Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" для учащихся 1 класса
рабочая программа (1 класс) по теме

Ирина Анатольевна Семёнова

Рабочая программа разработана на основе программы "Истоки" доктора педагогических наук А.Камкина. Цель курса: развитие системы духовно-нравственных ценностей у детей. Направленность: социально-педагогическая. Программа внеурочной деятельности Истоки используется во внеурочной дятельности учащихся 1 классов. Включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование на первый год обучения. Рекомендуется учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования, осуществляющих внеурочную деятельность в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «Исток»

по внеурочной деятельности учащихся 1 классов

Пояснительная записка

Рабочая программа  разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина.

«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.

        Место предмета в базисном учебном плане.

  На изучение программы отводится 33 часа во внеурочной деятельности  в 1 классе на ступени начального образования из расчета 1 учебный час в неделю.

Направленность: социально-педагогическая.

Актуальность: В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными, но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.

Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.

Цель:  развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни.

Задачи:

  1. Подвести учащихся к по ниманию сути Истоков;
  2. Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
  3. Развивать образное и логическое мышление;
  4. Форми ровать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
  5. Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целос тное восприятие русского языка как языка великого народа и вели кой литературы.

Отличительная особенность. 

Предлагаемая программа является результатом совместной ра боты автора социокультурного системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогичес кого университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

  • развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
  • осуществить присоединение от семьи к начальной шко ле и от начальной школы к средней школе;
  • создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
  • обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на осно ве системного подхода.

Курс предназначен для преподавания в 1-4-м классах началь ной школы.

Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «ИСТОКИ» в рамках началь ной школы.

В 1 -м классе дети приходят к пониманию сути Истоков. Сис тема духовно-нравственных ценностей формируется на основе си стемообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире, мире внешнем (социокультурная среда раз вития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).

Возраст детей: с 7 лет.

Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут.  Численный состав группы 10-15 человек.  

Формы работы можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал)) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».

Методическое обеспечение: разработки занятий, художественные произведения, иллюстрации, учебники, рабочие тетради.

Техническое оснащение занятий: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Формы подведения итогов: составление «Моей первой книги».

Программа  представляет собой метапредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают базовые социокультурные ценности.

Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека.

Содержание программы

Программа курса «Азбука истоков» охватывает период обучения в 1 классе,  рассчитана на 17 часов.  Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога.

В первом классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА».

Структурирование учебного материала органично осуществляется в соответствии с содержательными линиями, выделенными в НРК ГОС Вологодского края, как с теми основаниями, которые дают возможность раскрыть образовательный потенциал курса, обеспечивающий достижение социальной компетентности учащихся в ее культурно-исторической, социально-правовой, экологической, информационно-методологической и здоровьесберегающей составляющих. Реализуя задачи развития культуры здоровья учащихся, программа нацелена на решение ряда связанных с этим задач, среди которых:

  • формирование навыков и умений, необходимых для сохранения и укрепления духовного и физического здоровья;
  • укрепление желания каждого ребенка самостоятельно находить резервы здоровья в себе самом в любых жизненных условиях;
  • привитие любви к труду как значимой основе жизни и личностного совершенствования;
  • раскрытие индивидуальных наклонностей и особенностей каждого ребенка и ориентация его на путь самосовершенствования.

Тематика первого класса, в основном, сосредоточена на освоении ребенком средств и специфических источников ценностного познания, в качестве которых выступают «Слово», «Образ», «Книга», что наполняет особым смыслом информационно-методологическую содержательную линию НРК ГОС, так как в центре ценностного поля ребенка оказывается учение как ценность и те средства, с помощью которых он может достичь успеха в учении - слово, образ, книга, информация, путь, метод учения. Разумеется, изучаемый материал несет более глубокий образовательный потенциал, обеспечивающий движение к социальной компетентности и по культурно-исторической,  социально-правовой и другим надпредметным содержательным линиям. Обращение к содержательному обобщению «Мир» дает возможность опереться на расширение познавательных возможностей детей и раскрыть все содержательные линии образовательного стандарта, обеспечивая его достижение.

Содержание курса первого класса представляет собой своеобразную Азбуку Истоков. Ребенок постепенно вырабатывает свое представление об «Истоках», узнает, что значат Мир, Слово, Образ, Книга с большой буквы, в чем их духовный смысл.

Начинает первый класс тема «Мир», которая помогает школьникам увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры Ставрополя, как мир людей ее созидающих. Социокультурная ценность-категория «Мир» раскрывается на основе ценностей, представленных во всех содержательных линиях регионального компонента образовательного стандарта.

Тема «Слово» раскрывается ребенку посредством обращения к особо значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет  пустым, бессодержательным – «медью звенящей». Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Использование учебного материала по теме «СЛОВО» способствует осуществлению социокультурного единения семьи и начальной школы.

Третья тема первого класса «Образ» рассматривает его как особый способ раскрытия духовных сущностей мира, способ познания и предполагает обучение посредством обращения к «Образу». Однако не все видимое есть Образ. Многое является безобразным (без-образным). Тема наполняется содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют духовному восхождению учащихся, знакомит их с Образами Истоков – «Первый образ», «Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ».

Книга традиционно является основным средством образования в школе. Четвертая тема позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга – «живое существо». Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. При необходимости учитель может дополнительно обратиться  к тем великим книгам человечества, на которые опираются традиции семьи учащихся. В заключение работы над темой дети знакомятся с тем как сделать первые шаги по выпуску своей первой авторской Книги.

Социокультурные ценности-категории «Слово», «Образ», «Книга» выступают особо значимыми средствами духовно-нравственного и шире социокультурного познания ребенка, что отвечает информационно-методологической и культурно-исторической содержательным линиям в единстве и целостности их взаимосвязей с другими линиями.

«Слово», «Образ» и «Книга» соотносимы с категорией «информация», поскольку сегодня ребенок с раннего детства опосредованно сталкивается с различными ее источниками. Обращение к метапонятию «Информация» вызвано стремительным процессом становления постиндустриальной цивилизации и необходимости защиты духовного мира ребенка от манипулирования с помощью мощных средств медиакультуры, опирающихся на информационные технологии. «Информация» выступает для ребенка как ценность-проблема, позволяющая увидеть многообразный мир сообщений людей друг другу о своих состояниях, намерениях, предпочтениях. Через переживание ценностной значимости информации ребенок выходит на различение ее источников как заслуживающих доверия и опасных, разъединенных с миром человеческих ценностей.

Главными целями курса в 1-м классе являются:

Освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга.

Развитие целостного восприятия, способности чувствовать и понимать окружающий Мир, слышать Слово, видеть Образ, любить Книгу.

Результатом освоения курса будет развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях:

  • межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);
  • ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум);

Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а также на уровне переживаний:

  • изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических и психологических средств общения);
  • изменения в поведении – соответствие принятым нормам культуры;
  • обогащение мира переживаний – способность и готовность к сопереживанию, к сочувствию.

Тематическое планирование занятий:

Тема

Содержание

Количество

часов

1

МИР.

12ч.

 1. Солнышко, мама и папа (А   М)

Знакомство с «Азбукой истоков». Алфавит – семья букв.

1

2. Мир и лад (Поле ,лес и школа) (П   Л)

Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.

1

3. Мир и лад (Школа и семья) (П   Л)

Доброе семья добрый плод дает. Добрая семья добрыми делами славится.

1

4. Истоки и школа (К   О)

Истоки глазами детей. Колокол. Язык. Книга. Школа.

1

5.Истоковская школа.

Истоки .Живительная сила. Родная земля.

1

6.Дар (Рождество) (Е   Ё)

Рождественский дар. Праздничное слово. Слово –поздравление.Слово-приветствие.

1

7. Истоки и радуга (И   Р)

Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга - образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.

       1

8. Сказки А.С. Пушкина (Ш   С)

В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.

1

9. Родной край (Й)

Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

1

10. Святыни России. Щит и герб (святой Георгий Победоносец) (Щ   Г)

Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее.  Святыня России. Герб.

1

11. Святыни России. Флаг.

Флаг-знак воинской чести.

1

12. Святыни России. Илья Муромец (У   Ф)

Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.

1

2

СЛОВО.

10ч.

13. Слово (Х   В)

Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.

1

14. Весна и слово (Н   Я)

Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.

1

15. Золотое сердечко (З   Т)

Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое Слово.

1

16. Серебряное копытце (Д   Б)

Добро. Доброе Слово. Доброе дело.

      1

17. Честное слово. «Добрыня Никитич» (Ч   Ы)

Честное Слово. Родительское благословение. Подвиг.

1

18. Слово о родителях (Э   Ю)

Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

1

19. Русские богатыри .

Труд и подвиг.

1

20. Святое слово. Былина «Алеша Попович» (Ь   Ъ)

Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь.

       1

21.Жизни цель.

Жизнь. Любовь. Добрые дела.

        1

22. Чаша жизни (Ж   Ц)

Жизнь. Любовь. Добрые дела.

1

3

ОБРАЗ.

5ч.

23. Родник

Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник - начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

1

24. Образ Родины

Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

1

25. Образ защитника Отечества

Святой Александр Невский - сол нце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.

1

26. Образ праздника (День Победы)

День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.

1

27. Образ праздника (День Победы)

Георгиевская скала.

1

4

КНИГА.

5ч.

28. Книга

Книга - живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет Творец

1

29. Книга книг

Собирание библиотеки - добрая традиция нашего народа. Книга книг - Библия. Библия положила начало объ яснению книг в семью - библиотеку.

1

30. Живое слово книги

Чтение - сердечный дар. Живое слово Книги найдет отклик в душе читателя.

1

31. Первая книга. Мир книги

Первая книга соединяет труд   семьи и школы.

       1

32. Мир книги.

Подведение итогов.

1

Планируемые результаты.

Формируемые УУД:

  • Личностные:
  • Самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми)
  •  Нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор)
  • .Самоопределение (система оценок и представлений о своем месте в мире и в отношениях с другими людьми)
  • Подведение учащихся к значимости нравственных законов в жизни улицы, двора, города. Развитие идеи приоритета нравственных ценностей в организации малого пространства и его освящении.
  • Смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).

2.  Регулятивные:

  • Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения  в соответствии с образцом и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

  •  Формирование  целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.
  • Преодоление импульсивности.
  • Умение действовать по плану и планировать свою деятельность.
  • Умение контролировать процесс и результаты учебной деятельности.

3. Познавательные:

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации
  • анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
  •  построение логической цепи
  • поиск и выделение необходимой информации;
  •  анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
  •  установление причинно-следственных связей
  •  построение логической цепи рассуждений
  •  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации
  • анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  •  синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  •  выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.

4. Коммуникативные:

  • согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности; умение договариваться, находить общее решение.
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • развитие монологической и диалогической форм речи
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;
  •  взаимодействие (учет позиции собеседника или партнера по деятельности).
  • умение общаться на едином аналоговом уровне, единого контекста в группе.

Ожидаемые результаты:

формирование системы духовно-нравственных ценностей;

  • развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
  • приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
  • умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;
  • расширение кругозора и словарного запаса.
  • освоение первичных базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:

Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и великие книги. Мир Книги.

  • Мир. Человек. Родной край. Здоровье. Красота. Природа. Творчество.

      В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.

Методические пособия

1 класс

Автор, издание

1

Е.Ю. Давыдова, И.А. Кузьмин «Азбука Истоков «Золотое сердечко» 1 класс. Учебное пособие

2

Азбука Истоков «Золотое сердечко». Методический комментарий под редакцией И.А. Кузьмина

3

О.А. Бандяк «Воспитание на социокультурном опыте».

1 класс. Методическое пособие. Активные формы обучения. Системная разработка

Список литературы:

1. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два филос. введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с.

2. Воспитание на социокультурном опыте. - М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1997. - 96 с.

3. Зеньковский В. В. проблемы воспитания в свете христианской антропологии/ Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 272 с.

4. Истоковедение. Том 1. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 320 с.

5. Истоковедение. Том 2. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 368 с.

6. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ 2-е изд. Отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: «Карапуз», 2001. - 304 с.

7. Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицына В.Н. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы. Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.

8. Кузьмин И.А., Камкин А.В. «Истоки». Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.

9. Рожков М.И. «Организация воспитательной работы в школе». Учебное пособие для вузов. Гуманитарный издательский центр. 2001.

Календарно-тематическое планирование 1 класс

                                                                              33 часа (1 час в неделю)

Тема урока

Дата

Количество ча

сов

Тип урока

Планируемые результаты

Форма организации познавательной деятельности

Формы контроля

Организация самостоятельной деятельности

Нагляд

ность, ИКТ

Примечание

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

знать

уметь

1. МИР.   12ч.

1.

Солнышко, мама и папа (А   М) Знакомство с «Азбукой истоков». Алфавит – семья букв.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Условные обозначения в учебнике, в рабочей тетради.

Знать  поняия, их значение

Уметь ориентироваться в книге, читать, анализировать, высказывать своё мнение по прочитанному

Уметь работать с понятийным аппаратом

Р. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.

П. - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации

К. согласование усилий по достижению общей цели, развитие  монологической формой речи

1.Самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми)

2.  Нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор)

3.Самоопределение (система оценок и представлений о своем месте в мире и в отношениях с другими людьми)

4.Подведение учащихся к значимости нравственных законов в жизни улицы, двора, города. Развитие идеи приоритета нравственных ценностей в организации малого пространства и его освящении.

5.Смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

2.

Мир и лад (Поле ,лес и школа) (П   Л)

Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

3.

Мир и лад (Школа и семья) (П   Л) Доброе семья добрый плод дает. Добрая семья добрыми делами славится.

1

Урок повторения и систематизации

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

4.

Истоки и школа (К   О)

Истоки глазами детей. Колокол. Язык. Книга. Школа.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

5.

Истоковская школа.Истоки .Живительная сила. Родная земля.

1

Урок закрепления

Знать  поняия, их значение

Умение читать и выполнять задания

Уметь анализировать литературные произведения

Уметь составлять устный рассказ

Р. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения  в соответствии с образцом и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

П.  анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- построение логической цепи рассуждений,

К.  умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.

1.Самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми)

2.  Нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор)

3.Самоопределение (система оценок и представлений о своем месте в мире и в отношениях с другими людьми)

4.Подведение учащихся к значимости нравственных законов в жизни улицы, двора, города. Развитие идеи приоритета нравственных ценностей в организации малого пространства и его освящении.

5.Смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

6.

Дар (Рождество) (Е   Ё)

Рождественский дар. Праздничное слово. Слово –поздравление.Слово-приветствие.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

7.

7. Истоки и радуга (И   Р)

Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга - образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

8.

Сказки А.С. Пушкина (Ш   С) В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

9

 Родной край (Й) Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

1

Урок повторения и систематизации знаний

Знать  поняия, их значение

Уметь составлять план своего рассказа

Самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми)

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

10

Святыни России. Щит и герб (святой Георгий Победоносец) (Щ   Г)Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее.  Святыня России. Герб.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать символы страны, духовных защитников

Уметь высказать своё мнение

Р. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.

- Формирование  целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.

 информации;

Нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор)

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

11

Святыни России. Флаг.Флаг-знак воинской чести.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать  поняия, их значение

Уметь самостоятельно работать в тетради

К.  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-развитие монологической и диалогической форм речи

Самоопределение (система оценок и представлений о своем месте в мире и в отношениях с другими людьми)

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

12

 Святыни России. Илья Муромец (У   Ф)

Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать о русских богатырях

Умение читать и выполнять задания

Уметь анализировать литературные произведения

Уметь составлять устный рассказ

П. - поиск и выделение необходимой информации;

- анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- установление причинно-следственных связей,  

- построение логической цепи рассуждений,

Подведение учащихся к значимости нравственных законов в жизни улицы, двора, города. Развитие идеи приоритета нравственных ценностей в организации малого пространства и его освящении.

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

2. СЛОВО-  10 ч

13

Слово (Х   В) Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.

1

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний

Знать  поняия, их значение

Знать о народных героях

Смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).

Индивидуальная

Самоконтроль

  • Работа с учебником
  • индивидуальная

14

 Весна и слово (Н   Я)

Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Умение читать и выполнять задания

Уметь анализировать литературные произведения

Уметь составлять устный рассказ

Р. Преодоление импульсивности.

П.  поиск и выделение необходимой информации;

- анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- ориентация в учебнике и тетради для самостоятельных работ.

К. умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

- взаимодействие (учет позиции собеседника или партнера по деятельности).

Подведение учащихся к значимости нравственных законов в жизни улицы, двора, города. Развитие идеи приоритета нравственных ценностей в организации малого пространства и его освящении.

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

15

 Золотое сердечко (З   Т)

Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое Слово.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

16

 Серебряное копытце (Д   Б)

Добро. Доброе Слово. Доброе дело.

1

Урок закрепления

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

17

 Честное слово. «Добрыня Никитич» (Ч   Ы)

Честное Слово. Родительское благословение. Подвиг.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

18

 Слово о родителях (Э   Ю)

Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

1

Урок повторения и систематизации знаний

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

19

Русские богатыри . Труд и подвиг.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

20

 Святое слово. Былина «Алеша Попович» (Ь   Ъ) Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

21

Жизни цель.Жизнь. Любовь. Добрые дела.

1

Урок закрепления

Самоопределение (система оценок и представлений о своем месте в мире и в отношениях с другими людьми)

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

22

Чаша жизни (Ж   Ц) Жизнь. Любовь. Добрые дела.

1

Урок обобщения знаний

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

3. ОБРАЗ- 5 ч

23

Родник

Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник - начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

1

Урок повторения и систематизации знаний

Знать о родственных словах и их значении

Р. Умение действовать по плану и планировать свою деятельность.

Нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор)

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

24

Образ Родины

Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

1

Урок повторения и систематизации знаний

Знать о Невском и его роли в истории Отечества

Умение читать и выполнять задания

Уметь анализировать литературные произведения

Уметь составлять устный рассказ

П. - поиск и выделение необходимой информации;

- анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

Самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми)

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

25

Образ защитника Отечества

Святой Александр Невский - сол нце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

26

 Образ праздника (День Победы) День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать о Великой Отечественной войне

К. Развитие коммуникативных, управленческих навыков учащихся:

- согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности;

- умение договариваться, находить общее решение.

Самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми)

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

27

 Образ праздника (День Победы) Георгиевская скала.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

4. КНИГА.  5 ч

28

 Книга. Книга - живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет Творец

1

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний

Знать элементы книги

Уметь рассказать о книге по её элементам

Р. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.

- Умение контролировать процесс и результаты УД.

Индивидуальная

Самоконтроль

  • Работа с учебником
  • индивидуальная

29

Книга книг.

Собирание библиотеки - добрая традиция нашего народа. Книга книг - Библия. Библия положила начало объ яснению книг в семью - библиотеку.

1

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний

Знать о Библии.

Умение читать и выполнять задания

Уметь анализировать литературные произведения

Уметь составлять устный рассказ

П. - смысловое чтение как осмысление цели чтения;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

Самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми)

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

30

Живое слово книги

Чтение - сердечный дар. Живое слово Книги найдет отклик в душе читателя.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать, как правильно выбрать книгу

Уметь выбрать книгу

К. Развитие коммуникативных, управленческих навыков учащихся:

умение общаться на едином аналоговом уровне, единого контекста в группе.

Смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

31

 Первая книга. Мир книги

Первая книга соединяет труд   семьи и школы.

1

Урок закрепления

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная

32-33

 Мир книги. Подведение итогов.

2

Урок обобщения знаний

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Самоконтроль

взаимоконтроль

  • Коллективная
  • Работа с учебником
  • индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"

Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности  для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Дорогою открытий и добра».

В основу программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» (1—4 классы) положены идеи учебного курса «Гражданское образование в начальных классах» (2—4 классы) (авт. Н. Н. Деменева, Т. Я. Ж...

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы "Истоки"

Представлена программа (адаптированная) для учащихся 1 - 4 классов по курсу "Истоки"....

Рабочая программа внеурочных занятий для учащихся 3 «А» класса «Умники и умнички» .

Рабочая программа внеурочных занятий разработана на основе авторской программы Н. Б. Истоминой...

Рабочие программы внеурочной деятельности для учащихся 3 классов

Общеинтеллектуальное направление - "Для тех, кто любит математику", Духовно-нравственное направление - "Уроки нравственности", Социальное направление - "Подвижные иг...

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 3 класса «Дорогою добра»

    Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебны...