Вязание 1-4 классы
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Данная программа составлена на основе типовой программы для учреждений дополнительного образования (Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Авт. Воронаева Н.В., Гришин В.К. и др. - М.: «Просвещение»,2008).
Рукоделие является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Подбор ниток и фасона, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навык общественно полезного труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyazanie_1-4_klass.odt | 32.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе типовой программы для учреждений дополнительного образования (Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Авт. Воронаева Н.В., Гришин В.К. и др. - М.: «Просвещение»,2008).
Рукоделие является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Подбор ниток и фасона, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навык общественно полезного труда.
Вязание крючком имеет глубокие традиции. Вначале оно вошла в крестьянский быт и называлось «тамбур». Вязали кружева, которыми украшали полотенца, подзоры, передники, фартуки, кофты, наволочки и т.д., или целые изделия – салфетки, скатерти, занавески.
Крючок удобен и прост в работе: порой не успеешь начать вязание, смотришь, уже вещь готова. Также крючок способен так затейливо запутать нитки, что его узоры становятся похожими на русские коклюшечные кружева, гипюр или даже вышивку.
Приобщение подрастающего поколения к рукодельным работам, в частности к вязанию крючком – значимая частица трудового обучения и воспитания детей, т.к. основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны учащимся в их дальнейшей жизни.
Данный курс имеет практическую направленность: знакомство с видами петель, вязание образцов, вязание простых изделий. Изучение курса позволит учащимся получить навыки вязания различного вида полотна. Таким образом, учащиеся приобретают не скучные теоретические знания, а определенные компетенции.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных вязаных изделий, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных работ.
Учебная программа кружка разработана для учащихся 1-4 классов и рассчитана на детей 7-11 лет .
На реализацию программы отводится 1 час в неделю : 1 класс — всего 33 часа в год, 2 — 4 класс – всего 34 часа год.
Цель курса:
- Приобретение практических навыков вязания крючком;
- содействие становления активной личности через формирование устойчивого интереса к различным видам прикладного искусства.
Задачи курса:
- Научиться выполнять различные петли крючком.
- Научить читать схемы.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать эстетический вкус.
- Воспитывать усидчивость и аккуратность.
Основные методы и формы работы :
1.Словесные:
▪ Рассказ
▪ Лекция
▪ Беседа
▪ Дискуссия
2.Практический:
▪ Практическая работа
3.Наглядный:
▪ Демонстрация
▪ Иллюстрация
4.Метод проблемного обучения:
▪ Проблемное изложение материала
▪ Создание проблемных ситуаций
5.Метод игры:
▪ Игра – конкурс
▪ Игра – путешествие
▪ Игра – викторина и т.п.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
- материально – техническая база (нитки, крючки и вспомогательные инструменты)
- дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей)
- методическое обеспечение (методическая литература; таблицы с образцами узоров вязания, показом приемов техники вязания; фотографии и рисунки моделей; изделия, выполненные в натуральную величину)
- техника безопасности
При написании программы учтены следующие принципы:
- Принцип доступности и последовательности;
- Принцип научности;
- Учет возрастных особенностей;
- Принцип наглядности;
- Принцип связи теории с практикой;
- Принцип межпредметности.
Ожидаемый результат:
В результате изучения данного курса учащиеся получат представления:
- о технике безопасности при работе с крючком, иглами, булавами, ножницами;
- о подготовке материалов и инструментов к работе;
- об основных петлях и приемах вязания крючком;
- о видах узоров, выполненных крючком;
- о технологии вязания простейших изделий: прихваток, головных уборов, сумочек, салфеток и т.п.;
и будут уметь:
- пользовать крючком и выполнять основные петли;
- вязать образец и делать рассчет петель;
- читать схемы для вязания крючком и вязать по ним;
- подбирать материалы и инструменты для выполнения определенного изделия.
Содержание программы «Волшебный клубок»
1 класс.
- Вводное занятие. Материалы и инструменты -1 час.
Крючок. Виды крючков.Виды пряжи.Подготовка пряжи к работе.
- Виды петель. Воздушная петля – 2 часа.
Воздушная петля. Условное обозначение.Цепочка из воздушных петельВязание образца.
- Столбик без накида – 2 часа.
Столбик без накида. Условное обозначение.Петли подъёма.Полотно.Вязание образца.
- Столбик с накидом – 2 часа.
Столбик с накидом. Условное обозначение.Плотное вязание.Вязание образца.
- Столбик с 2,3 и болле накидами -2 часа.
Столбики с накидами. Условные обозначения.Вязание образца.
- Веер из нескольких столбиков – 2 часа.
Веер. Условное обозначение.Петля основания.Вязание образца.
- Пышный столбик – 2 часа.
Пышный столбик. Условное обозначение.Вязание образца.
- Пико – 2 часа.
Пико. Условное обозначение.Вязание образца.Декоративное оформление края.
- Схема. Условные обозначения – 1 час.
Условные обозначения изученных петель.Чтение схем.Запись схемы по описанию.
- Чтение схем – 1 час.
Чтение схем.Сопоставление схемы и описания.Сопоставление схемы и готового изделия.
- Узоры прямого вязания – 4 часа.
Прямое полотно.Плотное вязание.Ажурные узоры.Декоративные полосы.Вязание закладки.
- Вязание по кругу – 5 часов.
Вязание по кругу.Прибавление петель.Подставка под горячее.
- Вязание из отдельных элементов – 5 часов.
Вязание отдельных элементов.Сборка изделия.Декоративная дорожка.
- Итоговое занятие. Подготовка к выставке – 1 час.
2 класс.
- Вводное занятие. Материалы и инструменты -1 час.
Крючки.Толщина пряжи. Виды пряжи.
- Виды петель. Чтение схем - 2 часа
Воздушная петля, столбик без накида, столбик с накидом, пышный столбик.Чтение схем.
- Рапорт. Вязание по схеме – 2 часа.
Рапорт – повторяющийся мотив рисунка.Чтение схем.
- Столбик с 2,3 и более накидами. Веер из нескольких столбиков – 2 часа.
Столбик с накидом – условное обозначение.Веера.
- Выкройка. Расчет петель - 2 часа.
Выкройка. Построение выкройки. Вязание образца. Расчет петель.
- Рапорт. Вязание сплошного полотна -8 часов.
Рапорт.Сплошное полотно.Вязание жилета.
- Сборка изделия - 2 часа.
Отпаривание деталей.Сборка изделия.
- Виды обработки края – 3 часа.
Рачий шаг.Пико.Кайма
- Филейное вязание. Салфетка – 5 часов.
Схема филейного вязания.Заполненный квадрат.Пустой квадрат.Интерьер. Вязаные салфетки.
- Вязание по кругу – 5 часов.
Чтение схем.Соединение круговых рядов.Вязаная салфетка.
- Маленькие мелочи – 5 часов.
Чтение схем. Вязание по схеме.Прихватка.Подставка под горячее.
- Итоговое занятие. Подготовка к выставке – 1 час.
3 класс
1. Вводное занятие.
Планы и задачи кружка.Демонстрация изделий. Инструктаж по технике безопасности.
2. Основные приёмы вязания крючком.
Ассортимент крючков и нитей.Правильное положение рук при работе.Повторение приёмов вязания.
3.Упражнения в вязании столбиков и воздушных петель.
Условные обозначения. Запись схем. Изобретательные цепочки.Картины из цепочек.
4. Вязание узорного полотна.
Изменение фактуры вязанного полотна.Способы вязания. Правила вязания круга, квадрата,пятигранника.Понятие о рапорте.
5. Прихватка.
Выбор форм. Зарисовка схем оформления.
6. Сумочка.
Построение чертежа для сумочки.Выбор и зарисовка схем узоров.Вязание изделия.
7. Кружева, воротники, салфетки.
Способы вязания по выкройке.Два способа выполнения кружев: на цепочке и по краю.Чтение схем салфеток, кружев, воротников.
8. Сувениры, панно.
Выбор рисунка. Нанесение эскиза на ткань.Вывязывание элементов.Оформление.
9. Итоговое занятие.
Организация выставки работ.
4 класс
- Вводное занятие — 1 час.
Знакомство с программой. Просмотр готовых изделий и образцов.Определение расхода пряжи на изделие.Инструктаж по технике безопасности.
- Конструирование — 2 часа.
Правила снятия мерок. Построение плана.
- Ажурная кофточка — 8 часов.
Выбор фасона.Нанесение линей выреза горловины и длины рукава на чертеже выкройки.Выбор узора.
- Джемпер без рукавов — 8 часов.
Построение основного чертежа и выкройки на данный размер. Нанесение на выкройку линий выреза горловины.Использование выкройки для безрукавки.Зарисовка схем вязания узоров для джемпера и безрукавки. Вывязывание образцов и расчёт петель. Вязание деталей джемпера, сшивание, отпаривание, обвязывание пройм и выреза горловины..
- Тунисское вязание — 2 часа.
Крючок для вязания. Свойства полотна,связанного длинным крючком.Способы вязания узоров.Вывязывание узоров для изделий.
- Жакет- 8 часов.
Построение основных чертежей:жакета с длинными вшивными рукавами. Нанесение линий фасона на выкройку.Зарисовка схем вязания узоров для жакета.Вывязывание образцов и расчёт петель. Вязание деталей жакета, сшивание, отпаривание их по выкройке.
- Вязание, имитирующее строчевую вышивку - 4 часа.
Зарисовка схем узоров для вязания кружев и панно.Расчёт петель для изделия.Вывязывание изделия.
- Итоговое занятие — 1 час.
Организация выставки лучших работ обучающихся,их обсуждение, подведение итогов.
Учебно-тематический план кружка
«Волшебный клубок»
1 класс.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма занятий | ||
Теоретич. | Практич. | ||||
1 | Вводное занятие. Материалы и инструменты | 1 | 1 | ||
2-3 | Виды петель. Воздушная петля. | 2 | 0.5 | 1.5 | |
4-5 | Столбик без накида. | 2 | 0.5 | 1.5 | |
6-7 | Столбик с накидом | 2 | 0.5 | 1.5 | |
8-9 | Столбик с 2,3 и более накидами | 2 | 0.5 | 1.5 | |
10-11 | Веер из нескольких столбиков. | 2 | 0.5 | 1.5 | |
12-13 | Пышный столбик. | 2 | 0.5 | 1.5 | |
14-15 | Пико | 2 | 0.5 | 1.5 | |
16 | Схема. Условные обозначения. | 1 | 1 | ||
17 | Чтение схем. | 1 | 1 | ||
18-21 | Узоры прямого вязания. | 4 | 1 | 3 | |
22-26 | Вязание по кругу. | 5 | 1 | 4 | |
27-32 | Вязание из отдельных элементов. | 6 | 1 | 5 | |
33 | Подготовка выставки. | 1 | 1 |
2 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма занятий | ||
Теоретич. | Практич. | ||||
1 | Вводное занятие. Материалы и инструменты | 1 | 1 | ||
2-3 | Виды петель. Чтение схем. | 2 | 0.5 | 1.5 | |
4-5 | Рапорт. Вязание по схеме. | 2 | 0.5 | 1.5 | |
6-7 | Столбик с 2,3 и более накидами. Веер из нескольких столбиков. | 2 | 0.5 | 1.5 | |
8-9 | Выкройка. Расчет петель. | 2 | 0.5 | 1.5 | |
10-17 | Рапорт. Вязание сплошного полотна. | 8 | 2 | 6 | |
12-13 | Сборка изделия. | 2 | 0.5 | 1.5 | |
14-16 | Виды обработки края. | 3 | 1 | 2 | |
17-22 | Филейное вязание. Салфетка. | 6 | 1 | 5 | |
23-28 | Вязание по кругу. Салфетка | 6 | 1 | 5 | |
29-33 | Маленькие мелочи (прихватки, подставки). | 5 | 1 | 4 | |
34 | Итоговое занятие. Подготовка выставки. | 1 | 1 |
3 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма занятий | ||
Теоретич. | Практич. | ||||
1 2 | Вводное занятие. | 2 | 2 | ||
3 4 | Основные приёмы вязания крючком | 2 | 2 | ||
5 6 | Упражнения в вязании столбиков и воздушных петель. | 2 | 1 | 1 | |
7 8 9 10 | Вязание узорного полотна | 4 | 1 | 3 | |
11 12 13 | Прихватка | 3 | 1 | 2 | |
14- 22 | Сумочка | 9 | 2 | 7 | |
23- 27 | Кружева,воротники, салфетки | 5 | 1 | 4 | |
28- 33 | Сувениры, панно | 6 | 1 | 5 | |
34 | Итоговое занятие | 1 |
4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма занятий | ||
Теоретич. | Практич. | ||||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | ||
2,3 | Конструирование. | 2 | 1 | 1 | |
4- 11 | Ажурная кофточка. | 8 | 1 | 7 | |
12- 19 |
| 8 | 1 | 7 | |
20,21 |
| 2 | 1 | 1 | |
22-29 |
| 8 | 1 | 7 | |
30-33 |
| 4 | 1 | 3 | |
34 | Итоговое занятие | 1 | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
- Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Авт. Воронаева Н.В., Гришин В.К. и др. - М.: «Просвещение»,2008).
- Вязание крючком. Коллекция узоров. Рипол классик. 2007.
- Жанна Граф. Вязаная летняя мода. Ниола – Пресс. 2007.
- Журнал «Валя – Валентина», 2006 – 2008.
- Журнал «Вяжем сами», 2008.
- Журнал «Вязание: модно и просто», 2007 – 2008.
- Максимова М. В. Быстрый крючок. ЗАО «ЭКСМО». 1999.
- Рукоделие. Санкт – Петербург «ДИАМАНТ».1996.
- Рукоделие. М., 1993г., «Большая Российская энциклопедия».
- Магия кружев, Н.П.Белая, Минск, «Полымя», 2001.
- Вязание.,А.Краузе, Ташкент, «Шарк», 1993.
- Вязание крючком., Справочник., D,AGOSTINI, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н.И.Роговцева. Технология. 3 класс. Ателье мод.Одежда. Пряжа и ткани. Вязание.
Презентации к урокам по теме "Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани" с добавлением информационного материала....
Рабочая программа дополнительного образования "Азбука вязания" 4 класс
Рабочая программа дополнительного образования "Азбука вязания"4 класс...
Урок технологии в 3 классе по теме "Вязание. Воздушные петли"
Технологическая карта урока, сертификат...
Технология. Вязание крючком. Приёмы вязания.
Технология. Вязание крючком....
Инструкционная карта "Вязание крючком. Вязание по кругу"
Инструкционная карта для совершенствующих свои навыки в вязании....
Занятие по теме: "Вязание" для особенных детей. "Основные понятия вязания: петля, ряд и столбик"
Материал содержит презентацию для наглядности и визуальной подсказки и план-конспект с перечнем необходимых материалов и описанием практической работы....