Урок обучения грамоте "Буква Ч, звук [Ч]
план-конспект урока (чтение, 1 класс) на тему
Урок обучения грамоте по УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19045_Urok_obucheniya_gramote.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте
УМК «Перспектива»
Учебник: «Азбука» Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева
Тема: Буква Ч, звук [ Ч ´]
Автор: Букреева Н.Е.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Сегодня, друзья, мы снова отправимся путешествовать по АЗБУКЕ с тётушкой Совой. А вот с какой буквой мы сегодня будем знакомиться вы узнаете, разгадав загадки.
III. Знакомство с новым материалом.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка.)
За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце
Тик-так, тик-так.
Тихо так, тихо так. (Часы).
Пушистая вата
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча)
– Как вы думаете, какой звук хочет с нами познакомиться?
Он впервые у нас, ему срочно нужны звуковые бусинки. Но прежде чем начать работать с новым звуком, давайте познакомимся, какой буквой он будет обозначаться. А познакомит нас с новой буквой, конечно наша старая знакомая тётушка Сова.
(Просмотр видеофрагмента из серии: обучающая программа для детей «Уроки тётушки Совы» Азбука – малышка)
Вот мы с вами и познакомились с новой буквой. (слайд1)
А теперь поработаем с новым звуком. (слайд 2)
Артикуляция
Давайте произнесем еще раз звук [ч’] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.
– Можно ли его спеть?
– Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается? (согласные звуки)
- Звуковыми бусинками мы обозначаем твёрдый согласныё и мягкий согласный. (слайд 3)
– Давайте произнесем звук [ч’] сначала твёрдо, а затем мягко.
- Есть отличия? (Нет)
– Как произносится новый звук? (Только мягко)
Вывод: (Звук [ч’] мягкий звук.) ( Слайд 4)
– А теперь положим руку на ушки, и еще раз произнесем звук Ч. Определите звонкий он или глухой? ( Звук [ч’] глухой.)
– Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, глухой, всегда мягкий звук.)
3. Дидактическая игра “Скажи ласково”.
Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] – он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже,
без его услуг.
Посмотрите вокруг и назовите мне предметы ласково, чтоб в названии слышался звук Ч. (веточка, иголочка, птичка, облачко, пенечки, елочка, листочек и т.д.). (слайд 6)
4. Работа по развитию звуко-слогового анализа.
Тётушка Сова приглашала всех пить чай. Какие предметы нужны для чаепития? (чашки, чайник)
Работа с «Азбукой» стр. 52. Звукобуквенный анализ слов: чашка, чайник:
Сравнение звуков Й и Ч.
- У звука Й появился новый друг-звук Ч (К схемам добавляется новое изображение)
- Закончите выполнять звуковые схемы. Поместите звуковые бусинки в домики.
- Сколько слогов в этом слове?
- Как узнать, сколько слогов в слове?
- Назовите гласный звук.
- Сколько согласных звуков в слове?
- Какой первый, второй, последний (характеристика звуков).
5. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
Работа в парах.
Читаем текст, если вам встретиться слово чай подчеркнитего простым карандашом. Как будем работать? ( В парах)
После того как выполнили работу меняемся Азбуками для проверки.
7. Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина) (Приложение 1)
– Буква Ч приготовила для вас сказку.
Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.
С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.
Придумайте мне слова с этими слогами.
- А в нашей Азбуке тоже есть текст в котором произошла ссора между мальчиками. Послушайте и скажите в чём мальчики были не правы?
Физминутка
С каким правилом мы сейчас познакомились?
(ЧА, ЧУ)
Читаем слова на следующей странице и подчеркиваем новые сочетания в словах.
Какие слова встретились с сочетанием ЧА? ЧУ?
Повторение пройденного. Работа в группах.
- Какие ещё мы знаем секрыты-сочетания? ( жи-ши)
Вставте пропущенные буквы в слова.
Взаимопроверка.
Как вы думаете с чем обычно пьют чай? (С конфетами)
VI. Подведение итога занятия.
– Закончилось наше удивительное путешествие. С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку.
Как вы думаете с чем обычно пьют чай? (С конфетами)
Буква Ч Дарит вам всем сладкие конфеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ р ], [ р, ]. Буквы Р,р»
В интересной форме проводится ознакомление с новыми согласными звуками, буквой и закрепление изученного с помощью разнообразных упражнений....
Презентация к уроку обучения грамоте "Гласный звук [o], буква о". Школа 2100
Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителей О. В. Пронинрй, И. И. Кремлёвой...
Урок обучения грамоте "Согласные звуки [т], [т\'] . Буквы Т,т" по "Русской Азбуке" В.Г.Горецкого УМК "Школа России".
Урок обучения грамоте с использованием презентации, упражнений для развития речевого аппарата, игровых моментов....
Урок обучения грамоте. Тема: «Звук ш, буква ш».
Урок обучения грамоте в 1 классе по программе Школа России....
Урок обучения грамоте.Тема: ЗВУКИ [Ч’], [Щ\'] – ВСЕГДА МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ. БУКВЫ Чч, Щщ
Данная работа посвящена комплексному интеллектуальному развитию младших школьников на уроке обучения грамоте.Актуальность разработки обусловлена потребностями современного общества в социа...
Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100
Презентация с иллюстрациями к уроку обучения грамоте о звуках и букве Бб....