Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" для учащихся 1-3 классов
рабочая программа (1 класс) на тему

Габидулина Наталья Александровна

Программма призвана развивать интеллектуальные способности детей начальной школы.  Содержит обширный материал по развитию памяти, внимания, мышления детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  

«Моряковская средняя общеобразовательная школа»

Томского района

Рассмотрено

на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №1

от «27» августа 2013г

Руководитель МО____________

(Н.А.Ситникова)

Согласовано

Заместитель директора по УВР

(О.В.Лоскутова)

Утверждено

Директор школы___________

(В.И.Матвеев)

«02» сентября 2013 г.

                                                                                         

                                                                                                                                                                                 

Программа

по внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

(1 - 3 классы)

Срок реализации 3 года

Составил:

учитель начальных классов

I категории

Габидулина  Н.А.

с. Моряковский Затон

Программа по внеурочной деятельности  «Умники и умницы»

Пояснительная записка

    Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

  1. Актуальность программы

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в поисковую деятельность существенно обогащает начальное  образование. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребёнку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

    Назначение программы кружка «Умники и умницы» состоит в том, чтобы помочь младшим школьникам развить познавательные и творческие  способности, расширить кругозор, проявить фантазию и смекалку. Достоинствами проведения занятий в виде кружковой  формы являются достаточный материал по типу интеллектуальных телевизионных программ, регулярность и целенаправленность. За основу взят материал из дополнительной литературы по разным предметам.

          Успешная реализация этих задач зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов, которые возникают тогда, когда школьники имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых могут достичь успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определенных препятствий при достижении цели. Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.

          «Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания; её избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний».

Творческая работа способна вызвать неподдельный интерес учащихся  к предмету. Ученик, ощутивший радость собственного поиска и творчества, несомненно, с большим интересом и уважением относится к интеллектуальной деятельности других людей.                          

          Курс представляет собой  занятия, направленные на формирование у учащихся стремления  творчески мыслить. Создание на занятиях ситуаций активного  поиска, предоставление  возможности  сделать собственное      «открытие»,  знакомство   с оригинальными  путями  рассуждений,   овладение   элементарными  навыками   исследовательской   деятельности   позволят  обучающимся   реализовать  свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

      Программа курса «Умники и умницы»  входит  во  внеурочную  деятельность   по  направлению   общеинтеллектуальное    развитие    личности. 

Программа  адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 3 года, 1 час в неделю.                                

Цели:

  • Развитие интеллектуальных способностей у учащихся младших классов.

 Задачи программы: 
Обучающие

  •   Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и рисовать, раскрашивать, собирать пазлы. 
  •  Применение знаний, полученных на уроках.

Развивающие: 

  •   Развитие внимания, памяти, логического и мышления, пространственного воображения.
  •   Развитие мелкой моторики рук.
  •  Развитие кругозора, творческих способностей и фантазии детей.
    Воспитательные:
  •  Воспитание интереса к участию в предметных олимпиадах и различных интеллектуальных конкурсах, развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  •   Расширение коммуникативных способностей детей.

Значение занятий «Умники и умницы» для развития ребенка

Работа по формированию познавательного интереса возможна лишь при создании следующих условий:

  • соответствие индивидуальным и возрастным особенностям;
  • привлекательность материала;
  • необходимость «активного изучения»
  • материал должен раскрывать практическую силу знаний и возможность их применения в иной деятельности;
  • благоприятная обстановка в коллективе;
  • эффективные методы  и приёмы.

Требования к организации процесса:

  • ориентация на самостоятельную работу учащихся;
  • ставить задачи, требующие исследовательского подхода;
  • развивать и поддерживать в работе творческое начало.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

·основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

·установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

·осознанных устойчивых интеллектуальных знаний  как значимую сферу человеческой жизни;

· осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·различать способ и результат действия;

·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи.

Выпускник получит возможность научиться:

·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник получит возможность научиться:

  •      любознательности,        сообразительности         при     выполнении  разнообразных заданий;  
  •  развитие   внимательности,   настойчивости, целеустремленности,   умения  преодолевать трудности;
  • развитие   самостоятельности   суждений,  творческой активности, независимости   и   нестандартности  мышления.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·формулировать собственное мнение и позицию;

·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·задавать вопросы;

·использовать речь для регуляции своего действия;

·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

 Программа разработана в соответствии с документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании РФ».
  • Национальная доктрина образование.
  • Международная конвенция «О правах ребенка» 1989г.
  • «Всеобщая декларация прав человека».
  • Гражданский кодекс РФ.
  • «Основы законодательства РФ о культуре»
  • Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А. М. Кондакова, А.А. Кузнецова.

Организационные принципы
(возраст детей, сроки реализации программы,
условия набора, режим занятий, наполняемость групп)

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 - 15 человек.
В 1 год обучения в кружок «Умники и умницы» принимаются все желающие учащиеся начальной школы. В группы 2-го и следующих годов обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие предыдущий этап обучения и выполнившие требования итоговой аттестации.
Занятия проводятся один  раз в неделю с 1 октября  по 25 мая.

Год
обучения

Количество часов
(академических)

Кол-во
детей
в группе

в неделю

в год

1

1

28

10-12

2

1

28

10-15

3

1

28

10-15

Тематическое планирование

1 год обучения

Темы  занятий

теория

практика

1

Тренинг: «трусишка зайка серенький»

1

2

Тренинг: «петушок – золотой гребешок»

1

3

Тренинг: «Мишка косолапый»

1

4

Тренинг: «царство грибов»

1

5

Тренинг: «Сказочные герои»

1

6

Тренинг: «времена года»

1

7

Трениг: «Первый снег»

1

8

Тренинг: «ежиная семья»

1

9

Викторина  по сказкам Корнея Чуковского

1

10

Викторина «Эти забавные животные»

1

11

Групповая работа: «Готовимся к Новому году»

1

12

Тренинг: «Кто в Новый год самый желанный гость?»

1

13

Олимпиада по природоведению

1

14

Тренинг «Волшебные сказки»

1

15

КВН по математике

1

16

Тренинг «Дикие и домашние животные»

1

17

Тренинг «путешествие самолётика»

1

18

Игра «Крестики-Нолики»

1

19

КВН по русскому  языку

1

20

Олимпиада по русскому языку

1

21

Тренинг «посуда»

1

22

Олимпиада по математике

1

23

КВН по сказкам

1

24

Олимпиада по литературному чтению

1

25

Тренинг «цветик-семицветик»

1

26

Групповая игра «Своя игра»

1

27

Тренинг «бабушкин огород»

1

28

Игра «Кто хочет стать умником?»

1

Содержание занятий

1 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Теоретические занятия

16

-

16

2

Предметные олимпиады

-

4

4

3

Конкурсы и викторины

-

5

5

4

Интеллектуальные групповые игры

-

3

3

ИТОГО:

16

12

28

Тренинг: «трусишка зайка серенький»: загадки, скороговорки, стихи, ребусы,  пазлы, раскраски, диафильм «Заюшкина избушка»

Тренинг: «петушок – золотой гребешок»: загадки, скороговорки, стихи, ребусы,  пазлы, раскраски, диафильм «Петушок и бобовое зёрнышко»

Тренинг: «Мишка косолапый»: загадки, скороговорки, стихи, ребусы,  пазлы, раскраски, виды медведей, сказочные герои-медведи

Тренинг: «царство грибов»: повторение изученного материала, кроссворд, раскраска

Тренинг: «Сказочные герои»: найти лишнее, скороговорки, стихотворение, ребус, загадки про сказочных героев, мультфильм

Тренинг: «времена года» загадки, скороговорки, стихи, ребусы,  пазлы, раскраски, нахождение лишнего. Слушанье сказки «12 месяцев»

Трениг: «Первый снег» загадки, скороговорки, стихи, ребусы,  пазлы, раскраски, родственные слова.

Тренинг: «ежиная семья» загадки, скороговорки, стихи, ребусы,  пазлы, раскраски, лепка ёжика, инсценировка сказки «Теремок»

Викторина  по сказкам Корнея Чуковского

Викторина «Эти забавные животные»

Групповая работа: собирание пазлов, новогодние стихи. Изготовление ёлочки из «ладошек»

Тренинг: «Кто в Новый год самый желанный гость?»

Олимпиада по природоведению

Тренинг «Волшебные сказки»: знакомство с волшебными предметами, ребусы, узнай сказку по иллюстрации. Диафильм «Морозко»

КВН по математике

Тренинг «Дикие и домашние животные»: антонимы, загадки, классификация по группам. Пазлы: силуэты животных. Чей хвост? С.Маршак «Усатый полосатый»

Тренинг «путешествие самолётика»: работа с пазлами на тему транспорт. Оригами: самолётик и кораблик. Сочинение сказки о самолётике: путешествие по городам

Игра «Крестики-Нолики»

КВН по русскому  языку

Олимпиада по русскому языку

Тренинг «посуда»: загадки, ребусы. Раскрашивание (хохломская роспись). Диафильм «Федорино горе»

Олимпиада по математике

КВН по сказкам

Олимпиада по литературному чтению

Тренинг «цветик-семицветик», составление пазлов из открыток, загадки, стихи, раскрашивание. Диафильм «Цветик-семицветик»,

Групповая игра «Своя игра»

Тренинг «бабушкин огород»: загадки, ребусы, пазлы, раскраски. Диафильм «Чипполино»

Игра «Кто хочет стать умником?»

Ожидаемые результаты:

К концу 1 – го года обучения учащиеся:

  • Приобретение школьниками социальных знаний: о правилах конструктивной групповой  и индивидуальной работы;
  • Приобретение интеллектуальных знаний
  • умение самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

Тематическое планирование

2 год обучения

Темы  занятий

теория

практика

1

Тренинг: «трусишка зайка серенький»

1

2

Тренинг: «петушок – золотой гребешок»

1

3

Тренинг: «Мишка косолапый»

1

4

Тренинг: «царство грибов»

1

5

Тренинг: «Сказочные герои»

1

6

Тренинг: «времена года»

1

7

Трениг: «Первый снег»  

1

8

Тренинг: «Ежиная семья»

1

9

Викторина  по русским народным сказкам

1

10

Викторина «Эти забавные животные»

1

11

Групповая работа «Готовимся к Новому году»

1

12

Тренинг: «Кто в Новый год самый желанный гость?»

1

13

Олимпиада по природоведению

1

14

Тренинг «Волшебные сказки»

1

15

КВН по математике

1

16

Игра «Поле чудес»

1

17

Тренинг «Дикие и домашние животные»

1

18

Игра «Крестики-Нолики»

1

19

КВН по русскому  языку

1

20

Олимпиада по русскому языку

1

21

Олимпиада по математике

1

22

КВН по сказкам

1

23

Олимпиада по литературному чтению

1

24

Тренинг «цветик-семицветик»

1

25

Групповая игра «Своя игра»

1

26

Тренинг «бабушкин огород»  

1

27

Игра «Кто хочет стать умником?»

1

28

Индивидуальная игра «Самый умный»

1

Содержание занятий

2 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Теоретические занятия

13

-

13

2

Предметные олимпиады

-

4

4

3

Конкурсы и викторины

-

6

6

4

Интеллектуальные групповые игры

-

5

5

ИТОГО:

13

15

28

Тренинг: «трусишка зайка серенький»: загадки, скороговорки, стихи, ребусы,  пазлы, раскраски, диафильм «Заюшкина избушка»

Тренинг: «петушок – золотой гребешок»: загадки, скороговорки, стихи, ребусы,  пазлы, раскраски, диафильм «Петушок и бобовое зёрнышко»

Тренинг: «Мишка косолапый»: загадки, скороговорки, стихи, ребусы,  пазлы, раскраски, виды медведей, сказочные герои-медведи

Тренинг: «царство грибов»: повторение изученного материала, кроссворд, раскраска

Тренинг: «Сказочные герои»: найти лишнее, скороговорки, стихотворение, ребус, загадки про сказочных героев, мультфильм

Тренинг: «времена года» загадки, скороговорки, стихи, ребусы,  пазлы, раскраски, нахождение лишнего. Слушанье сказки «12 месяцев»

Трениг: «Первый снег» загадки, скороговорки, стихи, ребусы,  пазлы, раскраски, родственные слова.

Тренинг: «ежиная семья» загадки, скороговорки, стихи, ребусы,  пазлы, раскраски, лепка ёжика, инсценировка сказки «Теремок»

Викторина  по русским народным сказкам

Викторина «Эти забавные животные»

Групповая работа: собирание пазлов, новогодние стихи. Изготовление ёлочки из «ладошек»

Тренинг: «Кто в Новый год самый желанный гость?»

Олимпиада по природоведению

Тренинг «Волшебные сказки»: знакомство с волшебными предметами, ребусы, узнай сказку по иллюстрации. Диафильм «Морозко»

КВН по математике

Игра «Поле чудес»

Тренинг «Дикие и домашние животные»: антонимы, загадки, классификация по группам. Пазлы: силуэты животных. Чей хвост? С.Маршак «Усатый полосатый»

Игра «Крестики-Нолики»

КВН по русскому  языку

Олимпиада по русскому языку

Олимпиада по математике

КВН по сказкам

Олимпиада по литературному чтению

Тренинг «цветик-семицветик», составление пазлов из открыток, загадки, стихи, раскрашивание. Диафильм «Цветик-семицветик»,

Групповая игра «Своя игра»

Тренинг «бабушкин огород»: загадки, ребусы, пазлы, раскраски. Диафильм «Чипполино»

Игра «Кто хочет стать умником?»

Индивидуальная игра «Самый умный»

Ожидаемые результаты:

К концу 2 – го года обучения учащиеся:

  • Использовать  разные   приемы   для составления задач,  выбирать  удобные   способы   для  выполнения конкретного задания.
  • Анализировать       правила   игры. Действовать     в   соответствии   с   заданными  правилами.
  • Включаться   в   групповую   работу.   Участвовать   в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.
  • Сопоставлять  полученный   (промежуточный,   итоговый)   результат   с   заданным  условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Тематическое планирование

3 год обучения

Темы занятий.

теория

практика

1

Тренинг: Загадки о животных

1

2

Тренинг: Загадки о растениях

1

3

Викторина по творчеству Г.Х. Андерсена.

1

4

Тренинг: Учись разгадывать ребусы

1

5

Тренинг: Подготовка к конкурсу «Русский  Медвежонок»

1

6

Олимпиада по русскому языку

1

7

Тренинг: детские кроссворды

1

8

КВН по русскому языку

1

9

Тренинг: подготовка к конкурсу «Слон»

1

10

Олимпиада по литературному чтению

1

11

Викторина  по сказкам Шарля Перро и братьев Гримм

1

12

Игра «Поле Чудес»

1

13

Тренинг: «хитрые» задачки

1

14

Тренинг: обобщение, классификация, нахождение лишнего, анаграммы

1

15

Олимпиада по математике

1

16

Тренинг: подготовка к конкурсу «Кенгуру»

1

17

КВН по математике

1

18

Игра «Крестики-Нолики»

1

19

Тренинг: «хитрые» задачки

1

20

Тренинг: обобщение, классификация, нахождение лишнего, анаграммы

1

21

Игра «Кто хочет стать умником?»

1

22

Олимпиада  по природоведению

1

23

Ира «Эти забавные животные»

1

24

Тренинг: подготовка к конкурсу «ЧИП»

1

25

Игра «Что? Где? Когда?»

1

26

Игра «Своя игра»

1

27

КВН «Экологические задачи»

1

28

Игра «Самый Умный»

1

Содержание занятий

3 год обучения

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Теоретические занятия

12

-

12

2

Предметные олимпиады

-

4

4

3

Конкурсы и викторины

-

6

6

4

Интеллектуальные групповые игры

-

6

6

ИТОГО:

12

16

28

Тренинг: Загадки о животных, интересные факты о животных. Учись рисовать.

Тренинг: Загадки о растениях, интересные факты о растениях. Учись рисовать.

Викторина по творчеству Г.Х. Андерсена.

Тренинг: Учись разгадывать ребусы

Тренинг: Подготовка к конкурсу «Русский  Медвежонок»

Олимпиада по русскому языку

Тренинг: детские кроссворды

КВН по русскому языку

Тренинг: подготовка к конкурсу «Слон»

Олимпиада по литературному чтению

Викторина  по сказкам Шарля Перро и братьев Гримм

Игра «Поле Чудес»

Тренинг: Загадки, задания на логику, «хитрые» задачки, логически-поисковые задания

Тренинг: обобщение, классификация, нахождение лишнего, анаграммы

Олимпиада по математике

Тренинг: подготовка к конкурсу «Кенгуру»

КВН по математике

Игра «Крестики-Нолики»

Тренинг: Загадки, задания на логику, «хитрые» задачки, логически-поисковые задания, ребусы

Тренинг: обобщение, классификация, нахождение лишнего, анаграммы

Игра «Кто хочет стать умником?»

Олимпиада  по природоведению

Игра «Эти забавные животные»

Тренинг: подготовка к конкурсу «ЧИП»

Игра «Что? Где? Когда?»

Игра «Своя игра»

КВН «Экологические задачи»

Игра «Самый Умный»

Ожидаемые результаты:

К концу 3 – го года обучения учащиеся:

  • Разовьют внимание, память, мышление, кругозор, словарный запас; пространственное воображение; мелкую моторику рук; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • Анализировать       правила   игры. Действовать     в   соответствии   с   заданными  правилами.
  • Включаться   в   групповую   работу.   Участвовать   в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.
  •  Участие и победы в предметных олимпиадах и конкурсах

Формы и методы обучения:

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; тренинги, игры, конкурсы, и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, тренинг и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ диафильмов
 практический (выполнение работ по образцу, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
 групповой – организация работы в группах.
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Методическое обеспечение программы

Учебно-методический комплекс

I. Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
II. Материалы из опыта работы педагога: 
Дидактические материалы:
• тексты предметных олимпиад
Методические разработки:
• Интернет сайт www.origami-school.narod.ru
• Компьютерные презентации ко всем тренингам и конкурсам:
Список оборудования и материалов,
необходимых для занятий

  • Учебные столы и стулья
  • Тетрадь в клетку
  • Шариковая ручка
  • Альбомные листы
  • Цветная бумага
  • Цветные карандаши
  • Фломастеры
  • Ножницы
  • Клей ПВА

  • Список используемой литературы:
  • Ивашова О.А., Полникова М.Ю. «Литературные задачи. Сколько вёсел у овцы?».-СПб: СМИО Пресс,1999 г.
  • «Занимательные задачи для маленьких»-М:Омега,1994 г.
  • Винокурова Н.К. «Подумаем вместе» сборник тестов, задач и упражнений. Москва РОСТ 1998 г.
  • Сухин И.Г. «Занимательные материалы по логике, по математике, по развитию речи, по русскому языку» ВАКО Москва 2004 г.
  • Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Все предметы начальной школы в викторинах» Москва Астрель 2005 г.
  • Блинова И.В. «Занимательные сказочные материалы» Волгоград: Учитель 2006 г.
  • Махров В.Г. Махров, Махрова В.Н. «Математические задачи-сказки» 3-4 классы, Москва 2006 г.
  • Пупышева  О.Н. «Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу окружающий мир» 1-4 классы, Москва ВАКО 2007 г.
  • Тихомирова Е.М. рабочие тетради по развитию речи «Загадки о растениях», «Загадки о животных», «Загадки о человеке и его помощниках» Москва, Экзамен 2010 г
  • Орг А.О., Белицкая Н.Г. «Олимпиады по русскому языку» 2-4 класс Издательство «Экзамен» Москва 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса «Я - исследователь» для учащихся 1-4 классов

Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса   «Я - исследователь» для учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" для учащихся 1 класса

Рабочая программа разработана на основе программы "Истоки" доктора педагогических наук А.Камкина. Цель курса: развитие системы духовно-нравственных ценностей у детей. Направленность: социально-педагог...

Программа курса внеурочной деятельности «Читоград» для учащихся 1-4 классов

Час чтения, как внеурочная деятельность, имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современно...

Технологическая карта по курсу внеурочной деятельности «Информатика» для учащихся 1-а класса Тема "Камни"

В этом году  внеурочная деятельность  преподавалась мною по комплексной программе "Мир моих интересов". Очень хорошее методическое сопровождение, есть презентации к каждому уроку. Для самост...

Рабочая программа для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала»

Целью рабочей программы для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся  3-4 классов на основе краеведческого материала» явилось формирование ответственного отношения ...

Программа внеурочной внеаудиторной деятельности для учащихся 3 класса «Радуга»

   Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность поним...