Урок обучения грамоте : " Буква "Щщ", звук (ш" )
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме

Замуруева Ольга Александровна

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКАПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

ТЕМА:«ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ Щ,щ , ОБОЗНАЧАЮЩИМИ СОГЛАСНЫЙ  ГЛУХОЙ И МЯГКИЙ ЗВУК (Щ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_bukve_shch.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

ТЕМА:

«ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ Щ,щ , ОБОЗНАЧАЮЩИМИ СОГЛАСНЫЙ  ГЛУХОЙ И МЯГКИЙ ЗВУК (Щ).

ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. ПОЗНАКОМИТЬ С НОВЫМИ БУКВАМИ;
  2. ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ О ЗВУКЕ (Щ) КАК О ГЛУХОМ МЯГКОМ НЕПАРНОМ ЗВУКЕ;
  3. ФОРМИРОВАТЬ НАВЫК ЧТЕНИЯ, РАБОТЫ С ТЕКСТОМ;
  4. ПОЗНАКОМИТЬ С ПРАВОПИСАНИЕМ СОЧЕТАНИЙ «ЩУ – ЩА»;
  5. ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ ПО КЛАССИФИКАЦИИ БУКВ, ЗВУКОВ;
  6. РАЗВИВАТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ, МЫШЛЕНИЕ, ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ,УМЕНИЕ ФАНТАЗИРОВАТЬ
  7. ВОСПИТЫВАТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ДИСЦИПЛИНИ-РОВАННОСТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ,АККУРАТНОСТЬ;

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. КАРТОЧКА С ПИСЬМЕННОЙ И ПЕЧАТНОЙ БУКВАМИ Щ,щ;
  2. КАРТОЧКИ СО СЛОГАМ – ща, щу, ще, щё, щи.;
  3. ЦВЕТНЫЕ КАРТОЧКИ ДЛЯ СЛОГО – ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА;

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. НА ПАРТЕ У КАЖДОГО – КОНВЕРТ С БУКВАМИ «щ» ИЗ КАРТОНА;
  2. СХЕМЫ ДЛЯ СЛОГО – ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА;
  3. УЧЕБНИК;(_Гороецкий В. Г. И др.. «Русская азбука», М.:Просвещение.2006 г.)

Х О Д   У Р О К А .

1.Орган.

Момент.

- Здравствуйте, садитесь!

- Начинаем урок. Давайте проверим, всё ли у нас для этого есть на рабочем месте.

Приме-

чание

2.Провер- ка д/з.

-Что было задано на дом? ( выразительно читать стихотворения)

- Давайте прочитаем стихотворение « Тонкая работа».

- Давайте прочитаем стихотворение «Буква Ц», по четверостишию каждый.

- Молодцы, хорошо читали.!

 3 чел.

6 чел.

3.

Повтор.

пройден-

ного.

- Что вы можете сказать о звуке (ц)?

- Какой еще всегда мягкий звук вы знаете?

- Какие вам известны всегда твердые звуки?

- Какие гласные буквы, обозначающие один гласный звук, вы знаете?

- Какие гласные буквы, обозначающие два гласных звука, вы знаете?

- В каких случаях эти буквы  обозначают два звука?

4.Работа

над но –вым

материа-

лом.

1). АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА.

- Как паровоз выпускает пар ? (щ – щ – щ – щ – щ )

- Давайте произнесем этот звук коротко – ( щ ).

- Какой это звук : гласный или согласный? Почему?

- Звонкий или глухой? Как узнаем ?

- Итак, звук ( щ ) – согласный, глухой , и его особенность – он всегда мягкий.

2) УПРАЖНЕНИЯ В СЛЫШАНИИ.

- Вспомните и назовите слова с новым звуком.

- А теперь я вам называю слова, а вы показываете мне место звука (щ) в слове – если первый – поднимаете одну руку, если последний – 2 руки, в середине слова – складываете руки домиком.

                щеколда               шар             малыш          пожар

                товарищи            овощи          ищет             щипцы

                хрящ                   щенок          щетина         хочешь        

                 щеки                  роща            щит               щеголь

- Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы!

3) ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.

-  Отгадайте загадки.

  1. Хвостом виляет, зубаста, а не лает .(щука)
  2. На веревке пальцы держат одеяльце. (прищепки)
  3. По утрам и вечерам чистит пастой зубы нам .( зубная щетка)

- Доскажите словечко:

  1. Опасней всех она в реке

Хитра, прожорлива, сильна.

            Притом – такая злюка!

            Конечно, это …(щука)

  1. Щука рыбок приглашала,

Щедро щами … (угощала)

  1. Хвалят рыбки:- Хороши

У хозяйки нашей …(щи).

  1. У меня пропал носок,

Утащил его …(щенок)

  1. Это что на спинке выросло у свинки?

На спине у свинки выросли …(щетинки).

  1. Он узнает по шагам,

            Кто шагает в гости к нам.

            Он надежней, чем замок,

            Наш веселый друг …(щенок)

- А теперь найдите букву, которая заблудилась:

            Миша дров не напилил,

            Печку кепками топил.

- В каком слове заблудилась буква? Чем Миша топил печку?

4). ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКА БУКВОЙ.

- Кто из вас знает, какой буквой обозначается звук (щ)?

- Правильно, буквами Щ , щ . Посмотрите на образец, который я прикрепляю к доске.

- Давайте посмотрим, на что похожа эта буква. ( ответы детей)

- Послушайте стихотворение :

                     На расческу Щ похожа.

                    Три зубца всего? Ну что же!

                    Буква Щ поможет нам

                    Чистить зубы по утрам.

- Давайте немного поиграем с буквой Щ. Откройте конверты , которые лежат у вас на партах. Загляните в них. Что там? (буква Щ)

- Возьмите каждый по букве. Давайте сделаем такое движение, как будто чистим зубы. Во что превратилась буква ? ( в зубную щетку)

- Зачем надо чистить зубы? Сколько раз в день?

- Теперь давайте причешем волосы. Во что сейчас превратилась буква?

- А для чего с собой нужно носить расческу?

- Давайте встанем и превратим Щ в щетку для одежды. Почистите свою форму. Для чего нам нужна такая щетка?

- Как вы думаете, в какую еще щетку мы можем превратить букву?

- Конечно, в щетку для обуви. Давайте «почистим» ботинки. А для чего обувь надо содержать в чистоте?

- Молодцы! Вот мы с вами и повторили, что нам необходимо для того, чтобы выглядеть опрятно и аккуратно. А сейчас уберите буквы – щетки в подставки и давайте отдохнем.

Карточка

С изобр.

буквы на

доску.

5.Физ.

мин.

                                «Осанка»,

- У нас славная осанка – мы свели лопатки.

Мы походим на носках, а потом- на пятках.

Пойдём мягко, как лисята, ну а если надоест,

То пойдём мы косолапо, как медведи ходят в лес.

                               «Шарик»..

- Воздух мягко набираем, шарик красный надуваем.

Шарик тужился, пыхтел, лопнул он и зашипел:

- Щ –щ-щ-щ-щ-щ-щ-!

                             « Солдатик»,

- На одной ноге постой – ка, будто ты солдатик стойкий!

Ногу левую к груди, да смотри, не упади!

А теперь постой на левой, будто ты солдатик смелый!

                             « Буратино»

- Буратино потянулся, раз – нагнулся, два – нагнулся.

Вправо – влево посмотрел и на место тихо сел.

6. Работа

с учеб -ником

1) БЕСЕДА ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ.

- Давайте откроем учебники на стр. 186.

- Как зовут героя сказки?

- О чем он мечтал, лежа на печи?

- Кто выполнил его желания?

- Как мечты Емели воплотились в современной жизни? (водопровод, центральное отопление, автомобили)

2) ЧТЕНИЕ СЛОГОВ. ( стр. 187)

- Прочитайте 1 слог. Найдите такой слог на учительском столе, прикрепите к доске.

- Договорите слог до целого слова или вспомните слово с этим слогом.

* Аналогично проводится работа с другими слогами.

- (щ) – всегда мягкий, поэтому после него никогда не пишется «я» и «ю». Написание каких слогов мы должны запомнить и почему?

3) ЧТЕНИЕ СТОЛБИКОВ СЛОВ.

- Давайте прочитаем слова по цепочке.

- Прочитайте названия рыб.

- Почитайте название птиц.

- Почитайте слова со слогом «щу».

- Почитайте слова со слогом «ща».

- Прочитайте слова, в которых гласных больше, чем согласных.

- В которых согласных больше, чем гласных.

- Подчеркните слова со слогами «щу – ща».

4). ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ..

- Почитайте сначала молча.

- Давайте прочитаем вслух.

- С какой посудой автор сравнивает леща?

- О каких повадках леща мы еще узнали? ( плавают в тишине, глубоко)

- Как вы понимаете – «лещи ходят»?

- Докажите, что лещи – это рыбы.( живут в воде,  туловище покрыто чешуёй)

5). ЧТЕНИЕ СКОРОГОВОРОК (стр. 186).

- Прочитайте заголовок, написанный жирным черным шрифтом.

- Что сейчас будем читать?

- Прочитайте первую скороговорку.

- Подчеркните все сочетания «щу».

- Сколько подчеркнули? В каких словах?

- Прочитайте вторую скороговорку.

- Как понимаете значение слова « не сыщешь»?

- Почему не найти в роще щуку и леща?

- Подчеркните сочетания «ща».

- Сколько подчеркнули? В каких словах?

- Понравившуюся скороговорку дома выучить и потренироваться говорить быстро.

- Молодцы, хорошо поработали.

Работа с

слоговы-ми карточками

5 чел.

7. Итог

урока.

- С каким звуком познакомились?

- Дайте характеристику этому звуку.

- В чем его особенность?

- Какой буквой обозначается?

-Какие щетки нам необходимы, чтобы быть опрятными и аккуратными?

- Урок окончен. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ р ], [ р, ]. Буквы Р,р»

В интересной форме проводится ознакомление с новыми согласными звуками, буквой и закрепление изученного с помощью разнообразных упражнений....

Презентация к уроку обучения грамоте "Гласный звук [o], буква о". Школа 2100

Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителей О. В. Пронинрй, И. И. Кремлёвой...

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [т], [т\'] . Буквы Т,т" по "Русской Азбуке" В.Г.Горецкого УМК "Школа России".

Урок обучения грамоте с использованием презентации, упражнений для развития речевого аппарата, игровых моментов....

Урок обучения грамоте. Тема: «Звук ш, буква ш».

Урок обучения грамоте в 1 классе по программе Школа России....

Урок обучения грамоте.Тема: ЗВУКИ [Ч’], [Щ\'] – ВСЕГДА МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ. БУКВЫ Чч, Щщ

Данная работа посвящена комплексному интеллектуальному развитию младших школьников на уроке обучения грамоте.Актуальность разработки  обусловлена потребностями современного общества в социа...

Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100

Презентация с иллюстрациями  к уроку обучения грамоте  о звуках и букве Бб....