Урок обучения грамоте "Буква Ч, звук [Ч]
план-конспект урока (чтение, 1 класс) на тему

Зотова Ирина Ивановна

Урок обучения грамоте по УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 19045_Urok_obucheniya_gramote.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

УМК «Перспектива»

Учебник: «Азбука» Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева

Тема: Буква Ч, звук [ Ч ´]

Автор: Букреева Н.Е.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сегодня, друзья, мы снова отправимся путешествовать по АЗБУКЕ с тётушкой Совой. А вот с какой буквой мы сегодня будем знакомиться вы узнаете, разгадав загадки.

III. Знакомство с новым материалом.

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке.
(Удочка.)

За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце
Тик-так, тик-так.
Тихо так, тихо так
. (Часы).

Пушистая вата
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (
Туча)

– Как вы думаете, какой звук хочет с нами познакомиться?

Он впервые у нас, ему срочно нужны звуковые бусинки. Но прежде чем начать работать с новым звуком, давайте познакомимся, какой буквой он будет обозначаться. А познакомит нас с новой буквой, конечно наша старая знакомая тётушка Сова.

(Просмотр видеофрагмента из серии: обучающая программа для детей «Уроки тётушки Совы» Азбука – малышка)

Вот мы с вами и познакомились с новой буквой. (слайд1)        

А теперь поработаем с новым звуком. (слайд 2)        

Артикуляция

Давайте произнесем еще раз звук [ч’] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.

– Можно ли его спеть?

– Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается? (согласные звуки)

- Звуковыми бусинками мы обозначаем твёрдый согласныё и мягкий согласный. (слайд 3)

– Давайте произнесем звук [ч’] сначала твёрдо, а затем мягко.

- Есть отличия? (Нет)

– Как произносится новый звук? (Только мягко)

Вывод: (Звук [ч’] мягкий звук.) ( Слайд 4)

– А теперь положим руку на ушки, и еще раз произнесем звук Ч. Определите звонкий он или глухой? ( Звук [ч’] глухой.)

– Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, глухой, всегда мягкий звук.)

3. Дидактическая игра “Скажи ласково”.

Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] – он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже,
без его услуг.

Посмотрите вокруг и назовите мне предметы ласково, чтоб в названии слышался звук Ч. (веточка, иголочка, птичка, облачко, пенечки, елочка, листочек и т.д.). (слайд 6)

4. Работа по развитию звуко-слогового анализа.

Тётушка Сова приглашала всех пить чай. Какие предметы нужны для чаепития? (чашки, чайник)

Работа с «Азбукой» стр. 52. Звукобуквенный анализ слов: чашка, чайник:

Сравнение звуков Й и Ч.

- У звука Й появился новый друг-звук Ч (К схемам добавляется новое изображение)

- Закончите выполнять звуковые схемы. Поместите звуковые бусинки в домики.

  • Сколько слогов в этом слове?
  • Как узнать, сколько слогов в слове?
  • Назовите гласный звук.
  • Сколько согласных звуков в слове?
  • Какой первый, второй, последний (характеристика звуков).

5. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять –
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.

Работа в парах.

Читаем текст, если вам встретиться слово чай подчеркнитего простым карандашом. Как будем работать? ( В парах)

После того как выполнили работу меняемся Азбуками для проверки.

7. Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина) (Приложение 1)

– Буква Ч приготовила для вас сказку.

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

Придумайте мне слова с этими слогами.

- А в нашей Азбуке тоже есть текст в котором произошла ссора между мальчиками. Послушайте и скажите в чём мальчики были не правы?

Физминутка

С каким правилом мы сейчас познакомились?

(ЧА, ЧУ)

Читаем слова на следующей странице и подчеркиваем новые сочетания в словах.

Какие слова встретились с сочетанием ЧА? ЧУ?

Повторение пройденного. Работа в группах.

- Какие ещё мы знаем секрыты-сочетания? ( жи-ши)

Вставте пропущенные буквы  в слова.

Взаимопроверка.

Как вы думаете с чем обычно пьют чай? (С конфетами)

VI. Подведение итога занятия.

– Закончилось наше удивительное путешествие. С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку.

Как вы думаете с чем обычно пьют чай? (С конфетами)

Буква Ч Дарит вам всем сладкие конфеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ р ], [ р, ]. Буквы Р,р»

В интересной форме проводится ознакомление с новыми согласными звуками, буквой и закрепление изученного с помощью разнообразных упражнений....

Презентация к уроку обучения грамоте "Гласный звук [o], буква о". Школа 2100

Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителей О. В. Пронинрй, И. И. Кремлёвой...

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [т], [т\'] . Буквы Т,т" по "Русской Азбуке" В.Г.Горецкого УМК "Школа России".

Урок обучения грамоте с использованием презентации, упражнений для развития речевого аппарата, игровых моментов....

Урок обучения грамоте. Тема: «Звук ш, буква ш».

Урок обучения грамоте в 1 классе по программе Школа России....

Урок обучения грамоте.Тема: ЗВУКИ [Ч’], [Щ\'] – ВСЕГДА МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ. БУКВЫ Чч, Щщ

Данная работа посвящена комплексному интеллектуальному развитию младших школьников на уроке обучения грамоте.Актуальность разработки  обусловлена потребностями современного общества в социа...

Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100

Презентация с иллюстрациями  к уроку обучения грамоте  о звуках и букве Бб....