Открытый урок по теме "Буква Ш. Звук Ш."
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Подлипнова Елена Викторовна

Образовательная система "Школа 2100". 1 класс.Обучение грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon файл word27 КБ
Microsoft Office document icon файл word26 КБ
Microsoft Office document icon файл word70 КБ
Файл PowerPoint2.1 МБ
Файл PowerPoint2.01 МБ
Файл PowerPoint2.16 МБ
Файл PowerPoint2.9 МБ
Файл PowerPoint2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Звук Ш, буква Ш.

Строчная согласная буква Ш.

Цели: познакомить с буквой «Ш», звуком ш, с его особенностью, формировать умение выделять звук в речи; развивать фонематический слух, умение слышать и слушать; воспитывать культуру поведения; познакомить с орфограммой «ШИ».

1.Организационный момент.

Слайд 1

Долгожданный дан звонок.

Начинаем наш урок.

Стук в дверь. Пришёл воздушный шарик.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу познакомить вас рассказом замечательного писателя Виктора Драгунского « Заколдованная буква». Сядьте все прямо. Слушайте внимательно. Вам необходимо понять какая буква была заколдована.

Слайд 2

- Какой звук не умели произносить герои?

- Кто из вас умеет? Поднимите руку.

- Проверим.

 Слайд 3

2.Знакомство с новым звуком.

- Слушайте внимательно загадку:

Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно … (шишек)

Слайд 4

- Выполним звукобуквенный анализ слова

Внимание! Внимание! Звук Ш ВСЕГДА ТВЁРДЫЙ!!!

-Сейчас нарядим звуковичка.

СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ

ВСЕГДА ТВЁРДЫЙ

-Звук ш обозначается буквой ша

Слайд 5

- На что похожа буква Ш?

Слайд 6

 3 Самостоятельная работа на внимание

- Заштрихуйте букву Ш

- Обведите 5 печатных букв

- Выберите букву Ш и обведите синей ручкой в кружок.

 

- Скорее! Скорее! Отправляемся к тётушке Сове!

Слайд 7

- Прочитаем слоги.

Слайд 8

-Молодцы!

А сейчас я хочу послушать, как дети читают слова.

Слайд 9

Задание 5 (Найдите одинаковые группы и подчеркните их)

Задание 6 (Найдите среди буквенного текста спрятанные слова)

4. Сравнение букв.

Слайд 10

- Сравните печатные буквы.

- Чем они отличаются?

-Похожи ли печатные буквы на письменные?

- Сейчас мы научимся писать строчную букву Ш

Слайд 11

Слайд 12



Предварительный просмотр:

МАТРИЦА

проектирования учебного занятия

Обучение грамоте

1 класс

Звук ш, буква ш. Строчная буква ш.

Цель обучающая: научить выделять звук ш в слове, находить слова с заданным звуком, различать звук ш и букву ш, писать строчную букву ш.

Цель развивающая: развивать слуховую память и произвольное внимание.

Цель воспитывающая: воспитывать доброжелательность.

Прогнозируемые результаты

 Различать понятия «буква» и «звук»,  называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие , глухие, твёрдые, мягкие); делить слово на слоги, ставить ударение.        

УУД личностные: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам.

УУД регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

УУД коммуникативные: слушать и понимать речь других.

УУД познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Информационно – технологические ресурсы

  • УМК «Школа 2100»
  • дополнительная литература (книги Виктора Драгунского)
  • интернет
  • компьютер
  • мультимедиапроектор

Технология проблемного диалога ( технология, реализующая компетентностный подход)

Результаты.

Дети научатся выделять звук ш в словах, находить слова с заданным звуком, различать звук ш и букву ш, читать слоги и слова с буквой ш, писать строчную букву ш, научатся слушать и понимать прочитанное, высказывать своё отношение  к героям прочитанного произведения.



Предварительный просмотр:

Проект рабочего занятия

Этапы УЗ

Задача этапа

Формы организации УПД

Методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы контроля

Планируемые результаты

Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе на занятии

Коллективная

Наглядный

Слайд 2

Читает стихотворение:

«Долгожданный дан звонок.

Начинается урок»

Стук в дверь.

Пришёл Воздушный Шарик (Учитель берёт воздушный шарик на палочке из – за двери. На шарике нарисована смешная рожица.  Слова за него говорит учитель, изменяя голос)

Смотрят на экран, слушают учителя

Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в деловой ритм

Личностные

-настроить на работу;          

-организация рабочего места.

Регулятивные

-планирование учебного сотрудничества совместно с учителем

Коммуникативные: соблюдение правил поведения в школе

Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Коллективная

Игра

Аудиозапись

 Воздушный Шарик:

-Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом замечательного писателя Виктора Драгунского «Заколдованная буква». Сядьте прямо. Слушайте внимательно. Вам необходимо понять, какая буква была заколдована.

Слайд 3 (аудиозапись)

Наблюдение за детьми

-Какой звук не умели произносить герои произведения?

-Кто из вас умеет произносить этот звук? Поднимите руку.

-Проверим.

Слайд 4

Внимательно смотрят и слушают задание Шарика

Слушают рассказ Виктора Драгунского «Заколдованная буква»

Звук Ш

Дети читают скороговорку: «Саша шапкой шишки сшиб»

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Личностные УУД: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

Высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам

Регулятивные: учиться высказывать своё предположение

Усвоение готовых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Коллективная

Словесный

Загадка

Рассказ

Воздушный Шарик загадывает загадку:

-Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно …

Слайд 5

- А сейчас выполним звукобуквенный анализ слова ШИШКА

-Этот звук Ш на письме обозначается буквой ША. Посмотрите, как она пишется.

Слайд 6

-Прочитайте стихотворение.

Слайд 7

- На что похожа буква Ш?

 

-Шишек!

Ребята

делают звукобуквенный анализ слова «шишка» на доске и в тетрадях для чтения.

-В этом слове 2 слога. Ударение падает на первый слог

Ш-согласный, глухой, твёрдый, рисуем синий кружок, на письме обозначаем буквой ш

Ы-гласный, ударный, рисуем красный кружок, на письме обозначаем буквой И – это орфограмма

Ш-

согласный, глухой, твёрдый, рисуем синий кружок, на письме обозначаем буквой ш

К-согласный, глухой, твёрдый, рисуем синий кружок, на письме обозначаем буквой К

А-гласный, безударный, рисуем красный кружок, на письме обозначаем буквой А

В слове 5 звуков, 5 букв.

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому, что из неё Можно сделать Е и Ё.

На зубья этого ковша.

Шура сено ворошил,

Зубья в сене позабыл.

Фронтальная

Индивидуальная

Активные действия учащихся с объектом изучения

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция

Индивидуальная

Контроль

-Положите перед собой  листы.

-Заштрихуйте букву Ш

-Обведите букву Ш

Учитель с Воздушным Шариком наблюдают за работой учащихся

-Задание 3

-Из всех букв выберите буквы Ш и обведите их  в кружок

Дети приготовили для работы листы с заданиями

Ребята самостоятельно заштриховывают букву Ш на листах, которые им раздали перед уроком

Дети из всех букв выбирают буквы Ш

Индивидуальная

Усвоение сущности усваиваемых

знаний и способов действий на репродуктивном уровне

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Физкультминутка

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря!

Пролетел весёлый жук

Ж-ж-ж!

Гуси шеи выгибают

Га-га-га!

Клювом перья расправляют.

Ветер ветки раскачал.

Шарик тоже зарычал:

 Р-р-р!

Зашептал в воде камыш:

Ш-ш-ш!

И опять настала тишь!

Ш-ш-ш!

Ходьба на месте

Махание руками – крыльями

Вращение головой

Повороты туловища влево-вправо

Руки вверх – покачивание

Руки на поясе, наклон вперёд

Присели

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения изменённой ситуации

Коллективная

Наглядый

Просмотр фильма про букву Ш из серии «Азбука – малышка»

Воздушный Шарик:

-Скорее! Скорее! Отправляемся к тётушке Сове!

- Запомните слова, которые начинаются на букву Ш.

Слайд 8

-Какие слова запомнили?

-Молодцы, ребята!

Просмотр фильма.

Запоминание слов, которые начинаются на букву Ш.

Шапка, шарф, шуба, шорты, шлёпанцы, шутка, школа, шалость, шаг, шар, шашки, шоколад

Индивидуальная

Активная деятельность учащихся

Познавательные: переработка полученной информации

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

Коллективная

Словесный

Слайд  9,10

Воздушный Шарик:

- А сейчас я хочу послушать, как дети читают.

Чтение слогов и слов с буквой Ш

Фронтальная

Индивидуальная

Продуктивная деятельность учащихся

Личностные: доброжелательное отношение к одноклассникам

Коммуникативные УУД

умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Индивидуальная

Самостоятельная работа

Сейчас мы будем работать на  листочках. Положите их перед собой.

1)Задание 4

-Возьми любой цветной карандаш и закрась те части рисунка, в которых вы видите буквы Ш

2)Задание 5

Найди одинаковые группы букв и подчеркни их.

3)Задание 6

Найди среди буквенного текста спрятанные слова: марш, шум, хорошо, Маша.

Слайд 11

Показ написания строчной буквы ш

Самостоятельная работа

Ребята цветным карандашом любого цвета закрашивают те части рисунка, где видят букву Ш

Дети подчёркивают одинаковые группы букв

Учащиеся по линейке подчёркивают спрятанные слова

Письмо строчной буквы ш в «Прописи»

Индивидуальная

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения

.Познавательные

-находить ответы на вопросы

Физкультминутка для глаз

Слайд 12

-Внимание. Смотрим на экран.

Подведение итогов занятия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Коллективная

Беседа

Воздушный Шарик задаёт вопросы:

-С какой буквой познакомились?

-Чем похож звук Ш на другие согласные звуки? Чем отличается?

Отвечают на вопросы учителя

- Сегодня мы познакомились с буквой ША и со звуком Ш.

-Звук Ш – согласный, глухой. Этот звук всегда твёрдый.

Фронтальная

Адекватность самооценки учащегося

Получение учащимися информации о реальных результатах учения

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

Регулятивные:

-учиться высказывать своё предположение;

Личностные:

-выражать свои эмоции.

Рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).

Индивидуальная

Рассказ

Слайд 13

Рассказ

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Индивидуальная

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

Личностные

-самооценка критериев успешности.

Слайд 14

Воздушный Шарик:

-Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Я хочу вам поставить шоколадные «пятёрки».

(Учитель и Воздушный Шарик раздают детям шоколадки.)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Коллективная

Рассказ

-Придумать шутку и прочитать рассказ Виктора Драгунского «Заколдованная Буква»

Дети слушают и запоминают.

Фронтальная

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития

Коммуникативные: умение слушать



Подписи к слайдам:

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
1 КЛАСС
Звук Ш, буква Ш. Строчная буква Ш.
Выполнил: Подлипнова Елена Викторовна
учитель начальных классов
ГБОУ ГИМНАЗИЯ№1
Виктор Драгунский
«Заколдованная буква»


Подписи к слайдам:

ШИШКА
Саша шапкой шишки сшиб.
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.


Подписи к слайдам:

АЗБУКА - МАЛЫШКА
На что похожа буква ш?

На зубья этого ковша.
Шура сено ворошил,
Зубья в сене позабыл.
ША АШ
ШО ОШ
ШУ УШ
ШИ ИШ
АША
ОШО
УШУ
ИШИ


Подписи к слайдам:

ГРУША
ШАЛАШ
ПЫШКА
МОШКА
СУМКА
СУШКА
КОРШУН
МУШКА
КРОШКА
ОКРОШКА
КРЫША
КРЫШКА
МИСКА
МИШКА
ТУШКА
ШУТКА
Ребята, берегите зрение!


Подписи к слайдам:

Cегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш.

Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш.  Закрепление знаний парных согласных звуков [ж – ш], умение их различать на слух и обозначать буквами Ж, Ш. Продолжение набл...

Открытый урок на тему: "Согласный звук буквы С,с"

Урок "Согласный звук буквы С,с"....

Открытый урок по обучению грамоте "Звуки и буква Х"

Урок по обучению граммоте "Звуки и буква Х"...

Открытый урок по обучению грамоте "Звуки и буква Х"

Урок по обучению граммоте "Звуки и буква Х"...

Открытый урок на тему: «Дифференциация звуков [ч-т’] и букв Ч и Т»

Открытый урок на тему: «Дифференциация звуков [ч-т’] и букв Ч и Т»....