План урока по Основам Светской этики в 4 классе "Что значит быть моральным"
методическая разработка (4 класс) по теме
В разработке представлены варианты заданий по работе с "Азбукой нравственых качеств человека", составленной учащимися в ходе изучения тем, карточки с прогнозированием влияния поступка на формирование характера человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
План открытого урока по курсу «Основы светской этики»
Тема: Что значит быть моральным.
Цель: подведение итогов изученного блока; формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению; развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.
Планируемые результаты:
Личностные – воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимание и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные – умение ставить цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия; развивать речь, умение слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Предметные – знакомство с основами светской морали; формирование первичных представлений о светской этике и её роли в истории и современной жизни; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Оборудование: «Азбука моральных качеств человека», таблица с пословицей, карточки для работы в группе над пословицей, смайлики 3 цветов для распределения по группам, мультимедийная презентация для игры «Поле чудес», буклет «Практические советы родителям о том, как вы можете помочь своему ребёнку в изучении курса «Основы светской этики»».
Ход урока.
- Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые родители и учителя! Сегодня мы с ребятами пригласили вас на наш урок «Светской этики», чтобы вы послушали какие вопросы мы обсуждаем на уроках, что мы уже узнали, изучив первую половину курса.
- Постановка цели и задачи урока.
Что значит быть моральным? Человечество всегда искало ответ на этот вопрос, который одновременно важен и труден. На этом пути было много ошибок, но и много достижений. И пусть окончательного ответа пока нет, но каждый человек своей жизнью, своим поведением вносит посильный вклад в его поиск.
Давайте ребята сформулируем цели нашего сегодняшнего урока. Продолжите предложения:
Сегодня на уроке мы
Повторим то, что изучали на прежних уроках.
Вспомним с какими моральными качествами уже познакомились.
Проанализируем пословицу и установим как поступок может отразиться на судьбе человека.
- Актуализация знаний.
- Блиц-опрос «Что мы узнали?»
Мы узнали что:
Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель, живший в IV веке до нашей эры.
Мораль - это система норм и ценностей регулирующих поведение людей. Моральные нормы не имеют документального подтверждения. Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали.
Добро – это намеренное стремление к бескорыстной помощи другим людям.
Зло – это намеренное причинение людям вреда, ущерба, страданий.
Добродетель – стремление человека к добру.
Порок – причинение зла себе и другим людям.
Свобода – способность человека определять своё поведение.
Моральный выбор – это выбор между различными способами поведения нравственным и безнравственным.
Ответственность – это черта характера личности, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.
Моральный долг – это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм. К нему относятся: обязанность уважать других людей и их права, бескорыстная помощь другим людям.
Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград, наказаний, доходов.
Альтруизм – это нравственная , жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей и ради общий целей общества.
Эгоизм – это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. Эгоизм различают: крайний( в виде самомнения, неуважения других) и разумный (способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу).
Дружба – это отношения, основанные на взаимной привязанности, уважении, бескорыстности и соблюдении личных интересов каждого.
- Работа с Азбукой моральных качеств человека»
Азбука моральных качеств человека
А | Аккуратность Альтруизм Агрессия | О | Отзывчивость Обидчивость Откровенность Осторожность Отвага Оптимизм |
Б | Благородство Беспечность Бескорыстие Болтливость | П | Преданность Правдивость Предательство Патриотизм |
В | Верность Весёлость Внимательность Воспитанность | Р | Равнодушие Ревность |
Г | Гордость Гордыня | С | Смелость Справедливость Сочувствие Сострадание |
Д | Доброта Дерзость Доброжелательность Доверчивость | Т | Трудолюбие Трусость Терпеливость Толерантность |
Е, Ё | Ехидство Ершистость | У | Уважительность Учтивость |
Ж | Жадность Жестокость Жизнелюбие | Х | Хитрость Хвастовство Хамство |
З | Злоба Зависть Злословие Забывчивость Заботливость | Ц | Целеустремлённость |
И | Искренность | Ч | Честность |
К | Коллективизм Коварство Корысть | Ш | Шутливость |
Л | Любознательность Лень Лживость Легкомыслие Любовь | Щ Ф | Щедрость Фанатизм |
М | Милосердие Молчаливость | Э | Эгоизм Экономность Энтузиазм |
Н | Настойчивость Настырность Надёжность Недоверие | Я | ярость |
- Выберите из Азбуки качества, которые вы отнесёте к добродетели и охарактеризуйте их. Приведите примеры из литературных произведений.
- Выберите из Азбуки качества, которые вы отнесёте к поркам и охарактеризуйте их. Приведите примеры из литературных произведений.
3. Работа с пословицей.
*Чтение и анализ пословицы:
«Посеешь поступок – пожнёшь привычку.
Посеешь привычку – пожнёшь добродетель или порок.
Посеешь добродетель или порок – пожнёшь характер.
Посеешь характер – пожнёшь судьбу».
*Распределение по группам (каждый ученик выбирает смайлик определённого цвета, по цветам образуются группы)
*Знакомство с заданием на карточке и выполнение работы: анализ предложенного поступка, анализ его и прогнозирование влияния этого поступка на судьбу человека.
Каждая карточка содержит один из предложенных поступков.
Поступок | *Тайком наябедничал учителю на своего одноклассника. *Ударил того, кто слабее и не может ответить. *Помог подняться упавшему однокласснику, спросил о том, не нужна ли ему помощь. *Не поделился чем-нибудь с одноклассником, когда тот попросил об этом. *Навестил заболевшего товарища, помог ему выполнить домашнюю работу. *Не выучил уроки и обманул учителя или родителей. |
Привычка | |
Добродетель или порок | |
Характер | |
Судьба |
Выступления учащихся с результатами работы.
- Рефлексия.
На доске образные фигуры людей: белая и чёрная.
Подберите моральные качества к каждой фигуре. (Дети называют качества).
В реальной жизни у человека бывают разные качества и положительные, и отрицательные. Если человек развивает в себе положительные качества, то становится лучше. Если он не старается стать лучше, то плохое в нем вытесняет хорошее. На столе у вас лежат стикеры: напишите на них – на одном положительные которые вы бы хотели в себе воспитывать, на другом отрицательные, от которых вам хотелось бы избавиться, приклейте их к соответствующей фигуре.
Вывод: сравним таблицы и увидим, что добродетелей больше чем пороков, значит добро обязательно победит зло.
- Игра «Поле чудес».
- Вручение памяток родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по основам светской этики по теме"Добро изло"
Разработка урока курса "Основы светской этики", 4 класс. Данный материал содержит конспект урока по модулю с презентацией, фильмом, который снимали ребята при подготовке домашнего задания....
Урок по основам светской этики "Что такое светская этика"
Цели:Дети: Формируют первоначальные представления о светской этике;Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.Учитель:Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, св...
Конспект урока (модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть»
Цель и задачи урока:помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»Предметные результаты: усвоени...
ОРКСЭ Конспект урока модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»
ОРКСЭ «Основы светской этики» тема: «Добро и зло»...
Конспект урока по Основам светской этики "Россия - наша Родина"
Конспект урока по курсу ОРКиСЭ, модуль "Основы светской этики", урок "Россия - наша Родина"...
Конспект урока. Курс «Основы светской этики». Тема урока: «Этикет общения по телефону».
Тип: урок формирования новых знаний.Цели урока: сформировать у обучающихся первоначальное представление об этике общения по телефону, как системе норм и правил поведения, как порядке,...
Методическая разработка урока по модулю «Основы светской этики» на тему: «Свобода и моральный выбор человека».
Разработка урока по теме свобода и моральный выбор человека помогает понять что свобода, это не вседозволенность, свобода зависит от выбора сделанного человеком, и чем моральный выбор отличается от вы...