Урок по основам светской этики
план-конспект урока (4 класс) по теме
Открытый урок по основам светской этики на тему "Нравственные идеалы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennyy_obraz.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Нравственные идеалы
Цель: приобщить детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры России.
Задачи: - познакомить с нравственными идеалами в Древней Руси;
-развивать внимание, речь, память, логическое мышление, наблюдательность, воображение;
-воспитывать патриотические чувства: чувства гордости, любви и уважения к историческому прошлому своей страны.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источником информации, работа с иллюстрированным материалом.
Основные термины и понятия: Богатырь. Былины. Правила честного поединка.
Средства наглядности: картина В.М. Васнецова «Богатыри».
Ход урока:
- Организация деятельности учащихся.
Добрый день! Тема нашего сегодняшнего урока «Нравственные идеалы»
Сегодня на уроке мы узнаем:
- о смелых и сильных защитниках Отечества - богатырях;
-о правилах честного поединка;
-какой смысл сегодня вкладывают в понятие «богатырь».
2. Вводная беседа. Актуализация знаний уч-ся и подведение их к выводу.
1 слайд Репродукция картины Васнецова «Богатыри»
- Как называли на Руси чудесных воинов, сильных, храбрых, одерживающих победы?
- Кто же такие богатыри?
- В какие времена они жили?
- А есть ли они сейчас?
- Каких русских богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
- Чем они занимались? (Защищали Родину)
- Что вы знаете о них ещё? (Обратить внимание на картину В.Васнецова – доспехи, боевые кони, одежда … Илья Муромец – наделён физической силой, Добрыня Никитич – наделён добротой, Алёша Попович – наделён смекалкой и умом)
Доброта, ум и сила – эти качества и составляли нравственный идеал Руси. Только совместное существование этих трёх начал делает человека поистине богатым, настоящим БОГАТЫРЁМ.
При написании картины образ богатырей пришел Васнецову при созерцании мощных дубов. «Невольно пришла мысль на ум: это ведь наша матушка – Русь…Её, как и дубы, голыми руками не возьмешь. Не страшны ей ни метели, ни ураганы, ни пронёсшиеся столетия».
- А каких еще вы русских богатырей знаете?
(ответы детей: Микула Селянинович ,Святогор –богатырь)
3. Запись темы урока в тетрадь.
Нравственные идеалы
4. Введение понятия «Богатырь» (понятие записывается в тетрадь).
- Кто такой богатырь ? (ответы детей)
Посмотрите следующий слайд
2 слайд Богатыри
Богатырь- герой русских былин, защитник земли русской, отличающийся
необычной силой, удалью, мужеством и умом.
Сейчас это слово употребляется в переносном значении. Скажите, кого называют богатырем?
(Ответы детей)
( человек большого роста и крепкого телосложения, очень сильный)
А теперь давайте обратимся к произведениям классической русской литературы, прочитаем отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
3 слайд Отрывок из поэмы
5. Чтение отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (читает уч-ся)
А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит, не шелохнется!
Вот так описывает богатырей А.С.Пушкин.
6. Работа по учебнику (с.50-51)
Комментированное чтение статьи учащимися.
А теперь откройте свои учебники на стр 50. Давайте прочитаем 1 и 2 абзац.
(Чтение детьми учебника)
- Ребята, а что такое былина?
(ответы детей)
Слайд 4 Былины
7. Введение понятия «Былины»
Чтение слайда (читает уч-ся)
Былины – это один из жанров русского фольклора. Это особые песни, рассказывающие о героических событиях, которые происходили давным-давно. Слово « былины » произошло от слова «быль», т.е. в них поётся о том, что было на самом деле.
Былины не рассказывали, а пели под гусли. Гусли -это такой музыкальный инструмент. Он показан на слайде.
Запишите определение «былины» в тетрадь.
8.Физ. минутка «Дружба»
-Богатыри сильные, смелые, справедливые, а еще они были очень дружными. Давайте отдохнем и сделаем физкультминутку по песенку «Дружба»
- Что такое честный поединок?
(Ответы детей)
Давайте прочитаем в учебнике.
9. Знакомство с правилами честного поединка
Чтение учебника стр 50-51 4-5 абзац
А сейчас, посмотрите на слайд и назовите правила честного поединка.
Слайд 5 Правила честного поединка
- Договор о месте и времени поединка
- Биться на равных для защиты слабых
- Запрет на хитрость и подлость
Запишите правила в тетрадь.
10. Заключительная беседа.
-Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни.
Слайд 6 Пословицы русского народа
Давайте прочитаем на экране пословицы и объясним их смысл.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Всякому мила своя сторона.
- Родина-мать, чужая сторона-мачеха.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- А теперь прочтите пословицы, которые подготовили вы
(дети читают пословицы)
Слайд 7 И.Никитин «Русь»
-Общий смысл этих пословиц точно выразил русский поэт Иван Никитин:
(читает учитель)
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
- А как вы думаете, кого можно назвать «современными богатырями»?
(ответы детей)
11.Работа с иллюстрациями учебника
- Посмотрите на фотографии людей на стр 51. Здесь изображены люди. Кто они?
Владислав Третьяк - заслуженный хоккеист, вратарь, мастер спорта, офицер Советской Армии, чемпион Олимпийских игр 1972 года.
Валентин Дикуль - артист цирка, жонглер, руководитель медико-реабилитационного центра заболеваний опорно-двигательного аппарата.
В 15 лет он получил серьезную травму позвоночника, врачи не верили в его выздоровление. Благодаря целеустремленности, усердию, тренировкам , он сам поставил себя на ноги. А теперь помогает людям с заболеваниями опорно- двигательного аппарата.
- Как вы думаете, этих людей можно назвать «богатырями»
(Ответы детей)
- А в ваших классах есть богатыри?
(ответы детей)
12. Итог урока.
Закрепление основных понятий урока.
Слайд 8. Вопросы по теме урока
- Давайте подведем итоги и ответим на следующие вопросы:
-Кто такие богатыри?
(Богатырь - герой русских былин, защитник земли русской, отличающийся
необычной силой, удалью, мужеством и умом)
-Откуда мы знаем о богатырях?
(из былин)
-Перечислите правила честного поединка.
(- Договор о месте и времени поединка
- Биться на равных для защиты слабых
- Запрет на хитрость и подлость)
-Назовите три качества, составляющие нравственный идеал в Древней Руси.
(сила, мужество, ум)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по основам светской этики по теме"Добро изло"
Разработка урока курса "Основы светской этики", 4 класс. Данный материал содержит конспект урока по модулю с презентацией, фильмом, который снимали ребята при подготовке домашнего задания....
Урок по основам светской этики "Что такое светская этика"
Цели:Дети: Формируют первоначальные представления о светской этике;Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.Учитель:Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, св...
План урока по Основам Светской этики в 4 классе "Что значит быть моральным"
В разработке представлены варианты заданий по работе с "Азбукой нравственых качеств человека", составленной учащимися в ходе изучения тем, карточки с прогнозированием влияния поступка на формирование ...
Конспект урока (модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть»
Цель и задачи урока:помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»Предметные результаты: усвоени...
ОРКСЭ Конспект урока модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»
ОРКСЭ «Основы светской этики» тема: «Добро и зло»...
Конспект урока по Основам светской этики "Россия - наша Родина"
Конспект урока по курсу ОРКиСЭ, модуль "Основы светской этики", урок "Россия - наша Родина"...
Конспект урока по основам светской этики. Тема: "Дружба"
Живя в обществе и общаясь с людьми, человек находится в разнообразных отношениях с другими. К ним относятся отношения между родственниками, между соседями или служебные отношения, связанные с работой ...