урок - игра "Путешествие с буквами и звуками"
план-конспект занятия (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок – игра « Путешествие с буквами и звуками»
Цели: - закреплять знания детей по пройденному материалу;
- развивать речь учащихся, мышление, смекалку, творческие способности;
- прививать интерес к русскому языку;
- воспитывать навыки коллективной работы.
- В нашем языке 33 буквы. Они стоят в определённом порядке. Этот порядок называется алфавитом. Чтобы напомнить этот порядок я вам прочитаю стихотворение Ю. Насимовича « 33 богатыря»
Ю.А.Насимович
"Тридцать три богатыря"
(Стихи для запоминания алфавита)
Из-за леса, из-за гор
Мимо нас во весь опор
С громким цоканьем копыт
Скачет русский алфавит.
Командиры во главе –
Это буквы... А, Б, В;
На конях (найдите, где)
Вслед за ними – Г, Д, Е,
А в тележке Ё, и точки
Дребезжат на каждой кочке:
За тележкой – Ж и З
На рассерженной козе.
Вскачь несется буква И –
Ишь, какая, посмотри!
А за ней – Й (краткое)
(сверху что-то шаткое).
Копья, латы, к шлему шлем –
Это едут К, Л, М,
А за ними мчится Н
С перекладинкой меж стен.
Разогнав коней в карьер,
Пролетают О, П, Р;
Вслед со свистом – С, Т, У,
Так, что топот на версту;
Чуть потише – Ф, Х, Ц,
Ц с крючочком на конце;
И чуть слышно – три плаща,
Шелестящих Ч, Ш, Щ.
За плащами – Ъ (твердый знак),
Развернув на мачте флаг;
После знака – буквы Ы:
«Полюбуйтесь, вот и мы!»
А поодаль – Ь (мягкий знак)
Тоже едет кое-как;
Напоследок – Э, Ю, Я,
Троечка послед-ня-я.
Из-за леса, из-за гор
Мимо нас во весь опор
С громким цоканьем копыт
Скачет русский алфавит,
Буквы все от А до Я –
Тридцать три богатыря.
Мы должны помнить, что у каждой буквы русского языка имеют своё имя. И они обижаются, когда их называют неправильно. Запомнить их правильные имена тоже может помочь весёлое стихотворение Б. Заходера «Песенка азбуки»
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, -
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,
Вот и все они, друзья!
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
В нашем языке есть 10 гласных букв и 21 согласная. А, например, в языке острова Рананун 9 согласных и 5 гласных. В языке абазы 65 согласных , но всего 2 гласных.
Вот сколько всего интересного есть в мире звуков и букв.
- Наша игра начинается с разминки. В каждом из слов спряталось ещё одно слово. Найдите их ( слова называются по одному в порядке расположения команд)
Хлев ( лев) уточка ( точка) столб ( стлол ) щель ( ЕЛЬ )
Укол ( кол ) коса ( оса ) зубр ( зуб) мрак ( рак )
Полк ( пол ) удочка( дочка) тепло ( тело ) горсть ( гость )
А теперь нужно поменять 1 звук, чтобы получилось новое слово( например бок – бык )
Боль сорт парта бочка палка мел лапка
Кот дом коза ум сом
- Есть стихотворные загадки, в которых путём замены одной буквы на другую получается новое. Такие загадки называются МЕТАГРАММЫ.
С Ч над морем я летаю,
С Г в машинах я бываю.
(Чайка – гайка)
С М меня ты надеваешь,
С Л собаку называешь.
(Майка – Лайка)
С К я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С П – от вас я не таю –
В каждом классе в ряд стою.
(Карта – парта)
Когда я с «Ч»,
То из меня ты пьёшь.
Когда я с «Ш»,
Врагов ты мною бьёшь.
(Чашка -шашка)
С «М» - я в море,
С «В» - я в поле,
С «П» - я в доме,
С «Г» - в футболе.
(Мол-вол-пол-гол)
С «Д» - из года в год встречаем,
С «Т» - за нами ходит вслед,
С «П» - в лесу мы замечаем,
С «Л» - труду наносит вред.
(День-тень-пень-лень)
С буквой «У» -
На мне сидят,
С буквой «О» -
За мной едят.
(Стул-стол)
С «П» - в печи огнём пылаю,
С «К» - я ногу вам сгибаю.
(Полено-колено)
С «И» - ветвями шевелит,
Пчёл цветочками манит.
С «У» - поможет видеть глазу:
Увеличит всё и сразу.
(Липа-лупа)
Из-под ёлки, ёлки
Вылезли иголки.
Поменяли «Ё» на «У» -
Растянулся он в длину.
(Ёж-уж)
С буквой «М» -
Янтарный, сладкий,
С буквой «Л» -
Холодный, гладкий.
(Мёд-лёд)
С буквой «С» - всем она нужна,
С «М» - может шубу съесть она.
(Соль-моль)
Как кушанье, меня ты ценишь,
Довольно вкусный я продукт.
Но если «Ы» на «О» заменишь,
Меня тотчас же подметут.
(Сыр-сор)
С буквой «И» он - результат,
Но на «С» её заменим -
Вмиг изменит слово так,
Что в нём будет много сена.
(Итог-стог)
С «К» - я воду отвожу,
С «Г» - в лугах в покос встаю,
С буквой «Й» - звучу я строго
На посту у часового.
(Сток-стог-стой)
Я символ власти, нужный королю,
Но если «Н» на «В» сменить,
Я травку на лугу щиплю,
И можете меня доить.
(Корона-корова)
- Звуки в нашем языке есть разные :
Гласные – согласные
Глухие – звонкие
Твёрдые – мягкие.
Задание :
В небольшом стихотворении подчеркнуть слова, где ВСЕ согласные – звонкие( дополнительный балл получает команда, которая первой справится с заданием без ошибок)
Целый месяц под дождем
Мокнет крыша, мокнет дом,
Мокнут листья и цветы,
Мокнут лужи и зонты.
Мокнут парки и поля,
Мокнет мокрая земля,
И далеко от земли
Мокнут в море корабли.
- Ведущий :
Обычная буква выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак
Задание для капитанов команд: в ребусах загаданы имена. Попробуйте их отгадать.
Пока капитан думает, команда будет превращать имена детей в имена взрослых.
Саша – Люда – … , Женя – … , Таня – … , Коля – … .
Вова – … , Петя – … , Ира – … , Оля – … , Миша – …
.
Лена – … , Дима – … , Света – … , Наташа – , Гена –
Зина
- Мягкие звуки иногда получаются с помощью мягкого знака. Мягкие знак в следующих словах стоит в середине слова рядом с согласной буквой л. Угадай, какие это слова.
п | л | ь | |||
п | л | ь | |||
п | л | ь | |||
п | л | ь | |||
п | л | ь | |||
к | л | ь | |||
к | л | ь | |||
р | л | ь |
7.Все слова делятся на слоги. Проверим, как вы умеете правильно делить слова на слоги.
Задание : подчеркнуть только те слова, где есть слог ЛО.( например в слове са – ло- есть, а в слове лоб – нет).
ЛОВИТЬ МАСЛО
ГОЛОВА КЛОП
КРЫЛО ЛОДОЧКА
КЛОУН КОЛОННА
ПЛОЩАДЬ МОЛОКО
СЛОВО ЛОШАДЬ
ЛОМ ЛОПАТА
МОЛОТОК ЛОРНЕТ
ЛОБ СЛОН
СЛОГ УКЛОН
МЫЛО
- О словах есть много поговорок и пословиц. Соедините начало и конец пословиц.
Меньше говори – торопись делом.
Доброе слово дом построит – там мало толка.
Не спеши языком – а больше делай.
Доброе слово- а злое разрушит.
Где много слов - железные ворота открывает.
Меньше говори – торопись делом.
Доброе слово дом построит – там мало толка.
Не спеши языком – а больше делай.
Доброе слово- а злое разрушит.
Где много слов - железные ворота открывает.
___________________________________________________
ЛОВИТЬ МАСЛО
ГОЛОВА КЛОП
КРЫЛО ЛОДОЧКА
КЛОУН КОЛОННА
ПЛОЩАДЬ МОЛОКО
СЛОВО ЛОШАДЬ
ЛОМ ЛОПАТА
МОЛОТОК ЛОРНЕТ
ЛОБ СЛОН
СЛОГ УКЛОН
п | л | ь | |||
п | л | ь | |||
п | л | ь | |||
п | л | ь | |||
п | л | ь | |||
к | л | ь | |||
к | л | ь | |||
р | л | ь |
Целый месяц под дождем
Мокнет крыша, мокнет дом,
Мокнут листья и цветы,
Мокнут лужи и зонты.
Мокнут парки и поля,
Мокнет мокрая земля,
И далеко от земли
Мокнут в море корабли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте "Буква Ч, звук [Ч]
Урок обучения грамоте по УМК "Перспектива"...
Урок обучения грамоте : " Буква "Щщ", звук (ш" )
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКАПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. ТЕМА:«ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ Щ,щ , ОБОЗНАЧАЮЩИМИ СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ И МЯГКИЙ ЗВУК (Щ)....
Урок по теме Буква Й. Звук Й.
Данный урок содержит много интересных заданий, которыми советую воспользоваться при обучении грамоте в 1 классе....
Открытый урок по теме "Буква Ш. Звук Ш."
Образовательная система "Школа 2100". 1 класс.Обучение грамоте....
Урок обучение грамоте Буква "Ц", звук "ц"
Звук [ц], буквы Ц цСамоанализ урока...
Презентация к уроку обучения грамоте "Буква е. Звуки буквы е."
Данная презентация к уроку "Буква е и ее звуки" по прогрмме "2100"....