Творческая работа "Новый образовательный стандарт:мой творческий поиск, методические находки"
учебно-методический материал (1 класс) по теме
В творческой работе описана форма парно-групповой работы, как одно из форм формирования коммуникативной компетенции.С этой работой выступала на конкурсе "Учитель -2013 года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota.svechkdoc.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
учителя начальных классов
МКОУ СОШ № 7 пос. Советское Руно
Ипатовского района Ставропольского края
Свечкаревой
Людмилы Васильевны
2013 г.
План.
1. Введение.
2. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников через парную форму работы на уроках.
3. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников через групповую форму работы на уроках.
4. Заключение.
5. Список литературы.
6. Приложения:
Приложение № 1 Циклограмма мероприятий по изучению уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 1 класса.
Приложение № 2 Результаты исследования уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 1 класса.
Приложение № 3 Игры, упражнения для формирования коммуникативной компетенции обучающихся 1 класса.
Приложение № 4 Правила работы в паре.
Приложение № 5 Общие правила организации групповой работы.
Приложение № 6 Правила работы в группе.
Приложение № 7 Мониторинг участия в конкурсах и олимпиадах обучающихся 1 класса.
Обучение – это общение
Человека с человечеством.
А. Петровский
- Введение.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, т. е. это умение учиться. Умение учиться невозможно без умения общаться.
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть коммуникативно - активным, адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. То есть, мы должны выпустить из стен школы не только грамотного ученика, но и личность социально активную, умеющую думать, предлагать идеи и способы их разработки, аргументированно защищать свою позицию.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Именно поэтому так важно правильно выбрать наиболее эффективные приемы, формы работы, которые позволят детям усвоить знания, осознанно их применять, развить в себе все лучшие личностные качества.
Начиная работать по новым стандартам, я предположила, что парно - групповая форма работы наиболее эффективно активизирует деятельность учащихся на уроке, способствует повышению уровня результативности учебного процесса, т.к. обучение в парах и группах даёт возможность каждому ученику высказать свою точку зрения, что не реально при работе с классом из-за нехватки времени на уроке. Школьники больше рассуждают, размышляют, дискутируют, а не просто механически запоминают учебный материал. В результате совместной деятельности в парах и группах учащиеся самостоятельно, осмысленно открывают знания. Учитель в этой ситуации исполняет роль координатора, человека, создающего условия для этого открытия. Такая позиция ученика является актуальной для современной школы.
Исходя из вышесказанного, я так определила цель своей деятельности: использовать парно - групповую форму для развития коммуникативных качеств, навыков сотрудничества, повышения эффективности учебного процесса.
Хочу поделиться своими методическими находками по теме «Парно –групповая форма работы как одно из условий формирования коммуникативной компетенции младших школьников».
Целью данной работы является обобщение собственного опыта работы по поиску и применению таких методов, приемов и форм работы, которые позволят каждый урок сделать эффективным, научат детей мыслить, правильно говорить, прогнозировать, задавать вопросы, спорить, вступать в диалог, сотрудничать.
Задачи работы:
- Описать приемы, формирующие коммуникативную компетентность младших школьников при использовании парной формы работы.
- Описать приемы, формирующие коммуникативную компетентность младших школьников при использовании групповой формы работы.
Основными критериями оценки эффективности обучения должен стать конечный результат. А добиваясь результативности, мы прежде всего думаем о выборе форм, методов, приемов работы с учетом конкретных задач обучения и реальных способностей школьников, уровня их подготовленности по каждому предмету.
- Приемы парной формы работы на уроках, формирующие коммуникативную компетенцию младших школьников.
Чтобы определить уровень коммуникативной компетентности у первоклассников, изучила «Программу мониторинга уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе» (Методическое пособие под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»). Программа рекомендована для осуществления психолого – педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе. На основе программы составила циклограмму мероприятий по изучению уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 1 класса. (Приложение № 1)
Уровень сформированности коммуникативной успешности младших школьников в образовательной среде определяла с помощью критериев: высокий, средний и низкий. Результаты исследований отражены в Приложении № 2.
У первоклассников ещё не сформированы навыки сотрудничества и коммуникативные качества, поэтому перед периодом непосредственной организацией групповой работы необходим подготовительный этап.
Основные задачи этапа:
1. Сформировать положительное отношение к совместной деятельности.
2.Учить детей сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий, развивать коммуникативные качества.
Чтобы учащиеся понимали пользу учебного сотрудничества, необходимо развивать у них положительное отношение к совместной деятельности. Анализ различных мероприятий (праздников, конкурсов, викторин и т.д.), проведенных в классе, свидетельствует о том, что их успех зависит от общих усилий, от совместного творчества и дружной работы. Использую задания, позволяющие детям на личном опыте убедиться в пользе совместной работы. (Например: даю классу общее задание. Всех учащихся делю на две группы: одни ученики работают индивидуально, другие – парами. Работающие в парах, справляются с заданием быстрее, чем ребята, работающие индивидуально.)
В результате дети сами отмечают достоинства совместной работы:
- объяснение того, что другим непонятно;
- возможность получить помощь от одноклассника при необходимости;
-возникновение разных мнений и необходимость обоснованного доказательства своей точки зрения.
Таким образом, парную работу, как простейший вид групповой, использую уже в первые дни обучения в первом классе: при составлении звуковых схем слов на уроках обучения грамоте, счете предметов на уроке математики и т. д.
Работаю над составлением тематического планирования по математике и русскому языку по УМК «Перспективная начальная школа» с учетом применения парной работы.
Например, планирование уроков математики в 1 классе по УМК «Перспективная начальная школа» с учетом парной формы работы выглядит так:
№ п/п) | Тема урока | Задание для работы в паре |
1 | Раньше и позже. | Ты называешь события, которые были раньше. А твой сосед(ка) –события, которые были позже. |
2 | Выше и ниже. | Ты называешь предметы, которые выше дома. А твой сосед(ка)-предметы, которые ниже дома. |
3 | Шире и уже. | Ты называешь предметы, которые шире. А твой сосед по парте - предметы, которые уже. |
Важнейшие особенности этой формы: каждый момент работы половина обучающихся говорит, половина слушает; каждый участник является попеременно то обучающимся, то учителем; ближайшая цель каждого обучающегося — учить других всему, что знаешь сам; каждый отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи товарищей.
Использование на этом этапе таких приёмов обучения, как речевые разминки, диалоги, игры (Приложение № 3) позволило сформировать у учащихся умение слышать и слушать друг друга, научить задавать вопросы, отвечать на них, сформировать навыки участия в диалоге, развить умение понимать жесты, мимику собеседника.
Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение. Сначала сама говорю парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее.
Организация и проведение учебных споров – дискуссий, позволяют создать благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать с партнёрами по учебному общению (умение слушать товарища, считаться с его суждением, изменять свои действия в зависимости от поведения других учеников, совершенствовать свою речь).
Результатом подготовительного этапа является составление правил работы в паре. (Приложение № 4).
3. Приемы групповой формы работы на уроках, формирующие коммуникативную компетенцию младших школьников.
Следующий этап - этап непосредственной организации групповой работы.
Задачей этапа является: объединение школьников в учебные группы для решения познавательных задач и повышения качества знаний.
При формировании эффективных учебных групп следует учитывать:
- психологическую совместимость учащихся;
- объединять учеников с разной успеваемостью и уровнем развития, что способствует более плодотворному общению. (Успешные ученики чувствуют ответственность за менее успешных товарищей, а они в свою очередь стараются внести посильный вклад в работу, чтобы не подвести свою группу);
- количество учащихся в группе должно быть 4 или 6 (для возможной организации парной работы), большее количество учащихся уменьшает возможность каждого школьника занимать активную позицию в коммуникации;
- в каждой группе назначаются учителем или выбираются детьми консультант (помощник учителя) и статист (ученик, который ведёт карточку учёта деятельности каждого учащегося группы), секретарь (записывает высказанные идеи и решения), ответственный за тишину. Члены группы периодически меняются ролями.
Разработка и проведение урока с использованием групповой работы включает ряд этапов:
- определение задачи урока;
- выбор способов постановки этой задачи перед группой;
- планирование числа групп, количества учеников в них и их размещения в классной комнате;
- определение структуры взаимодействия учащихся и исполняемых ими ролей;
- обеспечение необходимыми материалами;
- выбор способа оценки результатов деятельности школьников.
Работаю над составлением тематического планирования уроков математики и русского языка по УМК «Перспективная начальная школа» с применением групповой формы работы.
Например, тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе с учетом групповой формы работы:
№ | Тема урока | Задания |
1 | Правописание жи – ши, ча – ща, чу - щу | 1 группе: выписать все слова с жи – ши; 2 группе: слова с ча – ща; 3 группе с чу – щу. |
2 | Непроверяемая безударная гласная | 1 группе: выписать все слова с непроверяемой гласной о; 2 группе: выписать все слова с непроверяемой гласной е; 3 группе: выписать все слова с непроверяемой гласной а. |
Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и удачи. Образец работы усваивается после разбора 2-3 ошибок. Разбирать надо не содержательную ошибку (в решении), а ход взаимодействия.
В своей работе использую новые структуры взаимодействия учащихся в группе – структура «Цвета»: обучающиеся применяют в работе сигнальные карточки: жёлтый цвет — «нуждаюсь в помощи соседа», зелёный — «нуждаюсь в помощи друга», красный цвет — «нуждаюсь в помощи учителя». К учителю обращаются в последнюю очередь. Также использую сигналы с изображением героев учебника Маши и Миши. Если согласны с мнением Маши, то дети показывают сигнал «Маша», если с мнением Миши, тогда сигнал «Миша», если у детей своё мнение, то сигнал - «Моё мнение».
В ходе групповой работы создаётся единый «групповой продукт», который представляет выбранный группой ученик.
Всякая работа в группе завершается рефлексией, в ходе которой члены группы обсуждают, насколько им удалось достичь поставленных целей и сформировать хорошие групповые отношения (при этом учащиеся выявляют, какие из действий группы и её участников были эффективны, а какие неудачны, принимают решение, какие из этих действий стоить активно использовать в будущей работе, а от каких отказаться), то есть рефлексия позволяет учиться на своём опыте.
Необходимо специально учить детей дискуссии и конструктивному разрешению конфликтов.
В ходе уроков демонстрирую как позитивные образцы взаимодействия (поощрение сработавшихся групп и демонстрация менее удачливым группам веера возможностей группового взаимодействия), так и негативные образцы (задача: обнажить, заострить конфликтную сторону взаимодействия). Негативные образцы помогают классу не только интуитивно нащупать, но и вывести, осознать нормы и правила взаимодействия как средство предотвратить обиды и другие неприятности, перевести личный конфликт (ссору) в интеллектуальный, конструктивный конфликт (спор). Негативные образцы взаимодействия на первых этапах обучения демонстрирую сама (разыгрывая типичные ситуации, практически никогда не называя имен детей, в чьей работе они наблюдались).
Варианты ''негативных'' образцов:
1) Задания с выходом на вопрос: ''Сумели ли дети друг с другом договориться? Прийти к единому мнению?''
2) Задания с выходом на вопрос: ''что важнее – сделать все правильно и быстро или сделать все по-честному и дружно?''
3) Задания с выходом на то, что никогда нельзя соглашаться просто так, необходимо требовать доказательства. Нельзя навязывать свою точку зрения.
4) Задания-ловушки – являются эффективнейшими средствами запуска дискуссий.
Задания-ловушки строю так, чтобы разделить класс на группы, высказывающие разные точки зрения.
Можно выделить несколько типов заданий-ловушек:
1) Задания-ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя. Задаю вопрос, и, работая вместе с классом, присоединяюсь к неверному детскому ответу или сама даю неверный ответ. Детям предоставляется открытый выбор: либо сразу повторить ответ учителя, либо попробовать ответить самостоятельно.
2) Ситуации открытого незнания. Такие задания являются центром развития рефлексии – способности знать о своем незнании.
3) Задачи, не имеющие решения. Такие задачи воспитывают небуквальное, неисполнительное отношение к заданиям учителя.
Для того чтобы групповая работа давала желанный развивающий эффект, отслеживаю перераспределение между детьми ролей. Перераспределение, обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный на то, чтобы учить детей различать и координировать свою точку зрения и точку зрения партнеров, согласовывать разные способы действий, учитывать замыслы другого человека.
Существуют общие правила организации групповой работы (Приложение № 5)
Уже в первом классе выработали правила работы в группе, которые дети знают наизусть и перед работой повторяют вслух (Приложение № 6)
Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:
- возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- меняется характер взаимоотношений между детьми;
- укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
- сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя;
- растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
- учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.
4. Заключение.
Анализируя свою деятельность по организации парно - групповой работы на уроках в начальной школе, я пришла к следующим выводам:
1. Парно - групповая деятельность естественна для активной природы ребенка. Но для организации эффективного познавательного процесса в группе у учащихся необходимо развивать коммуникативные качества (т.е. умение участвовать в учебном и внеучебном общении) и навыки сотрудничества (взаимопонимание, взаимопомощь, взаимовыручка, сплочённость). У первоклассников эти навыки ещё не развиты. Проблему решить помогает введение подготовительного этапа в организации групповой работы.
2. Для формирования эффективных учебных групп необходимо соблюдать ряд условий, предусматривающих количественный, качественный состав и обязанности участников группы.
3. Учебное сотрудничество в группе способствует повышению эффективности познавательного процесса, поскольку вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым её членом, так как успех группы зависит от вклада каждого в совместное решение поставленной перед всеми проблемы. Работа в группе даёт возможность каждому ученику быть субъектом обучения. Ученики гордятся тем, что сами отвечают за своё обучение, выполняют самостоятельно функции, составляющие основу умения учиться: цель - планирование - рефлексия.
4. Сформированные в результате совместной деятельности учебные и коммуникативные навыки необходимы школьникам для дальнейшего успешного обучения и производственной деятельности.
Совместная деятельность учащихся в группе способствует повышению уровня результативности учебного процесса, характеризуется высокой активностью школьников в урочной и внеклассной деятельности, формированием дружного ученического коллектива.
В анкетах – отзывах учащиеся отмечают:
- быстро проходит время;
- мы стали дружнее и добрее;
- интересно на уроке;
- можно фантазировать;
- нравится помогать другим;
- интересно слушать, что говорят другие;
- вместе получается быстрее и веселее.
Ребята стали активнее, коммуникабельнее, увереннее в своих силах, результатом чего стало их массовое участие во многих школьных и внешкольных мероприятиях.
Учащиеся 1 класса успешно участвовали в школьных, районных и всероссийских конкурсах. (Приложение № 7)
Впервые за многие годы первоклассники нашей школы принимали активное участие конкурсах различного уровня.
Можно с полным основанием считать, что проведение уроков с использованием парно - групповой работы – один из мощных педагогических инструментов, которым может и должен пользоваться учитель.
5. Список используемой литературы.
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. /Под ред. Асмолова А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
2. Гришанова И. А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. – М. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006.
3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
4. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
5. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. Под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. М., 2001.
6. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность/ Леонтьев А. Н. – М., 1974.
8. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. – Томск: изд- во Пеленг, 1996.
9. http:|//www.ido.edu.ru/psychology/pedagogikal psychology/web res.html.
10. http://setilab.ru.
Организация работы театра «Петрушка».
В исследованиях отмечается, что формирование коммуникативной компетенции эффективнее реализуются в рамках музыкально-драматической деятельности, так как театральное представление являет собой особый вид действия, способствующего сценическому проживанию и переживанию жизненных ситуаций, это тонкий механизм, сопровождающий и усиливающий то или иное воспитательное воздействие, обеспечивающий эмоциональную окраску действия. Театр позволяет ребенку самореализоваться, когда он играет различные роли на сцене, выполняет те или иные функции в общении. Следовательно, формирование коммуникативной компетенции ребенка посредством театра, интеграция его с базовым пространством школы предоставляет широкие воспитательные возможности на начальной ступени обучения.
Любое театральное занятие провожу по следующей схеме:
- введение в тему
- создание эмоционального настроя
- речевые разминки
- театрализованная деятельность в разных формах (основная часть)
- эмоциональное заключение
Например, работая над постановкой сказки «Теремок на современный лад»:
- Дети находят сходство и различие сюжетов русской и современной сказки.
- Происходит общение по поводу характеристики героев. Обучающиеся размышляют, какие могут быть взаимоотношения между героями, каковы их эмоции.
- Осуществляется работа над постановкой звуков, их отработкой. Осуществляется многократное повторение слов, словосочетаний, вызывающих затруднения у детей.
- Обучающиеся самостоятельно выбирают понравившиеся им роли, фрагменты сказки. Иногда приходится самой разыгрывать некоторые роли для привлечения интереса детей или разыгрывать сценку несколько раз, где в одних и тех же ролях участвуют разные дети.
- На заключительном этапе происходит рефлексия, во время которой обучающиеся рассказывают о том, что им понравилось в постановке, какой герой, чье поведение, кому и с помощью чего удалось лучше передать сказочный образ.
В своей работе использую различные формы театральных занятий:
1. Музыкальное занятие.
2. Занятие с использованием изобразительной деятельности.
3. Речевое занятие.
4. Комбинированная форма.
На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой.
На занятиях с использованием изобразительной деятельности знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета. Дети выступают в роли актеров, зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов. Они рисуют афиши, пригласительные билеты к спектаклям, готовят выставку своих работ.
На речевых занятиях уделяю внимание развитию речевых навыков: произносительной стороне речи, ее интонационной выразительности, пополнению лексического запаса, навыков чтения. Данную работу осуществляю с помощью речевых упражнений, активизации в речи детей скороговорок, чистоговорок, пословиц и т.п. (Приложение № ) А так же с помощью знакомства детей с литературными произведениями к постановке спектаклей.
В театральной студии разыгрываются этюды для передачи чувств, эмоциональных состояний проводится репетиционная работа.
А в процессе комбинированного занятия я использую все три выше перечисленных вида вместе.
Результаты диагностики показывают динамику в развитии коммуникативной компетенции обучающихся, посещающих театр «Петрушка». В начале учебного года в классе было 6 обучающихся с дефектом речи, на конец года - 2.В первом классе состоялось две премьеры сказок на современный лад «Теремок» (участвовало из 16 обучающихся – 12) и «Красная шапочка» (участвовало ?). Во втором классе — премьера экологической сказки «Колобок» (участвовало 12 обучающихся).
Внеклассная работа
Сотрудничество с родителями:
Цель: установление положительного эмоционального контакта с семьей, формирование коммуникативной компетенции обучающихся и их родителей.
Работа с родителями…
Два раза в год провожу «День открытых дверей», во время которого родители могут в течение учебного дня присутствовать на уроках, переменах, внеурочной деятельности.
Карта активности родителей 1 класса (Приложение № )
Сотрудничество с родителями в рамках внеурочной деятельности начинается с их присутствия на презентации театра «Петрушка», затем они принимают участие не только в совместном изготовлении костюмов и декораций, но приглашаются на репетиции и премьеры сказок. Важно, что они по - новому начинают воспринимать своих детей, возникает уважение со стороны семьи, гордость за своего ребёнка.
Родители приглашаются для посещения уроков, для организации театральных постановок (костюмы,привлекаются к совместному анализу влияния театральной деятельности на формирование компетенции детей.
Постепенно во взаимоотношениях учащихся класса исчезают конфликты, ссоры, обиды. Такие отношения поддерживают эмоционально-положительное отношение к процессу обучения и к школе в целом.
Использование в классе групповой формы организации познавательной деятельности дало следующие результаты:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ: МОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК, МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ
В творческой работе отражены рассуждения автора о творческом поиске и педагогических находках при переходе на стандарты второго поколения....
«Новые образовательные стандарты: Творческие поиски, методические находки – кейс-технологии, учебный диалог»
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии....
Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014» в номинации «Лучший учитель»
Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапаВсероссийского конкурса «Учитель года России – 2014»в номи...
Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"
Межпредметная интеграция - необходимое условие современного учебного процесса....
Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки
В работе описаны мои собственные находки в свете внедрения стандартов второго поколения и их использование в учебном процессе начальной школы...
Новые образовательные стандарты: творческие поиски, методические находки - учебный диалог
Быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий....