепутаница» – по описанию подобрать нужное животное или птицу.
В педагогической литературе, посвященной экологическому образованию неоднократно подчеркивалось, что все учебные предметы начальной школы призваны внести свой вклад в формирование экологической культуры детей и их отношение к природе. Изучение природы включается почти во все остальные учебные предметы начальной школы: чтение, русский язык, трудовое обучение, музыка, ИЗО, т.к. их объединяют общность цели (воспитывать любовь, бережное отношение к природе) и общие исходные принципы построения учебных программ и учебников.
Уже в букварный период на чтении при изучении звука и буквы Г можно проводить беседу о грибах: как правильно собирать их, что нельзя без надобности сбивать ядовитые грибы – они служат лекарством для некоторых животных. В букваре есть картинка, на которой идет работа по изготовлению кормушки для птиц. В беседе нужно обратить внимание на положение птиц зимой, рассказывать о том, как делать кормушки.
Уроки чтения, на которых изучается материал, связанный с природой, желательно строить так, чтобы художественное слово, картина и музыкальное произведение составили единое целое с живой природой, воспринятой на экскурсии. Это развивает творческое мышление, художественный вкус. Так, например, изучение текстов на тему весны в первом классе начинают с прослушивания музыки из альбома П.И. Чайковского «Времена года», короткого рассказа о композиторе. Дети слушают музыку и, по совету учителя, представляют журчание весенних ручьев, звон капели, пение первых весенних птиц. Затем рассматривают репродукции картин В. Саврасова, И. Левитана. Дети вспоминают увиденное и пережитое ими самими, сопоставляют свои ощущения с музыкой. На уроках звучат стихи о природе Ф. Тютчева, А. Толстого, В. Жуковского, А. Пушкина, Н. Некрасова, прозаические отрывки из произведений А. Чехова, М. Пришвина, К. Паустовского, Г. Скрибицкого и других писателей. Учитель обращает внимание детей на то, что писатели по-разному воспринимают и передают одно и то же явление. Например, у Некрасова осень вызывает чувство бодрости: «Здоровый, ядерный воздух усталые силы бодрит…», у Маяковского – чувство грусти, сожаление о золотой поре.
Когда после таких занятий дети идут на экскурсию, они еще полнее и ярче воспринимают окружающее, сравнивают его с тем, о чем говорилось в классе.
Природа – источник творчества. Общение с детьми на уроках, экскурсиях надо построить так, чтобы само состояние природы являлось источником красоты, радости и эмоциональной отзывчивости. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребенка становится возможным и желанным выразить свое личное переживание в создаваемых им образах. Дети эмоционально настроены на творчество, включающее написание сочинений - миниатюр, рассказов – описаний, небольших стихотворений.
Сочинение могут быть различного характера:
1) рассказ – описание (животного, птицы, погоды и т.д.);
2) сочинение по репродукциям картин;
Дети видят наглядное подтверждение в картинах художников той красоте, которая окружает нас в природе. Для лучшего восприятия желательно подобрать к таким картинам стихотворное описание природы. Стихи помогают в образной форме обобщить свои впечатления.
3) сочинения – миниатюры по проведенным экскурсиям.
Эти работы проводятся на уроках русского языка.
На уроке математики можно предложит детям задачи с экологическим содержанием. Они воспитывают интерес к природе, пытливость, любознательность.
В 3 классе при изучении нумерации во время устного счета или математического диктанта можно давать следующие задания для записи чисел:
1) Ежегодно на планете изучают леса по площади 120 тыс. кв. м.
2) Насекомых на Земле более 1 млн. видов. Из них жуки – 250 тыс. видов, бабочки – 140 тысяч видов, перепончатокрылые – 90 тысяч видов, мухи и комары – 80 тысяч видов
3) В Московской области на 1 га богатых перегоном полей живет 4 млн. 500 тыс. дождевых червей. За 200 суток они перекапают 450 т грунта.
В 1 классе во время устного счета даются занимательные задачи типа:
Семь воробьишек спустились на грядки.
Скачут и что-то клюют без оглядки.
Котик – хитрюга внезапно подкрался,
Мигом схватил одного и умчался.
Вот как опасно клевать без оглядки!
Сколько теперь их осталось на грядке?
Во 2 классе:
На березовом листочке 3 жука
А на липовом сидят 3 паука,
В уголке шуршат листвою 2 ежа,
А на ветке распевают 2 чижа.
Кто, ребята, сосчитать бы мне помог,
Сколько вместе все они имеют ног?
Перед задачей задаются вопросы:
- Сколько ног у жука?
- Сколько ног у паука?
В 3 классе задачи уже носят более явный экологический характер:
- Каштан очищает городской воздух от выхлопных газов. В Москве растет 10 тыс. каштанов, а в Киеве в 5 раз больше. Сколько каштанов растет в Киеве?
- Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из 3 хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью?
- Из 250 тыс. видов растений Земли 1/10 части находится в угрожающем положении. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?
Урок любви к природе продолжается позже, на уроках труда и изобразительно искусства, на которых каждый ученик лепит, вырезает из бумаги, наклеивает на картон или рисует тот объект, который ему на экскурсии больше всего понравился. В тишине класса дети сосредоточенно творят. В их рисунках и поделках сливаются реальный мир и сказочные образы. Идет процесс мышления и формирования чувств.
На уроке труда дети мастерят кормушки (с помощью родителей), выполняют творческую работу из природного материала.
В настоящее время появляются новые программы экологического образования в начальной школе, совершенствуются и развиваются.
Содержание программы Виноградовой «Окружающий мир» направлено на формирование экологического грамотного воздействия человека на природу.
Программа предусматривает общее знакомство с местом человека в природе, со значением природы для жизни человека и влияния его на природу. Особое внимание уделяется охране исчезающих видов. Программа рекомендует знакомство детей с примерами положительного и отрицательного воздействия деятельности человека на окружающую среду, а также изучается зависимость здоровья человека от окружающей среды.
Новое экологическое звучание приобрели уроки по программе академика Плешакова. Главной целью этой программы является формирование у детей нового ответственного отношения к природе. Программа развивается по трем направлениям:
«Природа и люди – одно целое»,
«Природа в опасности»,
«Природа ждет моей помощи» -
вот те важнейшие выводы, которые сделать ребенок, изучающий природоведение.
Эти интегрированные курсы, в которых происходит усвоение знаний о взаимодействии человека с природной средой. Знания об этом взаимодействии составляют основной блок в предметах, обеспечивая естественно-научную основу для понимания младшими школьниками необходимости охраны природы.
Тема «Сбережем природу России»
Данная тема изучается (с учетом экскурсий и обобщающего урока) в течении 18 часов, то есть практически на протяжении всего второго полугодия в IV классе (программа I-IV). Получаемые знания приобретают ярко выраженную экологическую направленность в каждом изучаемом вопросе (идет речь о поверхности, полезных ископаемых, водоемах, почвах, растительном и животном мире, сельском хозяйстве) раскрывается психологический аспект.
Эта тема – путешествие, охватывающее широкие просторы, и дающие яркие представления об удивительном многообразии и впечатляющей красоте ее природы. Вместе с тем нас постоянно должно заботить здоровье природы в изучаемых регионах, что изменилось здесь под влиянием человека, какие опасности экологического характера особенно болезненны, что делается для охраны природы регионов. При таком подходе многообразие и красота природы выступают не только как объект удивления и восхищения, но и как ценность, которую легко потерять и, следовательно, необходимо оберегать, сохранять.
Знакомство с природой нашей Родины и ее экологическими проблемами не исчерпывает задач темы. При ее изучении формируются важные природоведческие понятия, такие как круговорот веществ, природное сообщество, сорта культурных растений и домашних животных и др.
Одно из проявлений многообразия природы России – наличие в ее пределах многих равнин и гор, морей, озер, рек, островов и полуостровов. С ними дети знакомятся на первых уроках по данной теме, которые проводятся в форме путешествия по физической карте России.
Затем изучаются природные зоны нашей страны: ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, пустынь, субтропики. Учебный материал адаптирован к возрасту учащихся. Например: ледяная зона, расположенная на арктических островах, рассматривается не как таковая, а в рамках более широкого понятия «Арктика». Понятие «субтропики» не вводится и термин «зона субтропиков» не используется. Однако, даются знания об этой уникальной по своим особенностям природной зоне, занимающей в России небольшую территорию в южной части Краснодарского края (урок «У Черного моря»). В учебном плане не рассматриваются промежуточные зоны (лесотундра, лесостепь, полупустыня). О существовании этих зон дети узнают из заданий рубрики «Подумай!». Требуется высказать предположения об особенностях данных зон, исходя из их расположения (между изученными основными) и названий. Таким образом, формируются представления о плавном, постепенном переходе одной природной зоны в другую.
В план изучения каждой природной зоны включено, в частности, знакомство с видовым многообразием населяющих ее живых существ, а также раскрытие различных природных взаимосвязей
Предварительный просмотр:
Новый прием экологического обучения
(по Н. Рыжовой)
В процессе преподавания авторского курса «Экологическая азбука» разработан новый метод экологического образования младших школьников. Суть метода – написание учениками писем любимым животным по заданию учителя и обсуждение ответов животных, которые составлены учителем.
Работая по данной методике, дети усваивают целый комплекс экологических понятий, явлений, таких, как: экологическая ниша, местообитание, приспособляемость живых организмов к среде обитания, роль окраски животных, пищевые взаимосвязи, влияние человека (прямые и косвенные факторы исчезновения животных), получают первое представление о классификации живых организмов, взаимовлияния животных организмов. Усваиваются и элементы географических знаний.
Новый метод имеет существенный воспитательный аспект. В процессе написания писем дети общаются с животными «на равных», они осознают себя такой же частью природы, как и все остальные организмы. Ответы животных составлены так, что акцентируют внимание детей на том, что все мы – живые существа и имеем равное право на жизнь. Очень важен эмоциональный момент: поскольку ребенок выбирает любимое животное, он старается как можно больше узнать о нем из литературы, проявить заботу, предложить свою дружбу, защиту. Опыт показал, что эмоциональная сторона в данном случае играет огромную роль и фактически является основой для успешного применения данного метода. Ребенок, написавший слова «дорогая Улитка» или «дорогой Уж» не будет в будущем уничтожать этих животных.
Дети с нетерпением ждут ответов от животных, причем интересуются не только своими письмами. Поэтому в конце каждого урока выделяется специальное время для чтения и обсуждения ответов.
В процессе обсуждения писем необходимо обратить внимание и на правила этики. Детей с детства нужно приучать к мысли о запрете на чтение чужих писем. Поэтому учитель должен обязательно попросить разрешения у ребенка на чтение перед классом его письма и ответа.
Прием имеет еще один воспитательный аспект. Как правило, дети младшего школьного возраста, увидев в природе любое животное, стремятся принести его домой, где животное часто гибнет. Самостоятельный анализ учениками своих возможностей (могут или не могут они пригласить к себе в гости животных, с точки зрения своих домашних условий) помогает им осознать, что место диких животных – в природе.
В методическом плане прием позволяет ненавязчиво, даже в увлекательной форме, дать младшим школьникам довольно большой объем информации, закрепить полученные ранее знания. Термины и сложные названия при обучении не употребляются. В ответах от животных учитель может ненавязчиво указать ребятам их ошибки, часто в шутливой форме, что гораздо эффективнее. (Например, если адрес был составлен ребенком неверно, он получил ответ не сразу, так как его письмо долго «искало» адресата).
Выполнение задания предполагает знания повадок, особенностей внешнего вида и образа жизни животных. Для этого многим ученикам придется обратиться к литературным источникам.
В процессе работы с письмами дети рисуют марки, портреты животных, на уроках труда делают конверты, учатся излагать свои мысли, а текст письма – это своего рода сочинение. Анализ писем интересен с точки зрения психолога, классного руководителя. Ведь выбор животного в какой-то степени отражает и характер ребенка, его любознательность, эрудицию, особенности мышления.
Описание метода
В начале проводится подготовительная работа. На уроке труда дети делают конверты любой формы и размера, оформляют их. На конверте в правом верхнем углу рисуют марку с изображением животного-адресата. Слева пишется адрес животного и ниже – адрес ученика-отправителя.
На уроке объясняется задание: как написать адрес типа:
Куда – Лесная страна,
Сосновый лес,
Сухая осина (дупло).
Кому – Большому Пестрому Дятлу.
Попутно учитель формирует у детей понятие «местообитание», образ жизни животного. После объяснения детям предлагается написать самостоятельно адреса своих любимых животных. Лучше это сделать именно на уроке, так как учитель поможет уточнить местообитание, ответит на вопросы учеников.
Затем переходим к составлению анкеты животного. Учитель объясняет, что это для того, чтобы животные представляли, что мы о них знаем.
Анкета
- Профессия животного (чем питается). Заполняя эту графу, ребенок подсознательно задумывается и о пищевых связях, о взаимоотношениях организмов.
- Враги (рассматриваются типы взаимоотношений животных, отмечается отрицательное влияние человека на животных).
- Одежда (приспособительные признаки организмов к окружающей среде).
- Особые приметы (закрепляются представления об отличительных признаках животных).
По желанию ученик может составить и меню, которое предложил бы своему животному на обед (то есть то, чем питается животное).
Составление текста письма
В своем письме дети должны либо пригласить в гости животных, либо объяснить, почему они не могут этого сделать. Прежде, чем пригласить своего любимца, ребенок должен подумать и определить, сможет ли он создать животному такие условия, к которым тот привык в природе. Если да – то указать, какие это условия, если нет – написать вежливый отказ с объяснением. Желательно указать, где животные будут жить в случае приглашения, чем будут питаться.
Примеры приглашений, составленных детьми:
Волк, приглашаю тебя к себе. Кормить буду костями, мясом. Жить будешь во дворе. Там тебя никто не тронет. Забор у нас высокий, никто не увидит. Тебе будет с кем поиграть. А играть будешь с моим щенком.
Юра Толстых, 3 класс
Уважаемый волк! Приглашаю тебя в гости. У нас есть прекрасные леса, озера, рощи и поля. Зайца ты можешь поймать в поле. Куропатку – в роще или густом кустарнике, косулю – в дремучем лесу. Жду с нетерпением!
Ахохова Алина, 3 класс
Дорогой волк! Я тебя приглашаю к себе домой. Я пришлю за тобой машину. Будет много угощений.
Коломников Саша, 3 класс
Составление ответов от животных учителем должно соответствовать следующим принципам:
- В письме должна содержаться дополнительная информация о животном.
- Письмо должно быть написано в научно-художественной форме, а его текст необходимо сделать не только познавательным, но и веселым, вызывающим у детей улыбку.
- От имени животного обращается внимание детей на их ошибки и неточности.
Нестандартный подход, необычность такого способа обучения способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, пониманию сложных природных взаимосвязей. Дети усваивают комплекс экологических понятий и проникаются идеей бережного отношения к природе, к животному миру.
В воспитании экологической культуры у детей всегда будет успех, если семья работает вместе с учителем. Какую бы цель учитель не наметил, он всегда должен доводить ее до сведения родителей, обращать их внимание на то, чему хочет научить детей.
На одном из первых родительских собраний рассказать о воспитании бережного отношения к природе, чтобы они знали о том, чему учитель учит детей и продолжали начатую им работу. А бывает, что и дети учат родителей правильному поведению в природе.
Давать советы родителям, как помогать детям общаться с природой, заботиться о ней, быть друзьями детей, растить настоящих граждан. Объяснять родителям, как важно стать друзьями детей. Как передается по наследству, из поколения в поколение, все доброе и хорошее, что закладывается в детстве. Уместно использовать в этих целях «Письмо А.М. Горького к сыну».
«Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил на Капри нечто хорошее – цветы. Вот если бы ты всегда и везде всю жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о себе – легка и приятна была бы жизнь. Тогда ты чувствовал бы всем людям нужным, и это чувство всегда приятнее отдать, чем взять».
Все родители хотят видеть своих детей настоящими людьми, поэтому с удовольствием помогут учителю.
С раннего детства необходимо воспитывать в детях любовь к природе. С пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка открывает ребенок свой особый поэтический образ природы, свой особый мир. Этот мир учит его быть добрым, смелым, сильным духом и стойким. Он помогает познавать красоту в окружающей действительности, будит творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию.
Если человек наблюдает за природой, помогает ей, у него не поднимется рука на живое, ему захочется сохранить то, чему сам успел порадоваться.
Забота ребенка о маленьком растении, о беспомощном живом существе, делает его добрее, внимательнее, воспитывает в нем гуманность. Эти качества со временем перерастают в постоянное чувство ответственности за все живое, бережное, разумное отношение к природе в целом.
Чувством любви к природе, как и музыкальным слухом, наделен не каждый. Но это чувство надо воспитывать и развивать. Родители и учителя – первые проводники детей в природу. Под сенью луга, в степи, у реки лучше всего преподносить детям уроки доброты по отношению к природе. В детском возрасте гораздо легче усвоить: варварское отношение к природе – преступно.
Задача наших учителей и учителей всей планеты воспитать детей экологически культурными, научить их понимать взаимозависимость человеческого общества и природы, чтобы сегодняшние дети завтра жили в большом и добром доме по имени «Земля».
Предварительный просмотр:
Квасова И. И.
МКОУ «Хохольский лицей», р.п. Хохольский
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Понятие "инновация" в переводе с латинского языка означает "обновление, новшество или изменение". Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.
Инновации – это внесение новых методологий и стандартов в процесс. На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их, и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.[5]
Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Оно несет с собой новые основы развивающего образования, как основной модернизирующий фактор образования. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. [4]
Основные направления инновационной деятельности в начальной школе:
1.Формирование современно образованного, нравственного, активного человека, с развитым чувством ответственности за судьбу страны.
2.Последовательное создание в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием здоровьесберегающих технологий.
3.Развитие творческих способностей учащихся через урочную систему и систему дополнительного образования.
4. Широкое внедрение новых форм и методов обучения, в том числе современных информационных технологий, для обеспечения возможности индивидуального развития каждого ребенка.
5.Развитие системы воспитательной работы на принципах добровольности, свободы выбора и творчества.
Высокотехнический мир стремительно набирает свои обороты день ото дня. У наших детей – детей 21 века мы обязаны воспитать привычку к переменам, научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне ее анализировать. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности, по утверждению нейропсихологов, свойственна именно младшему школьнику. У детей младшего школьного возраста ведущим является правое полушарие, отвечающее за целостное эмоционально-образное восприятие и мышление. Человек правополушарного типа – исследователь.
Цель моего обучения – достижение оптимального общего развития инновационной личности каждого ребенка. Под общим развитием понимается развитие ума, воли, эмоционально-нравственных представлений – все, что лежит в основе учебной деятельности и успешной социализации школьника.
Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, его окружением. Поэтому необходимо уделять особое внимание организации учебной деятельности и социализации детей.
В педагогической литературе дано большое множество классификаций и групп инноваций. Мне ближе инновации, направленные на разработку новых форм, технологий и методов учебно-воспитательного процесса; инновации, направленные на отработку нового содержания образования и новых способов его структурирования.
Моей инновационной деятельностью стали:
- технология проблемного урока;
- технология работы с портфолио;
- интерактивные технологии;
- информационные технологии в образовательном процессе (компьютерные технологии);
- технология исследовательско-проектной деятельности учащихся.
Технология проблемного урока. Главная задача образовательного процесса в современной школе определяется так: ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью. Поэтому традиционный объяснительно-иллюстративный метод заменяется новыми педагогическими технологиями. Одной из них является проблемное обучение. Сущность проблемного урока состоит в том, чтобы обеспечить творческое усвоение знаний учащихся. Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах. [3]
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова». По заданию учителя учащиеся читают вслух слова: радость, радоваться, радостный, радостно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах «т» произносится, в других нет). Ученики удивлены (возникновение проблемной ситуации). Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создает благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. При этом умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи – все это ведет к самостоятельной познавательной деятельности, к умению быть успешным в быстро изменяющемся мире. На мой взгляд, использование технологии проблемного обучения позволяет повысить качество образования учащихся.[2]
Технология работы с портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся. Портфолио помогает решать такие педагогические задачи, как формирование учебной мотивации школьников, поощрение возможностей для самообучения, развития навыков рефлексивной и оценочной деятельности. Интерактивные технологии – обучение в диалоге, работа в парах и группах.
Информационные технологии в образовательном процессе (компьютерные технологии). Развитие ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для восприятия является учебный материал. Поэтому на современном этапе организации образовательного процесса педагог не может обойтись на уроке без информационно-коммуникационных технологий. Благодаря программе Рower Point всякий иллюстративный материал можно превратить в хорошее методическое подспорье учителя. Психологами доказано, что при проведении занятий с использованием новых информационных технологий активизируется правое полушарие мозга, отвечающее за ассоциативное мышление, рождение новых идей, интуицию, улучшается психо-эмоциональное состояние обучаемого, активизируются его положительные эмоции.
Эффективность обучения повышается и за счет активизации самостоятельной работы учащихся, развития их познавательных и творческих способностей, образного изложения материала.
Технология исследовательско-проектной деятельности учащихся. Сегодня, учитывая тот факт, что «вложить» в ребенка все полученные в ходе эволюции человека знания невозможно, управлять процессом усвоения этих знаний сложно, следует научить ребенка самостоятельно продвигаться по пути собственного развития и совершенствования в учебной и социальной деятельности. А этому способствует введение в образовательный процесс технологии проектов. Метод проектов не является каким-то специальным методом обучения – это всего лишь форма обучения. Само понятие «проект» (от латинского project - брошенный вперед) означает план, замысел, описание деятельности, которую предстоит сделать, создание того, чего еще нет. Овладение методом проектной деятельности ученые относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных учащихся. Сущность развития личности в данном случае состоит в качественном изменении деятельности. Там, где ведется самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создает такие ситуации, при которых школьники сами овладевают способами поисковой творческой деятельности. Проектный метод – один из способов реализации детских знаний наглядным способом.[1]
Список литературы
1. Климанова Л. Ф. О новой модели гуманистической школы. – М.: Начальная школа. - 2009. - № 4
2. Ягодко Л. И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе. – М.: Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 1
3. Мельникова Е. Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. – М., АПКиПРО, 2006.
4. Турик Л. А., Осипова Н. А. Педагогические технологии в теории и практике. - Р.-на-Д. : Феникс, 2009.
5. ФГОС. – М.: «Просвещение», 2011.
Предварительный просмотр:
Развитие мышления у детей младшего школьного возраста
Квасова И. И., учитель начальных классов
МКОУ «Хохольский лицей»
Преподавание любого предмета (математика, русский язык, чтение и др.) открывают огромные возможности для активизации мышления учащихся в процессе обучения. Наиболее эффективным, действенным способом активизации мышления учащихся является проблемное обучение. Создание проблемных ситуации, их анализ, активное участие учеников в поиске решения поставленной учебной проблемы возбуждает мыслительную активность обучаемых и поддерживает познавательный интерес.
Важную роль в развитие творческого мышления младших школьников играют учебные задания. Различные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления младших школьников. Преобладание в учебной деятельности репродуктивных заданий формирует у ребёнка установку на воспроизведение знаний и способов действий, привычку действовать по образу, что составляет репродуктивную основу мыслительного процесса. Но творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку, планирование, нетривиальные способы анализа, сравнения, обобщения и т.д.
Чтобы сформировать у учащихся указанные мыслительные процессы в урок надо включать продуктивные задания, непосредственно направленные на развитие таких процессов творческого мышления, как целеобразование, планирование, нешаблонный анализ, сравнение, обобщение, а также контроль и оценка.
Для развития целеобразования можно использовать задания, которые требуют от ученика самостоятельного формирования цели: постановка вопросов, самостоятельное составление заданий, выбор заданий и т.д.
Процессы целеобразования имеют место при выполнении заданий вида:
- сформулировать вопросы к содержанию текста, картины;
- задать дополнительный вопрос ученику;
- поставить различные вопросы к условию задачи.
Проявлению творческих способностей детей способствует игровой мотив, поэтому задания даются в игровой форме. Так, например, на уроке играть с детьми в «вопросы и ответы». Игра «Школа», которая выглядит так: «Представь, что ты учитель и ведёшь урок чтения, на котором идёт работа над текстом. Подумай, какие вопросы по содержанию этого текста ты задашь своим ученикам. Составь как можно больше вопросов» Задание «Составь как можно больше вопросов» позволяет школьнику расширить поле своей деятельности, ученик не ограничен количеством вопросов, что позволяет ему показать свои возможности в их формулировке.
Задания на целеобразование можно проводить в форме соревнования. Соревнование между командами под названием «Аукцион», которое заключается в том, чтобы за 5-10 минут сообщить как можно больше считалок, загадок, интересных фактов.
Для развития процессов целеобразования большое значение имеет выбор заданий самими учащимися. Например, в качестве домашнего задания даётся несколько упражнений, ученику предлагается выполнить любое из них по своему усмотрению.
Для развития у детей начальных классов умения планировать работу надо обсуждать ними, как они представляют себе свои будущие действия при выполнении любых заданий на уроке. Даются задания типа: составь план рассказа, изложения, решения задачи и т.д.
Необходимость формирования у детей творческого мышления ставлю перед собой задачу более широко использовать задания, непосредственно направленные на развитие у детей умения осуществлять анализ, сравнение, обобщение. На уроке математики решаем задачи и примеры различных типов, обязательно разбираем их, обсуждаем условие и особенности решения. При решении задач нового типа сравниваем со знакомыми задачами, выделяем в них новые элементы, которых не было в задачах, решаемых ранее. Всё это благоприятно сказывается на создании у детей установки на изменение приёмов решения новых задач.
Развитие у детей нешаблонного анализа способствуют такие задания, как решение задач с недостающими (или отсутствующими) данными, а также с лишними данными. Например: «Мальчику купили игрушки: мишку и машинку. Машина стоит 5 рублей. Сколько стоят вместе обе эти игрушки?» или «В детский сад привезли молоко в двух бидонах. В одном 32 литра, а в другом 30 литров. На обед израсходовали 40 литров. Сколько литров молока привезли в детский сад?»
Осуществляя анализ, сравнение, обобщение учащиеся овладевают различными формами рассуждений, доказательств, умением пользоваться своими знаниями. А на основе этого формируется умение комбинировать новые способы действий, что является важной стороной самостоятельного творческого мышления школьника.
Формирование контрольно-оценочного механизма мыслительной деятельности предполагает использовать на каждом уроке заданий, ориентирующих учащихся на осуществление контроля не только за результатами деятельности, но и в процессе выполнения этой деятельности, требующей оценки. С целью развития творческого мышления побуждаю учащихся к самостоятельной проверке результатов работы. Поэтому, использую задания следующего типа:
- самостоятельно проверьте задачу;
- какое правило будете использовать при проверке упражнения;
- кто догадался, как надо проверить задачу.
На уроках учащиеся должны оценивать не только процесс и результаты работы, но и поступки героев произведений, характер рассказа, отношение автора к описываемым событиям. Большое значение для повышения творческой активности учащихся имеют задания, которые побуждают их одновременно и к контрольно-оценочному, и к аналитическому действию.
Учитель в начальных классах для ребёнка – открыватель мира вещей и явлений. Задача каждого учителя заключается в том, чтобы вести каждого, даже самого слабого и равнодушного к знаниям, в мир богатой и интеллектуальной жизни.
Предварительный просмотр:
И.И.Квасова,
МКОУ «Хохольский лицей», р.п. Хохольский
Формирование экологического осознания
через словесные методы обучения
Огромен и разнообразен окружающий мир природы. Каждый человек пытается познать этот мир и осознать своё место в нём. Поток информации постоянно растёт с развитием научно-технического прогресса, и чтобы получить наиболее обширные и глубокие знания, надо использовать эффективные методики.
Ряд задач решается словесным методом. Слово помогает углубиться, осознать связи и зависимости, существующие в природе.
Словесные методы дают возможность учителю раскрыть ученикам свои собственные взгляды на природу, сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. Беседа о природе должна быть доступной, научной, занимательной яркой, динамичной. Она должна действовать не только на ум, но и на сердце ребенка. Обязательно иллюстрированное сопровождение – фотографии, картины, диафильмы.
Чтобы показать неповторимость, хрупкость и ранимость природы, учитель приобщает детей к чтению произведений Э. Шима, М. Пришвина, Е. Чарумина, Д. Мамина – Сибиряка, Г. Скребицкого. Чтение детской литературы на природоведческую тему – это не тот случай, когда учитель предлагает всему классу подготовить дополнительный материал к следующему уроку. Должна быть целенаправленная работа с включением всех учащихся к подготовке информационного материала. Лучше разбить класс на группы по 5-6 человек, и каждая группа готовит задание по теме (по порядку уроков или желанию детей.) Подбирают вместе с библиотекарем литературу, и далее в связи с дидактическими задачами предстоящего урока отбирают и готовят конкретные материалы уже под руководством учителя. Подготовка каждой группы длится 2 – 3 недели. За это время они подбирают тексты, готовят карточки природоведческих терминов типа: «растения», «овраг», «лес», «степь»; составляют сказки, подбирают загадки, кроссворды, натуральные объекты изучения. Часто карточки – задания готовит учитель: экологические знаки, таблицы, схемы, вопросы к классу перфокарты.
Задания могут быть индивидуальными. Это развивает мышление и позволяет подобрать каждому ребенку задания по силам.
Например. Прочитай стихотворения.
- В душном воздухе молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Звонче голос стрекозы.
(Ф.И. Тютчев)
- Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
(А.А. Фет)
- Какому времени года они посвящены?
Запиши: 1. … 2. …
Приготовься устно объяснять свой ответ.
Запиши ответы на вопросы:
- Кто был зимой белый, а весной стал серый?
- Это - …
- Кто круглый год серый?
- Это - …
- Кто был зимой серый, а стал рыжий?
- Это - …
- Кто круглый год рыжий?
- Это - …
С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения учащимися знаний используется метод познавательных и практических задач. Способность раскрытия познавательной задачи. Является короткий рассказ, в котором описывается определенная ситуация, близкая жизненному опыту и интересам младших школьников. Заканчивается рассказ заданием найти правильное решение вопроса в создавшейся ситуации.
Например, можно предложить решить задачу о совенке: «Ребята отправились на прогулку в лес и вдруг недалеко от лагеря увидели на дорожке совенка. Он был смешной и беспомощный: перья торчали в разные стороны, глаза выпучены, крылья совсем маленькие, летать он еще не умел. Ребята посмотрели вокруг, но гнезда совы нигде не видели. Они забеспокоились, что совенок погибнет теперь… Что же с ним делать, как помочь?…»
- А как поступили бы вы, ребята, в подобной ситуации? объясните и докажите правильность своего решения.
Большую пользу в обогащении учащихся природоведческими знаниями и в воспитании любви и бережного отношения к природе оказывает стенная газета: «Друзья природы» или « Окно в природу». В газете обычно отражаются сезонные наблюдения детей в природе, работа учащихся на учебно-опытном участке, мероприятия по охране природе, жизнь родного края. Газета может быть посвящена и какой-то юбилейной дате, например юбилеям ученых натуралистов-путешественников.
При работе над темой «Природа и мы» проводится учебное моделирование по следующим вопросам: значение природы для человека; влияние человека на природу. Это построение детьми с помощью учителя соответствующих графических и динамических схем (моделей).
Моделирование как метод в наибольшей мере отвечает задаче формирования у обучающихся знаний об экологических связях. Ведь модели делают «видимыми» невидимые связи, которые обозначены в них, как правило, соединяющими объекты стрелками, линиями. Модели облегчают учащимся понимание связей, служат опорой для запоминания и воспроизведения знаний о них. Вместе с тем, процесс моделирования предлагает решающую роль самостоятельной работы учащихся, их непосредственное участие в конструировании моделей. От учителя требуется продумать на каких этапах урока они будут использоваться, и с какой степенью самостоятельности детей, сделать сами модели (если нет готовых), как процесс моделирования будет сочетаться с другими методами и приемами обучения.
В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ним дверью класса.
Использование занимательного материала на уроках окружающего мира помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает творческое воображение, снимает утомление.
Список литературы
- Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. – М.; Просвещение, 1986.
- Прасолова Е.Л. В союзе с природой. – М.; Просвещение. 1992.
- Сухомлинскмй В.А. Избранные педагогические сочинения. – М.; «Педагогика». 1979.
Предварительный просмотр:
И.И.Квасова
МКОУ «Хохольский лицей», Хохольский район
НОВЫЙ ПРИЁМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
В процессе преподавания авторского курса «Экологическая азбука» разработан новый метод экологического образования младших школьников. Суть метода – написание учениками писем любимым животным по заданию учителя и обсуждение ответов животных, которые составлены учителем.
Работая по данной методике, дети усваивают целый комплекс экологических понятий, явлений, таких, как: экологическая ниша, местообитание, приспособляемость живых организмов к среде обитания, роль окраски животных, пищевые взаимосвязи, влияние человека (прямые и косвенные факторы исчезновения животных), получают первое представление о классификации живых организмов, взаимовлияния животных организмов. Усваиваются и элементы географических знаний.
Новый метод имеет существенный воспитательный аспект. В процессе написания писем дети общаются с животными «на равных», они осознают себя такой же частью природы, как и все остальные организмы. Ответы животных составлены так, что акцентируют внимание детей на том, что все мы – живые существа и имеем равное право на жизнь. Очень важен эмоциональный момент: поскольку ребенок выбирает любимое животное, он старается как можно больше узнать о нем из литературы, проявить заботу, предложить свою дружбу, защиту. Опыт показал, что эмоциональная сторона в данном случае играет огромную роль и фактически является основой для успешного применения данного метода. Ребенок, написавший слова «дорогая Улитка» или «дорогой Уж» не будет в будущем уничтожать этих животных.
Дети с нетерпением ждут ответов от животных, причем интересуются не только своими письмами. Поэтому в конце каждого урока выделяется специальное время для чтения и обсуждения ответов.
В процессе обсуждения писем необходимо обратить внимание и на правила этики. Детей с детства нужно приучать к мысли о запрете на чтение чужих писем. Поэтому учитель должен обязательно попросить разрешения у ребенка на чтение перед классом его письма и ответа.
Прием имеет еще один воспитательный аспект. Как правило, дети младшего школьного возраста, увидев в природе любое животное, стремятся принести его домой, где животное часто гибнет. Самостоятельный анализ учениками своих возможностей (могут или не могут они пригласить к себе в гости животных, с точки зрения своих домашних условий) помогает им осознать, что место диких животных – в природе.
В методическом плане прием позволяет ненавязчиво, даже в увлекательной форме, дать младшим школьникам довольно большой объем информации, закрепить полученные ранее знания. Термины и сложные названия при обучении не употребляются. В ответах от животных учитель может ненавязчиво указать ребятам их ошибки, часто в шутливой форме, что гораздо эффективнее. (Например, если адрес был составлен ребенком неверно, он получил ответ не сразу, так как его письмо долго «искало» адресата).
Выполнение задания предполагает знания повадок, особенностей внешнего вида и образа жизни животных. Для этого многим ученикам придется обратиться к литературным источникам.
В процессе работы с письмами дети рисуют марки, портреты животных, на уроках труда делают конверты, учатся излагать свои мысли, а текст письма – это своего рода сочинение. Анализ писем интересен с точки зрения психолога, классного руководителя. Ведь выбор животного в какой-то степени отражает и характер ребенка, его любознательность, эрудицию, особенности мышления.
Описание метода
В начале проводится подготовительная работа. На уроке труда дети делают конверты любой формы и размера, оформляют их. На конверте в правом верхнем углу рисуют марку с изображением животного-адресата. Слева пишется адрес животного и ниже – адрес ученика-отправителя.
На уроке объясняется задание: как написать адрес типа:
Куда – Лесная страна,
Сосновый лес,
Сухая осина (дупло).
Кому – Большому Пестрому Дятлу.
Попутно учитель формирует у детей понятие «местообитание», образ жизни животного. После объяснения детям предлагается написать самостоятельно адреса своих любимых животных. Лучше это сделать именно на уроке, так как учитель поможет уточнить местообитание, ответит на вопросы учеников.
Затем переходим к составлению анкеты животного. Учитель объясняет, что это для того, чтобы животные представляли, что мы о них знаем.
Анкета
- Профессия животного (чем питается). Заполняя эту графу, ребенок подсознательно задумывается и о пищевых связях, о взаимоотношениях организмов.
- Враги (рассматриваются типы взаимоотношений животных, отмечается отрицательное влияние человека на животных).
- Одежда (приспособительные признаки организмов к окружающей среде).
- Особые приметы (закрепляются представления об отличительных признаках животных).
По желанию ученик может составить и меню, которое предложил бы своему животному на обед (то есть то, чем питается животное).
Составление текста письма
В своем письме дети должны либо пригласить в гости животных, либо объяснить, почему они не могут этого сделать. Прежде, чем пригласить своего любимца, ребенок должен подумать и определить, сможет ли он создать животному такие условия, к которым тот привык в природе. Если да – то указать, какие это условия, если нет – написать вежливый отказ с объяснением. Желательно указать, где животные будут жить в случае приглашения, чем будут питаться.
Примеры приглашений, составленных детьми:
Волк, приглашаю тебя к себе. Кормить буду костями, мясом. Жить будешь во дворе. Там тебя никто не тронет. Забор у нас высокий, никто не увидит. Тебе будет с кем поиграть. А играть будешь с моим щенком. Невзоров Олег, 4 класс
Уважаемый волк! Приглашаю тебя в гости. У нас есть прекрасные леса, озера, рощи и поля. Зайца ты можешь поймать в поле. Куропатку – в роще или густом кустарнике, косулю – в дремучем лесу. Жду с нетерпением! Аристова Алина, 4 класс
Дорогой волк! Я тебя приглашаю к себе домой. Я пришлю за тобой машину. Будет много угощений. Коломников Саша, 3 класс
Составление ответов от животных учителем должно соответствовать следующим принципам:
- В письме должна содержаться дополнительная информация о животном.
- Письмо должно быть написано в научно-художественной форме, а его текст необходимо сделать не только познавательным, но и веселым, вызывающим у детей улыбку.
- От имени животного обращается внимание детей на их ошибки и неточности.
Нестандартный подход, необычность такого способа обучения способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, пониманию сложных природных взаимосвязей. Дети усваивают комплекс экологических понятий и проникаются идеей бережного отношения к природе, к животному миру.
В воспитании экологической культуры у детей всегда будет успех, если семья работает вместе с учителем. Какую бы цель учитель не наметил, он всегда должен доводить ее до сведения родителей, обращать их внимание на то, чему хочет научить детей.
На одном из первых родительских собраний рассказать о воспитании бережного отношения к природе, чтобы они знали о том, чему учитель учит детей и продолжали начатую им работу. А бывает, что и дети учат родителей правильному поведению в природе.
Давать советы родителям, как помогать детям общаться с природой, заботиться о ней, быть друзьями детей, растить настоящих граждан. Объяснять родителям, как важно стать друзьями детей. Как передается по наследству, из поколения в поколение, все доброе и хорошее, что закладывается в детстве. Уместно использовать в этих целях «Письмо А.М. Горького к сыну».
«Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил на Капри нечто хорошее – цветы. Вот если бы ты всегда и везде всю жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о себе – легка и приятна была бы жизнь. Тогда ты чувствовал бы всем людям нужным, и это чувство всегда приятнее отдать, чем взять».[1, с.256]
Все родители хотят видеть своих детей настоящими людьми, поэтому с удовольствием помогут учителю.
С раннего детства необходимо воспитывать в детях любовь к природе. С пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка открывает ребенок свой особый поэтический образ природы, свой особый мир. Этот мир учит его быть добрым, смелым, сильным духом и стойким. Он помогает познавать красоту в окружающей действительности, будит творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию.
Если человек наблюдает за природой, помогает ей, у него не поднимется рука на живое, ему захочется сохранить то, чему сам успел порадоваться.
Забота ребенка о маленьком растении, о беспомощном живом существе, делает его добрее, внимательнее, воспитывает в нем гуманность. Эти качества со временем перерастают в постоянное чувство ответственности за все живое, бережное, разумное отношение к природе в целом.
Чувством любви к природе, как и музыкальным слухом, наделен не каждый. Но это чувство надо воспитывать и развивать. Родители и учителя – первые проводники детей в природу. Под сенью луга, в степи, у реки лучше всего преподносить детям уроки доброты по отношению к природе. В детском возрасте гораздо легче усвоить: варварское отношение к природе – преступно. [2, с.187]
Задача наших учителей и учителей всей планеты воспитать детей экологически культурными, научить их понимать взаимозависимость человеческого общества и природы, чтобы сегодняшние дети завтра жили в большом и добром доме по имени «Земля».
Список литературы
- Горький А.М. М.Горький. Собрание сочинений. Том 13. – М.: Наука, 1971.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Наука, «Педагогика». 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)
В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ....
Методика работы над повышением орфографической грамотности творческих работ младших школьников
Методическая разработка системы занятий, направленных на повышение орфографической грамотности при написании творческих работ...
Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014» в номинации «Лучший учитель»
Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапаВсероссийского конкурса «Учитель года России – 2014»в номи...
Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"
Межпредметная интеграция - необходимое условие современного учебного процесса....
Творческая работа "Новый образовательный стандарт:мой творческий поиск, методические находки"
В творческой работе описана форма парно-групповой работы, как одно из форм формирования коммуникативной компетенции.С этой работой выступала на конкурсе "Учитель -2013 года"...
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.Темы для творческих работ
9 тем для творческих работ на каждый месяц учебного года.Совместное творчество ребёнка и родителей.Развитие уверенности в себе,раскрытие таланта рассказчика и писателя....
Формирование активной творческой личности средствами изучения природы родного края и выполнения творческих работ.
Материал содержит презентацию личного опыта работы по данной теме....